Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о России как особой цивилизации

15.08.2013 08:51


Дискуссионный клуб Всемирного русского народного собора принял документ под названием «Обращение к мыслящим людям России». Его авторы развивают идущую еще от Данилевского идею, что Россия – не часть западной цивилизации, а особый культурный мир, наряду с мусульманским, индийским и дальневосточным. Они называют следующие признаки российской цивилизации, отличающие ее от остальных:

«— основополагающая роль православного христианства в формировании духовных идеалов и системы ценностей;
— изначальный принцип национального равноправия и неприятие колониальных моделей государственного строительства;
— сочетание высокого социального и технического динамизма с неизменностью духовной традиции;
— особое значение государственных механизмов и консолидирующих идей в жизни общества;
— преимущественное территориальное расположение в области холодного континентального климата, «зоне рискованного хозяйствования»;
— использование кириллической письменности как уникального графического кода».

По мнению авторов Обращения, западная модель общества как «системы сдержек и противовесов» России чужда: «На протяжении всей своей истории Россия вдохновлялась идеалом общества-семьи, объединённой братскими отношениями согласия и взаимовыручки. Такое общество способно избежать несправедливости кастового строя (когда социальные слои разделены материальной и духовной пропастью) и модернистского атомизированного социума (когда общественные связи упраздняются и каждый живёт только для себя). Солидарность отличается от тоталитаризма ненасильственным, сознательным характером общественного единения, сохранением широкой личной свободы наряду с императивом общенационального и общецивилизационного долга. Она также предполагает широкое и регулярное участие граждан в управлении государством, максимально задействуя прямые рычаги управления (референдумы, самоуправление малых пространств) и сводя к минимуму уровень отчуждения простых граждан от принятия политических решений. Принципу солидарности соответствует общегражданская собственность на природные ресурсы и инфраструктуру, всенародное участие в получении прибыли от их эксплуатации и общенациональная ответственность за состояние окружающей среды.

Мы убеждены, что поиск оптимальных форм общества, в основе которого лежит ценностный идеал солидарности, является глобальной тенденцией. Новые, современные формы экономической, коммуникативной и социальной солидарности возникают и развиваются во многих странах Востока и Запада. Россия имеет бесспорные основания, вытекающие из её цивилизационного опыта, чтобы стать мировым лидером на этом пути», - говорится в Обращении.

«Считаете ли вы Россию особым цивилизационным миром? Как бы вы расценили изложенный авторами идеал «общества солидарности»? Есть ли в России предпосылки для его формирования?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

15.08.2013 09:37

Безусловно, у России свой цивилизационный путь есть. Но из этого не следует, что он принципиально противоположен другим основным цивилизационным моделям. Ведь не случайно Достоевский говорил о «священных камнях Европы». Не случайно и то, что многие наши великие художники и мыслители отдали Европе многие годы жизни, и при всех нестроениях и нравственных безобразиях, все более проявляющихся в последнее время, и особенно сейчас, когда полным ходом идет пропаганда и легализация греха, уже и содомского, мы все же сродни западному миру.

Да, нравственные принципы уходят из жизни западноевропейских народов - но все же, хотя и у меньшей части, есть все же стремление их сохранить. А русским народом всегда принималось все ценное из иных национальных культур. Вспомним знаменитую Пушкинскую речь Достоевского. И все исследователи культур и цивилизаций указывали на такую отзывчивость России, ее способность принимать другие цивилизации, - конечно, до определенной степени. А в этом документе все-таки дается довольно схематичное и упрощенное представление. Нельзя все так сразу отметать.

Что же касается солидарности, то сам термин не кажется очень удачным. Здесь мы видим, скорее, некую идеалистическую интерпретацию. В реальном обществе все гораздо сложней. Воспримет ли оно эту идею, большой вопрос.

Конечно, солидарность может рассматриваться как один из элементов с учетом, что есть и много более ценного. И в перечне ключевых элементов мы не видим, например, такого важного, как служение. Но именно совместное служение несет возможность объединения и солидарности. Для русского национального сознания именно оно всегда являлось одним из самых важных и конструктивных идеалов. На мой взгляд, этот документ требует еще очень серьезной доработки.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

15.08.2013 09:34

До недавнего времени Россия, безусловно, представляла собой уникальный цивилизационный мир. Но после поражения в «холодной войне» Россия находится в униженном состоянии, и потому держится в фарватере западной цивилизации. Кроме того, мы понимаем, что советский период – это совершенно особый период. А если брать Россию с тысячелетней историей – это, конечно, особый цивилизационный мир.

Общество познается по идеалам, к которым реально стремятся его жители, а не просто декларируют. Реальная жизнь заставляет нас поступать определенным образом исходя из логики сдержек, противовесов, прагматизма и т.д. Русский человек – совершенно особый, при этом русское государство достигло высочайших вершин, статуса сверхдержавы. Мы проигрываем по тем пунктам, которые для западной цивилизации являются главными, но мы сильны в другом. И это говорит о том, что Россия до сих пор представляет собой особый мир, хотя идеалы нынешнего поколения совершенно другие, - такие же, как в рамках западной цивилизации. В нынешнем виде Россия не идентична себе, она не сама генерирует и вырабатывает идеалы, какие-то вещи мы, безусловно, утратили, а многие приобрели. Надо понять, что является доминантой для народа, для цивилизации, а что временным явлением.

Я согласен с авторами данного обращения. Надеюсь, что Россия, как это неоднократно бывало в период ее поражения, сумеет воспользоваться неурядицами западной цивилизации. Например, в 30-е годы ХХ века проблемы в капиталистическом мире позволили СССР сделать мощный рывок и после Великой Отечественной войны из мирового захолустья превратиться в сверхдержаву. Поэтому у меня есть надежды, что Россия вновь сумеет воспользоваться проблемами Запада и воспрянет духом.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

15.08.2013 09:32

Теория культурно-исторических типов Данилевского мне известна. Я не сомневаюсь, что Россия является совершенно особым культурно-историческим типом. В целом, мне ничто не резануло по ушам в представленном документе, я солидарен с его авторами.

Я убежден в том, что мы должны идти путем срединным – своим. К сожалению, еще Петр I создал ориентир на Запад, рубил «окно в Европу», хотя ему говорили, что давно есть «дверь». Так вот у нас есть «двери» в Европу и в Азию, на юг и на север, у нас достаточно возможностей для общения, но эти возможности могут быть реализованы с пользой лишь когда осознаем, что мы совершенно особая цивилизация.

Европа тоже особая цивилизация, никто не отрицает этого, как и не отрицают особенность Китая, но почему-то отрицают особенность России. Это неправильно. Россия дана нам Богом, и мы должны уметь находить свое место среди других народов и цивилизаций, да поможет нам в этом Всемилостивый Господь. У нас достаточно теоретических разработок – тот же Данилевский, и работы современных философов – Дугин и другие, есть и практики политические, которые достаточно много сделали для этой особенности. Мы всегда побеждали и преодолевали испытания только когда понимали эту особость, и проигрывали, когда не понимали.

Игумен Сергий (Рыбко)

Известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище

15.08.2013 09:28

Мне все-таки кажется, что нужно говорить не об особой цивилизации, а о части общей православной славянской цивилизации – части существенной и, пожалуй, объединяющей. А что касается солидарности, то есть такое хорошее слово «соборность». Оно всегда присутствовало в творениях русских философов.

На соборности держалась русская деревня. Это был русский общинный христианский строй. Если мы воспринимаем солидарность в этом ключе, то это возможно. Если в основании лежит заповедь «Возлюби ближнего как самого себя».

Большевики это разрушили, поставив во главе «Человек это звучит гордо». В результате человек перестал быть братом и другом своему ближнему, а стал волком, что мы сейчас и видим в нашем посткоммунистическом обществе, когда все друг с другом грызутся за материальные блага. Если удастся нам вернуться к христианским православным основам общественной жизни – к любви, то она и соединит членов нашего общества и придаст смысл и значение всему, что есть. Без этого смысла существования и будущего России я не вижу. Нужно вернуться к истокам, к соборности, к нашей православной цивилизации, которая была у нас тысячу лет.

Священник Андрей Алексеев

настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове

15.08.2013 09:18

Россия, безусловно, то место, где необходимо очень внимательно ценить то, что мы получили. Ведь не сами по себе мы вдруг присвоили себе право называться народом, у которого особая миссия. Это было бы нескромно, вызывающе и неверно. Но речь идет о том, что та традиция, имеющая отношение в первую очередь к христианству православному, т.е. не искаженному и не измененному, связанная со сверхъестественным откровением, данным от Бога, живет в России.

Миссия хранения православия лежит в первую очередь на нашем народе – это безусловный факт. И это не присвоено нами. Это, безусловно, накладывает отпечаток и на все остальное – и на мировоззрение, и на культуру, которая питает не только наш народ. Православие – культурообразующее начало, питает все народы, имеющие отношение к России.

Что касается «общества солидарности», то здесь нужно более четкое определение, - потому что нередко к подобным понятиям примешивается то, что не имеет отношения к христианской духовной традиции. Если это солидарность, которая просматривается через призму Евангелия, то – да. Иначе здесь можно приписать совершенно чуждые нашему пониманию гуманистические принципы, которые, увы, пленили Европу и привели и к французской революции, и к прямому влиянию сатанизма в европейском сообществе, фактически к изгнанию Христа из общественной жизни. Увы, это стало тенденцией современного западного мира.

Поэтому давайте будем очень аккуратны, чтобы не привнести в наше христианское миропонимание чуждые ему элементы. Давайте развивать солидарность именно в христианском смысле.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

15.08.2013 09:16

Мы особенны хотя бы тем, что являемся самой крупной страной, охватываем два континента – Европу и Азию. В духовно-нравственном плане наше отличие огромно от западного: мы не толерантны к пропаганде греха, у нашего народа всегда обостренное чувство справедливости, и многие понимают эту справедливость по-особому. Понимание власти, культуры, религии у нас выстраиваются тоже по-особому.

Особого секрета в этом нет, хотя нередко говорят о загадочности нашей души. У нас всегда обостренное внимание к проблемам других людей, сообществ, цивилизаций. Расширяя свои владения, мы никогда не вели себя как западные завоеватели, расхищая все богатства и обескровливая экономику. Россия наоборот преображала, интегрировала новые сообщества в свою государственность. Расширение государственных территорий происходило не только за счет захвата чужих земель, наш народ благоустраивал жизнь этих людей. У нас никогда не было колоний, люди становились полноценными гражданами.

Так что соглашусь: все перечисленные пункты в документе – это важные вещи, подчеркивающие нашу особенность. Причем все эти пункты важно знать не только нам самим, а людям, которые пытаются нас понять, переучить или сделать нас «младшим братом». В первую очередь я имею в виду западные цивилизации, пусть изучат эти пункты, чтобы знать, как с нами разговаривать, общаться и жить.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

15.08.2013 09:03

Действительно, Россия была таким особым миром. Она изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Обязательно стоит упомянуть вклад в культуру России Булгарского государства и влияние Золотой Орды. Только в нашей стране можно обнаружить такое переплетение евразийского пространства: здесь христианство уживалось с исламом, иудаизмом, буддизмом, соседствовали тюркская культура, славянская, финно-угорская и другие. Это сплав культур и традиций многих народов, имя которому Россия.

Безусловно, у Запада своя культура, а нам следует сохранять именно свои традиции, культурный код наших народов, никого не ущемляя. И это правильный путь. Нельзя сегодня обособиться и закрыться от всех, но в то же время мы не можем быть полностью открытыми, иначе будем вынуждены полностью или частично отказываться от своих культурных традиций. Мы обязаны сохранить и передать детям наше достояние.

Часто говорят о широкой русской душе. Мы под этим понимаем не конкретно русский народ, а все народы – доброта, великодушие и уважение друг к другу воспитывались в России веками, поэтому мы такая интересная и уникальная страна.

Елена Леонтьева

руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью

15.08.2013 09:01

На мой взгляд, это старый спор, который велся еще между славянофилами и западниками. Славянофилы как раз считали, что у России особый путь. Думаю, у каждой из этих теорий своя правда. Мне кажется, в России есть очень многое от Запада, чуть меньше, но тоже есть, от Востока. Я не могу назвать Россию особым миром, с индийской цивилизацией сравнить тоже не могу. Индийская однородна, а Россия многонациональна.

Я не согласна, что у нас должна преобладать в идеологии одна из религий, - хотя по факту у нас много православных, но не большинство. У нас сейчас скорее большинство атеистов.

Безусловно, Россия уникальна тем, что на ее территории уживается вместе столько разных племен и народов. И если мы будем пытаться ввести преобладающую роль одного народа, то попадем в ловушку. Лучше делать упор на создание чего-то совместного в условиях максимальной терпимости.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

15.08.2013 09:00

Я не считаю Россию особым миром. И перечисленные критерии для доказательства этого совершенно не состоятельны. Православие поддерживается во многих странах мира: и европейских, и даже африканских. Кириллическая письменность есть у многих народов. Большинство народов не занимались колонизацией других, наоборот список стран-колонизаторов довольно невелик. Поэтому эти аргументы надуманны и ничего не стоят.

Я бы стал говорить не об особой культуре, а о России как части христианской культуры. Православие и католицизм – это ветви одной христианской культуры, как бы они ни относились друг к другу. И это нас объединяет с Западом – что гораздо важнее, чем то, что нас разделяет. Поэтому путь России – это путь объединения с другими западными странами. А придумывание особого пути России - это путь в никуда.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...