Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

"Вестник Кавказа"

Исламский центр в "новой Москве", - Мнения священнослужителей и экспертов

04.10.2013 08:57


Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) предлагает московским властям предусмотреть в плане застройки «новой Москвы» участок для исламского культурного комплекса, который станет одним из центров притяжения для столичных мусульман. В московской мэрии пока не рассматривали просьбу ЦДУМа.

Напомним, летом мэр столицы Сергей Собянин заявил, что в Москве пока нет необходимости возводить новые мечети: по его словам, для постоянно проживающих в Москве мусульман действующих мечетей достаточно, а на необходимости новых настаивают мигранты, прописанные в лучшем случае в Подмосковье: «Строить мечети в Москве для всех желающих со всей страны, я считаю, это перебор…. Ни одного проекта, который мы в ближайшее время собираемся реализовать и разрешить, не существует». То же самое он повторил и на заседании дискуссионного клуба «Валдай»: «Дополнительного строительства мечетей в большом количестве не требуется».

Заметим, что по данным, имеющимся в распоряжении редакции Regions.Ru, количество исповедующих ислам в Москве, нуждающихся в новых культовых сооружениях для отправления религиозных нужд, значительно завышается. Так, на главные мусульманские праздники в столицу свозят мусульман-гастарбайтеров не только из Подмосковья, но и из сопредельных областей.

Московские мусульмане решили предложить компромиссный вариант и направили письмо столичному градоначальнику с просьбой выделить участок земли под строительство исламского центра в Троицком административном округе.

Это не первая попытка различных российских исламских организаций добиться постройки мечетей в столице. Но даже если власти давали добро, то против строительства выступали местные жители. Так было в Текстильщиках и Митине, где после митингов и народных сходов отменили запланированное строительство мечетей. В ЦДУМе рассчитывают, что если строить мечеть в «новой Москве», такой проблемы не возникнет.

См. также:
Строить ли мечеть в Текстильщиках? - Мнения священнослужителей

Нужны ли Москве новые мечети, - Мнения священнослужителей

Бояться ли москвичам мечетей, - Мнения священнослужителей

Надо ли строить мечети для мигрантов? - Мнения священнослужителей

Мечети и миграционная политика, - Мнения священнослужителей

Нужен ли Москве "мусульманский городок"? - Мнения парламентариев

«В «новой Москве» не такая плотная застройка, там можно найти место в стороне от жилых массивов, чтобы не было возмущения местных жителей. Мечеть небольшая — на несколько тысяч человек. Но сама территория немаленькая, на ней будут социальные объекты: музей, халяльное кафе, культурный центр. Точно район пока не определен, но мы рассчитываем, что выделят там, где есть татарское население и есть возможность гулять с детьми», — рассказал «Известиям» председатель Духовного управления Москвы и центральной части России в составе Центрального духовного управления мусульман России Альбир-хазрат Крганов.

Сейчас в Москве действует шесть мечетей: Соборная мечеть на проспекте Мира, Историческая мечеть в бывшей татарской слободе в Замоскворечье, мемориальная мечеть в Парке Победы, суннитская мечеть «Ярдям» и шиитская мечеть «Инам» (находятся в одном здании в религиозном комплексе в Отрадном), а также шиитская мечеть в посольском городе Исламской Республики Иран. Помимо них, в столице открыто немалое количество домовых мечетей и молельных залов, некоторые из которых по вместимости сравнимы с перечисленными. Общее число таких помещений насчитывает несколько десятков, если не сотен. Оценки числа живущих в Москве мусульман расходятся на порядок и колеблются от полумиллиона до 5 млн человек.

«Почему, на ваш взгляд, москвичи выступают против строительства мечетей? Как вы относитесь к идее «мусульманского городка» в «новой Москве»? Не следует ли регулировать миграционные потоки с учетом религиозной принадлежности, направляя исповедующих ислам в регионы, где эта религия является традиционной?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

04.10.2013 09:48

Совсем закрыть глаза на присутствие мусульман - это глупо. Они исторически проживали на территории России, пусть строят мечети, но там, где они живут.

Тем более было бы неразумно перестраивать Москву с ее многовековым культурным, архитектурным и так изрядно уже испорченным обликом. Чего ради православному населению оказываться по соседству с мечетью?

С другой стороны надо находить места, где культурные мусульманские центры существовали бы отдельно и компактно применительно к тем группам населения, которые исповедуют ислам. Это нормальная культурная политика. Не надо устраивать резервации, надо строить мечети в местах компактного проживания.

Учитывать религиозный элемент при миграции обязательно нужно. Мигранты позиционируют себя в первую очередь с религиозной, а не национальной позиции, и не будет ничего зазорного в том, чтобы распределять миграционные потоки в соответствии с религиозными взглядами.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

04.10.2013 09:45

Снявши голову, по волосам не плачут. А на что, собственно, мы обижаемся? Ведь сами виноваты. Естественного прироста среди коренных москвичей нет и не предвидится - только за счет приезжих. А в основном это мусульмане. Хочешь или не хочешь, а процесс идет. Не будут русские семьи большими, не будет подниматься экономика и Москвы, и окраин, - люди будут ехать за «длинным рублем» в Москву. В провинции заработать негде.

Сейчас еще что-то можно запрещать, но скоро мусульман станет столько, что, наоборот, все будут разрешать. Конечно, Москва – православный город, и будет странно, если в нем будут строиться мечети и создаваться мусульманские районы, но вследствие развала и духовного, и нравственного, и экономического, и социального, это становится неизбежным.

Так что нужно думать о том, как негативные процессы сделать позитивными, чтобы шло позитивное развитие.

Игумен Гермоген (Ананьев)

насельник Московского Данилова монастыря

04.10.2013 09:28

Действительно, где миллионам мусульман, живущих в Москве, совершать намаз, отмечать свои праздники, - ведь они имеют на это право, или нет? Проблема реальна.

Другое дело, где собственно такой духовный центр строить? Ведь коренных жителей тоже понять можно. Их протесты были совершенно законны. Где-то в «Новой Москве» строительство этого центра, наверное, возможно - естественно, при условии абсолютного согласия местных жителей и общественности. Многое зависит от того, как мы себя поведем.

В нашей миграционной политике, к сожалению, было допущено очень много грубых ошибок. Вопрос уже в том, возможно ли их хоть как-то исправить? Ведь если ничего не предпринимать, то мусульман в Москве скоро станет уже большинство. Это видно в школах, детских садах. Со всей очевидностью мигранты замещают местное население. Впрочем, мы видим нечто похожее и в Европе – уже как в известном романе «Мечеть Парижской Богоматери». И у нас грозненская мечеть чуть ли не стала символом России. Чего уж тут удивляться?

Логичнее было бы, конечно, приглашать мусульман на работу в мусульманские регионы России, имеющие ту же культурную традицию. Сейчас же дело идет к столкновению не просто культур, но мировоззрений, христианского и мусульманского. В Москве это уже проявляется – не только этнические, но и религиозные разногласия. С мигрантами с Украины и из Молдавии таких проблем все-таки нет. Но и мусульмане ведь не с мечом к нам пришли, это же не исламская агрессия какая-то. Они оказались в тех условиях, которые мы же и подготовили.

Национальную политику нужно, конечно, выстраивать на определенных приоритетах. Сейчас это одна из важнейших задач государства и общества. Здесь необходимо их согласие. Потому что речь идет уже о выживании нации – сохранении ее культурной и духовной идентичности. Но многое зависит и от нас самих - как мы выстраиваем свою жизнь, каких ценностей придерживаемся.

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

04.10.2013 09:23

Необходимо отказаться от модели развития за счет дармовой рабочей силы. Но увы, - здесь все «схвачено». Наплыв мусульман в наши края напрямую связан с коррупцией, причем на довольно высоком уровне. Получение российского гражданства стало «делом техники». Политиков, похоже, не волнуют проблемы демографии, изменения национального состава российского населения, сохранения культурной и духовной идентичности.

Почему население против? Потому что это совсем другая культура. Потому что христианская культура не может смешиваться с мусульманской, причем мусульмане понимают это лучше христиан.

Тревога коренного населения обоснована с культурно-исторической точки зрения. Пятьсот лет прошло, как пало татаро-монгольское иго, но страх от него у нас в крови. Тесное соседство с мусульманами поэтому и будет восприниматься большинством именно как стеснение.

Чтобы помочь носителям христианской культуры жить в мире с носителями исламской культуры в одной стране, эти потоки, эти движения народных масс надо как-то грамотно развести. Смешение их будет взрывоопасным. Рационального объяснения этому нет. Есть вещи, которые сильнее нас.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

04.10.2013 09:12

Проблема, возникающая именно вокруг строительства мечетей, это проблема мусульман которые не совсем объективно могут аргументировать свои доводы в пользу строительства. Вторая причина - это растущая исламофобия, и, к сожалению, посредством СМИ ислам все больше связывается в умах людей со всякими ужасами. Чем меньше люди знают об истинных ценностях ислама, тем больше боятся: неизвестное пугает.

Что касается создания центра, то строительство лишь одного центра не решит проблемы. Сергей Семенович Собянин противоречит сам себе. Он говорит, что в Москве миллион мигрантов, а если учесть еще и татар, то есть граждан России, то ясно, что четырех мечетей на такое количество людей не хватает. Мне кажется, Собянина вводят в заблуждение на этот счет. Не надо играть с этим в угоду каких-то политических событий.

Все-таки вклад мусульман в историю России значительный и ощутимый, а мечети необходимы для коренных мусульман и для мигрантов, которые все же работают на нашу экономику. Мы обязаны их интегрировать в наше общество, и надеемся, что в ближайшей перспективе мигранты станут лояльны к нашей стране и нашим законам, поэтому надо создавать им условия, не настраивая против коренных граждан и нашего отечества.

Поэтому все здравые силы поддерживают Альбира-хазрата в этом начинании. Мечеть – это не просто место для молитв и проведения обрядов, это еще и образовательный комплекс, просветительский центр для консолидации общества. Не все поступают в медресе или мусульманские колледжи, а люди каждый день в мечети могут и хотят получать образование. Мы должны отвечать требованиям этих людей, по-другому нельзя: если мы не будем просвещать, то это будут делать другие, и уже, к сожалению, делают. Откладывать и переносить строительство на другое время или за пределы МКАДа - это некорректно по отношению к людям, которые вкладывают в собственную страну все, что могут.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

04.10.2013 09:03

В Московской области с 2002 по 2011 год существовало 4 мечети и 4 молельных дома, это очень мало для такого региона. Получалось, чтобы попасть в мечеть, необходимо было из одной части Московской области ехать через Москву в другую часть области - а это сложнее, чем попасть в мечеть в Москве.

При присоединении части Подмосковья, получилось, что в состав «Новой Москвы» исламские религиозные объекты не вошли. Так что я поддерживаю инициативу Альбира Крганова, тем более, он разумно подходит к ситуации, предлагая строить там, где нет плотной застройки.

И потом у нас в Москве действует два крупных муфтията: от Центрального духовного управления мусульман и Совета муфтиев России. Сейчас все больше людей переходит в ЦДУМ. В тех мечетях, которые контролирует СМР, много нестабильных и близких к радикализму элементов, что практически исключено в ЦДУМ.

И третий момент связан с тем, что в столице большинство людей выступают не против строительства собственно мечетей, а против негативных вещей, которые вокруг них происходят - это и забой скота, и нетрадиционные для российских регионов с православным населением призывы на молитву, это огромное скопление мусульман-мигрантов с большим криминальным потенциалом. Вот что пугает, а не ислам. И это не вина российских мусульман, это скорее беда. Все вновь упирается в урегулирование миграционного вопроса.

А что касается учета вероисповедания мигрантов, - в принципе идея здравая. Но дело в том, что основополагающий закон нашего государства предполагает свободу совести. То есть по закону мы даже не можем поинтересоваться у человека, какого он вероисповедания, этот вопрос был даже изъят при переписи населения, нельзя его задавать при поступлении на службу и т.п., если только человек сам не хочет рассказать об этом. И как тогда дифференцировать потоки мигрантов по религиозному признаку, если мы конституционно объявили о всеобщем равенстве? То есть сами идем против основ государства, которое провозглашает равенство всех вероисповеданий. Так что с точки зрения здравой логики какие-то схожие механизмы может и нужны, но надо искать другие, иначе мы подрываем основы государства.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

04.10.2013 09:00

Я положительно отношусь к данной инициативе. Центральное духовное управление мусульман - это хорошая дружественная православному и русскому большинству мусульманская организация, ее истории более двух веков, сейчас как раз юбилей отмечается - 225 лет с момента основания, так что кому, как не ей, строить мечети.

Думаю, ЦДУМ сможет обеспечить отсутствие в этой мечети ваххабитов, потому что мечети Совета муфтиев России слишком часто становятся центрами, где концентрируются экстремисты и террористы. Вот им мечети не надо разрешать строить. А ЦДУМ таких проблем не имеет, они сами отслеживают подобного рода вещи, и в их мечети не идут террористы и экстремисты.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...