— Владимир Ростиславович, какими критериями будет руководствоваться ваше ведомство, когда будет оценивать проект реконструкции Омской крепости в октябре? — Это достаточно значимый для Омска проект. Не только как исторический памятник, но и как пространство в центре города, претендующего — вполне обоснованно — на звание столицы Сибири. Я знаю, что настоящей реконструкции Омской крепости в вашем городе ждали почти 15 лет, обсуждали возможные варианты. Если говорить сегодня о критериях оценки проекта, то мы будем руководствоваться рядом моментов. Во-первых, проект должен сохранять историческую ценность памятников, входящих в комплекс крепости и в то же время давать им новое значение. В историческом центре Омска должно появиться новое пространство для самих омичей. Во-вторых, расходы на реконструкцию крепости должны быть финансово обоснованны. В-третьих, реконструкция крепости должна быть ценна не сама по себе, она должна стать залогом привлечения инвестиций, туристических потоков.
— Я правильно понимаю, что министерство не будет возражать, если в крепости появятся коммерческие учреждения — рестораны, например?
— Конечно. Омская крепость должна стать местом, которое будет привлекать всех омичей. Если коммерческие заведения вроде кафе или ресторанов будут этому способствовать, то почему им там не быть? Омичи должны иметь возможность приходить в Омскую крепость в любое время и находить себе там занятие.
— В ходе общественных дискуссий всплыл интересный факт, на который раньше не обращали внимания: то, что называется Омской крепостью сегодня, — это всего лишь северо-западный угол реальной крепости. Настоящая вторая Омская крепость, которая была построена в 1768 году, включала в себя территорию практически всего исторического центра города. Должен ли проект, который вам представят омичи в октябре, предусматривать реконструкцию и включение в общий комплекс других зданий, которые расположены сейчас на улицах Тарской, Ленина, Тухачевского?
— А на этот вопрос должны ответить сами омичи. Никто лучше людей, которые работают над концепциями или конкретными планами реконструкции Омской крепости, не знает, какую территорию следует включать в этот комплекс. Вы поймите, не может Владимир Мединский, который сидит в Москве, в министерстве, решить за вас, омичей, какие здания необходимо сохранить в Омске, что будет на территории исторического центра вашего города, чем вы там будете заниматься. Но мы готовы рассматривать и поддерживать ваши предложения.
— Как в министерстве относятся к тому, что к обсуждению проекта реконструкции Омской крепости подключились общественные эксперты?
— Мы не просто это приветствуем. Подключение к обсуждению проекта городского сообщества является одним из критериев, по которым мы будем оценивать значимость проекта для Омска. Уже сейчас мы видим, что эта тема заинтересовала омичей: это прослеживается по публикациям в СМИ, в социальных сетях. Важно, чтобы люди, живущие в одном городе, находили общий язык и учились вырабатывать общие решения.
— Скажите, выделение бюджетных средств — вопрос уже решенный или существует возможность, что омский проект будет отклонен?
— Процесс софинансирования таких проектов, как реконструкция Омской крепости, зависит не только от Министерства культуры. В утверждении проекта будет участвовать еще целый ряд ведомств. Они в итоге и примут решение, быть Омской крепости такой, какую ее нарисовали омичи в своих планах, или нет. Поэтому важно, чтобы проект, который Омск представит в октябре, был действительно сильным и проработанным. Именно об этом мы говорили с губернатором Назаровым и сенатором Голушко, когда обсуждали возможность выделения из федерального бюджета на реконструкцию Омской крепости 2 миллиардов рублей.