Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Работа для верующего: Мнения священнослужителей

31.03.2014 08:35


Известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич опубликовал статью «Работа православной не бывает». В ней он, в частности, пишет:

«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» - многие «православные безработные» вооружаются первой строкой Псалтири, как футбольный болельщик фирменным шарфиком. Здесь коллега за соседним столом анекдоты пошлые травит, там начальник этнический мусульманин, сям — вообще банковская структура, они людей обманывают, а я не могу…

С каждым увольнением «мертвящего цинизма» вокруг становится все больше, а гордынька стучится в сердце все настойчивей. В конце концов, соискатель духовно сертифицированных вакансий откликается на объявления в православных СМИ — но и тут все не слава Богу! Коллеги по работе, несмотря на свои платочки и бороды, те еще козлики в овечьих шкурах: матушка вечно ворчит и каждую копейку в чужой зарплате видит; батюшка, хоть и добрый человек, а из соцсетей не вылезает; регент хора только что из Египта вернулась, все включено; а уж на самих хористах и вовсе клейма негде ставить.

Вот позвонил только что знакомому настоятелю, спросил о его кадровой политике, а он меня огорошил моими же собственными словами:

- Ты знаешь, я православных христиан очень осторожно на работу беру. Иной раз пассивный атеист лучше активного верующего. Тут недавно такой барбудос попался — еле-еле расстались.

- А что вы говорите своим духовным чадам, когда они спрашивают про трудоустройство? - Советую не работать в порноиндустрии, на ликеро-водочном заводе, не торговать БАДами, осторожно выбирать себе применение в банковской сфере, маркетинге, журналистике, правоохранительных органах. Но самое главное — ни в коем случае не искать «работу для православных».

«Работа благочестивой не бывает. Благочестивой бывает жизнь. И жить ею можно на любом рабочем месте, кроме заведомо мироедского. Я знаю православных тюремных надзирателей, которые сознательно пошли работать в колонию, «потому что мы там нужней». Знаю журналистов, которые даже в зоне риска профессионального выгорания остаются верующими людьми. Я знаком даже с одним маркетологом, которому вера его не только не мешает работать в этой профессии, а наоборот — помогает» , - резюмирует журналист.

«Согласны ли вы с этой точкой зрения? Есть ли, на ваш взгляд, профессии, неприемлемые с религиозной точки зрения?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Абрамов

настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

31.03.2014 10:10

Конечно, есть профессии, которыми не рекомендуется заниматься. Это профессии, связанные с воспроизводством греха. Нельзя оставаться православной, будучи проституткой: это противоречит заповеди. Нельзя быть наемным убийцей, нельзя развращать души людей в порноиндустрии и т.п. Число таких профессий, тем не менее, очень невелико

Что касается недовольства православных рабочей атмосферой, - мне кажется, это в значительной мере ситуация надуманная. Все зависит от климата в конкретном коллективе, Если руководитель открыт и атмосфера человеческая, то и работать будет хорошо. Надо просто выполнять свой долг и делать это честно, не идти на неприемлемые моральные компромиссы, и тогда все сложится верно.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

31.03.2014 10:09

Профессии, неприемлемые для православного человека есть, это очевидно. Интересно и остроумно рассказывает об этом в своих произведениях О. Генри. Но любая профессия, которая не противоречит твоей совести, допустима, и ты должен к ней относиться добросовестно, с любовью и интересом.

В современном коллективе бывает трудно адаптироваться - так это любому трудно, не только православному. Наша задача – быть активными православными, но только эта активность должна быть не противопоставлением чему-либо, а напротив, проявлением той силы и энергии, которую дает духовная жизнь. Желательно также, чтобы православный сотрудник не принимал участия в бесконечных обсуждениях (и осуждениях) знакомых, а говорил о чем-то интересном, содержательном, о том, что облагораживает людей, дает им знания, способствует раскрытию их творческих способностей.

Игумен Гермоген (Ананьев)

насельник Московского Данилова монастыря

31.03.2014 10:05

Тюремщики и журналисты вполне могут быть верующим людьми. Тут как раз конфликта из-за сущности профессии с православным мировоззрением я не вижу. Да, мафиозные структуры, сутенеры, проститутки – эти способы заработка явно противоречат мировоззрению православного человека.

Надо учитывать, что мы живем не в православном мире, государство у нас светское, хоть в нем и много православных. Послушание человека - содержать семью и зарабатывать деньги. Устроиться в организацию, где все единомышленники, редкость. И странно слышать, что начальник или коллеги не такие, как хотелось бы. Вы идете выполнять свою работу, а если работа противоречит принципам, отказываетесь от нее. Вот журналиста заставляют писать заказную статью, которая наносит вред душе человека, ему противно, и он может от этого отказаться, работать в другом месте.

Да, есть профессии, которые требуют поступаться нравственными принципами, когда надо идти на явный грех, там верующему человеку делать нечего. А в остальном преград нет, любая работа достойна, если ее делать честно и получать за это достойное вознаграждение. И если вести себя как христианин, то многие благодаря этому придут к вере.

А если человека не устраивает, что весь мир не православный, так пусть уходит из этого светского мира, поднимает деревню, занимается сельским хозяйством. Люди всем недовольны, но не хотят ничего менять, что оправдывает некую леность и не совсем здоровую гордыню.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

31.03.2014 10:03

Православный христианин не должен выполнять работу, сопряженную с совершением смертного греха. Люди, отказывающиеся от работы, связанной с какой-то аморальной деятельностью, причинением вреда ближнему, конечно же, поступают правильно.

Однако среди православных христиан попадаются такие, для кого вера – повод ничего не делать. Требования, предъявляемые ими к будущей работе, подчас не имеют ничего общего с православием, а, скорее, характеризуют их отношение к самим себе. Нужно различать ситуации, когда христианин действительно не может заниматься какой-то деятельностью, от ситуаций, когда человек просто не хочет работать или хочет делать это лишь в собственное удовольствие.

Христиане никогда не чуждались работы, в том числе и тяжелой. Они должны любить труд и стараться сделать этот мир лучше.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

31.03.2014 10:01

Профессии, неприемлемые с религиозной точки зрения, конечно, есть. Если человек действительно религиозен, он не будет работать врачом, который делает аборты, принимать участие в спаивании людей, работая официантом в ночном клубе. Лучше сменить работу, пусть даже и на менее оплачиваемую. Выбирать верующему человеку нужно ту деятельность, которая бы не шла вразрез с его нравственностью и совестью.

Что касается всех остальных видов деятельности, - той же банковской сферы, к примеру, - никаких запретов, на мой взгляд, здесь нет. Отказываться от работы, потому что в банке работают неверующие люди - конечно же, глупость.

У митрополита Антония Сурожского есть очень хорошее выражение: «Каждый человек – образ Божий, икона, подобие, а мы ничего подобного не видим в нем. Пусть, конечно, эта икона изуродована – но разве мы к иконе, изуродованной человеческой грубостью, так относимся, как относимся к человеку? Если мы найдем икону растоптанную, оскверненную – с каким благоговением, с какой болью сердечной мы ее поднимем…»

Люди везде одинаковы. Нужно и самому оставаться человеком, честно выполнять свое дело, не поступаясь совестью. И Господь тебя благословит.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

31.03.2014 10:00

В основном нас окружают люди, не придерживающиеся православного, христианского мировоззрения. Религия и вера для многих остаются «их личным делом». При этом количество людей, которые начинают посещать церковь и делают это хотя бы изредка, растет. Но человек может вести себя в храме, дома и на работе по-разному.

Когда у меня просят благословения на работу и интересуются моим мнением относительно того или иного места, я каждый раз говорю: какие-то недостатки коллег (например, кто-то из них употребляет ненормативную лексику), вовсе не означают, что они безбожники. Это просто свидетельствует о том, что человек не поборол пока вредную привычку.

Православные христиане должны уметь жить в реальном мире, не создавая себе «искусственных павильонов»; выполняя заветы Христа, пытаться быть солью земли, светильниками, которые распространяют свет Евангелия Христова. Бегство от мира в постоянных поисках места работы может продолжаться долго и не принести желаемого результата. Не у всех благочестивые и совестливые коллеги, но если человек не подвергается гонениям со стороны начальства, я не рекомендую уходить ему с работы.

Иногда нас толкают на такие занятия, где подразумевается обман, взяточничество, откаты и т.д.. Это противоречит христианскому мировоззрению. Конечно, выполнять такую работу христианин не должен. А должен он оставаться гражданином своего государства, помнить вечные слова Христа о том, что кесарю - кесарево. При этом не забывать, что у него есть семья, близкие, и, чтобы их обеспечивать, нужно трудиться. А еще - пытаться реализовать таланты, которыми наделил Господь, использовать собственные преимущества на благо своей семьи, своего государства.

Да, нужно настраиваться на борьбу со злом, с грехом, и прежде всего - в самих себе.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

31.03.2014 09:12

Когда к Иоанну Крестителю приходили креститься люди, это означало для них покаяние, перемены, начало новой жизни. После этого воины часто спрашивали: «Нам же нельзя продолжать воевать»? Интересовались и мытари, можно ли теперь собирать подати в пользу кесаря?

А он всем отвечал, что человек должен выполнять работу сообразно своему призванию. Единственно, просил: «Если вы воины, не мародерствуйте, защищайте сироту и вдовицу. Если собираете подати кесарю, не берите лишнего».

Работать можно везде, нельзя только заниматься тем, что откровенно служит пороку. Например, не стоит работать в казино или, скажем, стрип-клубе… А в остальном ограничений я не вижу. Главное - как работать.

Я знаю, иногда человека, пришедшего к православию, пытаются вынудить к «опрощению»: дескать, мало ли, что ты экономист, - иди работай санитаркой в больницу. Это тоже неправильно. Человек должен раскрывать свои таланты, а не зарывать их в землю.

Не бывает «православной» или «неправославной» работы. Разным может быть отношение к ней. Если человек верующий хорошо работает и ведет себя честно и принципиально, это действует и на его коллег.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

31.03.2014 09:08

Эта проблема и социальная, и экономическая, и духовно-пастырская. Бывает ли работа не для православного человека? Разумеется. Это дела, которые напрямую связаны с грехом – с порнографией, проституцией, азартными играми, сюда же можно отнести работу в продажном «независимом» СМИ.

В свое время студент пришел ко мне на исповедь и рассказал, что устроился работать крупье в казино, там платили хорошую зарплату. Я сказал, что работа плохая. И когда он в следующий раз пришел на исповедь, рассказал, что по-прежнему там работает, я его отлучил от причастия. Он сам сознательно выбрал греховное дело.

А с другой стороны люди пытаются проявить неофитский синдром: приняв православие, желают весь мир видеть в православном свете и применяют ко всему, как им кажется, евангельские категории, в результате становятся конфликтными и несговорчивыми. Экономят на пять копеек, а теряют на пять рублей. Пытаются установить христианские рамки, в результате совершают кучу ошибок и не могут устроиться на нормальную работу, поскольку везде грешники - не так едят, говорят и сидят. А на работе всего-то и надо трудиться честно, чтобы быть образцом для всего коллектива и всего нашего социума.

Что касается работы в храмах и православных магазинах, некоторые специально ищут именно такие вакансии, потому что, по их мнению, работать можно только там, другие же над ними потешаются и критикуют за это. Критерии, которые предъявляют люди к православной организации, более высокие и конфликты более острые. Но все дело в хорошем коллективе. Например, в нашем Иваново-Вознесенском епархиальном управлении часть людей работает по своему сану, как я - монах, зарплаты не получаю, а рядом со мной сотрудники, которые зарабатывают и кормят свои семьи, прекрасные люди, и у нас прекрасный коллектив. Но мне как священнику приходится сталкиваться с организациями, позиционирующими себя якобы православными, но там складываются совсем не трудовые отношения. Тут уже причина в личных качествах людей и способности руководителя организовать работу.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

31.03.2014 09:07

В наше время с работой вообще проблематично – будь ты верующий или атеист. Мусульманам, например, надо намаз совершать, а не каждый работодатель позволит это. Так что надо находить компромисс или выбирать другое место работы. Например, можно соблюдать каноны до работы и после.

Среди православных я знаю многих, кто искренне верит и работает в обычных учреждениях. Вера им не мешает. Да и в целом, современная и религиозная жизнь не мешают друг другу. В основной массе верующие люди не чувствуют дискомфорта на обычной работе.

И верующим одной религии не мешает трудоустройство, связанное с другой религией. Например, я знаю мусульман – гастарбайтеров из Средней Азии, которые реставрируют православный храм. И священнослужитель говорит, если бы не было этих рабочих-узбеков, восстановить бы храм не получилось. Работали они хорошо, получали зарплату. Так что вера не мешает работать нигде. Главное - работать искренне и зарабатывать на воспитание и содержание своей семьи, а не на греховные цели.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

31.03.2014 09:02

Это очень щепетильный вопрос. Мы часто сталкиваемся с данной проблемой. К нам обращаются женщины-мусульманки, которым запрещают носить платки на работе, мусульманам запрещают читать намазы. Это очень больно слышать. Некоторые вынуждены менять работу, даже если она нравится, а человек хороший специалист и справляется с нагрузкой, но ему препятствуют работать из-за стремления соблюдать религиозные каноны.

Недавно ко мне обратились студенты одного колледжа, ребята-отличники, мусульмане, им запретили читать намаз, причем вплоть до отчисления. Я пообщался с директором колледжа, обратил его внимание на то, что многие студенты на перемене курят, плюют, бросают окурки на землю. Спросил, почему прочитать намаз, совершить богоугодное дело нельзя? В итоге мы нашли компромисс.

Конечно, есть такие профессии у мусульман, которыми не стоит заниматься. Например, работать в свинарнике мусульманину запрещено, как и работать там, где производят алкоголь. В целом все, что связано с грехом, для мусульманина под запретом.

Абдуррауф-хазрат Забиров

Глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области

31.03.2014 08:42

Человек работает, чтобы заработать себе на хлеб насущный. И деятельность, благодаря которой зарабатываешь на хлеб, должна быть чистой и благой. Праведные люди говорят: надо обращать внимание на две вещи – то, что входит в твои уста, т.е. кусок хлеба должен быть честно заработан, и то, что исходит из твоих уст.

Ислам запрещает заниматься разбоем, проституцией, обвешивать людей, взятки брать и т.д. Каждая плоть, которая взращена на запретных вещах, более всего заслуживает адского огня. Цель никогда не оправдывает средства. Если цель благая, то и пути к ней должны быть благими.

Пища, заработанная запрещенными деяниями, и душу человеческую отравляет. Как можно воспитать нормального ребенка, если он растет благодаря деньгам, заработанным наркоторговлей, проституцией, порнографией? Так что мы должны честно зарабатывать и честно тратить, и это в том числе хороший способ воспитания людей, окружающих нас.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

31.03.2014 08:41

Да, профессии, запретные для религиозных людей, есть. Например, в ортодоксальном иудаизме не приемлют лицедейства, т.е. работы в театре. Кроме того, желательно, чтобы богобоязненный ортодоксальный еврей мог работать в учреждении, которое давало бы ему возможность не работать в субботу, в праздники. Но ведь строго соблюдают все заповеди иудаизма всего несколько процентов евреев – хотя, конечно, большинство стремится в святые дни не работать.

Мы живем в светском государстве, где дети учатся в школе или вузе по субботам, служат в армии и т.д. Нельзя совершать психологически насилие над ребенком, запрещая ему, например, учиться в субботу из-за религиозных взглядов родителей. Человек должен сам решать, как ему поступать. Общая религиозная культура не требует от своего чада рабского повиновения, он должен сам делать выбор. Мы не секта, не должны мешать прогрессу и развитию общества. Иначе получается как в поговорке: научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...