Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Священнослужители о единстве российской истории

25.09.2013 08:52


Президент России Владимир Путин выступил на заседании дискуссионного клуба «Валдай». Он, в частности, сказал:

«Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычёркивая неприглядные или идеологически неудобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима. Но без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна.

Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперёд».

Владимир Путин отметил тот очевидный факт, что для появления объединяющей нацию идеи необходимо общественное согласие вокруг общей картины отечественной истории. Это кажется труднодостижимым. Все ключевые этапы и события отечественной истории, от Крещения Руси до противостояния президента и парламента в 1993 году, вызывают в обществе разноречивые, подчас противоположные оценки. Резче всего, пожалуй, расхождение в оценке советского периода – но проблема, кроме идеологической, имеет и национальный аспект.

В некоторых национальных республиках стремятся героизировать прежде всего те эпизоды из истории «титульного» народа, в которых русские выступают как враги: в Татарстане – оборону Казани от войск Иоанна Грозного, на Северном Кавказе – Кавказские войны. Так, например, в Чечне 15 сентября был открыт после реконструкции мемориал пленным чеченским девушкам, которые, хватая с собой русских конвоиров, бросились в бурную реку. В память об этом событии по инициативе Кадырова был учрежден День чеченской женщины, который отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября.

Открытие этого памятника вызвало широкий резонанс. В ответ на новость об открытии мемориала член президиума общественной организации "Офицеры России" Павел Пятницкий предложил установить в Москве памятник Ермолову, а депутат Госдумы от "Единой России" Алексей Журавлев решил направить запрос генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой проверить монумент как взращивающий сепаратистские настроения. По мнению Журавлева, открытие этого монумента "было воспринято как открытое прославление убийц русских солдат". Депутат назвал церемонию "антироссийской акцией" и попросил проверить законность возведения памятника.

См. также:
Достижимо ли согласие во взглядах на историю? - Мнение парламентариев

Отметим, что с советских времен установился своего рода «исторический этикет»: победы над дружественными народами (республик СССР или стран Варшавского договора) в советское время хотя и не замалчивались, но и не педалировались – даже такие значительные для судеб страны, как 1612 год. И посейчас в России не отмечают день взятия Казани, не ставят памятники русским героям Кавказских войн и т.п.

«Достижимо ли, на ваш взгляд, общественное (в том числе и межнациональное) согласие вокруг оценок основных событий российской истории – сможет ли, по выражению В.В.Путина, «вся наша история без изъятий стать частью российской идентичности»? Что могут сделать государство и общество, чтобы разные оценки исторических событий не раскалывали страну? Как относиться к прославлению тех, кто воевал с русскими, в некоторых национальных республиках на государственном уровне: не идет ли оно в ущерб целостности страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Владимир Вигилянский

клирик храма мученицы Татианы при МГУ

25.09.2013 09:36

Есть такое общее движение, которое связано не только с нашими кавказскими республиками или странами СНГ, но и для тех, для кого Россия является геополитическим противником - вообще находить в истории России только отрицательные стороны. Мы это знаем по учебникам истории в Европе, в Америке. Это движение и использует в своих целях выступления, подобные тем, что произошли в Чечне и Татарстане.

Надо помнить, что если кто-то хочет понравиться Америке или Англии, нужно поругать Россию, ее историю и прославить своих героев, которые воевали с Россией. Этот «брэнд» всегда воспринимается нормально. Мы прекрасно знаем, что на центральной улице Лондона стоит памятник победы Англии в Крымской войне.

Не подобает людям из Татарстана и Северного Кавказа дудеть в ту же дуду, в которую дудят в Англии и Америке. Это всегда будет восприниматься как враждебная по отношению к России позиция. Важно и нам, и людям, совершающим такие поступки, задуматься, к каким последствиям они могут привести.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

25.09.2013 09:30

Думаю, всем надо понимать, что история существует не для чего иного, как приносить пользу человеку, живущему в настоящем. В этой связи она всегда «работает» в интересах настоящего.

Я уверен, что объективной оценки исторических процессов в принципе не может существовать, потому что объективную оценку может дать только Бог. А мы, насколько это возможно, должны всматриваться в свое прошлое, пытаясь увидеть в нем Промысел Божий, ведущий нас ко спасению через пространство и время к вечной жизни. Вряд ли понимание истории в таком контексте будет когда-либо принято всеми. Однако существует всегда у живущих ныне людей некий понятный интерес, чтобы хотя бы не разрушаться. Этот интерес - остановить разрушение, остановить распад, противостоять хаосу – и должен быть основой цельного компромисса, чтобы договориться и выделить в истории то, что делает наше совместное бытие неслучайным. Это неслучайность тех ценностей, которые мы имеем, но не имеют другие народы.

Отсюда недалеко и до вывода, что благополучие всех народов, населяющих Россию, абсолютно зависит от благополучия русского народа, от того, насколько он крепок и здоров. Пока движение русского народа к вечности, к Богу не будет той доминантой, вокруг которой мы будем видеть этот исторический процесс и к нему уже привязывать интересы и смыслы, существующие для народов, населяющих Россию, - до этой поры, конечно, слова президента, скорей всего, будут в лучшем случае попыткой в очередной раз ангажировать историю, чтобы она работала на верификацию политических и идеологических формулировок. А я уверен, что история не должна доказывать правоту или неправоту каких-то идеологизмов, а должна приносить пользу ныне живущим людям, и те ценности, которые в ней собраны, должны на нас работать.

Протоиерей Александр Салтыков

настоятель храма Воскресения в Кадашах

25.09.2013 09:27

Чувствуется, что высказанные президентом мысли глубоко продуманы. Если наши руководители мыслят на таком уровне, то есть надежда, что мы преодолеем все кризисные явления.

Различия в оценках взаимоотношений народов, составляющих нашу историческую общность, неизбежны - было бы желание сотрудничества и добрососедства. А недоразумения и даже ссоры возможны и в одной семье. Другое дело, что кто-то сознательно пытается разрушить единство нашей семьи народов. В современном мире развивается интеграционный процесс. И отношения между народами и государствами складываются уже не так как в XVI, и даже в XIX веке.

Другой вопрос, кто с кем интегрируется. Разумеется, мы, русские, считаем, что интегрироваться нужно с народами, с которыми мы совместно прошли большой исторический путь, с которыми у нас общие принципы жизни. Конечно, нужно учитывать и исторические обстоятельства, - когда речь идет, например, о Кавказской войне. В связи с описанными явлениями в Татарстане и Чечне возникает вопрос: а хотят ли там на самом деле интегрироваться с нами? И если нет, то с кем хотят? Мы хотим со всеми жить в мире, а как хотят жить с нами?

Понятно, что есть силы, желающие распада Российской федерации – единого интеграционного пространства. Безусловно, В. Путин прав, говоря, что нужно подчеркивать положительные элементы в нашей совместной жизни. Есть же, например, подвиги Чеченского эскадрона в составе «Дикой дивизии» в годы Первой мировой войны. Поиск соединяющих нас исторических эпизодов, на мой взгляд, вполне продуктивен.

В общем, в основе нашего общения должны быть благожелательность, уважение друг к другу, взаимопомощь – как в хорошей семье, где тоже бывают ссоры, забывать дурное, устремляться на доброе.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

25.09.2013 09:26

На самом деле, по известному высказыванию Ключевского, история уже давно не учительница, а надзирательница. Она не учит, а наказывает за ошибки.

История любого народа имеет и светлые и темные стороны, и человек, рожденный в своей стране, любящий ее, будет относиться к своей собственной истории как части самого себя. Поэтому он умеет и критически рассматривать определенные страницы. Но если он любит свою страну, то должен любить и ее историю.

История играет важную роль в формировании человека в современном обществе, он формируется в рамках той традиции, к которой принадлежит. Если говорить о разных взглядах на историю, то для общественного примирения необходимо уметь трезво взглянуть на многие страницы собственной истории и научиться жить с тем, что было и плохого и хорошего.

Здесь может быть полезен опыт тех народов, в которых враждующие стороны достигли примирения. Когда, речь, например, идет о гражданской войне в Испании. Да, она до сих пор воспринимается многими испанцами по-разному. Но когда в одной могиле были захоронены воевавшие как с одной, так и с другой стороны, эти споры утратили свою первоначальную остроту и, по крайней мере, уже не вызывают взаимной вражды и ненависти. И мы должны постараться взглянуть на одни и те же проблемы с разных сторон и примирить их уже с современной точки зрения.

Но все-таки и такой явной вражды между народами, населяющими нашу страну, не существует. Мы все же граждане одной страны. Ссориться из-за различных интерпретаций каких-то событий мы не должны. Должен преобладать именно трезвый взгляд на события. А со стороны всех народов нашей страны должно быть стремление к общественному консенсусу. Если у нас не будет взаимного понимания, то у страны не будет будущего. А выкапывание исторического негатива, как правило, не способствует росту взаимопонимания.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

25.09.2013 09:14

Надо перенести центр этого решения: в оценке истории делать ударение на слове «оценка», а не на слове «история».

Приведу цитату из известного нравоучительного сочинения Клайва Льюиса «Письма Баламута», в котором старший бес учит младшего, как обращаться с людьми: «Ты радуешься, что война началась, а напрасно, потому что люди во время войны имеют тенденцию проявлять свои лучшие качества независимо от того, на какой стороне воюют». Это замечательное наблюдение. Мы оцениваем свою историю и видим худшие качества в мирное время, когда можно жить по-добрососедски и в общем благополучии на земле. Если мы начинаем раскручивать худшие качества, то снова попадаем в лапы беса. А если вспомним лучшие наши качества – справедливость, рассудительность, широту души, великодушие, сострадание, то наши оценки истории будут разные, но эта разность не приведет к вражде и конфликту, к усугублению розни, а приведет к благоверному взгляду на российскую историю.

Да, было, что наши предки воевали по разные стороны, но мы остаемся братьями. Это происходит между русскими и немцами, русскими и японцами. Примирение в памяти должно происходить, а спор, кто кого бил, кто хороший и плохой – это полное безумие. Надо на основании прежней вражды приходить к примирению. Так же как немец и русский по-разному смотрят на события войны, но примирились с этими событиями. Вопреки разнице взглядов мы должны оставаться согражданами одной великой страны.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

25.09.2013 09:10

У нас действительно происходит дистанцирование именно из-за разной интерпретации истории. Происходит спекуляция на исторической теме, ведь в памяти остаются те или иные тяжелые периоды взаимоотношений в становлении государства. Абсолютно поддерживаю президента в том, что нам нужна одна историческая стратегия. Наши народы многое пережили вместе, поэтому нужно строить наши отношения именно на общей истории. Нельзя делать себя заложником исторического прошлого.

Сегодня очень сложный исторический период, вокруг России полыхает пламя войны: Ближний Восток, север Африки - все это близко к нашим границам. Например, сейчас в Сирии кто-то старается поднять черкесский вопрос в истории взаимоотношений адыгов с русским народом. Когда в Сирии боевики узнают, что тот или иной мусульманин является черкесом, они его убивают, говоря, что он не мусульманин. Мы должны объединиться, чтобы сохранить свою страну, свое государство. А это возможно только если нас объединит история, и этому нужно учить наше молодое поколение.

В каждом субъекте России должна быть спецпрограмма по гармонизации межнациональных отношений. Я выступаю за то, чтобы в республиках Северного Кавказа была программа по возвращению русскоязычного населения и по удержанию тех, кто там сейчас живет. Меня очень беспокоит информация, что из Ставропольского и Краснодарского края уезжают русские. Необходимо остановить этот процесс. И не надо питать иллюзий, что кто-то чужой нам сделает больше, чем мы сами.

Кстати, Межрелигиозный совет России, которому в этом году исполняется 15 лет, являет собой пример взаимопонимания представителей различных традиционных и нетрадиционных религий России. Я признателен президенту страны, который обозначил, что в основе наших отношений лежат духовно-нравственные ценности наших традиционных религий.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

25.09.2013 09:06

Достижение национального согласия – это длинный и трудный путь, который нам все равно необходимо пройти, и я уверен, мы его пройдем. Все здоровые силы, которые работают на консолидацию и согласие нашего общества, будут собраны в одной команде с руководством страны, с общественностью и духовенством. Но всегда будут люди, которые не согласны с событиями, происходящими в нашем обществе, они представляют себя жертвами истории, ущемленными и, конечно, винят во всех своих бедах крупные и государствообразующие народы.

Конечно, были жертвы, и наша история это помнит, стыдиться этого не нужно. Но мы уже прошли переоценку этих событий, надо стремиться вперед, а не возвращаться к тем ранам, которые до сих пор кровоточат. Есть целое сообщество, которое таким образом пытается озлобить народ или направить на разрушительный путь. Россия долгое время и многими жертвами собирала народы под единое знамя. Конечно, эти процессы были болезненны, но надо уходить от того, что лишний раз будоражит умы.

Президент сказал ключевую и правильную фразу: нам надо прекратить ругать и говорить только о плохом. Потому что когда идет консолидация нации вокруг лидера и ценностей, которые формируются в обществе, а это возвращение к духовным истокам, которые объединяют, а не разобщают, разжигание неприязни недопустимо. Необходимо разъяснять людям, которые пытаются героизировать некоторые моменты истории, что такие действия не должны происходить в обществе, которое стремится к единению.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

25.09.2013 09:04

Я всегда говорю: какая бы ни была Россия, но это моя страна, я ее люблю всякой, для меня она самая лучшая. И всем прихожанам это говорю, на встрече со школьниками объясняю. Нельзя, чтобы кто-то нашу страну оценивал, очернял.

К сожалению, ее критикуют те, кто стал богатым в смутное время начала 90-х, разбогатели во время неразберихи, когда толком законов не было. Теперь при поддержке некоторых чинов они говорят, мол, в советское время мы не могли так хорошо жить, - но это же жульничество! Народ среднего достатка думает иначе. Да, в СССР были негативные и позитивные моменты, но большинство народа гордилось своей великой страной. Я презираю тех, кто наговаривает на нашу страну, особенно наших соотечественников, которые уехали жить в другие страны.

А Рамзан Кадыров старается вдохновить свой народ. После войны и разрухи много негатива было по отношению к Чеченской республике, но Кадыров жестко там наводит порядок, иначе поступать невозможно. Его многие поддерживают, он действительно сутками не спит, по республике ездит, с народом общается. В чеченском правительстве есть не только чеченцы и русские, но и представители других национальностей. Что бы ни говорили про Кадырова, но после такой войны нужен жесткий и амбициозный руководитель.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

25.09.2013 09:03

Хочу отметить: данное выступление Владимира Путина некоторые расценили как тщательно спланированную акцию в виде продуманного театрализованного действия. Я бы категорически отверг эти нападки. Владимир Путин производит впечатление человека очень искреннего, и часто совершенно неожиданно для своих спикеров и пресс-секретаря он выходит за рамки сценария, так что его нынешнее выступление является очень важным.

Безусловно, в истории каждого государства есть то, что приводило представителей разных народов к конфликтам, в том числе и военным. Но важно отметить: в истории России никогда не было религиозных войн. Да, были межнациональные конфликты, но страшных религиозных столкновений, как в Европе, никогда не было. Здесь всегда мирно существовали представители традиционных религиозных общин, уже дети малые знают, сколько у нас традиционных конфессий. Мы не раз отмечали участие представителей всех религиозных общин во всех войнах, когда Россия стояла перед лицом опасности, и всегда Россия была спасена. Господь устраивал так, что в самом главном представители народов были едины. Поэтому непорядочно и гадко устраивать стычки, из которых пытаются что-то раздуть, а национальные столкновения – это очень чувствительная тема.

Да, были Кавказские войны, но и это было во имя единства. Мы знаем, как отнеслись в свое время к тому же Шамилю: ему и его семье были предоставлены максимальные привилегии, он окончил свою жизнь достойно. И сейчас политические лидеры с большим уважением относятся к лидеру, выдвинутому народами Чечни, прислушиваются к его мнению, не говоря уже об огромной финансовой помощи.

Чрезвычайно велика в этом роль общественных организаций, народной дипломатии, важен старый добрый и забытый культурный обмен и, конечно, изучение русского языка. Мы не должны допустить, чтобы единым языком стал английский. Самая большая угроза – потеря русского языка как языка межнационального общения хотя бы на территории СНГ, да и на территории наших ближних восточно-славянских цивилизаций.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...