В связи с этим газета «Взгляд» опубликовала полемику публицистов Сергея Худиева и Максима Лаврова о том, как верующий должен вести себя в периоды острых политических противостояний (тем более когда в эти противостояния оп обе стороны вовлечены единоверцы, как в случае с Украиной).
Сергей Худиев подчеркивает прежде всего необходимость беречься от ненависти, злобы и гордыни, не смешивать политические вопросы с церковными и не подчинять веру политике, уверяя, что на «нашей» стороне Бог, а на противоположной – соответственно, дьявол.
Максим Лавров видит в этом желание остаться «над схваткой» и отстраниться от острых политических противостояний. Это правильно для священнослужителей, но, по его мнению, неверно для мирян. «РПЦ как часть Вселенского Православия будет стоять за мир на Украине, не поддерживая никого из участников конфликта. Но русский народ самоустраняться таким способом вовсе не обязан… Да, патриарх не мог прийти в Кремль на торжественную церемонию подписания договора с Крымом и Севастополем. Но разве это мешает русскому народу радоваться воссоединению с нашими братьями? Крым ликует и гуляет. А нам можно? - пишет публицист. - Самоустраняться от участия в судьбе страны, когда она ведет важнейшую геополитическую битву, результаты которой во многом определят будущее нашего народа, православные не имеют ни оснований, ни возможностей».
«Какая из этих позиций вам ближе? Какой, по-вашему, должна быть позиция верующего человека в периоды политических противостояний?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
28.03.2014 09:43
При этом мы мало что знаем о реально происходящем на Украине. И сдержанность священноначалия здесь очень важна. Если уж оно сдерживается, тем более сдерживаться надо нам – рядовым священникам и прихожанам. Остается только молиться о наших братьях единоверных.
Понятно, что есть заповеди, есть единый славянский народ, а деление на русских, украинцев, белорусов - искусственное и неконструктивное. Кстати, когда происходили подобные события в Германии, то Генрих Гейне сказал: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта». Сейчас это разделение - кровоточащая рана для всех нас, потому что касается сердца любого православного человека.
28.03.2014 09:35
Как исполнять евангельские заповеди применительно к той или иной ситуации – каждый решает сам. При этом не надо забывать, что мы должны свою совесть всегда сверять с Евангелием, о котором надо помнить и в общественной, и в политической жизни.
28.03.2014 09:33
Нельзя смешивать интересы политики и Церкви. Церковь заботится о вечной участи человека, а интересы политические – они здесь, на земле.
Я считаю, в том, что происходит между Россией и Украиной, вина не России и не Украины. Происходящее было инициировано извне. И задача инициаторов - столкнуть два братских народа. Горе нам, если мы поддадимся на эту провокацию. Будет кровопролитие, война.
Но еще хуже, если в результате этой провокации столкнутся Русская и Украинская Церкви. Это как если бы ближайшие родственники, пылая ненавистью, делили имущество, вместо того, чтобы вместе пользоваться им и вместе же воспитывать подрастающее поколение. Поэтому здесь любой вариант раздора, «раздела имущества», противостояний - заведомо проигрышный вариант для Церкви.
28.03.2014 09:26
Конечно, это сочувствие в первую очередь распространяется на тех, кто тебе ближе по вере, культуре, образу мыслей. На мой взгляд, когда наше правительство оказывает помощь русским гражданам Украины, это акт заботы и милосердия. А вот ярости и ненависти должно быть меньше. Я прочитал в Интернете, что украинским священникам, которые находятся в подчинении Московской патриархии, приходят письма с угрозами: «Если в течение двух дней вы не перейдете в Киевский патриархат, мы начнем вас убивать». Это, я считаю, безобразие. Но необходимо сохранять спокойствие: не кидаться к оружию, не призывать взяться за него своих духовных чад… Нужно понимать, что эти письма распространяют люди психически нездоровые или провокаторы, которые пытаются вас запугать.
Эмоции – плохой советник, когда нужно восстанавливать мир.
Почему крымчане захотели к нам? Потому что их права нарушались. Мы сейчас должны искать мира, но чтобы при этом права людей не нарушались и харьковчане, жители Донецка могли учить своих детей на родном языке. Нужно, чтобы им никто не угрожал, не было бы этого безумного «Правого сектора», а любые организации ультранационалистической направленности находились бы под запретом. Я думаю, с этим согласятся и европейцы.
Еще я хочу сказать вот о чем. Идет Великий пост, я хотел бы провести его, молясь за себя, грешного, за своих братьев по вере: русских, украинцев, молдаван…За всех, кто живет на этой Земле и кого любит Бог.
Великий пост – время, когда нужно поменьше предаваться дурным страстям. Радоваться за Крым – пожалуйста. Но страсть ненависти должна быть побеждена во всех нас.
28.03.2014 09:23
Мое мнение – каждый должен поступать так, как подсказывает ему совесть. У нас у многих родственники живут в Крыму, и люди радуются, что стали жителями одной страны. Призывать к тому, чтобы не радовались, мы не можем – это зов сердца.
Здесь Церковь должна руководствоваться одной заповедью: любите друг друга - вне зависимости от национальности и политических убеждений.
28.03.2014 09:21
Участие в политической борьбе, - например, в выборах, - не должно касаться религии, которая заботится о соблюдении нравственности и справедливости в обществе. А если общество деградирует, им пытаются управлять люди, которые приносят смуту и разрушение, то неправильно говорить, что религия вне политики.
Надо реагировать неравнодушием. И мнение духовных лидеров играет в этом не последнюю роль, они должны отвечать за духовную безопасность. Оружие священнослужителя – это слово истины, оно неподвластно времени. Духовенство всегда было главным инициатором соблюдения справедливости, и эту роль мы не утратили.
28.03.2014 09:11
В случае с Украиной самое мудрое решение приняла Русская Православная Церковь. Верующие не могут идентифицировать себя с той или иной силой. Каждый любит свой город, село и улицу, но из-за политических пристрастий взгляды могут меняться. Но баррикады разберут, раненых вылечат, убитых похоронят, а о твоих политических предпочтениях будут помнить. Например, я не совсем понимаю некоторых «единоверцев» на Украине, которые полностью идентифицировали себя с бандеровцами.
Духовенство - это та сила, которая может примирить стороны, при возникновении непреодолимых противоречий пытается донести мудрость до народа, и благодаря этой Божьей мудрости как раз можно решать политические вопросы. Но при этом духовенство должно стоять над всеми этими схватками.
28.03.2014 09:10
Я вспоминаю 90-е годы, когда после ГКЧП было сильное противостояние на Северном Кавказе. Религиозные деятели стали объектом критики с обеих сторон – и это самое малое, что может произойти в такой ситуации. Нас призывали поддержать какую-либо партию, движение, но мы отказывали. Духовенство на территории Кабардино-Балкарии сразу выразило свою позицию. Мы заявили, что надпартийны, призывали, чтобы люди не теряли разума в потоке предвыборных речей.
На Украине все еще сложнее и болезненнее, но, тем не менее, религиозные деятели должны призывать к миру и взаимопониманию, чтобы не пролилась невинная кровь.
28.03.2014 08:41
Но с другой стороны верующий - гражданин этого мира, и его главная задача - любовь и помощь ближнему, нуждающемуся. Как соблюсти эту сложную дилемму – быть ли «над схваткой», оставаться вне политики или вступать в эту схватку, помогать ближнему? Тут вопрос совести каждого. Главное - не делать другому зла, не поддаваться человеконенавистническим лозунгам, не идти на призывы ошибочной идеологии, оставаться только в поле любви к человеку.
И, безусловно, нужно молиться, чтобы мир на земле и между нашими братскими народами все-таки настал. У нас одна Церковь, и надежда на эту единую Церковь все-таки поможет нам пережить эти страшные и опасные времена.
28.03.2014 08:37
Заявление Священного Синода, насколько я могу судить, - призыв к любви украинских и русских братьев. К любви, которая превыше любых политических разногласий, церковных споров и диспутов. Во всем этом чувствуется снисхождение - не надменное, но пасторское, христианское, к тем, кто неоднозначно и болезненно реагирует на последние политические события. А таких людей на Украине немало. К их мнению сейчас нужно относится очень бережно.
Кроме того, в дни Великого Поста нужно не спорить до хрипоты, а напротив, уступать своему ближнему, своему брату, который видит в данный момент какие-то вещи иначе. Видя, что в тебе просыпается яростный, упрямый спорщик, и ты теряешь над собой контроль, необходимо убавить пыл и уйти от ожесточенных политических споров.
Протоиерей Александр Добродеев
заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
28.03.2014 09:46
И если человек истинно верующий, себя отождествляет с Церковью, то его обязанность молиться за объединение всех людей, за прекращение вражды и установление мира вне зависимости от политических пристрастий и политической обстановки.