Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Подвиг "Варяга" и современность: Мнения священнослужителей

10.02.2014 08:51


110 лет назад, 9 февраля 1904 года, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли в бухте Чемульпо безнадежный бой с японской эскадрой из 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. Когда русские моряки поняли, что прорваться сквозь японцев не удастся, они взорвали «Корейца» и затопили крейсер. Обе команды приняли на борт корабли нейтральных стран, кружным путем русские моряки вернулись на родину.

Все без исключения участники боя были награждены орденами (офицеры) и знаками отличия (нижние чины) и специально учреждённой медалью «За бой „Варяга“ и „Корейца“». Уже в советское время, в 1954 году, в ознаменование 50-летия боя, его оставшиеся к тому времени в живых участники были награждены медалями «За отвагу». О подвиге русских моряков сложены две ставших народными песни («Наверх, вы, товарищи…» и «Плещут холодные волны…»)

Недавно публицист, писатель и художник Максим Кантор, комментируя скандальный опрос на телеканале «Дождь», написал: «Вообще говоря, в том, чтобы не сдаваться более сильному, обыватель практического смысла увидеть не может — это ведь бессмысленная жертва. Реальность доходчиво объясняет — сильный прав. Так что же рыпаться? Что стоило сдать крейсер «Варяг»? Разумно ли защищать один корабль против японской эскадры и тем более топить его? Какой практический смысл в обороне Брестской крепости, когда враг давно ушел вглубь страны?.. Объяснение есть, просто его не всякий услышит. Так происходит потому, что существует понятие «честь» — и для морального человека честь важнее жизни. Вот за этим самым и стояли насмерть. Разумеется, можно выстроить прагматически верное рассуждение, в котором жизнь без чести — лучше, чем честь без жизни, но многие сотни лет мораль настаивала на том, что честь дороже. И эта мораль лежит в основе нашей цивилизации… Рассудительное время делает коллаборационизм обаятельным — а героизм бессмысленным; мораль становится обузой… В аморальности — много разумного. Это здоровая, взвешенная позиция. В бесчестии вообще много практической пользы — недостаток один: детей учить нечему — можно вырастить лишь сволочей».

См. также:
На каждого Сердюкова найдется свой комбат Солнечников: Парламентарии об отношении к героизму

«Согласны ли вы, что наше время отторгает понятие героизма, а мораль воспринимает как обузу? Насколько неизбежен этот процесс, можно ли ему сопротивляться и как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

10.02.2014 10:38

Потребление – дух сребролюбия, а сребролюбие, как говорили Святые Отцы, дух антихристов. Духу сребролюбия не нужно, чтобы человек обладал понятиями «честь», «жертвенность», «героизм».

Чем больше человек, народ, нация способны на героизм, тем больше у них шансов выжить. Наши люди способны на жертву. Но, когда во главу угла ставятся материальные ценности, более приземленные, парадоксальным образом это приводит к тому, что даже на геополитической арене народ рискует очень быстро деградировать и утратить в долгосрочной перспективе себя как самостоятельную нацию, способную к развитию и в, хорошем смысле, к экспансии.

Собственно говоря, почему в свое время русский народ завоевал такое огромное пространство? Благодаря способности к подвигу, к жертвенному служению, такому, как в семье. Русская женщина в свое время рожала гораздо больше детей, чем ее соседки. Но рожать детей – тоже подвиг. Если детей много, народ способен к обороне, к освоению пространств. А если все сводится к идеологии потребления, народ обречен.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

10.02.2014 10:32

Время само по себе ничего не отторгает - отторгают люди, которые, к сожалению, ориентированы в этой жизни совершенно извращенно, они потеряли самые ценные качества. Они подобны флюгеру, который поворачивается по направлению ветра. Они не привязаны ни к какому государству и народу. Поэтому у них слабо развито то, что можно назвать историческим осознанием.

Незнание реальной истории заставляет многих впадать в некий иллюзорный мир собственных оценок, не базирующихся на знаниях истины как таковой – исторической, моральной, нравственной, духовной. Их привычный девиз: «После нас хоть потоп!»

А мы должны исполнить данный нам предками наказ: «Русь святая, храни веру православную!». Мы хотим, чтобы и наши дети этот наказ знали и сохраняли для своих детей.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

10.02.2014 10:28

Понятия героизма и морали отторгаются, когда происходит деградация общества, культуры. Начинается самая настоящая «смердяковщина» Ф.М. Достоевского. Деградация неизбежна в любом обществе, но если преобладают все же процессы созидательные, то общество остается здоровым и способно существовать. А когда такие Смердяковы оказываются допущены в СМИ, к власти, к ключевым постам в обществе, тогда это государство как свиное стадо в Евангелии прямиком устремится и быстро утонет в Генисаретском озере. Это было всегда, есть и будет.

Мне вспоминается Святослав – великий князь Киевский. Он не был христианином, но когда нападали половцы, и он понимал, что вся его дружина обречена на гибель, он говорил своим воинам: «Мертвые срама не имут, и мы умрем и сохраним свою честь». То есть понятие о чести было еще в языческих племенах на Руси. И я полагаю, любое здоровое общество, не обязательно христианское, если теряет понятие чести - это значит, оно теряет основу своего существования. Конечно, есть дегенераты, извращенцы, морально и нравственно ущербные люди, но главное, чтобы не они определяли направление развития общества.

Это как хулиганство и преступность, которые есть в любом обществе. А мы должны строить свою жизнь так, чтобы они не могли извратить нас. Конечно, не стоит забывать, что мы живем в мире, в котором у нас есть не только друзья, но и враги. И следить за нравственным здоровьем общества, которое определяется христианством в нашем мире, это в первую очередь долг Церкви.

Протоиерей Сергий Веремеев

руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии, настоятель прихода свв. Петра и Февронии Муромских чудотворцев в Кемерове

10.02.2014 10:23

Вопросы чести, совести, самопожертвования, любви к Родине и к ближнему как к самому себе актуальны и по сей день.

Образы героев нещадно эксплуатируют в киноиндустрии . Герои, которые отдают жизнь «за други своя», сегодня востребованы. Какой бы мы ни взяли фильм, - Голливуда, Болливуда, нашего ли кинематографа, - мы видим: героев цитируют, фильмы про них охотно снимают. Происходит это по той простой причине, что любой человек – молодой, пожилой, среднего возраста, - ищет то, что соответствует его самым глубоким душевным переживаниям. Он, может, сам и не способен, как эти герои, стоять до последнего, но тема героизма для него животрепещущая. Об этом свидетельствуют колоссальные сборы этих фильмов.

Я сейчас не говорю про журналистов телеканала «Дождь»: это их работа, и тут все понятно. Я даже не берусь осуждать или обсуждать их – кто как зарабатывает деньги. Кто на Майдане, кто на телеканале «Дождь», кто в кочегарке, кто подметая мусор…Вопрос только в том, насколько публична должность человека, а значит, и широка зона ответственности. Руководитель телеканала может быть кем угодно, но как только он заявляет на всю страну то, что затрагивает глубинные вопросы жертвенности, любви к родине, к земле, он должен понимать: каждое слово отзовется колоссальным эхом.

К сожалению, сегодняшние молодые люди жизни не часто видят примеры жертвенности. Не потому, что их нет – просто средства массовой информации об этом не говорят. Помните, наводнение в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке? Там люди жертвовали собой, спасая других людей. СМИ донесли до нас только некоторые из историй, а ведь их было много. Этих героев бы нам сегодня воспевать, про них рассказывать…

Наше время не отторгает понятие героизма, - просто мы проживаем сейчас такой период, что человеку трудно сориентироваться в потоке разнообразной информации, не всегда качественной. В огромной коммерческой мусорной куче тонут настоящие ценности. А можно и нужно говорить про героев прошлого, современности - например, про ребят, которые отдают свои жизни в горячих точках. Для меня герои - ребята-милиционеры на Майдане, которых бандиты жгут петардами, файерами... Есть понятия «Родина», «государство», «честь мундира», в конце концов. И эти ребята являют нам образцы такой чести, а мы даже не знаем их фамилий.

Протоиерей Артемий Скрипкин

Настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области

10.02.2014 10:07

Все зависит от приоритетов. Если мы хотим быть великим народом, то должны, выстраивать свое поведение в соответствии с принципами божественной морали. Если не хотим этого делать - великими народами будут другие. Они будут строить империи, а нас - завоевывать, уничтожать, жить на нашей земле. Наши предки этого явно не хотели – те, кто утопил «Варяг», кто защищал Брестскую крепость. Ну а если кто-то на телеканале «Дождь» думает, что героизм устарел, пусть почитает «Кодекс самурая».

Кстати, японцы, будучи нашими врагами, отметили воинский дух наших солдат, отдали ему честь. И немцы также салютовали последним защитникам Брестской крепости. Так что видите, все оправдано. Если мы хотим побеждать, мы должны жить по принципам героизма и морали. Если хотим быть навозом – можем жить как свиньи, которые хрюкают и кушают, что им дают. Мы выбираем сами.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

10.02.2014 09:58

Христианская вера тесно связана с понятием героизма: уже в самом начале своего духовного пути христианин отрекается от сил зла и уже после таинства Крещения приобретает статус воина Христова. Поэтому мы видим много параллелей в церковном служении с воинским делом.

Всегда вера, - в частности, православная вера, - особо выделяла подвиги героев, воинов, исполнявших заповеди Иисуса Христа. Вообще роль героев, бескорыстно отдававших свои жизни, иногда даже не зная общего плана действий, - велика и значима. Порой их жертвы имели историческое значение для войны, ведь из каждого маленького поступка складывается большая победа. На протяжении целого тысячелетия Россия являла примеры такого героизма.

Конечно, сейчас мы живем в эпоху так называемого постмодернизма, когда некоторые пытаются нивелировать духовные ценности, полностью стереть их из нашего сознания и заменить красивыми обертками, но без начинки. Конечно, этими людьми движет корыстный интерес. Общество, которое желает только потреблять, видит смысл лишь в телесном комфорте, становится легко контролируемым, что сейчас и происходит.

К сожалению, процесс продвижения безнравственных идей продолжается, причем агитация ведется не только скрытым путем, но уже и открыто. В наших глазах пытаются высмеивать героев, а некоторые безнравственные высказывания политиков, деятелей искусств вызывают вопросы: что эти люди делают в нашей стране и почему они представляют интерес для СМИ?

Но есть и такие люди, которые восстанавливают традиционные ценности, по сути, являющиеся христианскими. Они верой, молитвами, делами пытаются изменить ситуацию. Результаты уже видны. Например, в последнее время увеличилось количество детских патриотических кружков, секций по изучению военного дела, основанных на традициях русской культуры, начинает подниматься казачество. В этом направлении и надо двигаться, чтобы оставаться великой державой, страной, которая должна хранить православную веру и бороться за счастье народа.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

10.02.2014 09:33

Это вопрос очень глубокий и тема неисчерпаема - всегда останутся направления для дальнейшей мысли и диалектики.

Опасно ставить крест на нашем времени. Во все времена были предатели, трусы, мерзавцы. Но память человеческая в нормальном обществе сохраняет лучшее, что было: в истории мы видим прежде всего доблесть человеческую. И эта норма укоренена в христианской нравственности и мировоззрении. Случай с телеканалом «Дождь» и прочим – это тот случай, когда на поверхность выплывают экскременты, а золото остается в глубине, сохраняясь в целости и сохранности.

С другой стороны, в каждом героическом поступке, будь это защита крейсера «Варяг» или битва 300 спартанцев (тут в мировой истории примеров очень много), самое главное – это моральное состояние людей, их готовность сражаться, отдавать свою жизнь за нацию – то, что называется боевым и национальным духом.

Абдуррауф-хазрат Забиров

Глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области

10.02.2014 09:30

Либеральные процессы, которые идут к нам с Запада, где давно утратили моральные и нравственные ценности, - серьезная угроза нашей российской культуре, которая основана на ценностях традиционных конфессий.

В человеке есть доброе и греховное начало. Отказываться от нравственности и морали означает уничтожить цивилизацию. Некоторые народы погибли как раз из-за отсутствия морали. Но не надо забывать: «один день жизни льва лучше ста дней жизни шакала». И когда человек идет на смерть ради своего дома, ради страны, он это делает не ради наград или общественных оценок.

Предатели своей страны и своей земли отвергают те основы, на которых сформировалась наша великая цивилизация, но взамен предложить им нечего. То есть они хотят уничтожить наши корни, а какое дерево будет расти без корней? Даже враги уважают тех, кто жертвовал собой за свою веру и родину. А нас хотят сейчас этого лишить, навязывая абсолютно не свойственные нам ценности.

Молодежь сегодня дезориентирована, но есть люди – опора любой нации, которые будут всегда вести людей к светлому, и на своем примере показывать, что такое истинный героизм, истинная вера, служение отечеству и народу.

Фарид-хазрат Салман

муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС

10.02.2014 09:29

К сожалению, понятия «героизм», «патриотизм», «гражданская позиция» теряют смысл не только для подрастающего поколения, но и для людей вполне зрелого возраста, - а ведь именно они диктуют обществу образ мыслей и дают пример жизни. И виной тому не только глобализация, но и общая тенденция к деградации человека. Если мы забудем о том, что было, что нас скрепляет, мы потеряем страну при первой же угрозе – все просто поднимут руки вверх и сдадутся.

Необходимо не ограничиваться словами о патриотическом воспитании, а реально им заняться. Но практика показывает: выступит какой-то «господин», скажет что-нибудь антипатриотическое, тут же начинают эти слова тиражировать СМИ, блоги и т.п., а депутаты потом думают, как бы это запретить. Но, может, надо не запрещать, а упреждать?

Надо поддерживать всех патриотов-единомышленников, тех, кто занимается интеллектуальным трудом, скрепляющим наше общество, позволить им заниматься патриотическим воспитанием, иначе мы лишимся не только исторической памяти, но и будущего.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

10.02.2014 09:27

Как появляются новые герои? Сегодня ты живешь обычной жизнью, а завтра нужно совершить геройский поступок, поскольку ты оказался рядом. Немало тех, кто относится к этому равнодушно, но есть и нормальные люди, для которых слова о помощи ближнему не пустые.

Конечно, всегда найдутся и провокаторы, которые будут специально наводить смуту. Те, кто говорит, что надо было сдаваться сильному противнику, просто преступники, они плохо знают историю нашей страны. В 1941 году самая сильная армия была у Гитлера, он был уверен, что благодаря этому быстро всех победит. Французы сдались сразу, это вдохновило немцев, они думали, что и с Россией также легко справятся, однако тут они сломали себе хребет. Потому что наш народ привык всегда стоять насмерть и до конца, несмотря на то, что перед ним непобедимый враг.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

10.02.2014 09:20

И в русской истории, и в истории других народов на протяжении всех веков время от времени возникал вопрос: защищать какие-то ценности, принципы, ради которых живет человек, свою землю, своих близких - или же сдаться? И всегда были разные ответы. Кто-то кричал: «нужно сдаваться», и сдавался; а кто-то молча брал в руки оружие и шел защищать то, что ему дорого и необходимо.

Так было всегда, и говорить о том, что наше время уникально в этом отношении, что сегодня тех, кто не стремится к героизму, больше, чем тех, кто стремится, - неправильно.

Большинство людей вполне понимают и ценят подвиги предков, благодаря которым сегодня существует наша страна и мы с вами. Почему воевали и защищали? На мой взгляд, понятие «честь» здесь вообще вторично. Все дело в духовном стержне. Понимание предназначения жизни, служение целям, ради которых люди готовы были умереть, но не предать самих себя, - все это помогало совершать подвиги.

Конечно, всегда найдется немало тех, кто будет убеждать чем-то поступиться, отдать, продать… На нашей с вами памяти в 90-е годы таких любителей все продать, желательно подороже, было предостаточно. Ничего, пережили, отстояли свои ценности. Не все, правда, но сохранили, сейчас развиваем. И делают это те люди, для которых принципы – не пустой звук. А для нашего народа высокие принципы, идеи и цели – совершенно не пустой звук, во многом благодаря им наш народ и существует на земле.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

10.02.2014 09:15

Я не буду идеализировать прошлое и критиковать настоящее. Люди всегда разные, всегда были люди чести и всегда были подлецы, для которых слово "честь" – пустой звук. И мы знаем множество современных замечательных людей, героев, которые могут служить примером для всех нас.

Но современные СМИ и общий менталитет действительно способствуют распространению идеологии массового потребления, в которой понятия «честь» и «жертва» просто отсутствуют. И тут можно вспомнить слова патриарха Кирилла, который говорит, что в современной литературе нет настоящего положительного героя. Патриарх совершенно прав, и выводы тут напрашиваются неутешительные.

Школы и вузы перестали воспитывать детей, занимаются только их образованием. Воспитание предоставлено на волю случая. Но такие понятия как «преданность», «патриотизм», «истина», «добро» - они же не берутся ниоткуда. Воспитание наши школьники получают, увы, на улице или у телевизора, который тоже предложит им скорее «Дом-2» или «Камеди клаб», а не серьезные размышления о смысле жизни
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...