Курс рассчитан на семестр, его будут читать студентам старших курсов направлений «юриспруденция», «государственное и муниципальное управление», «правовое обеспечение национальной безопасности» в МГУ, РАНХиГС, МГЮА им. О.Е. Кутафина, академиях МВД и МЧС.
«Новая дисциплина будет представлять собой 76-часовой теоретический курс, в рамках которого студенты изучат понятие коррупционных правонарушений, их классификацию, передовые методы выявления и механизмы борьбы. Будет уделено особое внимание юридическим тонкостям и последним законодательным нововведениям, — рассказал один из авторов учебника Мансур Юсупов. По его словам, студентам также будут разъяснены пагубные морально-общественные последствия коррупции.
Учебник будут также использовать в системе подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. «В нем подробно прописаны меры наказания за различные коррупционные нарушения — было бы неплохо, если бы наш учебник стал настольной книгой для чиновников, — добавляет его соавтор, кандидат исторических наук Алексей Вихрян. — В последующих изданиях мы рассчитываем написать о зарубежном опыте противодействию коррупции и адаптировать для студентов других специальностей».
Учебник уделяет внимание не только юридической, но и психологической и исторической составляющим коррупции. Так, в пособии есть такие параграфы, как «Традиция «кормления» как отправная точка возникновения коррупции в России», «Духовно-нравственные основы коррупции», «Конфликт интересов на государственной службе и меры по его урегулированию» и даже «Антикоррупционное воспитание государственных и муниципальных служащих».
Заместитель председателя Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров считает, что курсы и лекции не помогут бороться с российским менталитетом, в котором коррупция «заложена уже на уровне подсознания». «Коррупция — это наш образ жизни, — считает депутат. — И даже тысяча учебников вряд ли повлияет на такое положение дел. Эффективно бороться с коррупцией можно только при помощи жестких экономических и уголовных санкций». Гончаров отметил, что около 80–90% выпускников специальностей «юриспруденция» или «государственное и муниципальное управление» стремятся стать чиновниками, рассчитывая заработать капитал на взятках и воровстве бюджетных денег.
Предлагаемое новшество заставляет вспомнить зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Так, «Аргументы и факты» приводят следующие данные: «за последние 12 лет в Китае по обвинению во взяточничестве расстреляли 13 000 (!) чиновников, включая главу города Сучжоу и заместителя мэра Пекина, вице-спикера парламента, десятки министров и губернаторов. А в прошлом году 160 000 работников госаппарата Китая были арестованы по обвинению в коррупции. Всего же с начала реформ (30 лет назад) в тюрьму загремел… МИЛЛИОН чиновников… Сейчас в КНР человек на любой должности понимает: в случае разоблачения ему не помогут связи и должность, он получит пулю в затылок. Эта мысль, разумеется, не останавливает всех взяточников поголовно. Но главное - их становится меньше, а не больше».
В России же борьба с коррупцией порой напоминает фарс. Так, министра, в чьём ведомстве исчезли миллиарды, не только не арестовали, а, в конце концов, просто амнистировали. Как пишет Георгий Зотов - Директор департамента загран. интервью и расследований «Аргументов и Фактов», «проворовавшиеся губернаторы отделываются условными сроками - и то, если дело доведут до суда». «При таком раскладе красть совсем не страшно. Вот если бы ввели серьёзные наказания для взяточников, поместив пару крупных чиновников за решётку на 15-20 лет, то остальные бы призадумались. Сомневаться, что «метод Китая работает», разумеется, можно. Однако нашими методами коррупцию не победить никогда», - подчеркивает Георгий Зотов.
См. также:
Бороться не с менталитетом, а с коррупцией, - Мнения священнослужителей
Согласны ли вы, что «коррупция – это наш образ жизни»? В чем, на ваш взгляд, главные причины ее распространенности в нашей стране, связано ли это с исторической традицией и менталитетом? Будут ли эффективны меры, подобные предложенному курсу, при неочевидности наступления неотвратимости наказания? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
12.03.2014 17:42
Основную причину огромных масштабов коррупции в России я вижу в том, что она распространена в верхних эшелонах власти. Как рыба гниет с головы, так и коррупция начинается в стране «сверху». Однако у нас до сих пор пытаются бить по хвостам, закрывая глаза на то, что творится на верхних этажах власти. Начинать же реальную борьбу с коррупцией надо с разрушения незаконных схем в высших эшелонах власти – министерствах, отдельных отраслях и т.д.
Действительно, никакие учебные курсы способствовать ее эффективности не будут. Борьба с коррупцией – это не теория, а практика. Только наглядные, показательные процессы над коррупционерами, привлечение их к суровой уголовной ответственности могут убедить общество в реальности такой борьбы. Одним из таких примеров могло бы стать уголовное наказание в отношении Сердюкова. Сегодня же люди видят, что участие в коррупционных схемах оборачивается для крупных чиновников не адекватным наказанием, а снятием с них всех обвинений и амнистией. О каких результатах борьбы с коррупцией можно тогда говорить?
12.03.2014 17:41
Как известно, еще во времена русских царей существовала система кормлений, которая не могла не вести к злоупотреблениям со стороны государственных должностных лиц. А сегодня взяточничество проникает и на самый бытовой уровень – в детские сады, школы, управление дорожным движением и т.д. Хотя, в последнее время ситуация все-таки меняется. В частности, поборов за оформление в сады и школы становится гораздо меньше.
Тем не менее, в сознании большинства граждан еще остается убежденность, что многие свои принципиальные личные вопросы они могут решать только при помощи взяток тем или иным должностным лицам. Если вы проведете сегодня на улице спонтанный опрос прохожих, то процентов 65 признаются, что когда-либо подкупали или пытались подкупить чиновников для решения своих проблем.
Богатый опыт борьбы с коррупцией есть у скандинавов, у американцев. И стоит отметить, что систему этой борьбы они выстраивали сразу с двух сторон – жестким противостоянием самим коррупционерам и, грубо говоря, «промыванием мозгов» гражданам на предмет недопустимости дачи взяток и какого-либо другого потворства коррупции.
Что касается специального учебного курса по противодействию коррупции, то, конечно, нельзя быть идеалистами и думать, что после его прослушивания студенты будут выходить из стен вузов новыми людьми. Но я все же полагаю, он имеет право на существование как одна из многих других антикоррупционных мер, а также шагов, направленных на повышение правовой культуры общества и борьбу с правовым нигилизмом. Главное, чтобы в общественном сознании укоренилось понимание, что коррупция подрывает правовые основы нашего государства.
12.03.2014 17:40
Тем, кто считает коррупцию образом жизни всего нашего общества, я рекомендую обратиться к истории деятельности администрации Красноярского края под руководством губернатора Зубова. Тогда бы они убедились, что в современных условиях могут быть администрации с нормальным российским менталитетом, но при этом нисколько не подверженные коррупции. Не коснулось это зло и никого из моих близких, друзей и знакомых. Остается только сожалеть, что сегодня предпринимаются попытки объяснить жадность и стяжательство определенной части общества некими большими философскими идеями, ссылками на особенности российского менталитета.
Уверен, что нет ничего глупее, чем предлагать какие-то учебные курсы по борьбе с коррупцией – студенты будут только смеяться над ними. Они же прекрасно видят и понимают, в том числе на примере дела Сердюкова, что из себя представляет борьба с коррупцией в России. Победить коррупцию в нашей стране может только приход к власти на основе честной политической конкуренции новых людей, способных разрушить все нынешние коррупционные схемы. А подспорьем в этом им должна служить ратификация 20-й статьи антикоррупционной конвенции ООН, на чем давно настаивают все наши здравомыслящие оппозиционные силы.
К разрастанию в стране коррупции привели прежде всего игры в стабильность, за которыми на самом деле скрываются отсутствие реальной политической конкуренции, постоянное изменение избирательных правил в пользу правящей партии и недопущение во власть новых людей со свежими идеями и взглядами. Если более коротко, то основные причины коррупции в России – это политический застой и олигархический капитализм, царящий сегодня в нашей экономике.
12.03.2014 17:38
Коррупция – это, прежде всего, черта характера, это своего рода деградация личности. Потому надо не дисциплины новые придумывать, а вставать на путь воспитания нового человека, который включает в себя направление на жесточайшее преследование взяточничества, невзирая на личности. Кстати, если раньше оскорбительным считался сам факт предложения взятки, то сегодня оскорбляет ее маленький размер.
Коррупция – это один из видов преступлений. Почему вдруг курс сделали именно по нему? А как же бытовые преступления в семье, изнасилования, квартирные кражи, лжесвидетельствования, преступления против государственной власти? Почему по этим видам нет самостоятельных курсов? Потому что по отдельным видам преступлений курсов быть не может. Считаю, что курс «Противодействие коррупции в РФ» - это самореклама его авторов, которые захотели засветиться.
Кстати, неверно полагать, что коррупция – это самый распространенный вид преступления, что он распространеннее, к примеру, убийства. По статистике, в год происходит порядка 30 тысяч убийств, а коррупционных преступлений – на уровне 3 – 5 тысяч.
Алексей Александров
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Доктор юридических наук. Член ЕР
12.03.2014 17:43
Соблюдение законности в стране, расширение прав прокуроров по надзору за законностью, усиление ответственности прокуроров – вот постулаты, от которых необходимо отталкиваться, борясь с коррупцией. Причем слово «законность» здесь узловое: будет соблюдаться законность – будет и порядок, и дисциплина, и неотвратимость наказания.
И никакие теоретические антикоррупционные курсы помочь в этом деле не могут. В этом деле помочь может только один курс – тот, о котором я сказал выше, но, к сожалению, встать не него мы пока никак не можем.
А раз не можем - лучше молчать и не придумывать какие-то заклинания в виде курсов. Заклинаниями дело с места не сдвинешь.