Это предложение укладывается в тенденцию защиты прав детей, которая на Западе породила так называемую «ювенальную юстицию», отдельные элементы которой пытаются ввести и у нас. Отсюда «горячие линии», по которым детям предлагается жаловаться на родителей и т.п.
Между тем в нынешней школе в защите нуждается скорее учитель. Сегодня поведение школьника как-то ограничено разве что уголовным кодексом. Пока ученик не совершает прямого преступления, он может делать почти что угодно: срывать урок, хамить учителю, вслух ругаться матом и т.п. – а у учителя, в сущности, нет никаких способов на него воздействовать.
Напомним, что в советские времена такие рычаги были. Во-первых, полное среднее образование не было обязательным: после 8-го класса ученика можно было отчислить; да и возможность поступить в вуз зависела от оценок в аттестате. Во-вторых, на школьника можно было воздействовать через пионерскую и комсомольскую организации.
Усугубляет ситуацию и то, что школа отстранилась от участия в воспитании ребенка – эта обязанность целиком переложена на родителей, а отнюдь не все из них с нею справляются.
«Кажется ли вам разумной мерой введение должности уполномоченного по правам учащихся? Не принизит ли это и без того невысокий авторитет учителя? Как этот авторитет можно поднять? Кто и как должен нести ответственность за поведение учащихся в школе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
03.03.2014 10:46
Прокурору в школе не место – как, собственно, и уполномоченному. Это только внесет дополнительный разлад в и без того запутанный учебный процесс, потому что в него и так вмешиваются все, кому не лень, только мешая учителям.
Другое дело, если действительно учитель по каким-то причинам оказался несостоятельным. Ну что же, его в таком случае надо увольнять. Эти механизмы уже существуют и отработаны, но только ими должен пользоваться педагогический коллектив, а не правоохранительные органы.
Что дети порой ведут себя абсолютно недопустимо, непотребно – факт. И страдают от этого как учителя, так и сами учащиеся. Да, в системе образования нужно многое перестраивать, но не угнетая и без того униженных и оскорбленных учителей. Наоборот, исходя из того, что это добросовестные, ответственные люди, которые хотят исполнять свой и без того нелегкий долг, нужно дать им возможность развернуться, а не контролировать каждый их шаг.
Конечно, предстоит продумать, какими мерами добиться соблюдения в классе порядка и тишины. Учитель должен учить детей, а не тратить время на бесплодную борьбу с плохими учениками.
03.03.2014 10:43
Наряду с этим у каждого педагога есть определенный кредит доверия. Учитель – это тот человек, которому подросток изначально доверяет. И, как мне кажется, этот кредит будет значительно уменьшен, если в школе ввести какую-то надзирающую структуру. Не надо забывать о том, что там не только дают знания или пытаются выявить у ребенка те или иные способности. В школе, прежде всего, происходит воспитательный процесс, который в случае такого надзора может сойти на нет.
Одно дело – действительно отстаивать права ребенка в неблагополучных семьях, что необходимо, другое – вмешательство в процесс воспитания семьей и школой, попытка влиять на этот процесс. Не следует все валить в одну кучу.
03.03.2014 10:42
И вообще родители не должны сдавать детей в школу как в камеру хранения, чтобы администрация учебного заведения в полной мере распоряжалась дальнейшей судьбой ребенка. А введение должности уполномоченного по правам учащихся – один из способов узаконивания института ювенальной юстиции.
Если мы заинтересованы в укреплении института семьи, нужно повышать ответственность семьи за поведение ребенка, - может быть, вводить наказания за те проступки, которые он совершает в школе. Тогда ответственность родителей, как законных представителей ребенка, будет более высокой и это реально повлияет на поведение его в школе.
03.03.2014 10:35
К сожалению, иногда попытка это сделать сводится к назначению новых чиновников. Так вот, появление еще одного чиновника с весьма неопределенными обязанностями ситуацию не исправит. Такой чиновник ради оправдания своего существования будет искать, а то и создавать проблемы, которые якобы необходимо решать. И расширение бюрократии приводит лишь к усугублению проблем.
03.03.2014 10:31
Все эти уполномоченные имеют одну цель – разрушение семей, разрушение детской психики мнимыми правами. И вместо духа смирения и прилежания ученики стремятся к мнимым свободам и исполняются всякого духа вражды к тем, кто по закону любви и педагогического служения ищет им всякое благо.
Я думаю, что в школу должна быть открыта дверь священству. Воспитательные действия не должны ограничиваться только предметом «Основ православной культуры» в формате предмета ОРКСЭ, который преподается один год при завершении начальной школы. Этого катастрофически мало. Есть великие традиции русского воспитания, основанные на православной культуре, которая помогает ученикам быть в соответствии со своим званием, а учителям быть для них добрыми наставниками и примером. И здесь необходимо коренным образом менять образовательную стратегию нашего государства и видеть воспитательной составляющей образования, которая должна быть ненавязчиво представлена ценностями нашей традиционной православной нравственности.
03.03.2014 10:27
Ребенок хамит учителю, тот делает замечания, которые пропускаются мимо ушей. Потом за него, единственного в семье, заласканного и избалованного, приходят заступаться мама с бабушкой…
Мы так придем к тому, что ни в школах, ни больницах некому будет работать. К этому и без того идет. А с предлагаемыми нововведениями работать в школу точно никто не пойдет.
Наши педагоги, в большинстве своем, трудятся самоотверженно, и если есть какие-то нарушения, то это единичные случаи на миллионы учителей. Я думаю, необходимости в защитнике прав ребенка нет, - он всегда может пожаловаться и родителям, а те уж, если будет надо, найдут дорогу и в прокуратуру, и в следственный комитет.
Участие правоохранительных органов в воспитательном процессе должно заключаться не в этом: детям нужно рассказывать о правонарушениях, о том, как их не допустить, напоминать, что за преступлением последует расплата. У детей должно быть чувство меры. А если вместо этого «защищать их права», ничем хорошим это не закончится.
03.03.2014 10:23
Я помню случай в советское время, когда две девочки пожаловались директору, что их притесняют, так как они верующие, а не пионерки. Они потребовали, чтобы экзамен у них принимали представители из РОНО и благодаря этому получили свои оценки. В то время да, был такой деспотизм. Учителя точно не надо было защищать от учеников, а меры воздействия на последних, у него, действительно, были. Мы все хотели поступить в институт, а учитель мог отсеять часть детей, не взять их в 9 класс.
Сейчас этот маятник, видимо, пытаются качнуть в другую сторону. Уже сегодня ученики - тот «хвост, который виляет собакой». Но понять бы, как это будет работать….
Мне кажется, сегодня учитель и так поставлен на колени. Родители, среди которых постоянно собирают поборы, говорят ему: если с нас берут, ставьте оценки. Откажется учитель - директор может применить к нему какие-то меры воздействия. К тому же не совсем ясно, что за права ребенка будет он защищать этот уполномоченный, какими методами… В общем, идея такой должности мне кажется непродуманной.
03.03.2014 10:06
Ведь те люди, которые слепо веровали западным ценностям, а равно и новой, постхристианской парадигме понимания человека и его семьи, глядя на неофашистские замашки англосаксов (и их многочисленные внутренние проблемы, особенно кризис семьи), будут вынуждены серьёзно призадуматься – а стоит ли так уж слепо и фанатично им во всём подражать?
Сама по себе постановка вопроса о защите прав учащихся в целом разрушительна. Нашим детям ещё задолго до созревания внушается мысль об их широчайших правах. Мысль однобокая, поскольку разговор о правах обязательно должен предваряться беседой об обязанностях. Только при такой постановке вопроса можно говорить о воспитании человека ответственного перед своей семьёй, коллективом и страной.
Ну а должность уполномоченных действительно необходимо ввести. Только уполномоченного по правам не учащихся, а учащих, т. е. учителей, не только лишённых сейчас каких-либо рычагов воздействия на дисциплину, но и зачастую становящихся жертвами насилия даже со стороны учеников младшего школьного возраста. Я лично знаю такую историю, когда четвероклассник во время урока бросился избивать со спины свою учительницу, прекраснейшего и добрейшего человека.
03.03.2014 10:03
Сегодня никто не ограничивает школьников ни в чем, в результате среди учеников мы видим хамское обращение с учителем, драки между собой, ранние аборты – распущенность во всем. Конечно, многое зависит от родителей, но многих родителей самих надо воспитывать.
В Коране говорится: «Разве может быть наравне образованный и невежественный человек? Авторитет и положение человека, который стремится к знаниям, расширяет кругозор, выше и в этом мире и в будущем». А что мы наблюдаем сегодня? Сплошное неуважение к педагогам. Например, когда мы учились, то, завидев учителя в десятке метров, спешили с ним поздороваться, - так мы его уважали! Сегодня такого нет. Кроме того, нынешние школьники не дорожат драгоценными минутами за партами, где они приобретают знания благодаря профессиональным учителям.
Необходимо повышать нравственный уровень школьников. Использовать патриотические страницы истории, примеры героев из молодежной среды, которые настолько любили свою страну и свой народ, что жертвовали ради них своей жизнью. Вот об этом чаще надо говорить вместо проведения всяких школьных дискотек.
03.03.2014 09:59
Статус учителя изменился, сегодня в большей мере права учителя нарушены, потому что нарушена сама система образования. Чиновники набивают взятками карманы, становятся миллионерами, а что учитель? Он трудится за мизерную зарплату, ученики иногда одеты лучше и дороже, чем их педагог, который формирует сознание ребенка. Так что надо защищать учителя.
Есть такая книга Абу Хамида аль-Газали «Возрождение наук о вере», где говорится именно о том, как ученик должен относиться к учителю. Но это отношеие надо культивировать в обществе, - а мы вынуждаем учителей клянчить у родителей деньги на ремонт школы, покупку оборудования… Это унижает педагога. Не он должен этим заниматься, а государство и общество. Задача учителя быть преподавателем и воспитателем, а сейчас его загнали в угол. Мы теряем традиции российской педагогики, но такими действиями потеряем последнее.
Пусть работники прокуратуры поживут как учителя, а потом подумают, какие новые должности в школах создавать.
03.03.2014 09:56
А вот по поводу учителей стоит задуматься. Учитель не имеет никакой защиты, у него практически нет рычагов воздействия на учеников. Строгость – неотъемлемая часть воспитания, и возможность отчислить школьника – одна из самых строгих и действенных мер, которая могла бы унять какого-нибудь слишком зарвавшегося школяра.
Как это сделать, и нужна ли отдельная должность уполномоченного по защите прав учителей? Думаю, нет. Но какой-то порядок в школе наводить надо. А вот введение новой должности еще больше даст свободу той самой неуравновешенной части учеников, которая и так позволяет себе, мягко говоря, вольности в отношении школьных педагогов.
03.03.2014 09:56
Авторитет учителя нужно поднимать, повышая ему зарплату. Когда будет высокая зарплата, учитель себя будет чувствовать более уверенно. И потом нужно популяризировать профессию учителя, особенно в провинции, в средней школе. Надо говорить, что эта работа – на благо родине.
Протоиерей Максим Первозванский
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
03.03.2014 10:48
В современной школе, конечно, не все очень хорошо, но не надо все красить в черные краски. Все же задачу воспитания в школы вернули. В каждой школе есть заместитель директора по воспитательной работе, есть люди, отвечающие соблюдение прав всех участников образовательного процесса.
Предложение прокуратуры переводит все в плоскость юридических отношений. Мы и так сделали многое для превращения школы в орган по предоставлению образовательных услуг. И если рассматривать школу именно в таком виде, то кто-то должен следить за выполнением предоставления этих услуг и соблюдением всех прав. Но это в корне неверно. Да, школе навязывают такую модель функционирования, но, поскольку это весьма консервативный институт, то он стремится в лице педагогов строить с детьми неформальные отношения, воспринимать всех как участников единого общего и важного дела.
До сих пор традиции российского воспитания серьезно расходятся с западными представлениями о правах ребенка. Мы в нашей традиции считаем нормальным принуждение детей к выполнению определенных действий, но без унижения. У воспитателя должны быть определенные рычаги влияния, которые делегируются родителями. Так что лучшими наблюдателями будут родители, лучшим гарантом соблюдения прав ребенка в семье - школа, т.к. любой нормальный учитель и воспитатель интересуется, как проходит жизнь ребенка дома. Такая система отношений у нас работает, - другое дело, что ей надо уделять внимание. Но внесение чуждых элементов в виде уполномоченного по правам ученика внесет только дисбаланс и ухудшит положение в школе, и без того не блестящее.