Священнослужители о наказании за тунеядство

26.08.2013 09:54


Индивидуальный предприниматель из Самарской области Евгений Ермаков предложил принять в регионе закон о наказании за тунеядство. Свою инициативу он мотивировал так: «У меня есть ферма, и мне нужны рабочие руки. Однако что я вижу? Местные жители просто не хотят трудоустраиваться. Им проще ничего не делать и получать ежемесячно пособия от службы занятости». Предлагаю вернуть Самарской области закон о тунеядстве, и тем самым обязать взрослых, здоровых людей работать. Еще считаю, что нужно закрыть все биржи труда, чтобы лентяи сами задумывались о том, как прожить, а не надеялись на государство».

По данным областного минтруда, в регионе зарегистрировано более 15,5 тысяч безработных. При этом в службе занятости имеется более 43,5 тысяч вакансий. Наибольший дефицит рабочих рук испытывает строительство, торговля, обрабатывающие производства, медицина, соцобслуживание, пишет «Российская газета».

Предпринимателя поддержал и депутат Самарской губернской думы, заместитель председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку Сергей Ракитин: «Я нахожу дельным это предложение. Может быть, наказание не должно быть таким жестким, но менять в этой сфере что-то нужно, это точно. Ситуация складывается очень серьезно. Особенно на селе».

Напомним, недавно член Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко в интервью Regions.Ru сказала: «В СССР действовал закон о тунеядстве, согласно которому отлынивавшие от работы подлежали уголовной ответственности. Думаю, неплохо было бы к нему вернуться. Многие же просто не хотят работать: им легче жить на пособие, перебиваться попрошайничеством, переезжать из города в город якобы в поисках лучшей жизни. Закон же, как мне кажется, мог бы быть неким сдерживающим фактором. Хотя бы часть людей осознали, что за уклонение от труда их ждет не пособие по безработице, а суровое наказание».

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эту идею.

Протоиерей Александр Добросельский

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

26.08.2013 11:02

Христианская нравственность и Закон Божий не предусматривают наказания за добровольную безработицу, - кроме того ограничения, которое естественно возникает в случае безделия, по слову Священного Писания: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10).

Другими словами, не желаешь трудиться – не трудись, но тогда и не будь тунеядцем, безвозмездно потребляющим чужие труды, но питайся, чем Бог пошлет, - подножным кормом да подаянием.

Пособие по безработице во всех странах, которые еще не утеряли христианский подход к этой проблеме, выплачивается до тех пор, покуда не станет ясно, что человек просто не желает искать работу и трудиться, но становится нахлебником у государства. Но уголовное наказание для таковых несправедливо: неработающий его не заслуживает, так как нет в том преступления, и он волен жить в добровольной скудости. Тунеядца же достаточно ограничить в потреблении, - не кормить от чужих трудов.

Несправедливо тунеядца кормить и уголовно преследовать, одной рукой толкая на преступление, а другой наказуя. Несправедливо также не кормить и преследовать, потому что это уже не тунеядец. Отсюда, уголовное наказание за тунеядство невозможно.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

26.08.2013 11:00

Конечно, государству надо принимать какие-то меры по народосбережению, в том числе по предоставлению рабочих мест, по стимулированию заинтересованности в труде, по профессиональному обучению. Но репрессивные методы, аналогичные советским, сейчас уже не годятся. Человек должен обладать определенной свободой. Если он не хочет работать, что ж его заставлять под статьей?

Вообще советская власть и демократические реформы последних десятилетий отучили русского человека работать. Он физически, психофизически и нравственно сильно изменился из-за войн, революций, экономических и политических перемен. Не сам он в этом виноват.

Не кнутом, а пряником надо возродить желание трудиться. Этим должно заниматься государство - и не с помощью принятия репрессивных статей.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

26.08.2013 10:56

Проблема в том, что по известному советскому закону предполагался труд лишь в той форме и в том виде, в каком это было санкционировано государством. Вот Бродский в свое время пять лет в ссылке провел по этому закону как паразит. А ныне человек, живущий на нерегулярные гонорары от своих поэтических трудов или на доход от разовой удаленной работы, - он кто? Как определить: он фрилансер, просто крайний аскет, довольствующийся малым - или бездельник и тунеядец?

Кроме того, закон о тунеядстве часто использовался в СССР для давления на верующих и диссидентов. Монахи в монастырях, например, не имеют записи в трудовых книжках и по этому закону легко могут быть признаны нарушителями и осуждены, хотя как правило они много трудятся.

Я против того, чтобы возвращаться к прежним стереотипам. Следует не сажать безработных, а так организовать жизнь в государстве, чтобы людям хотелось пойти работать, чтобы работать было выгодно. А то глядя на нетрудовые личные сверхприбыли олигархов от продажи государственной нефти и газа за 7-8 тыс. работать не очень-то хочется.

Да, какой-то процент тех, кому уже все равно, будет всегда. Но и это люди, и за них Христос распялся. С ними тоже нужно как-то заниматься, а не бросать их на улице помирать.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

26.08.2013 10:46

Конечно, не стоит возвращать такой закон. Принуждения к работе не должно быть. Здесь все зависит от воспитанного в человеке с детства отношения к труду как к ценности. Я как-то беседовал со специалистом социологом, он объяснял: во всем мире понятие «труд» заменяется понятием «зарабатывание денег». То есть нет тяги заниматься чем-то конкретным, все сводится к вопросу, сколько ты получаешь. Поэтому наши современники хотели бы работать поменьше, а получать побольше. Они получают удовольствие от денег, а не от результатов труда.

Но есть еще удовольствие от хорошо выполненного дела. Это может быть творческая работа, или работа бухгалтера: дебет с кредитом сошелся и уже радость, директор жмет руку, все тебя уважают. Это большое дело - научиться получать удовольствие от хорошо сделанного дела и собственного труда. Вот когда научим детей, дадим им почувствовать, как должно быть, тогда и желание к работе будет.

Многие наши мужчины пьют, потому что им необходима самореализация, а ее нет. Мужчина не реализует себя как человек труда. И вроде семья хорошая, но каждый вечер глава этой семьи пьет пиво-водочку, потому что нет удовлетворения от того, кто ты на самом деле. Именно это осознание должно работать и двигать человека, чтобы ему не прозябать, не сидеть на печи, а реализовывать себя как личность.

Священник Глеб Грозовский

настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области

26.08.2013 10:35

Идея отличная! Лентяям будет деваться некуда кроме как искать работу. Главное, чтобы потенциальные тунеядцы не начали искать себе липовых справок, вроде тех, которые делаются не желающим служить в армии.

Биржа труда – совсем неплохой вариант. Если безработный хочет работать, нужны вакансии, а они есть. Так что закон может простимулировать тунеядцев работать, чтобы пищу вкушать не втуне. Как это написано в послании у апостола Павла: "Когда мы были у вас, то оставили вам правило: «Кто не хочет работать, тот пусть и не ест»" (2 Фес.3:10).

Иерей Георгий Христич

настоятель храма святых Жен-мироносиц на пр. Народного Ополчения, преподаватель Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, кандидат богословия

26.08.2013 10:31

Для христианских общин принцип обязательного трудоустройства сформулировал еще апостол Павел (а не В. И. Ленин 18 столетиями позднее): "Если кто не хочет работать, пусть и не ест" (2 Фессалоникийцам 3:10). Однако это скорее индивидуальный подход, характерный для христианской совести.

Как это работает в качестве закона, наша страна уже проходила: с 1961 г. действовал указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». С 1961 года те, кто не работал в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. В УК РСФСР была введена 209-ая статья за «тунеядство», и одной из ее первых жертв стал, например, поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года.

В демократической стране такой закон представить себе сложно. Скорее разумно задуматься о сокращении размера пособия по безработице и сроков его выплаты, а сэкономленные средства направить на поддержку социально незащищенных групп населения, а не поддерживать здоровых людей, не желающих работать.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)

кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета

26.08.2013 10:26

Насильственно кого-либо заставить работать нельзя, и введение наказания за тунеядство может привести только к тем перекосам в общественной жизни, которые были в советское время, когда налог за тунеядство взимался с ряда монашествующих.

Человек может не работать по разным причинам, поэтому наказывать за тунеядство неразумно, хотя я не приветствую уклонение от занятости на пользу общества и конкретных людей. Необходимо отменить пособия по безработице или выплачивать их по принципу братского для нас государства – Беларуси. Там лишившемуся работы или попросту безработному выплачивают минимальную сумму в течение первых трех месяцев после того, как человек встал на учет в бирже труда, а если за это время он никуда не устроился работать - снимают с учета с биржи и ничего не выплачивают впредь. И статистика в порядке, и у людей появится стимул зарабатывать, и государство не в накладе. Тогда государство долго не будет держать на своей шее тех, кто сознательно не хочет работать и приносить пользу обществу, ведя паразитический образ жизни, который критиковал еще апостол Павел: ведь лозунг "кто не работает - тот не ест" - не советское изобретение, а цитата из Священного Писания, из 2 Послания к Фессалоникийцам: "Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб" (2 Фес 3 : 6-12).

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

26.08.2013 10:22

Законом о тунеядстве ничего сейчас не исправить, да и в советские времена он не очень-то работал. Я в те времена был строителем, из бригады в 16 человек работала половина, а остальные были чьими-то друзьями-родственниками, они только числились, но не работали.

После того, как в 90-е произошел раздел имущества, кто-то стал владеть всем, а большинство ничем. И вот богатые хотят, чтобы на них работали, а остальные на них работать не хотят из принципа. Кроме того, в сельской местности многие страдают алкоголизмом, и даже если им предлагать хорошую зарплату, они работать просто не в состоянии. Этих людей лечить надо, закон о тунеядстве не поможет.

Россию может спасти только полное обращение к Всевышнему. А такими законами ничего не изменить. У нас за убийства не всегда наказывают, а теперь за тунеядство сажать будут? Это просто смешно.

Если предприниматель хочет, чтобы люди на него работали, он должен к ним хорошо относиться и платить достойно. Есть же люди, которые держат большие фермерские хозяйства, и к ним с удовольствием идут работать.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

26.08.2013 10:17

Предложение актуально. В больших городах подобные категории людей не совсем на виду, но в деревнях, районных центрах показательна ситуация особенно среди мужчин, которые с 90-х годов привыкли основной труд возлагать на женщин. Понятие мужчины как главы семьи давно растворилось, и законные меры сегодня в виде наказания за тунеядство могли бы решить эту проблему.

Не всегда люди понимают только доброе слово, нужны и административные меры. Необходимо подталкивать людей, чтобы они начали заботиться о своих семьях. У нас много детей-беспризорников и сирот из-за того, что родители не всегда могут их обеспечить. Попран авторитет отцов, который был для нас раньше эталоном морали.

Государство само заинтересовано не плодить иждивенцев, и общество наше рано или поздно возмутится их количеством. Сколько можно содержать людей, которые могут работать? В Европе таких много, и в России уже целая категория. Эти люди воспринимают безделье как образ жизни, максимум – довольствуются временным заработком или живут только на пособие. К этой теме надо привлекать внимание, и законные решения кардинально поменяли бы ситуацию.

Елена Леонтьева

руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью

26.08.2013 10:03

Я посоветовала бы этому инициативному предпринимателю, у которого возникла идея о возвращении закона о тунеядстве, переехать в Северную Корею. Думаю, ему там будет хорошо. То же самое я предложила бы и депутатам, поддержавшим эту бредовую инициативу. Все пусть едут, там таким и место. Других предложений у меня нет.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

26.08.2013 10:02

Не могу согласиться с этим абсурдным предложением - это попытка в очередной раз нарушить если не права человека, то личностные права. Не нужно повторять худшее из наследия нашей великой страны. В СССР за тунеядство мог быть привлечен человек, который занимается частным делом, например, писатель или садовод-любитель, не имеющий трудовой книжки, живущий плодами приусадебного хозяйства. Люди в таком случае пытались завести фиктивные трудовые книжки и записи в них... Мы помним годы, когда во время специальных рейдов людей ловили в течение рабочего дня в кино, магазинах, так что все просто боялись выходить на улицу. Такое, конечно, недопустимо. Надо брать то хорошее, рациональное и верное, что было в прошлом, а не повторять горький опыт партийно-номенклатурных времен и возвращать унизительные термины. Чем зарабатывать себе на жизнь, должно быть свободным выбором человека. Важно, что в соответствии с нравственными принципами человек обязан трудиться и кормиться плодами своего труда, если конечно это не больной и т.д.

Для меня важен юридически выверенный статус: что такое «тунеядец»? Если так называть людей, зарегистрированных на бирже труда, согласиться можно лишь отчасти. Многие из них вынуждены были пойти на этот трагический и довольно унизительный шаг. Не всякий человек решится признаться, что в силу определенных причин он потерял работу и нуждается в помощи государства. Убежден, большой процент из них имеет на это очень серьезные личные основания, а отнюдь не отсутствие желания работать. Есть и те, кто принципиально не хотят что-то делать, лишь жить на социальное пособие, но таких крайне мало.

А то, что трудиться человек обязан - это аксиома, а не теорема. Истинно счастлив тот, кто сочетает труд с призванием, с предназначением Божиим. Горько, что таких счастливцев становится меньше: в поисках хлеба насущного многие рады любой работе.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Недавно исполнилось 6 лет с момента гибели бывшего лидера Ливии Муамара Каддафи, его убили поддерживаемые НАТО повстанцы. После его смерти страна фактически распалась на несколько территорий, контролируемых разными группировками. Богатые нефтью регионы оказались в руках экстремистов и террористических групп. Население живёт на грани нищеты

"Отсутствие возможности самостоятельно применять в рамках производства по указанному административному правонарушению доставление и административное задержание вынуждает должностных лиц ФССП России обращаться за содействием к должностным лицам органов внутренних дел, что замедляет процесс производства по делу".

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"