Согласно документу, право отрешать от должности губернаторов появится у главы государства в случае, если долги региона превысят 10% от суммы бюджетных доходов, а реализуемые в регионе меры не приводят к сокращению просроченной задолженности.
В конце прошлого года Минфин представил данные, согласно которым дефицит бюджетов регионов в 2013 году может составить 300-400 млрд рублей, а в 2014 году - 210-220 млрд рублей.
О том, что регионам нужно искать собственные источники доходов, а не ждать помощи из федерального центра, министр финансов Антон Силуанов заявлял еще в сентябре прошлого года. "За увеличением государственного долга стоят управленческие решения и способность руководителей субъектов федерации определять приоритеты расходов. Если такой способности нет, то, значит, нужно административно за это отвечать", - подчеркнул он.
См. также:
Долги регионов - проблемы самих регионов? - Мнения парламентариев
Между тем президент Промышленного Союза "Новое Содружество", сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин считает, что "долги копить плохо и федеральным органам власти, и региональным, но с проблемой надо бороться не такими методами".
"Другое дело – в чем причина? А причина в том, что у нас федеральное правительство слишком много денег забирает себе и недостаточно оставляет региональным властям для принятия решений по улучшению жизни в регионе", - добавил эксперт. Он также отметил, что необходимо пересматривать процедуру распределения доходов, оставляя больше средств на местах.
По мнению промышленника, федеральное правительство понимает в экономической политике меньше, чем региональные руководители. "Огромные деньги из ФНБ, резервного фонда, а также резервов Минфина и ЦБ работают на наших конкурентов за рубежом, а могли бы работать на экономику наших регионов", - констатировал Бабкин.
"Также возмутительно, что наша страна прощает десятки миллиардов долларов долгов то Кубе, то африканским странам, то досрочно выплачивает западным странам, при этом практически все региональные бюджеты находятся в дефиците", - возмутился эксперт.
По мнению Бабкина, это искусственно созданная ситуация, которую нужно исправлять, больше денег оставляя на местах. "Пока же губернаторы бегают и просят денежки, а федеральные чиновники без каких-либо закономерностей могут этому дать, этому не дать, могут одному дать в тысячу раз больше, чем другому", - отметил Бабкин. Таким образом, открывается "дверь" для самодурства и коррупции, заключил эксперт.
Как вы оцениваете предложенный Минфином законопроект? Как вы относитесь к ситуации, что власти списывают долги иностранным государствам и вкладывают нефтегазовые доходы за рубежом, но скупятся на помощь собственным регионам? Не стоит ли федеральному центру оставлять больше доходов в регионах? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.
16.01.2014 17:35
Это просто какой-то вопль. Минфин не знает, где ему взять деньги, вот и предлагает угрожать губернаторам увольнением в случае, если их регион недодаст федеральной казне. Но президент и так может увольнять – у него есть на это право.
Минфин должен думать о финансах, а не об административных санкциях. Надо не придумывать причины, по которым можно уволить (у нас сейчас уволить можно и без всякого на то основания), а искать причины появления долгов. Для этого нужны ученые, которых мы почему-то игнорируем, очень мало используя их светлые головы в разных областях, в том числе, в праве и в финансовой политике. С учеными нужно сесть и разобраться в долговых ситуациях субъектов.
Регионам же, согласен, нужно давать больше средств. Вообще в вопросе распределения доходов между центром и регионами должно быть больше здравого смысла. Иначе получается как в ситуации, когда одни еле сводят концы с концами, а другие – руководство госкорпораций – ежемесячно получают миллионные зарплаты. То есть они открыто демонстрируют присвоение общественных денег, показывая тем самым, что «нам на вас наплевать». Но, как говорится, дразнить гусей очень опасно: ситуация может выйти из-под контроля и тогда - жди беды.
Вопрос с иностранными долгами относится, во-первых, к политическим, а во-вторых, он из серии рассуждений на тему «зачем нам проводить Олимпиаду, если еще не построены все дороги?» Раз платим – значит, надо. Мы же не просто так прощаем долги, а потому что имеются веские политические причины. Платим, потому что это в высших государственных интересах!
16.01.2014 17:34
Минфин же, по моему мнению, должен внимательнее контролировать ситуацию в регионах, а то он занимается только федеральным бюджетом.
С Бабкиным я согласен в части необходимости перераспределения доходов между федеральным центром и регионами в пользу последних, поскольку они испытывают серьезные финансовые затруднения.
А вот его аргумент по поводу списания нами долгов иностранным государствам я не разделяю. Этот вопрос уже из области политики, поэтому к данной проблеме он не относится. Одно дело - методика распределения бюджета, и совершенно другое - долги, включая те, которые вообще никогда выплачены не будут. Не стоит спекулировать на этой теме.
16.01.2014 17:32
Вместе с тем, как мне кажется, прописывать конкретно долговой момент в отдельном законе не стоит - президент и так имеет право на увольнение губернаторов.
На данном этапе регионы действительно имеют колоссальные финансовые трудности. Поэтому, наверное, уже пришла пора центру делиться с ними доходами. Кроме того, центр должен искать пути для развития регионов через создание, в том числе, условий для развития бизнеса.
Что касается списывания долгов иностранным государствам, то если президент и правительство считают нужным идти на такой шаг, они могут это делать.
16.01.2014 17:30
80% регионов страны – дотационные. Это значит, что уровень расходов там превышает уровень доходов. Как рассчитать, насколько хорошо или плохо сработал губернатор при дефицитном региональном бюджете? Думаю, в дотационных регионах сделать это будет практически невозможно.
Во-вторых, прописывать возможность увольнения губернаторов по предлагаемому принципу – не совсем корректно. У нас есть закон, предусматривающий дисквалификацию чиновников в случае нарушения или невыполнения ими своих должностных обязанностей. Одна из основных их функций состоит как раз в выполнении финансовых и социальных обязательств. Как известно, увольнение чиновников топ-уровня, к коим относятся губернаторы, является прерогативой президента. Он может отстранить от должности любого главу региона, в том числе и за невыполнение бюджетных обязательств. Дополнительно здесь что-то придумывать нет смысла.
Если и выходить с отдельной законодательной инициативой о санкциях к губернаторам, то речь нужно вести о санкциях за невыполнение ими инвестиционных программ, а также программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Именно от инвестиционного климата и условий для развития предпринимательства во многом зависит состояние региональных бюджетов. С этим же фактором связаны и перспективы возвращения в Россию средств от доходов сырьевого бизнеса.
Что же касается вопроса о списании долгов иностранным государствам, то он лежит в политической, а не экономической плоскости. Если говорить конкретно о Кубе, то нам было бы нелепо надеяться, что эта страна, где фактически нет своей экономики, не работает ни одно предприятие, ни один завод, когда-либо вернет России долг. Зато у нас существуют весомые политические основания укреплять дружеские связи с этим государством.
Разговоры о том, что центр должен оставлять в регионах больше доходов, идут уже давно и в принципе верны. По крайней мере, часть налогов, поступающих с производств внутри регионов, уместней оставлять в регионах, чтобы направлять на дальнейшее развитие соответствующих предприятий. Но вряд ли сегодня это будет возможно в условиях дефицита федерального бюджета. Это надо было делать при профицитном бюджете, но почему-то никто не делал.
16.01.2014 17:28
Необходимо также учитывать: система межбюджетных отношений в России выстроена таким образом, что все регионы напрямую зависят от центра. Наращивание долгов в субъектах РФ – это следствие макроэкономической политики, проводимой федеральным центром. Конечно, здесь есть и часть вины определенных губернаторов, которые неоправданно повышают долговое бремя регионов. Но в целом все зависит от межбюджетных отношений. На сегодня достаточно управленческих и финансовых механизмов, чтобы обуздать стремление регионов накапливать долги и влезать в долговую яму.
В любом случае, если Минфин вышел с таким предложением, нужно повнимательней посмотреть, что из себя представляют заложенные там меры.
Комментировать же внешнюю политику, которую проводит государство, я бы не хотел.
Валерий Зубов
Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",
губернатор Красноярского края (1993—1998)
16.01.2014 17:36
Беспомощный Минфин цинично пытается переложить свою ответственность на регионы. Сегодня они вынуждены выполнять тот объем задач, который определен на федеральном уровне и против которого министерство вроде бы не выступало. Разве Минфин не информирован, что у более 50 субъектов РФ задолженность превышает сегодня 30%? Любопытно также узнать, кого бы ведомство предложило уволить, к примеру, в связи с ситуацией в Мордовии: действующего губернатора республики или нынешнего главу Саратовской области, при котором Мордовия накопила свои долги?
Выступать с подобной инициативой – это значит, как говорят в народе, перекладывать с больной головы на здоровую. Получается, обязательства для регионов утверждаются на федеральном уровне, а деньги они должны искать сами! Если вы ставите перед территориями конкретные социально-экономические задачи, обеспечьте тогда их выполнение соответствующими финансами!
Ну, бывают отдельные случаи, такие например, когда на бюджетные средства губернатор со своей командой едет отдыхать в Италию. Но с ними и разбираться надо отдельно, в индивидуальном порядке.
Как используются государством наши бюджетные средства за пределами России – это тема для отдельного разговора, я бы не стал смешивать ее с темой о законопроекте Минфина.