Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

сайт правительства Ивановской области

Кто должен отвечать за межнациональные отношения? - Мнения парламентариев и священнослужителей

23.10.2013 10:18


В Министерстве регионального развития до конца октября появится новая должность — заместитель министра по межнациональной политике. Основным кандидатом на этот пост замглавы называют бывшего губернатора Ивановской области Михаила Меня.

Как сообщает газета «Известия», в правительстве было решено отказаться от должности омбудсмена по делам национальностей, но при этом усилить работу Министерства регионального развития. Кроме того, у каждого губернатора появится заместитель по межнациональным вопросам. Из 83 субъектов федерации более чем в 50 уже назначены вице-губернаторы, ответственные за государственную нацполитику. Их задача — поддерживать добрососедские отношения между жителями разных национальностей и не допускать конфликтов на этой почве.

Кроме того, в Минрегионе уже утверждены методические рекомендации по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации, которые должны будут учитываться уже с 2014 года.

От этих предложений в восторге не все. Так, член ОНФ, депутат Госдумы Алексей Журавлев считает, что введение новой должности в министерстве — это «мертвому припарка». «Функции зама главы Минрегионразвития ничего не дают. Тут должен быть координатор между ведомствами и министерствами минимум в ранге вице-премьера, а лучше чтобы это был специальный представитель президента по вопросам миграции, который бы смог координировать деятельность ведомств в части миграции, и они должны выполнять его распоряжения. Как замминистра будет давать распоряжения МВД или Федеральной миграционной службе?!» — недоумевает Журавлев.

Член ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов также полагает, что введение новой должности – мера недостаточная. «Я слышал, что готовятся изменения, такие разговоры ходили. Не знаю, достаточно ли предложенной меры как введение должности замминистра, в министерстве есть департамент госполитики в сфере межнациональных отношений, видимо, таким образом будет расширена работа министерства в этом направлении», — заявил Старшинов.

Член совета по межнациональным отношениям при президенте Асламбек Паскачев также уверен, что это временная мера: «Пока не будет нового ведомства во главе с вице-премьер-министром, который бы возглавил новую структуру по межнациональным отношениям и миграции, вобравшую в себя функции, разбросанные по различным министерствам и ведомствам, должность заместителя министра может служить временной мерой».

Напомним, что 18 октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в России может появиться куратор межконфессиональных отношений. Несколько членов совета по межнациональным отношениям при президенте предложили ввести должность омбудсмена, и 22 октября на заседании совета в Уфе это предложение будет обсуждаться.

Кроме того, спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко выступила с идей учредить новое ведомство, занимающееся вопросами межнациональных отношений и делами религиозных организаций. По ее мнению, "в России обязательно нужен комитет по делам национальностей и религиозных объединений". "Та структура в лице Минрегиона, которая существует, там все перемешано - кони, люди, там и Госстрой, там и национальные вопросы, и национальная политика, - не способна отвечать за выработку национальной политики, выработку рекомендаций для органов власти всех уровней в вопросах межнациональной политики", - пояснила она.

«Как вы думаете, будет ли толк от того, что появится специальный орган или чиновник, отвечающий за межнациональную политику и связи государства с религиозными организациями? Если да, то чем именно они должны заниматься?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента, а также к священнослужителям.

Гаджимет Сафаралиев

Член комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «Единая Россия»

23.10.2013 10:51

Думаю, что введение должности замминистра в Минрегионе, отвечающего за межнациональную политику, глобальных вопросов не решит. Это будет как мертвому припарка. Тем более, что бывший ивановский губернатор, которого называют возможным кандидатом на эту должность, никакого отношения к соответствующей проблематике не имеет. Регион, который он возглавлял, как известно, является довольно спокойным в плане межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Я согласен с распространенным сегодня мнением, что вопросами межнациональных отношений в России должно заниматься отдельное федеральное ведомство под руководством министра в ранге вице-премьера правительства. И поскольку вопросы национальной политики не могут решаться в отрыве от вопросов политики миграционной, такое ведомство, на мой взгляд, можно было бы создать на базе нынешней ФМС. А по своему статусу и полномочиям оно должно быть больше похоже на Министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку основную его задачу я вижу в оперативном реагировании на возникающие где-либо межнациональные столкновения и конфликты, в своевременной профилактике подобных конфликтов.

Одним их приоритетов в его деятельности должно стать решение вопросов внутренней миграции, которая становится сегодня источником дополнительных конфликтов, возникающих из-за проблем адаптации граждан, приезжающих из одних российских регионов в другие субъекты РФ.

Я также считаю необходимым создать в России специальный телефон доверия, на который любой человек мог бы сообщать информацию о тех или иных, известных ему ситуациях с межнациональными столкновениями, с нарушениями миграционного законодательства.

Сергей Обухов

Зампред Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член фракции КПРФ

23.10.2013 10:48

Я согласен с мнением, что для решения вопросов межнациональных и межрелигиозных отношений у нас должно быть соответствующее структурное подразделение в системе правительства, возглавляемое человеком в ранге вице-премьера.

Проблема межнациональных отношений – не локальная. С ней связаны многие сферы российской жизни, в том числе и демографическая политика, и вопросы представительства во власти. Решение этой проблемы относится и к числу наших партийных приоритетов.

Что касается основных направлений государственной национальной политики, то они должны отвечать задачам устранения главных болевых точек в этой области – нелегальной миграции, ущемления интересов русской нации как государствообразующего народа России. Должны вырабатываться такие предложения и рекомендации органам госвласти, которые позволяли бы формировать у представителей всех других национальностей уважение к культуре, образу жизни и традициям государствообразующего народа. Нужно добиваться, чтобы «законы гор» не доминировали у нас в русских городах.

Кандидатуру же Михаила Меня в качестве государственного деятеля, который мог бы отвечать за межнациональную политику, я считаю крайне неудачной. Достаточно того, что незадолго до выборов в Ивановскую облдуму 8 сентября бывший губернатор занял очень неприглядную позицию по отношению к делу о жестоком избиении местного полицейского сыном депутата облдумы от «Единой России» Ферояна. Эта позиция явно не учитывала состояние общественного мнения, которое привело к массовым волнениям среди ивановцев.

Валерий Шнякин

Член комитетов СФ по международным делам и по обороне и безопасности (2010-2014). Заместитель генсекретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов. Член ЕР

23.10.2013 10:46

События последних дней – Бирюлево, теракт в Волгограде – свидетельствуют, что исполнительная власть, начиная с муниципальной, продолжая региональной и заканчивая федеральной, пытаясь решить национальный вопрос, наступают на одни и те же грабли: что-то где-то случилось – на время усилили меры безопасности, попроводили проверки по этому направлению и все, до следующего происшествия. Произошла очередная трагедия - действия по той же схеме.

Я не знаю профессиональных качеств Меня, не хочу их умалять, но учреждение должности замминистра по межнациональной политике в Минрегионразвития – это имитация активной деятельности.

России нужен солидный федеральный центр по межнациональным отношениям, который взаимодействовал бы с исполнительной властью, с силовым блоком, изучал международный опыт, отдавал распоряжения, то есть работал постоянно, а не придумывал разовые акции. Он должен активно сотрудничать с религиозными конфессиями, контактировать с арабскими странами, со среднеазиатскими республиками, с диаспорами, со СМИ и наконец – воспитывать людей в духе интернационализма, в духе дружбы народов. Иначе следующий этап – это усиление потоков гнева со стороны местного населения в отношении приезжих.

Возглавлять же такой центр должен человек, уважаемый не только в своей губернии, но и в стране в целом, и за ее пределами.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

23.10.2013 10:44

Полностью разделяю позицию Матвиенко. Как показывает практика, в частности, события в Бирюлеве, вопрос национальных отношений требует пристального внимания.

На недавнем заседании экспертного совета при председателе Совета Федерации речь как раз шла о том, чтобы выйти к руководству страны с этим предложением.

В многонациональном государстве, коим является Россия, должна быть структура по межнациональным отношениям, что автоматически подразумевает и решение вопросов в сфере религии. Руководитель такой структуры должен входить в состав правительства.

В соответствии с федеральным конституционным законом о правительстве, правительство должно отвечать за соблюдение прав человека. Межнациональные отношения напрямую связаны с правами человека.

Учреждение же в министерстве регионального развития должности замминистра по межнациональной политике – это всего лишь одна из тем, которой будет заниматься это ведомство. А когда это одна из тем, то и отношение к ней соответствующее.

Исса Костоев

Заслуженный юрист РФ, экс-сенатор от Республики Ингушетия (2002-2009)

23.10.2013 10:37

Этим вопросом в условиях нашей страны должен заниматься не один человек, а целое министерство, которое в новой России существовало, но почему-то его деятельность было решено свернуть.

Россия – это особое государство: многонациональное, многоконфессиональное. Причем таким оно стало не в последнее время, когда к нам хлынули мигранты, а таким оно сложилось исторически из территорий, на которых жили разные этносы со своей историей, языком, культурой, уровнем развития. А для того, чтобы нюансы межнациональной проблемы регулярно доносить до президента, у него должен быть помощник по этому вопросу. Это, на мой взгляд, важнее, чем, к примеру, помощник по СМИ.

Министерство же регионального развития для меня вообще непонятно. Развитием регионов занимаются губернаторы, их региональные министры по социальным вопросам, по экономике, по финансам, по спорту, региональные парламенты. А что развивает министерство? Самих губернаторов?

Думаю, этот изначально нежизнеспособный орган специально придумали, чтобы уйти от национального вопроса, чтобы его заретушировать. То есть с появлением этого министерства делается вид, что межнациональной проблемы у нас не существует. Но она не просто существует, она с каждым днем усугубляется.

Немного статистики: исходя из официальных данных переписи населения, в 1989 году числилось 128 национальностей, в 1994 – 176, в 2002 – 182, а в 2010 – уже 191! И никто же не изучает, почему такой рост. А это идет процесс самоидентификации наций! Безусловно, никто не запрещает людям хранить свои традиции, обычаи, чтить память этнических предков, проводя различные фольклорные мероприятия, открывая музеи, возводя монументы национальным героям. Но стремление к национальной, религиозной идентичности не должно превалировать в многонациональной стране. Это опасно. Это путь к ее расколу на маленькие княжества, это путь в сторону от формирования гражданина России по тому принципу, как это было в многонациональном Советском Союзе, где жители национальных республик в первую очередь ощущали себя советскими людьми, советскими гражданами, а уже потом татарами, казахами, ингушами, грузинами, чеченцами и т.д.

В СССР такое стало возможным благодаря правильно проводимой национальной политике, благодаря существовавшей идеологии интернационализма. В современной России ни того, ни другого, к сожалению, нет, зато культивируется национальная идентичность, каждый мнит себя особенным, отсюда и религиозная нетерпимость, и неприязнь на национальной почве, перерастающая в межнациональные конфликты.

Совместить процесс национальной идентичности с процессом воспитания гражданина России, где второе в многонациональной стране превалировало бы над первым – вот главная задача министерства, которое должно заниматься национальными вопросами.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

23.10.2013 10:28

Я не государственный деятель, поэтому не могу судить о том, кто должен заниматься в нашем государстве вопросами национальной политики. Однако равнодушным к этой теме оставаться не могу, голова за нее болит, поскольку она напрямую связана с судьбой нашей державы.

На мой взгляд, реально что-то изменить в этой области можно будет лишь когда в стране появится единая концепция, идеологическая платформа, которая объединяла бы все наше общество. Пока ее нет, и даже ее создание запрещено в нашей Конституции, я не вижу возможности решать данные вопросы. Делать это можно разве что в режиме т.н. «ручного управления», в рамках принятия авторитарных решений. Можно приглашать на разные должности разных людей, более-менее компетентных, профессиональных, с определенными полномочиями, в том числе и на уровне вице-премьера правительства.

Конечно, дай Бог, чтобы задачи, которые предполагается на них возложить, реализовались, но пока эти задачи выглядят только благими пожеланиями, не подкрепленными необходимой идеологической основой. Эти люди вряд ли что-нибудь смогут сделать, пока в общественном сознании не оформлен четкий образ взаимоотношений народов, конфессий, культур.

Когда развалился СССР, и рухнуло коммунистическое мировоззрение, на котором он был основан, я надеялся, что возникнет что-то, что позволит нам развиваться в рамках тысячелетней традиции русской цивилизации и культуры. Но этого не случилось, и сегодня российское государство сохраняется вопреки отсутствию в наших законодательно-конституционных основах четких идеологических национальных ориентиров. Для многих это остается загадкой: для одних приятной, для других – неприятной. Лично я отношусь к числу тех, кого та загадка вдохновляет и обнадеживает.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

23.10.2013 10:27

В этом вопросе, как в полифоническом музыкальном сочинении, переплетаются разные голоса.

Один из таких «голосов» связан с самим фактором государственной национальной политики. Пускать сегодня вопросы национальной политики на самотек, как это было сделано в свое время в Советском Союзе, нельзя. Это очень серьезный урок, который мы извлекли из двух десятилетий своей свободной жизни. Уповать на то, что и в сфере межнациональных отношений рынок все расставит по своим местам, было бы огромным заблуждением и привело бы Россию в ловушку на радость всем ее противникам. Чтобы преодолеть это заблуждение, необходимо тщательнейшим образом выстраивать национальную политику, работать над ней и проводить в жизнь.

Мне трудно сказать, какая структура в системе нашей исполнительной власти могла бы заниматься вопросами межнациональных и межрелигиозных отношений. Размышлять об этом священнослужителю – все равно, что зайти в чужую комнату и начать переставлять там вещи. Подобные вопросы должны решаться кабинетом министров и в какой-то степени парламентским корпусом. Но в любом случае, мне непонятна критика, которая звучит сегодня в адрес тех или иных шагов государства по формированию в России национальной политики. Эта критика не ведет ни к чему хорошему, а сеет только недоверие и неприязнь внутри нашего общества.

Что касается личности Михаила Меня, которого называют возможным кандидатом на новую должность в Министерстве регионального развития, то все мы в Ивановской области очень сожалеем, что он оставил свой губернаторский пост. Убежден, если он будет назначен на новую должность, то его талант, трудолюбие, честность и профессионализм будут способствовать успеху в области межнациональных отношений.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

23.10.2013 10:23

Как известно, в ряде министерств и ведомств сегодня существуют различные комиссии и комитеты, которые так или иначе занимаются вопросами национальной политики. Понятно, что вся их деятельность носит разрозненный, несогласованный характер.

Поэтому в России действительно нужно создать единый государственный орган, который аккумулировал бы все вопросы и направления, связанные с межнациональными и межрелигиозными отношениями. Он должен заниматься не просто сбором информации и мониторингом, а вырабатывать такие предложения президенту и правительству, которые способствовали бы гармонизации межнациональных отношений.

Что касается планов по введению в Министерстве регионального развития должности замминистра по межнациональной политике, то здесь все зависит от того, какими полномочиями он будет обладать, будет ли он вырабатывать действенные предложения по урегулированию межнациональных отношений, а не просто констатировать то, что происходит сегодня в этой области.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."