Согласно законопроекту, список будет размещен в открытом доступе на сайтах Минюста и Генпрокуратуры. В нем не будут указаны персональные данные или адрес, а только ФИО, место работы и должность, состав правонарушения и наложенное взыскание, уточняется в пояснительной записке. "Очевидно, что вероятность оказаться на общедоступной "доске позора" будет существенно влиять на решение гражданина при получении или дачи взятки, и он еще раз хорошо подумает, перед тем как преступить закон", - уверен Чепа.
Предложение вызвало неоднозначную реакцию экспертов, опрошенных "Российской газетой". Вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин отмечает, что любые судебные решения уже сейчас являются открытыми, а для их сведения воедино поправки в законодательство не нужны - этим могла бы заняться общественная организация. Управляющий партнер адвокатского бюро Руслан Коблев считает, что, внося такой законопроект, депутаты лишь имитируют борьбу с коррупцией. Партнер компании "Налоговик" Сергей Варламов предупреждает, что такой законопроект будет воспринят "неблагонадежными должностными лицами" как повод для пересмотра своих "ставок" в большую сторону. Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов называет инициативу "невредной": по его мнению, она поможет кадровым службам предотвращать назначение запятнавших себя граждан на важные госдолжности, а также в госкорпорации или в госкомпании.
Заслуженный юрист России Иван Соловьев отмечает, что, попав в такой реестр, человек получит "волчий билет" на всю дальнейшую трудовую деятельность. "Насколько это соответствует принципу справедливости, трудно сказать, - сомневается эксперт. - Ведь в отношении него уже вынесен приговор, он начал отбывать наказание (будь то штраф или лишение свободы условное или реальное). А здесь еще добавляется и некая гражданская дисквалификация в виде попадания в реестр. Есть вероятность, что такое положение может негативно отразиться и на родственниках лица, которое попало в такой список. Все мы знаем, как любят у нас на местах проявить рвение. Будут ли удалены из реестра сведения после погашения судимости, тоже важный вопрос".
Между тем аргументы, приводимые противниками данного законопроекта, не кажутся убедительными. Кампания по борьбе с коррупцией уже наложила на чиновников ряд ограничений, не распространяющихся на остальных граждан страны, к примеру, был введен запрет на зарубежные активы, счета, ценные бумаги.
Как вы относитесь к идее создания такого госреестра? С таким вопросом Regions.ru обратились к парламентариям.
31.01.2014 11:47
Тем не менее, когда люди знают, что их незаконные действия, даже если за них придется нести уголовную ответственность, не будут преданы особой огласке, чувствуют себя намного более уверенно. Поэтому, по большому счету, возможность такой огласки вполне может заставить многих потенциальных коррупционеров отказаться от своих преступных замыслов.
Не лишне будет напомнить, что в советские времена на производствах создавались специальные «доски почета» и «доски позора». И на многих попадание в число позорящих коллектив работников оказывало действительно серьезное влияние – гораздо более значительное, чем какие-нибудь штрафы, лишение премий и т.д. Человек ведь по своей сути существо социальное, и в большинстве случаев людям далеко не безразлично, как к ним относятся окружающие.
Так что меры морального, общественного воздействия на коррупционеров, о которых говорится в законопроекте моего коллеги, имеют право на существование. Но я бы, наверное, не ограничился здесь одним лишь списком правонарушителей, а каждый серьезный коррупционный случай сопровождал бы и рядом публикаций в СМИ, чтобы людям становилась известна вся подоплека коррупционных скандалов. Имена коррупционеров будут запоминаться намного лучше, если с ними в сознании граждан будут ассоциироваться конкретные истории их преступлений.
В любом случае, стоит очень хорошо подумать над деталями данного законопроекта, чтобы он стал по-настоящему действенной мерой в борьбе с коррупцией.
31.01.2014 11:46
Единственное, я бы разрешил включать в такой реестр осужденных за коррупционные преступления только после того, когда пройдены все этапы судебного разбирательства, когда точно известно, что осужденный не собирается обжаловать приговор в вышестоящей инстанции. В противном случае мы рискуем унизить кого-нибудь понапрасну. Не секрет, что людей могут и совершенно необоснованно обвинять во взятках – в связи с борьбой кланов, борьбой структур в бизнесе, в системе власти.
Но в целом идея здравая, и ее корректная реализация, на мой взгляд, могла бы повлиять у нас на ситуацию с коррупцией в сторону ее уменьшения. Несмотря на то, что мы постоянно говорим о падении уровня совести, которой действительно становится в обществе все меньше, чувство стыда и страх оказаться быть преданными позору у многих пока остаются.
31.01.2014 11:45
Если коррупционеров в России не пугают действующие статьи УК, не пугают огромные суммы штрафов за те или иные правонарушения, то появление подобного реестра вряд ли станет для них сдерживающим фактором.
Как правило, СМИ у нас владеют информацией о громких коррупционных скандалах, и любому, кто интересуется, как в стране обстоят дела с антикоррупционной борьбой, становятся известны имена фигурантов соответствующих дел. Один из ярких тому примеров – недавняя нашумевшая история с астраханским мэром Столяровым, задержанным по подозрению в получении взятки.
Уверен, что нынешних коррупционеров может напугать только одно – неотвратимость наказаний за их преступления. Это единственное, что может служить для них сдерживающим фактором. Чтобы этот фактор работал, ЛДПР настаивает на жестком контроле за расходами и доходами не только госчиновников и членов их семей, но и всех граждан РФ.
Понятно, что контролю за имущественным положением чиновничьих семей нужно отдавать приоритетное значение. Но нельзя зацикливаться только на этом, ведь чиновники-коррупционеры могут находить возможности переоформлять преступно нажитое имущество и на своих друзей и знакомых. Поэтому внимание налоговых и контрольных органов должно распространяться на всех владельцев дорого имущества. Не может человек доказать законность его происхождения, объяснить, почему дорогостоящая недвижимость или роскошные автомобили не соответствуют его официальной зарплате – все это должно изыматься в пользу государства. Пока у нас не будет выполняться данное условие, одно из важнейших в борьбе с коррупцией, меры, подобные появлению реестра коррупционеров, будут носить исключительно формальный характер.
31.01.2014 11:44
Кто будет отслеживать попадание в этот реестр и выбывание оттуда граждан после снятия с них судимости? Для этого должны появиться специальные люди. Лишние расходы, а зачем?!
Сегодня и так действует специальная регистрационная служба осужденных, где есть сведения и о совершивших коррупционные правонарушения, то есть работает отлаженная система в масштабах всей страны. Надо ли в нее вторгаться, что-то из нее выдергивать? Сделать из нее ответвление в виде постоянно обновляемого реестра (одних людей осуждают, других отпускают) для сайта Минюста и Генпрокуратуры – это не просто ролик в интернете разместить, это нарушить систему.
Да и почему делать реестр только коррупционеров? Чем они хуже или лучше убийц, насильников, педофилов?! К тому же получается, что на госслужбу нельзя брать только взяточников, а убийц, насильников и педофилов, значит, милости просим?!
С другой стороны, если уж речь идет о госслужбе, можно вот над чем подумать. Сейчас сделать запрос в регистрационные органы относительного прошлого того или иного гражданина могут только правоохранительные структуры. Таким правом надо наделить кадровые службы госкомпаний для предотвращения попадания имевших проблемы с законом людей на государственную службу.
Алексей Александров
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Доктор юридических наук. Член ЕР
31.01.2014 11:49
Раньше были плакаты с фотографиями пьяниц «Они позорят наш город!». Но пить меньше не стали. Так же и здесь: список будет, а взяток не убавится.
Почему у нас буксует борьба с коррупцией? Потому что процветает безнаказанность и имеются проблемы с правоприменительной практикой. Почему? Потому что очень высок уровень коррупции в правоохранительных органах. Следовательно, начинать борьбу с коррупцией надо с проверки на коррумпированность правоохранительные органы – нужна кадровая ревизия правоохранительных и судебных органов.
Во время смены вывески «милиция» на «полицию» некая ревизия проводилась, но она была формальной, поверхностной: не было принято серьезных мер воспитательного характера, не уделено внимания морально-нравственному состоянию сотрудника службы правопорядка. Потому-то у представителей этой системы продолжает господствовать криминальное сознание. А его надо поменять на правовое, тогда они сами разберутся, как бороться с коррупцией. Тем более, сегодня во главе правоохранительных органов стоят достойные люди – профессионалы, честные, порядочные.
А вместе с тем вузы уменьшают количество часов по уголовному праву, уголовным процессам, криминалистики. Такое впечатление, что они уже не учат на юриста как на исполнителя закона во имя справедливости, помощи человеку, процветания государства – во имя высоких целей, а учат на юриста как на зарабатывателя денег! Хотя в первую очередь основное внимание надо уделять именно кадрам в юриспруденции, их нравственному состоянию, тогда и правоохранительные органы будут честными и чистыми.