На заседании комитета 13 марта Исаев заявил, что для 10% беднейших людей подоходный налог предлагается снизить, для людей со средними доходами - оставить на уровне 13%, а для 10% богатейших граждан повысить до 20%.
Президент Владимир Путин переход к прогрессивной шкале не поддерживает, напомнил Трапезников "Ведомостям", поэтому нужны очень убедительные обоснования и расчеты, показывающие, что эта мера не повредит экономике и не спровоцирует богатых уходить в тень.
Ранее Исаев и Трапезников не исключали законодательного ограничения зарплаты топ-менеджеров в госсекторе, чтобы заработала норма, урезающая им компенсации при увольнении. Однако ограничить зарплаты можно немногим, поэтому действеннее ввести прогрессивную шкалу, объясняет Трапезников.
В интервью "Коммерсантъ FM" парламентарий сообщил, что в комитете будет создана рабочая группа для изучения этого вопроса. С конкретными предложениями депутаты обратятся в Минтруд. "Предположим, миллион, 700-800 тыс. в месяц - это уже сверхдоходы по сравнению со средней заработной платой, которая существует в России", - заявил Трапезников.
По его словам, для доходов свыше 1 млн рублей в месяц можно установить ставку 18-20%, а доходы граждан, получающих чуть больше МРОТ, облагать по меньшей ставке, чем сейчас - например, 10,9%. "Самое главное не потерять те поступления в бюджет, которые идут от НДФЛ, не перегнуть палку", - подчеркнул он. В качестве примера того, как поступать не нужно, депутат привел решение властей Франции резко повысить налог на сверхдоходы, которое привело к оттоку богатых людей из страны, "даже Депардье убежал к нам".
Напомним, плоская шкала подоходного налога - 13% - была установлена в России в 2001 году. Это решение сразу вызвало споры, которые не утихают до сих пор. Сторонники прогрессивной шкалы считают, что в ситуации огромного разрыва в доходах между богатыми и бедными она будет лучше отвечать принципу социальной справедливости. В свою очередь, сторонники сохранения единой для всех ставки налога утверждают, что "прогрессивка" спровоцирует сокрытие доходов и ухудшение собираемости НДФЛ. В частности, на это неоднократно обращал внимание президент Владимир Путин.
В нынешнем возобновлении дискуссии по этой теме любопытен тот факт, что вопрос о переходе к прогрессивной шкале налогообложения поднимается (хотя и весьма осторожно) видными членами ЕР и ОНФ. До сих пор подобные инициативы исходили главным образом от представителей левых политических сил и не находили поддержку у "Единой России", контролирующей принятие решение в Госдуме.
Заметим, Regions.ru не раз проводили опросы по этой теме, и подавляющее большинство парламентариев высказывались за переход к прогрессивной шкале. Так, депутат от "Справедливой России" Валерий Зубов отмечал, что "дифференциация доходов среди российских граждан продолжает расти и уже близка к катастрофической", но при этом "пропорционально своим доходам бедные почему-то платят у нас налогов больше, чем богатые", чего, по его словам, нет нигде в мире.
А Виктор Орлов, представлявший в Совфеде Камчатку, называл несостоятельными опасения ряда экспертов в том, что с возвращением прогрессивного налога вернуться и "серые" зарплаты. "Во-первых, они никуда так и не ушли. А во-вторых, "серые" схемы выплаты зарплат – это территория правоохранительных органов, которые и должны пресекать их развертывание, а не надеяться, что с помощью того или иного налога ситуация выровняется сама собой", - подчеркивал Орлов.
См. также:
Налоги должны быть маленькими, но прогрессивными (мнения парламентариев)
Налоговая шкала не должна быть плоской (мнения парламентариев)
Богатый должен платить больше (мнения парламентариев)
Как вы относитесь к переходу на прогрессивную шкалу налогообложения? Можно ли избежать негативных последствий такого решения и как это сделать? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.
17.03.2014 12:39
С одной стороны, действительно, такая мера выглядит обоснованной, поскольку система налоговой уравниловки не вполне работает в рыночных условиях.
В то же время, по опыту ряда европейских стран можно наблюдать и негативную реакцию на прогрессивную шкалу со стороны многих участников рынка. Чаще всего эта реакция выражается в том, что довольно большое количество богатых людей просто переводят весь свой бизнес в другую страну. Наиболее характерный пример – Франция, где, как известно, чрезмерно высокие налоги на роскошь и на богатых спровоцировали серьезный отток капитала. В итоге недовольными там оказались не только сверхбогатые, но и представители среднего класса, которые ощутили на себе проблему с резким снижением поступлений в государственную казну. Рейтинг же французского президента упал до рекордно низкой отметки – самой низкой за всю историю этой страны.
Кроме того, я не считаю, что фискальная система в России настолько совершенна, чтобы четко отслеживать ситуацию с реальными доходами населения. Для этого ей нужен полный переход на электронный уровень контроля и учета. Пока же существует опасность, что для значительной части граждан, работающих во внебюджетной сфере, с введением прогрессивной шкалы вернется практика «конвертных» оплат труда, широко распространенная в первые 15 постсоветских лет.
Если мы рассматриваем переход к прогрессивной шкале не как популистский, политический шаг, а как социально и экономически необходимую меру, мы должны подходить к решению вопроса очень взвешенно, чтобы реализация этой меры не повлекла за собой никаких потерь для российской экономики.
17.03.2014 12:38
Что касается возможного ухода богатых людей в другие налоговые юрисдикции, то, безусловно, такая опасность есть: какая-то часть уйдет. Но при том варианте, который предлагается сегодня, таких людей будет не больше, чем в других развитых государствах с рыночной экономикой. Если временные потери от введения прогрессивной шкалы и будут, то небольшие. На структуру доходов российского бюджета они не повлияют.
Поэтому я думаю, что решение предлагается абсолютно правильное, хотя и запоздалое. И я, и вся наша фракция единогласно его поддержат.
Длительную неопределенность в данном вопросе я связываю с позицией Минфина, да и главы нашего государства. В принципе, они справедливо указывают на то, что налоговая политика должна быть предсказуемой и долгосрочной, чтобы люди могли планировать свои доходы, строить долгосрочные планы, в том числе в бизнесе. Однако плоская шкала налогообложения физических лиц действует у нас уже более 10 лет. Сегодня пришла пора сократить разрыв между богатыми и бедными людьми и начать реализовывать идеи социальной справедливости.
17.03.2014 12:37
Считаю, что в этом вопросе мы должны внимательно изучить зарубежный опыт, к примеру, Китая, Франции. Знаю, что в некоторых странах до определенного уровня годового дохода налог вообще не берут, пытаясь тем самым создать средний класс. Также необходимо обратиться к специалистам, которые сделают специальные расчеты. На мой взгляд, привязки к МРОТ быть не должно – надо отталкиваться от годового дохода. Что же касается максимальной процентной ставки, то я остановился бы на 30.
17.03.2014 12:35
Что будет завтра – надо смотреть, производить расчеты. Уверен, правительство, налоговые органы держат руку на пульсе. Они же прочувствовали в 2001 году пользу от введения плоской шкалы, правильно же подгадали момент, и наш бюджет в результате выиграл. Когда они почувствуют, что пришло время перехода на прогрессивную шкалу, тогда мы к ней и вернемся. Тем более позиция нашего президента по этому вопросу известна, потому заявлять о какой-то пробуксовке данной проблемы, как это некоторые делают, не стоит. Значит, время еще не пришло.
Олег Куликов
Депутат Госдумы 4-го, 5-го и 6-го созывов, КПРФ
17.03.2014 12:40
Я сам трижды являлся соавтором соответствующих законопроектов. В каждом думском созыве мы пять или шесть раз выходили с такими инициативами. Но правительство каждый раз выступало категорически против них, мотивируя свои отрицательные заключения тем, что государство от данной меры только потеряет, и что зарплату многим гражданам вновь начнут выдавать в конвертах.
Между тем на сегодня в Европе остались только четыре государства с плоской шкалой налогообложения, в том числе Россия и Украина. Это говорит о том, что прогрессивная шкала – очевидная, правильная и самая справедливая норма в налогообложении физических лиц. Основной ее смысл состоит в том, что богатый должен выплачивать государству более существенную часть от своих доходов, чем бедный.
Как известно, в той же Франции годовой доход более чем в млн евро облагается уже 75% налога, а британцы выплачивают 50% налога за годовой доход в сто тысяч фунтов стерлингов. И ничего – платят, никаких особых протестов такая практика не вызывает. В большинстве европейских государств ставки прогрессивной шкалы колеблются примерно от 20 до 60%, но есть там и нулевые ставки для граждан, чьи доходы соответствуют прожиточному минимуму. Это при том, что прожиточный минимум в Европе и в России, как говорится, две большие разницы.
Большинство российских граждан только выиграют от введения прогрессивной шкалы. Проиграть могут лишь те, кто получает сегодня сверхдоходы, те же крупные менеджеры коммерческих структур и руководители госкорпораций, чьи годовые зарплаты в совокупности с различными бонусами составляют порой десятки миллионов долларов. Государство просто обязано облагать подобные категории повышенным подоходным налогом, особенно на фоне нынешних проблем с федеральным бюджетом, когда уже урезаются расходы на образование, культуру и т.д. Уверен, это позволило бы нормально вздохнуть и многим нашим регионам, пополнить свои налоговые базы.
К сожалению, чрезмерно высокооплачиваемые люди в нашей стране обладают сегодня большими политическими возможностями, чтобы не пропускать принятия законодательного решения о введении прогрессивной шкалы. Боюсь, они и сегодня будут делать все от них зависящее для торможения этой меры.