Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

22.fskn.gov.ru

Что делать с бездомными? - Мнения священнослужителей

18.09.2013 09:10


Два законопроекта, которые должны изменить жизнь бездомных, предполагается внести в федеральный парламент через Мосгордуму.

Раз в полгода бездомный должен будет проходить медобследование, а если у него найдут инфекционное заболевание, то и лечение. После этого ему будут выдавать свидетельство о регистрации лица, занимающегося бродяжничеством. Бродяг, которые не прошли регистрацию, будут задерживать и по решению суда направлять в специальные учреждения соцзащиты: в первый раз максимум на два месяца, второй раз — на год, сообщает газета «Известия». Издание отмечает, что предлагается, по сути, восстановить советскую систему лечебно-трудовых профилакториев.

— Это социальное учреждение закрытого типа, — пояснил заведующий сектором соцпомощи бездомным гражданам департамента соцзащиты Москвы Андрей Пентюхов. — Режим охраны будут обеспечивать правоохранительные органы. С людьми, попавшими туда, будут работать наркологи, психологи. Будет трудотерапия. Я бы такие спецучреждения делал за городом. Может быть, они могли бы появиться в «новой Москве». Лучше, чтобы люди работали на земле, чтобы у них было какое-то подсобное хозяйство. Не исключаю, что их можно было бы привлекать к общественным работам, к уборке и озеленению города.

По данным департамента соцзащиты, на улицах Москвы живут около 10–12 тыс. бродяг. Две трети из них имеют прописку и жилье, в основном в других регионах. Многие из них приехали в столицу на заработки, потом спились, деградировали и ничего не хотят менять в своей жизни. При этом они могут быть разносчиками заболеваний и нередко совершают противоправные действия, чтобы получить средства к существованию.

Напомним, не так давно известный петербургский депутат Виталий Милонов предлагал похожие, по сути, меры: «Государство должно сказать, что если у тебя нет жилья, то вот тебе, к примеру, общежитие в Вологодской области, где ты будешь жить, мы тебе дадим работу, у тебя будет душ и все, что положено. Если он отказывается, то его можно переселить во временный центр для бездомных».

См. также:
Священнослужители о бродягах, колхозах и депутате Милонове

Парламентарии о переселении бродяг в колхозы

«Законопроекты имеют репрессивный оттенок», - прокомментировал документ руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Илья Кусков. Эксперт опасается волны насилия со стороны стражей порядка по отношению к бездомным. «Мы убеждены, что позиция принудительного устранения бездомных малоэффективна, - говорит Илья Кусков. – Мировой опыт подтверждает, что наиболее эффективная мера – дать бездомным возможность для добровольной реабилитации и социализации».

Общественники, занимающиеся проблемами бездомных, тоже не в восторге от предлагаемых законопроектов. «Те, кто занимаются бездомными, должны показать, что на нашей стороне сострадание и сочувствие, а не власть и сила, — считает глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как «Доктор Лиза». — И вот этого в законах я не почувствовала. Я считаю их антигуманными». Вместе с тем она согласилась, что в некоторых случаях принудительно лечить людей необходимо: «Что касается туберкулеза, я за насильственную госпитализацию и удержание таких больных до того, как их анализ станет отрицательным. Но если человек не может заразить окружающих, я не вижу причин применять к нему насилие. А если мы их вывезем за 101-й км, они дойдут обратно — те, кто выживет».

«Разумны ли и гуманны ли, на ваш взгляд, предлагаемые Мосгордумой меры? Какой вообще должна быть политика в отношении бродяг?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

18.09.2013 09:59

Принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и закрытые заведения для бродяг совершенно необходимы. Люди, которые обеспокоены защитой прав этих несчастных, забывают, что остальные люди – не наркоманы, не бродяги, не алкоголики – тоже имеют право на сострадание, сочувствие и должную жизнь в соответствии с теми правами, которые они имеют. У нас все время смотрят в сторону меньшинств, а то, что большинство страдает, забывается.

Мои родители – раскулаченные крестьяне Орловской губернии, и они тоже приехали в Москву. В 1930-м году они жили так же, как сейчас живут бродяги – страшно жили, незащищенные ни от кого, в полном произволе властей и вообще кого угодно. Они были беженцами из родного села. Эти люди, которые потеряли все – жилье, кров, средства к существованию, - но не потеряли собственного человеческого достоинства, не потеряли своих нравственных принципов, и они выжили в этих очень тяжелых условиях. Людям, которые не теряют нравственного облика, любая помощь будет приемлема и нужна. А от тех, кто потерял облик и занимается социально-опасными делами, нужно защищать остальных, потому что они опасны, - и не только тем, что являются разносчиками различных заболеваний, а тем, что растлевают и разлагают наше общество, становятся дурным примером для многих людей.

Бродяги составляют своего рода сообщество, которое занимается добычей себе еды, и шарить по свалкам - это самый честный способ получения продуктов. Чаще всего используются другие способы – воровство, попрошайничество. Они является источником криминальной опасности для общества, и защита от них нужна людям не меньше, чем она нужна самим этим несчастным. Бездомные живут вне общества, составляя группировку, которая явно занимается криминалом, и о них пекутся, а люди, которые стараются жить честно, получают меньше всего попечения. Мне бездомных тоже жалко, - но пожалейте и тех, кто бьется за то, чтобы создать и сохранить свою семью, пожалейте молодежь, которая не имеет возможности купить квартиру!

Нравственные устои общества должны быть во главе угла. Если нравственные критерии будут самыми важными, меньше людей будет уходить от своего общественного служения.

А принудительное лечение - это мера оправданная и применяющаяся во всех культурах и обществах, ее надо просто восстановить, мы без этого пропадем. И Церковь наша благословляет милосердие и помощь всем несчастным людям и молится о всех, - но кроме молитвы должны быть социальные меры государства по защите не только бездомных и нищих, но и всех, кому сегодня несладко живется в нашем Отечестве.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского

18.09.2013 09:56

Насколько эти меры окажутся гуманными, будет зависеть от конкретных исполнителей. Многое будет зависеть от подготовки персонала, его нравственных качеств.

Если все отдать «органам», которые не знают специфики этих людей, это может быть чревато очень большими гуманитарными издержками, потому что большинство этих людей психически нездоровы и часто просто нужно уметь с ними обращаться. Нужен дифференцированный подход, учитывающий эту составляющую.

То, что бездомными занялись, - это, конечно, благо. Это очень важное дело. Если удастся реабилитировать хотя бы тех, кто способен воспринять эту реабилитацию, это будет большое благо и для них, и для общества.

Протоиерей Александр Борисов

настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине

18.09.2013 09:53

Эти меры кажутся мне вполне разумными – правда, еще неизвестно, как они будут исполняться.

Разумеется, не должно быть никакой жестокости. И в советское время принудительное лечение в ЛТП и заключение на 15 суток как воспитательная мера не всегда были адекватным решением, но часто были и вполне оправданы. В наше время решать проблему бездомных и бродяг государство и общество, конечно, должны в тесном взаимодействии с Церковью. Возможности для этого есть. Наш храм, например, 15 лет кормил бездомных.

Подход должен быть гуманным. Меры в принципе правильные, но важно провести их по-человечески. Нельзя же допускать, чтобы люди у нас замерзали на улице. Когда человек неадекватен, сам на себя махнул рукой и фактически выбрал путь самоубийства, необходимо бывает и принуждение. А самые элементарные условия для выживания все-таки всегда можно создать.

Протоиерей Илия Шапиро

Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами

18.09.2013 09:52

Мне кажется, вполне нормальные меры. Только я бы к психологам прибавил еще священников.

Что этой темой, наконец, занялись, уже хорошо. Потому что речь идет о живых людях, которым нужно помогать. Сопоставлять, конечно, трудно, но почему-то сразу возникает аналогия с Домом трудолюбия св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Вопрос, способно ли наше общество явить милосердие, возможно ли в нем такое сугубое воспитание и сугубая опека этих людей? Важно, конечно, кто конкретно будет этим заниматься, в чьи руки попадет этот проект. Сама-то идея неплохая. Дай Бог, чтобы этим вплотную занялись, чтобы был подобран достойный персонал.

Протоиерей Павел Грачев

настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области

18.09.2013 09:38

Насколько гуманными, разумными и эффективными окажутся предложенные меры, покажет практика, если этот законопроект будет принят.

Люди без жилья, бродяги – тема эта, конечно, очень серьезная. И хорошо, что депутаты над ней начинают думать. Но подход в принципе должен быть гуманным, а не репрессивным. Люди попадают в бродяги по разным причинам – часто это жертвы обмана или люди с психологическими проблемами. Такие люди нуждаются в сочувствии, элементарном внимании, им нужна помощь, чтобы вновь встать на ноги. Здесь речь, скорее, должна идти о центрах реабилитации. Думаю, что многим могли бы помочь и священнослужители.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

18.09.2013 09:31

С одной стороны, лечить людей, которые не имеют документов, это правильно. Потому что у нас в медицине существует такая проблема: без документов вас не положат в больницу: нет полиса ОМС – кто будет платить за лечение? Хотя для инфекционных больных исключение сделано. Я помню случай, когда стало плохо одному бродяге, который постоянно у нашей церкви просил подаяние. Я вызывал «скорую», его отвезли в инфекционную больницу, а там отмыли, выгнали вшей, приодели в новую одежду. Он оттуда пришел счастливый, довольный, чистый, отъевшийся и был мне всегда благодарен за это. В его глазах именно я помог попасть ему в больницу, где к нему отнеслись хорошо.

Но есть другой момент, который настораживает: поскольку решение принимает Мосгордума, и это решение в случае отказа может привести к лишению свободы, не стоит забывать, что у нас в государстве отменен институт прописки и есть уголовная статья за незаконное лишение человека свободы, т.е. такое решение вступит в противоречие с имеющимся федеральным законом.

Если у нас как в СССР будет законодательство о лечебно-трудовых профилакториях для людей, которые на самом деле погибают, а я вижу это среди сидящих у Церкви, то сперва надо посмотреть, что для них можно сделать. Может, вылечить и дать им какие-то навыки. К сожалению, некоторые из них ни за что не вернутся в социум и к нормальной жизни, потому что они психологически надломлены настолько, что жить с людьми уже не умеют и не хотят.

Надо аккуратно поступать в отношении свободы человека, который он ничего дурного не совершил: это общество поставило его в такое пограничное состояние, и он стал маргиналом. Конечно, мы должны стараться жить достойно, но если человек не хочет, то никто не заставит его жить по-другому. Даже Бог не лишает человека свободы, а Он мог бы заставить нас быть хорошими, но это «заставить» лишало бы нас ценнейшего фактора - свободы, благодаря которой человек и является высшим Божьим созданием.

Иерей Валерий Буланников

клирик храма свт. Николая в Отрадном

18.09.2013 09:29

Вопрос, на самом деле, очень сложный.

С одной стороны, предлагаемые меры вроде бы разумны. Но надо иметь в виду, что бродяжничество это часто фактически болезнь, связанная с отклонениями в психике. А бывает, что это сознательный и свободный выбор. А бездомным человек может оказаться и в силу различных обстоятельств, в том числе в результате обмана и мошенничества. Это все нужно учитывать и подходить соответствующим образом.

Принципиально важным становится вопрос о применении принуждения и насилия: в какой степени оно допустимо даже для блага самого человека и общества? Поэтому эти спецучреждения должны находиться под очень строгим общественным контролем, чтобы учитывались интересы и общества, и самих этих людей. Это должен быть в первую очередь гуманный подход.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

18.09.2013 09:26

Государство должно заботиться обо всех, а бродяга или нет – это лишь разделение нашего общества на слои. Если бродяга болеет и распространяет инфекцию среди людей, конечно, его надо заставлять лечиться, а вопрос, гуманно это или нет, не должен даже рассматриваться.

Восстановление системы лечебно-трудовых профилакториев - это тоже правильно. Вообще раньше в СССР было много хорошего, если не брать в расчет идеологию. Но что людей тогда заставляли работать, делали их нормальными членами общества – это хороший метод, его надо брать на вооружение.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

18.09.2013 09:21

Эта тема непростая. За последние 20 лет появилось много бродяг, потому что наши недобросовестные нотариусы и «черные риэлторы» оставили людей на улице насильственным путем. И сейчас подобных схем полно. И это не без участия участковых, некоторых чиновников и прочих.

А как регистрировать и лечить бродяг? Это тоже не просто. Некоторым бездомным так жить нравится, они и не хотят что-то менять - живут на свалках, их оттуда не вытащишь. Конечно, антисанитария порождает болезни, и живут эти люди недолго в таких условиях.Думаю, будет сложно регистрировать их и проводить медосомотр. А в лечебно-трудовом профилактории такие люди работать не будут, они отвыкли и им не хочется.

Бездомных много везде, в том числе в благополучных европейских странах. Это такой стиль жизни у людей. Лишь малый процент из них хочет вернуться к нормальной жизни. И что тут негуманного, если бездомные будут получать нормальное жилье и питание? Профилакторий мог бы стать одним из вариантов решения данного вопроса.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

18.09.2013 09:17

Общество давно заботится о нуждающихся. Помогать им – гуманно, вопрос только в формах этой помощи.

У нас есть конституционные права людей, и если не нарушаются нормы законодательства, нужно привлекать НКО, которые направлены на социальную работу, для деятельности им же выделяют гранты. Русская Православная Церковь организовывает ужины для бездомных, адреса этих мест хорошо знакомы бездомным. Так что можно заботу о бездомных переложить на общественные организации, многие из которых сегодня успешно с этим справляются.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

18.09.2013 09:13

Мне известны случаи помощи бездомным в основном со стороны неправительственных организаций. Это общественные организации, инициативы обычных людей, церковные, православные организации, которые собирают и раздают при храмах одежду, многие имеют трапезные для бездомных в Москве. Роль государства здесь крайне мала, ее надо увеличивать. Все-таки хочется, чтобы именно определенные государственные органы, отвечающие за это, брали под свою опеку и оказывали помощь этим людям. Большинство из них не в состоянии поменять свою жизнь сами, нуждаются в стартовой помощи.

Есть определенное число людей – не только в России, но и в других развитых странах – которые сознательно выбирают этот путь. Для них бродяжничество - это определенное мировоззрение, это такие неприкаянные души. Они знают, на что идут, и за сам выбор их трудно осуждать. Другой вопрос, когда они участвуют в криминальных делах, занимаются попрошайничеством, являются распространителями болезней, наркотиков и.т.д. С этим, конечно, надо что-то делать.

Если нахождение такого человека в обществе грозит распространением инфекционных болезней, а человек не имеет собственной воли, противится лечению, то в целях защиты окружающих, без сомнения, его надо госпитализировать, особенно если речь идет о местах массового скопления людей, как метро в Москве. В такой ситуации принудительное лечение необходимо. А когда он перестает быть опасен с медицинской точки зрения, то против воли удерживать его не совсем нравственно и незаконно. В рамках закона насильственные меры следует применять только в случае опасности для большинства.

Вот приведу пример с правами человека: при посадке в самолет в особых случаях приходится раздеваться до нижнего белья. Это нарушение прав человека, унизительная процедура, но человек подчиняется этому диктату во имя безопасности других. Это наглядная демонстрация того, как права большинства ущемляют права одного. Те же поборники прав человека принимают же подобные случаи, соглашаются с правилами? Вот и здесь, на мой взгляд, нарушение прав человека возможно во имя блага других людей. Регулирование законодательства в этих вопросах необходимо, но и здесь надо действовать не только по закону, но и по совести!
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...