К кому обращен вопрос Грефа об отсутствии эффективной модели экономического роста? У нас Сбербанк имеет уже триллионную прибыль – вот пусть они и предложат такую модель президенту, Госдуме. А говорить, впустую сотрясая воздух, можно бесконечно

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Долги регионов - проблемы самих регионов? - Мнения парламентариев

27.09.2013 13:15


Министр финансов Антон Силуанов на выступлении в Совете Федерации рассказал, в частности, о том, как нужно решать бюджетные проблемы в регионах. По мнению министра, регионам нужно искать собственные источники доходов, а не ждать помощи из федерального центра, пишут "Известия".

В качестве таких источников он назвал повышение налогов на землю и имущество (точнее, переход к налогообложению по кадастровой стоимости), борьбу с серыми зарплатами и отказ от налоговых льгот для бизнеса. Федеральный центр со своей стороны в ближайшие годы выделит регионам около 120 млрд рублей - это капля в море, заявил Силуанов.

"В следующем году мы не повышаем цены на услуги естественных монополий, мы работаем с издержками и все поджимаемся - и государство, и естественные монополисты с крупными госкомпаниями, поэтому и регионам тоже нужно проводить такую работу", - заявил министр финансов.

Касаясь вопроса о долговом бремени регионов, Силуанов заявил "Известиям", что за его рост нужно спрашивать с губернаторов: "За увеличением государственного долга стоят управленческие решения и способность руководителей субъектов федерации определять приоритеты расходов. Если такой способности нет, то, значит, нужно административно за это отвечать".

Эксперты считают, что меры Минфина по увеличению налоговой нагрузки носят временный характер. Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что нужна децентрализация бюджетных полномочий. А профессор МГУ Наталья Зубаревич предупреждает: повышение налогов скажется как на бизнесе, который и так чувствует себя не очень хорошо, так и на населении, для которого неподъемным бременем станет новый налог на землю.

Как вы оцениваете предложение Силуанова регионам - повышать налоги и отказываться от льгот, а не ждать помощи центра? Должны ли губернаторы нести личную ответственность за рост долгов регионов? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

27.09.2013 13:30

Я уважительно отношусь к Силуанову - он мне кажется серьезным министром. Но ничего нового он не сказал. И так понятно, что губернатор должен заниматься бюджетом своего региона. Это его обязанность номер один. И личную ответственность он и так несет за все: не выполняет возложенных на него обязательств – его меняют.

Другой разговор, что у глав регионов мало денег: и экономика «затопталась» на месте, и наводнение на Дальнем Востоке «подточило» бюджет. Так что и руководителю Минфина, конечно, не позавидуешь: он находится в тяжелом положении, впрочем, как и вся страна.

Но это не повод для повышения налогов и ликвидации льгот. Ведь льготы бизнесу даются специально на развитие. Они нужны, чтобы процесс шел вперед, чтобы оживали разные направления. А то экономика у нас и так крайне плохо развивается, а при таком подходе вообще встанет. Вон с этого года подняли страховые взносы для индивидуальных предпринимателей в 2 раза до 36 тыс. рублей, так уже более 500 тыс. малых предприятий закрылось. Если ситуация не изменится, к концу года ожидают порядка 700 – 800 тыс. закрытий.

Безусловно, за красивые глаза льготы даваться не должны. Так пусть Минфин и разберется, у кого какие льготы и кому они по-настоящему требуются. И с налогами надо прийти к знаменателю – разобраться, где можно повышать, а где нет. Человеческое же терпение не беспредельно. А то люди просто перестанут работать. Зачем работать, если налоги душат?

Вообще Силуанов порой мне напоминает Петра I, который тоже пытался избавиться от дефицита бюджета с помощью усиления налогового гнета, в результате чего появились налоги на бороды, мельницы, конюшни, бани и т.д. До 30 видов налогов тогда взимали с людей!

Надеюсь, до этого у нас не дойдет. Со своей стороны хочу посоветовать действенный способ пополнения бюджета – заменить плоскую шкалу налогообложения на прогрессивную, которая используется во всех развитых странах мира. А то у нас и тетя Маша и Абрамовичи платят по 13% - разве это справедливо?! Да и сколько казна недополучает с миллионеров-миллиардеров! Не надо 60 – 70%, как это практикуется в отдельных государствах. Установите 40% - это будет правильно.

В свое время уход от прогрессивной шкалы был аргументирован тем, что люди скрывают свои доходы, чтобы платить меньший налог. Но есть же правоохранительные, налоговые органы: их прямая задача - выявлять таких вот плутов. Государство же идет по пути наименьшего сопротивления: зачем кого-то выискивать, когда можно просто уравнять всех плоской налоговой шкалой.

Валерий Шнякин

Член комитетов СФ по международным делам и по обороне и безопасности (2010-2014). Заместитель генсекретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов. Член ЕР

27.09.2013 13:29

Сначала для людей надо создать условия, а уже потом требовать повышать налоги. Если бы Силуанов сказал, что федеральный центр сделал все, чтобы главы субъектов могли спокойно работать, поэтому пришла пора задуматься над более существенным пополнением бюджета, - это одно дело. Но шагов-то навстречу регионам практически нет!

Надо не указания давать, что делать, а помогать, причем и донорам тоже. Ситуация сейчас такова, что быть донором сложнее, чем жить на дотациях. Дотационники знают, что им пособят, а с доноров только все требуют и требуют.

Я не верю, что власть не в состоянии выделить больше 120 млрд рублей. Наши сбережения хранятся в американских банках под непонятно малые проценты, зато свои предприятия мы вынуждает брать под немыслимые.

Кстати, я не исключаю, что в скором времени американцы начнут шантажировать нас, ставя условия, только при выполнении которых они нам отдадут наши же деньги. Несколько штатовских конгрессменов уже призывают Белый дом ввести санкции в отношении ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка за якобы их помощь Сирии. То ли еще будет!

Валерий Сударенков

Сенатор от Калужской области (2000-2015). Губернатор Калужской области (1996-2000)

27.09.2013 13:28

В принципе, Силуанов прав: высшее должностное лицо по определению несет ответственность за финансовое состояние региона. Поиск надежных бюджетных источников – это основная забота исполнительной власти. Но на регионах еще лежит огромное количество функций – отсюда и разговоры о передаче ряда бюджетных полномочий территориям.

Понятно, что дотационным регионам труднее всего. «Донорам», кстати, тоже приходится не очень сладко. Хотя, кстати, все регионы в какой-то степени доноры, потому что все значительную часть своих доходов отдают центру. Потому-то систему распределения налогов, которая закреплена между местным и федеральным уровнями, я считаю несправедливой.

Как известно, переход от центрального финансирования территорий к собственному финансированию произошел стремительно. Резкому старту поспособствовал развал Союза, в результате 90% регионов стали реципиентами. Причем, как это ни грустно осознавать, за 20 лет буквально единицы смогли снизить разрыв в господдержке. Это, к примеру, Калужская область, которая, к чести власти, из глубоко дотационной перешла на уровень практически бездотационной – дала плоды активная инвестиционная политика.

Однако мало называться бездотационным регионом. Чтобы жители почувствовали все плюсы от этого, уровень их затрат должен соответствовать качеству потребляемых ими услуг. Нередка практика, когда бюджет бездотационный, а уровень финансирования культуры, образования недостаточный.

Понятно, что Минфин, говоря о необходимости повышения налогов, ухода от налоговых льгот, преследует свои интересы. И денег у него все время в бюджете нет. Так что это не новость, это уже закрепленная позиция.

Никто не спорит, что повышение и земельного налога, и налога на имущество послужит дополнительным источником пополнения бюджета. Но надо иметь в виду, что такой шаг сопряжен с большой политической ответственностью. На него можно пойти, когда у людей есть рост доходов, но вытаскивать его, заставляя народ максимально утягиваться, неверно в корне.

Налог не там, где его хотят найти, а там, где дают работу. В Калужской области основной доход в бюджет как раз поступает с предприятий, построенных в последние годы. Так дайте вначале рабочие места, обеспечьте загрузку, обождите, пока все завертится, тогда и начинайте говорить о повышении налогов!

Антон Ищенко

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция ЛДПР

27.09.2013 13:27

Конечно же, губернатор несет ответственность за экономическую ситуацию в регионе, в том числе и за уровень государственного долга. С этой точки зрения я могу согласиться с министром финансов.

Но вот вопрос в том, кто загоняет сегодня регионы в долговые ямы. Брать средства взаймы, в том числе в коммерческих банках, их вынуждает федеральный центр, настаивая на выполнении известных президентских указов от мая 2012 года. Там довольно жестко поставлена задача по доведению зарплат отдельных категорий бюджетников до средних показателей. Ориентируясь на установки президента, многие губернаторы вынуждены залезать в долги.

Поэтому сегодня однозначно необходимо вмешательство федерального центра в ситуацию с долгами регионов, раз он сам во многом эту ситуацию «спровоцировал». На мой взгляд, речь нужно вести либо о частичном списании задолженности субъектов перед федеральным центром, либо о перекредитовании регионов более дешевыми займами за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если бы такой подход сопровождался еще и дополнительными вложениями государства в поддержку промышленных производств, это позволило бы увеличить налоговые базы регионов, открыло бы дополнительные возможности для развития там инфраструктурных проектов и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Будет очень неплохо, если правительство найдет в себе силы с другой стороны посмотреть на проблему долгов регионов. Но, к сожалению, на сегодня оно выбрало абсолютно другой путь – стратегию закручивания гаек. Однако до бесконечности закручивать гайки невозможно: резьба рано или поздно сорвется.

Василий Иконников

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Орловская область). Депутат Госдумы (2011-2016). Член КПРФ

27.09.2013 13:26

Здесь важно понимать, что Силуанов является членом правительства и выполняет в правительстве свою роль. Можно сказать, что он, как пожарник, предлагает перечень оперативных мер, чтобы вывести экономику из состояния стагнации.

Но объективная ситуация такова, что при общем курсе на сокращение бюджетных расходов неизбежно будут сокращаться и бюджеты регионов. И самая большая проблема на сегодня заключается в отсутствии возможностей для выполнения многих указов президента. Еще весной было понятно, что регионы не справляются с этой задачей, им просто не хватает для этого средств, причем объемы этих недостающих средств измеряются где-то миллиардами рублей. Именно правительство должно было как-то закрывать эту проблему. Регионам же в этой ситуации остается либо наращивать долги, либо сокращать капитальные вложения.

Что касается долгов, то регионы наращивали их с согласия федерального центра. То, что многие из них оказались сегодня по сути в долговых ямах, является следствием системного кризиса и всей предыдущей политики нашего кабинета министров. Поэтому считаю, что ответственность за ситуацию с финансами в регионах целиком и полностью лежит на правительстве РФ. Естественно, и губернаторы должны частично разделять эту ответственность, поскольку находятся в режиме постоянного взаимодействия с правительством.

Оганес Оганян

Заместитель председателя комитета ГД по вопросам собственности. Фракция "СР"

27.09.2013 13:25

Губернатор, конечно же, несет персональную ответственность за то, что происходит в его регионе.

Он является главным должностным лицом региона, главным распорядителем всех его бюджетных ресурсов. Поэтому и за состояние дел с региональными финансами он тоже несет персональную ответственность. Тем более, что у глав субъектов достаточно полномочий контролировать здесь ситуацию, в том числе через блокирование тех или иных бюджетных решений региональных законодателей.

Должен ли губернатор для решения бюджетных проблем снижать в своем регионе налоги и отменять льготы бизнесу? Наверное, было бы неправильно давать на этот вопрос одинаковый для всех регионов, универсальный ответ. У каждого субъекта РФ своя специфика, своя экономическая ситуация, поэтому и решения региональные власти принимают, исходя из конкретной ситуации. Например, в некоторых субъектах в целях повышения их инвестиционной привлекательности принимались решения о снижении местных налогов, в частности, налога на прибыль. Возможно, каким-то регионам сегодня придется пересматривать эти шаги, но, повторяю, все зависит от конкретной экономической ситуации, которая там складывается.

В любом случае, те или иные изменения в региональной налоговой политике – это краткосрочный тренд. В целом же каждый губернатор должен стремиться работать на перспективу, выстраивать понятную и эффективную стратегию развития своего региона.

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

27.09.2013 13:24

Считаю этот подход к решению бюджетных проблем регионов неправильным. Снимать с себя ответственность за экономическое развитие российских регионов по сути означает расписываться в том, что ни министерство, ни правительство в целом ничего не могут сделать в этой области.

Именно за счет разного рода налоговых и прочих льгот различным категориям бизнеса ряду наших регионов, в особенности Калужской области, удалось создать институты для привлечения на свои территории как российских, так и иностранных инвестиций. Если сегодня лишить их таких возможностей, то экономическое развитие страны просто остановится.

Понятно, что руководство регионов должно стремиться к экономии бюджетных средств, к совершенствованию своей бюджетной политики. Но сегодня федеральная оставляющая этой политики равна примерно 90%, поэтому региональные лидеры не в состоянии самостоятельно распоряжаться распределением основных финансовых потоков. Они могут регулировать их только на условиях федерального центра. А тот, прежде всего в лице Центробанка, вынужден подчиняться условиям, которые диктуются внешним управлением, заинтересованным в усилении эксплуатации России и каждого ее гражданина. Все это мы видим в реализации требований МВФ о введении нового бюджетного правила, о сокращении национальных инвестиций, запрете на снижение процентных ставок и на переход к инновационному типу экономики и т.д.

Таким образом, выступление министра Силуанова в Совете Федерации можно считать своего рода попыткой довести до регионов информацию об усилении эксплуатационного фактора в отношении российской экономики. Естественно, этот фактор скажется на резком уменьшении доходов и обнищании нашего населения, если только сами граждане не воспротивятся всей этой политике по их превращению в рабов колониального режима.

Стоит отметить, что при любых случаях внешнего давления на экономику страны, ее внутреннюю ситуацию, наши предки всегда оказывали этому давлению достойное сопротивление, в результате чего Россия сохраняла статус одной из сильнейших мировых держав. И сегодня у граждан современной России есть все возможности, чтобы поддержать национально-освободительный курс президента Путина. Будущее России зависит от них самих, от активности их гражданской позиции.

Владимир Гусев

Член Совета Федерации (2001-2012). Председатель Экспертного совета при комитете СФ по аграрно-продовольственной политике. Член Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу экономического развития. Зампред Совмина СССР (1986-1991)

27.09.2013 13:23

Мне даже стало страшно от услышанного. Как можно идти на повышение налогов, на отказ от налоговых льгот? Это же прямой путь на обеднение людей, что, кстати, может привести к социальным бунтам.

Меры пополнения бюджета не должны быть такими варварскими - для этого и существует искусство управления. Главная заповедь, которой надо следовать, - развивать производство и выпускать больше продукции. Тогда и сбор средств при том же уровне налогов будет выше.

И, наконец, общеизвестная мера – прогрессивная шкала налогообложения. В Конституции Россия провозглашена социальным государством. Но о каком социальном государстве можно вести речь, если и уборщица, и миллиардер платят одни и те же 13%?!

Безусловно, губернаторы должны нести ответственность за накопление их регионами долгов. Но им надо помогать искать пути развития территорий, а не запугивать, не выезжать за счет людей. А то запугать можно так, что на место руководителя региона вообще никто не захочет идти. Кстати, пусть Силуанов станет губернатором, да попробует покрутиться в условиях, которые сам же и выставляет! Получиться ли? Сомневаюсь что-то.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Сегодня российская выборная система устраивает только «Единую Россию», но не устраивает ни одну из оппозиционных партий. Действующая избирательная система не предполагает победы на честных, прямых и открытых выборах лучших из лучших. Она предполагает любым, законно завуалированным способом сохранять власть у заранее «назначенных» кандидатов от партии, которая считает себя партией власти. У нас уже была практика, когда лидеры фракций собирались и обсуждали с руководителем страны какие-то наболев ...

Такое предложение – это своего рода жест отчаяния со стороны Титова и в его лице всего предпринимательского сообщества. Мы знаем, что судебные решения очень часто принимаются тенденциозно, это факт. С другой стороны, создание черного списка судей тоже может означать тупиковый путь. Так мы можем прийти к тому, что одно профессиональное сообщество создаст свой список, другое – свой. Это чревато окончательным подрывом авторитета суда, а главное, может стать очевидным способом давления на суд

Особенность российского парламентаризма заключается в следующем. Если в странах с развитой демократией правительство формируется парламентом, то в России парламент формируется правительством, точнее – администрацией президента. Поэтому, если на высоком уровне будет решено, что в Думе нужна партия системных либералов, то такая партия появится. Она может быть использована в противовес оппозиционным фракциям для того, чтобы проводить другие законы, которые будут работать в интересах большого бизн ...

Видимо, некоторые главы регионов своим неучастием в дебатах просто лишний раз демонстрируют уверенность в своей победе, а одновременно с этим и пренебрежительное отношение ко всем остальным кандидатам. Это своего рода попытка показать: все остальные кандидаты ниже меня, и я с ними в одной студии общаться не хочу. И как же такой губернатор будет консолидировать общество, как он собирается консолидировать политические силы, если он представителей этих политических сил не воспринимает как равных с ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении