В экономике мы уже достигли самого дна и теперь, наверное, в тартарары пойдем, потому что никто ничего делать не хочет

Политика нашего президента направлена на развитие патриотизма. Потому и желающих служить среди молодых людей призывного возраста больше, и родителям стало спокойнее

Вечная жизнь имеет смысл только в Боге, и люди это чувствуют: Священнослужители о жизни и смерти

10.12.2013 08:35


«Левада-центр» провел необычный соцопрос. Социологи задавали людям три вопроса: «Сколько вы хотели бы жить?», «Хотели бы вы жить вечно?» (тут следует отметить двусмысленность постановки вопроса: непонятно, имеется ли в виду «жизнь будущего века» в религиозном смысле или растянутая до бесконечности земная жизнь) и «Задумывались ли вы о своей смерти, и если да, как вам кажется - готовы ли вы?»

Самый частый ответ (48%) на вопрос о желаемой продолжительности жизни – «пока буду сохранять силы и ясность ума». 26% ответили: «Сколько Бог даст», 22% - «Как можно дольше».

Жить вечно хотели бы только 20% опрошенных, а 62% решительно не хотели бы.

39% никогда не задумывались о своей смерти. 15% сказали, что готовы к смерти, 38% - что не готовы.

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти ответы.

Протоиерей Артемий Скрипкин

Настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области

10.12.2013 09:11

Одно дело жить бесконечно долго в том формате жизни, в котором живет человек сейчас. По этому поводу есть много литературных произведений, например, у Джонатана Свифта в «Путешествиях Гулливера» герой знакомится с бессмертными людьми. Они были такими несчастными, что когда рождался бессмертный ребенок, его уже оплакивали. То есть если предполагать, что нынешняя жизнь продлится бесконечно долго, это весьма утомительное занятие, и мало кто хотел бы бесконечно продлять свою жизнь, наполненную болезнями и страданиями.

Большинство религий учит о вечной жизни, хотя представляют они ее себе по разному. В христианстве есть учение о райской вечной жизни в Царствии Божьем. И большинство людей хотели бы наверняка оказаться в раю, но, как говорится, «рад бы в рай, да грехи не пускают». Ради этой жизни надо тут потрудиться - постами, молитвой, добрыми делами, - а на это уже не все готовы.

Интересно было бы услышать ответы на более точно сформулированные вопросы: «Хотели бы вы оказаться в христианском раю? Думали ли вы, что можно провести вечность в мучениях, а можно выбрать вечную жизнь в радости и блаженстве?»

Игумен Сергий (Рыбко)

Известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище

10.12.2013 09:02

Результаты опроса показывают, что религиозность у нас находится на среднем уровне, если не ниже. Те, кто не хотел жить вечно, имели ввиду, что земная жизнь наполнена страданиями, и ни один нормальный человек не захочет, чтобы это постоянно продолжалось. Если бы у этих людей спросили, хотели бы они жить вечно в раю, наверняка они бы ответили утвердительно.

В целом результаты опроса правдивы: конечно, человек хочет сохранять ясность ума, ответ «сколько Бог даст», думаю, дали религиозные люди, а последний вариант «жить как можно лучше» присущ оптимистам. Если бы акценты в вопросах были расставлены более точно, тогда и ответы были бы более интересными.

Я бы тоже наверно ответил: «Сколько Бог даст, столько и проживу». С одной стороны как монаху мне не за что цепляться в жизни. Кроме того, я в годах. Но с другой стороны я понимаю, что несу определенную миссию на Земле, и когда мы выполним порученное нам Господом дело, тогда и преставимся. Значит, я еще свое дело не выполнил, это решать будет только Господь.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

10.12.2013 08:56

Видимо, люди не задумываются, сколько, как и зачем они будут жить. Ответ на этот вопрос они видимо видят исключительно в области земной жизни, как в рассказе «Горячий камень» Аркадия Гайдара.

А не хотят жить вечно, потому что понимают: срок жизни ограничен. Опрос показывает: большинство людей – материалисты, и вечной жизни в христианском понимании для них не существует.

Если бы корректнее сформулировали вопрос, то и ответ был бы связан с духовной стороной, а так мы имеем дело с житейским материалистическим пониманием жизни.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

10.12.2013 08:54

По цифрам похоже, что как раз те, кто хочет жить вечно, и не задумываются о своей смерти. А желание жить, пока остаешься в разуме и здравии, показывает, насколько общество верит в Господа - и одновременно насколько оно от Него далеко. При этом люди понимают: вечно жить невозможно, поскольку потенциал организма не безграничен.

Мне приходится сталкиваться с разными слоями населения, и люди часто, не задумываясь, просят у Господа долгой жизни. Но ведь она может быть разной: счастливой или наполненной испытаниями, болезнями, страданиями и переживаниями. Почему-то об этом не задумываются.

Кстати, люди, рожденные в 20-30-х годах или во время Великой Отечественной войны, пережившие годы лишений, намного крепче физически, чем поколение 60-70-х годов: именно отсюда падение уровня рождаемости, здоровья и продолжительности жизни.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

10.12.2013 08:47

В Коране есть стих, из которого следует, что Ной прожил 950 лет. И когда у него спросили, как ему удалось так долго прожить, он ответил: «Моя жизнь похожа на дом с двумя дверями – в одни двери зашел, в другие вышел». То есть наша земная жизнь как бы долговечна ни была, но если мы родились, то должны умереть.

Люди не совсем честны, когда говорят, что не задумываются о своей смерти. Каждый думает об этом: в конце концов, человек беспокоится о себе. Если он заболел, то старается лечиться - он же не пускает все на самотек, а идет к врачам, бережет свое здоровье, потому что понимает – он умрет, если лишится здоровья.

Безусловно, люди хотят жить максимально долго при здравой памяти. У нас есть такая молитва: «Господи, продли мне жизнь, до тех пор, пока я могу приносить пользу». Что касается долгой жизни, не надо забывать: помимо тела, которое бренно, есть еще душа, о которой мы мало что знаем, но она должна стремиться к Богу.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

10.12.2013 08:44

По роду деятельности меня часто приглашают на траурные мероприятия. Без этого не обойтись. И смерть человека всегда очень тяжело переносится - независимо от того, в каком возрасте человек ушел из жизни. Конечно, тяжелее, когда уходят из жизни молодые. Тем более, в последние годы участились самоубийства среди молодежи 15-17 лет.

Даже если не задумываешься о смерти, но как только начинаются болезни, просыпается желание жить. Есть люди, которые прикованы к постели десятками лет, и они очень жизнелюбивы. Или же люди в домах престарелых: они порой приговаривают, что жить не хочется, когда оказываешься никому не нужным при живых детях. Больно на это смотреть. Но и они ложатся спать со словами: «Прожить бы еще денечек». Так что о смерти настоящей думают, может, и многие, но неосознанно, и в любом случае все хотят жить.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

10.12.2013 08:42

Пока человек никак не ассоциирует себя с религией, прежде всего с христианством, он не понимает, что такое вечная жизнь в Боге и воспринимает вечную жизнь как бесконечное повторение одного и того же в нашем мире. А это включает в себя страдания, труд, который не всем нравится, и, в конце концов, превращается в бессмысленное существование.

Поэтому человек естественно ищет в жизни какой-то смысл, не находит его в бесконечной жизни в нашем мире и поэтому хотел бы ее рано или поздно прекратить. Это говорит о том, что атеистическое мировоззрение не может дать человеку смысл жизни. Поэтому и нужно задумывать о жизни с точки зрения религии.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Военнослужащие обстреляли объекты гражданской инфраструктуры в селе Саханка самопровозглашенной Донецкой народной республики и в Киевском районе Донецка. Пострадали трое мирных жителей.

Происшествия на национальной почве

Около 20 иностранных граждан, содержащихся в трех комнатах на первом этаже, забаррикадировались в помещении, жгли матрацы, разбили несколько камер видеонаблюдения. Основным требованием было улучшение условий содержания и скорейшая депортация на родину.

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".