Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Regions.ru

Кто виноват в кризисе образования? - Мнения священнослужителей

26.06.2013 08:54


По данным соцопроса, проведенного «Левада-центром», о сегодняшнем образовании в целом граждане России не очень высокого мнения: половина (49%) оценивает его как посредственное, еще 23% и вовсе считают его плохим. Доволен же нынешним положением в этой области только 21% опрошенных. При этом положение продолжает ухудшаться: нынешние действия властей в этой области отдаляют систему образования от той модели, которая нужна России, считают 46% опрошенных. Обратного мнения придерживается только 21%.

Основные проблемы сегодняшней школы, названные опрошенными (которые могли давать по нескольку ответов), можно разделить на три группы. Первая касается системы образования в целом. Школу «трясет» от бессмысленных нововведений (среди них притчей во языцех стал ЕГЭ), отмечают 20% опрошенных. Школа учит плохо – знаний, нужных, чтобы поступить в хороший вуз или на хорошую работу, она не дает (31%). При этом обучение детей обходится родителям все дороже (47% - самая частая претензия), причем это удорожание несоизмеримо с качеством обучения (34%), а материальная база (здания, спортинвентарь, компьютеры и проч.) остается нищенской (22%).

Вторая большая группа претензий обращена к школьникам. Опрошенные отмечают, что те не интересуются учением и не хотят учиться (38%), распущены и недисциплинированны (34%), что среди подростков процветают преступность и наркомания (30%), что на обстановке в школе пагубно сказывается имущественное неравенство учащихся (23%).

Пожалуй, меньше всего претензий обращают к учителям – но и тут 29% отметили, что они плохо подготовлены и не пользуются авторитетом у детей, а 10% - что они плохо относятся к ученикам и устанавливают казарменные порядки.

На вопрос: «Кого, по вашему мнению, в наши дни должна готовить школа?» самые популярные ответы (их тоже можно было давать несколько) – «культурных, образованных людей» и «мыслящих людей, способных брать на себя ответственность» (по 57%). Среди других ответов, набравших много голосов – «людей, трезво смотрящих на вещи» (31%), «квалифицированных специалистов» (29%), «патриотов» и «людей, способных обеспечить свое благосостояние» (по 23%), «хорошего отца, мужа, мать, хозяйку» (22%).

«А как бы вы оценили в целом состояние системы образования в нашей стране? Какие проблемы сегодняшней школы кажутся вам наиболее серьезными и требующими решения в ближайшие 5-10 лет? Кто повинен в них в первую очередь: администрация, преподаватели, учащиеся?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Агейкин

настоятель Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора

26.06.2013 10:00

Поскольку мои дети учатся в средней школе, проблемы образования для меня очень актуальны. Приходится постоянно восполнять пробелы образовательной программы – и самостоятельно, и привлекая друзей и педагогов, чтобы дети действительно получили фундаментальное образование.

Причем я говорю не о религиозном образовании, но о базовом – литература, русский язык, история. Это те фундаментальные предметы, на которых строится отношение к государству, отношение к месту своего служения – Родине и обществу. Эта проблема вообще не ставится и не рассматривается в современном образовании. Происходит просто «научение» определенному кругу предметов, преподавание определенных знаний. Нет системы базовой и фундаментальной, покоящейся на основах патриотизма, служения Родине, на нравственных качествах. Этого вообще в школе, к сожалению, нет.

А уровень преподавания гуманитарных дисциплин вообще катастрофичен. Программы по русскому языку, литературе, истории - попросту примитивны.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

26.06.2013 09:47

Система образования как одна из важнейших составляющих нашего общества переживает вместе с самим обществом тяжелую болезнь. Говорить о проблемах образования можно только с поправкой на то, что эти проблемы существуют не сами по себе, а являются следствием общей болезни, которой болеет все наше общество и государство.

Выход из положения может быть найден, видимо, только если государство и народ увидят жизненную цель и соотнесут с нею свое будущее. Когда станет понятным вектор нашего движения, тогда и образование найдет ответ на вопрос, какие цели и задачи перед ним стоят, какого качества оно должно быть.

Сейчас если и можно говорить о каких-либо успехах образования, они будут всего лишь достижением локального масштаба, заслугой исключительных личностей. Проблемы же, напротив, имеют всеобщий характер и связаны с общей нашей печальной проблемой существования - безысходного и бестолкового, когда человек не понимает ни зачем он живет, ни куда он движется, ни зачем существует страна, ни что будет с нами через 30-40 лет, а занят только вопросами ежеминутного, ежесекундного выживания. Конечно, это неправильное состояние жизни.

Надеемся, что с помощью Божией, опираясь на живую Церковь и основополагающую идею победы над смертью, мы преодолеем и кризис в образовании. Но еще раз повторю – он существует не сам по себе, но является только частью общей болезни нашего организма – нашего государства и всего русского народа.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

26.06.2013 09:43

Вопрос не нов, а ответ на него парадоксален: то, что мы называем нынешней перманентной реформой образования, есть попросту уничтожение образования. Во всяком случае, образования в привычном для нас смысле, знакомому по временам советским.

Тему эту обсуждают много, но основная проблема всей реформы в том, что взамен разрушаемой системы не создается ничего надежного и основательного. Слишком рискованно уходить от традиционных корней, как бы дорого они государству ни стоили, особенно если это самые главные для государства отрасли. А взамен предлагаются безжизненные, срисованные с неудачных западных образцов модели.

Главная драма образования - его коммерциализация и отсутствие ясной воспитательной идеи, отсутствие духовно-нравственного основания вообще. Отсутствие нравственного и целевого стержня в системе образования ведет к неизбежным разочарованиям в этой реформе после каждого ее поворота, к безвозвратной огромной утрате бюджетных средств и к выращиванию молодежи, все менее способной к патриотической высокопрофессиональной жертвенной жизни.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

26.06.2013 09:42

В Японии самая высокая зарплата у врачей и учителей – вот с кого нам следовало бы взять пример. Надо поощрять высококвалифицированных учителей, чтобы они чувствовали: государство заботится о качестве преподавания и о качестве жизни педагогов. Можно придумать систему поощрения и для лучших учеников, - тех, кто хорошо учится и чья дисциплина на высоте.

Что касается наркомании, курения и алкоголя среди школьников, то тут дело во вседозволенности и доступности информации. Школьники все видят по ТВ, им хочется попробовать этой «красивой» жизни, в итоге мы пожинаем плоды. То же самое касается патриотизма – откуда детям брать пример?

Кроме того, я считаю, что образование не может быть полностью бесплатным, иначе оно не ценится. Поэтому определенная плата за обучение должна быть. Что касается качества образования, то я не раз уже говорил о раздельном образовании мальчиков и девочек. Я это поддерживаю как мусульманин, и эффективность такого образования проверена опытом многих стран.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

26.06.2013 09:22

Каково наше общество, таково и все остальное – в том числе и образование. Пытаются ли те, кто критикует и недоволен системой образования, что-то изменить в лучшую сторону? Если нет - зачем кричать о плохом на каждом углу? Настоящий патриот – это тот, кто прилагает все усилия, чтобы изменить к лучшему ситуацию в своей стране.

Конечно, хочется, чтобы образование было лучше. Но учитель, который хочет заинтересовать ученика, сделает все, чтобы его увлечь. У такого педагога и ученики будут хорошими. А кто не заинтересован в работе, и учеников будет иметь таких же.

Конечно, чтобы общество было достойным, государство должно сделать все, чтобы учителя и врачи получали достойную зарплату. То же самое касается, кстати, и правоохранительных органов. А если не оплачивать их труд достойно, что с них спрашивать? Учителя и так у нас работают на энтузиазме.

Кстати, после «перестройки» в стране были вообще страшные времена, - тем не менее, учителя занимались с детьми, как-то пережили этот период. А сейчас в государстве все налаживается, открываются новые школы, ремонтируют старые, привозят новые компьютеры и т.д. И вообще пока человек не увидит плохое, он не может оценивать хорошее. Мы плохое уже видели, будем стремиться к хорошему.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

26.06.2013 09:16

Я соглашусь, что состояние нашего образование сегодня ужасно, что и отмечает подавляющее большинство родителей. Действительно объем знаний, который дается в школе, не позволяет потом поступить в вузы.

С завидным упорством Министерство образования и науки на протяжении последних 20 лет отказывается от воспитательного компонента в образовательной программе. Стараются построить обучение в школах как передачу пакета знаний - и только. Школа возлагает всю воспитательную работу на родителей. Конечно, родители не должны самоустраняться от воспитания детей, но при этом если ученик ежедневно находится как минимум полдня в школе, он должен получать там определенное воспитание. Вот тогда школа будет выпускать человека с определенным багажом для самореализации и для социализации, у выпускника будет свое сформировавшееся мировоззрение, ему идти дальше по жизни будет легче.

Кого винить в сложившемся положении? Только Минобрнауки, об этом уже говорят почти на каждом мероприятии, посвященном образованию.

Конечно, наши преподаватели не виноваты в том, что сегодня происходит с образованием. Это государство должно предпринять какие-то шаги, чтобы образовательная программа была более содержательной. В вузе педагоги продолжают бороться с отсутствием знаний и воспитания у студентов. Но это все держится на честном слове и энтузиазме.

Я очень надеюсь, что положение изменится. Президент сейчас скрупулезно вникает во все программы, - быть может, он предпримет какие-то шаги, чтобы выправить эту ситуацию. Иначе будет и еще хуже.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

26.06.2013 09:03

Я соглашусь, что наше образование в последние годы становится хуже. На мой взгляд, главной причиной этому отсутствие государственной поддержки. Главное все-таки престиж школы: чтобы в школу было идти престижно, чтобы учитель получал достойную зарплату, и профессия педагога стала престижной.

Нам сегодня говорят, что учителя стали получать хорошие зарплаты. Но, как известно, «есть наглая ложь, а есть статистика»: если сравнить зарплату обычного учителя и кого-то из руководства педсоставом, становится ясно, откуда берутся такие средние цифры. Зарплата учителя и в сельской, и в столичной школе дает повод задуматься: престижна ли работа учителя в селе, - работа простого учителя, а не директора школы или завуча?

Кроме того, сейчас введена система, когда директор школы назначает зарплату педагогам. Это порождает субъективизм в оценке труда: директор назначит хорошую зарплату тому, кто ему по какой-то причине ближе, а тому, кто не более профессионален.

Сейчас неправильно установлен критерий качества образования, - когда смотрят, какие оценки получили ученики, и за это отвечает директор школы, РОНО и даже область. Это порождает погоню за оценками и приписки. Ученик, зная, что ему натянут оценку, учиться не будет.

Еще одна проблема – это пресловутый ЕГЭ, который отучает школьника думать, настраивает его только на те предметы, которые ему выгодно сдавать, и где добиться хорошей оценки можно самым разным путем – списать, обмануть, дать взятку, лишь бы получить высокий балл. Я абсолютно убежден, что вузы сами должны отбирать себе студентов. Если у вузов эту систему отнять, то не будет и высшего образования. Понять, что абитуриент – будущий физик, врач или историк, можно глядя ему в глаза, а не в пустые бумажки.

Но в будущее смотреть надо с оптимизмом: пока у нас еще есть старая школа, хорошие наработки в системе образования, и если учитель работает с учениками серьезно, он может дать ученику хорошее образование. Наши школьники пока еще занимают призовые места на международных олимпиадах, - значит, наше образование не так уж плохо и его можно вылечить. Главное, не загонять «ниже плинтуса».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Если говорить об «омикроне», то это самый легкий штамм, который протекает как легкая простуда. И зачем надо было закрывать больницы и поликлиники, непонятно. Если мы сегодня видим, что поликлиники уже захлебнулись, не справляются с наплывом больных, это значит, что у нас идет полный развал здравоохранения. И конечно, будет увеличиваться количество хронических больных, количество смертей. Мы будем выявлять уже последние стадии онкозаболеваний, - вместо того, чтобы выявлять их на ранних ста ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

"Коммерческая составляющая наших телеканалов не должна быть главенствующей, потому что получается, что за коммерцией мы теряем наше гражданское общество, нашу сплоченность. Поэтому нужно менять полностью систему управления и нашим телевидением, и средствами массовой информации. Я не говорю о том, что нужно вводить цензуру. Но мы должны в эту грязную бочку, с этой зловонной жижей, добавлять чистую хрустальную воду, и вымывать всю эту грязь. И тогда все будет хорошо..."

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...