Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку пожилых граждан. Достаточно хотя бы плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

При строительстве Юго-Восточной хорды в Москве был разрыт ядерный могильник. Радиация поползла по столице и никто за это ЧП не отвечает! Случись подобное в СССР – бошки бы поотрывали сразу, всем, начиная с 1-го секретаря МГК КПСС

Купцы-меценаты и купцы-мироеды: Мнения священнослужителей

04.04.2014 09:17


Сопредседатели бизнес-ассоциации "Деловая Россия" направили письмо спикеру Госдумы, председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину. В нем содержится просьба подробнее отразить в концепции единого учебника по истории успехи "выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов", которые на протяжении всей истории играли важнейшую роль в развитии страны, пишут "Известия".

Представители деловых кругов хотели бы освободить бизнес от дурной репутации, которая насаждалась во времена СССР и которую сам бизнес заработал в лихие 1990-е, с их челночеством, криминалом и "новыми русскими", и сделать предпринимательство популярным среди талантливой и активной молодежи.

"Наша задача - возрождать и активно пропагандировать традиционные ценности русского предпринимательства, воспитывать предпринимателей-патриотов, ориентированных на создание сильной конкурентной экономики и готовых развивать культуру, медицину и спорт, - сказано в письме. - Стране нужны новые Третьяковы, Морозовы и Бахрушины! А им - нормальное отношение общества и помощь со стороны государства". Менять отношение к человеку, занятому в бизнесе, нужно с раннего возраста, а история - самый подходящий для этого инструмент, следует из текста обращения.

"Нужно объективно показывать: вот это - хорошо, а это - плохо, - говорит вице-президент "Деловой России" Илья Семин. - Хорошего же много было, и не нужно это замалчивать. Если наше подрастающее поколение будет это знать, то оно туда потянется. Это даст им правильную ценностную установку - в будущем рассчитывать на собственные силы".

Между тем разговор о предпринимательстве в недавней истории России невозможен без упоминания скупки госактивов за бесценок, коррупции, заказных убийств, информационных войн, показной роскоши и проч. А это едва ли поможет создать положительный образ бизнесмена.

По мнению опрошенных Regions.ru парламентариев, «отношение россиян к богатым соотечественникам закономерно. Если бы сами предприниматели вели себя честно, не бравировали своим богатством, покупая яхты, виллы, замки, периодически пополняя свой домашний автопарк, отношение было бы другим. Как человек, всю жизнь проработавший на заводе, в школе, в детском саду, в простой поликлинике, живущий в двухкомнатной квартире в хрущевке, должен реагировать на олигарха, хапнувшего в свое время госсобственности?» - задается вопросом член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Николай Рыжков.

«…никто из олигархов честным путем денег не заработал. Они были получены ими в результате бандитской приватизации, в результате обмана, обворовывания своего народа, то есть они нажились на боли и страданиях простых людей. Поэтому все эти якобы их деньги на самом деле не их – они принадлежат народу, не Потанину, Абрамовичу, Вексельбергу и иже с ними, а российским гражданам», – заявил Зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов.

«…разговоры о том, что большинство наших олигархов за счет своего гениального управления приумножили общероссийское богатство – это по большому счету миф. Многим из них просто повезло, они оказались в нужное время в нужном месте. Зная в деталях все эти схемы с залоговыми аукционами, с иронией смотришь, как наших капиталистов пытаются выставлять эффективными менеджерами и гениями бизнеса», - отметил заместитель председателя комитета ГД по вопросам собственности Оганес Оганян. - Я не считаю, что имущество нынешних российских олигархов на 100% легитимно. Для начала пусть вернут государству реальную стоимость собственности, которую они приобрели когда-то за бесценок».

См. также:
Современные олигархи - плохой пример для детей. Парламентарии о месте бизнеса в учебниках истории

Неоднозначные оценки вызывает и история дореволюционного предпринимательства. В комментарии читателя к статье "Известий" отмечается: "Кроме Саввы Морозова, особо и в пример ставить не кого, во время кризиса из своих личных средств рабочих содержал, все старообрядческое купечество только и было социально ответственными перед Богом и людьми, даже большевики уважали, а остальные кровь с народа пили и сейчас за старое взялись".

Правда, тут, видимо, работает тот самый негативный образ «купца-мироеда», который усиленно пестовали все советское время. Россия вообще и русская культура в частности действительно многим обязана купечеству – и не только старообрядческому. Крупнейшие собрания произведений искусства (кроме Третьяковской галереи напомним хотя бы еще о коллекциях Щукина и Морозова, сейчас составляющих львиную долю собрания музея им. Пушкина в Москве), издание журналов, определивших облик того, что потом назовут «Серебряным веком», – это только небольшая часть заслуг русского купечества перед Россией. Напомним, что и большинство храмов, мечетей и синагог во второй половине XIX – начале XX в. строились на деньги купцов.

«Надо ли формировать положительный образ предпринимательства в учебниках истории? Заслужил ли кто-нибудь из нынешних олигархов упоминания в едином учебнике истории как «выдающийся меценат и бизнесмен, сыгравший важнейшую роль в развитии страны» (по формулировке предложенной «Деловой Россией»)?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

04.04.2014 10:08

Православное отношение к предпринимательству отражено, в том числе, в трудах протоиерея Сергия Булгакова. Сейчас об этом весьма серьезно рассуждает православная общественность, наши богословы.

Вообще надо говорить не о предпринимательстве, а о хозяйствовании. Господь дал такое повеление – господствовать человеку над землей, следовательно, использовать ее на благо человека. До сих пор только в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано об этом. Но, конечно, есть еще много параметров, которые требуют осмысления. В старших классах можно поднимать вопрос о хозяйствовании и о тех возможностях, которые православному человеку можно реализовывать в этом хозяйствовании.

Я сомневаюсь, что наши современные бизнесмены достойны упоминания в учебнике. Правильнее будет ориентировать школьников на образцы прошлых поколений. Но и тут не все просто. Дело в том, что 75% нашего предпринимательства при Екатерине II были выходцами из старообрядчества. И кто формировал партии, чтобы свергнуть царя, кто боролся с монархией и Православной Церковью - это те же Морозовы, Гучковы, Рябушинске и т.п., тоже выходцы из старообрядческой среды. Так что вопрос требует четкого исторического и богословского обсуждения. Я бы не спешил пока вставлять это в учебники истории. Вначале должно выработаться правильное взвешенное отношение ко всему. А то окажется как с образом Ленина или Маркса – увидим, что за идеальным образом или близким к нему, скрывается другое лицо, что приведет к разочарованию. Зачем это детям?

У нас все равно сейчас в первую очередь обсуждаются вопросы государственного строительства. Государство и общество должны подчинять себе интересы того, что мы сейчас называем бизнесом, а не наоборот.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

04.04.2014 09:51

Помните, у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» Остап Бендер присылает подпольному миллионеру Корейко книгу «Акулы капитализма», в которой подчеркнута первая фраза: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем»? Я склонен с этим согласиться. А что делать дальше – отдельный вопрос. Раскулачить, провести национализацию, деприватизацию? А как заработали свои состояния остальные олигархи, не только российские? Да так же.

Тем не менее, в России есть и положительные примеры предпринимательства. Но боюсь, это не Морозов и не Мамонтов. И тот, и другой спонсировали радикальные партии, по вине которых произошел в начале века весь этот ужас: переворот, захват власти, гражданская война.

Формирование положительного образа предпринимателя не только возможно, но и необходимо. Вопрос в том, для чего это нужно? Для того, чтобы сказать: современные предприниматели хорошие? Этим никого не убедишь.

На мой взгляд, это нужно для того, чтобы люди поняли: можно быть предпринимателем, оставаясь порядочным человеком. Можно быть предпринимателем-меценатом. Не вором, который впоследствии легализовал свое состояние, но человеком, который радеет об отечестве, не забывая о собственном кармане.

Я могу назвать одного очень обеспеченного человека, которого, безусловно, считаю положительным примером современного бизнесмена. Это Евгений Леонидович Юрьев, создатель финансовой корпорации «Атон», меценат. И кроме того, человек порядочный, высоконравственный. Это я знаю по собственному опыту и со слов тех людей, с которыми общаюсь.

Игумен Сергий (Рыбко)

Известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище

04.04.2014 09:46

Во славу Отечества необходимо возродить имена русских подвижников: путешественников, воинов, купцов. Например, Александр Баранов, который Аляску изучил на собственные деньги, исходил ее всю и сделал русской. Несколько Оптинских старцев были из купеческого звания.

Купец - это труженик, это почетная профессия. Все делалось во славу России. Главное не в том, насколько человек богат, главное, как он богатство свое потратит. Купец, который не жертвовал средства на храм и на бедных, исключался из гильдии. Он уважением не пользовался.

Кстати, 2015 год – это год 500-летия со дня смерти преподобного Иосифа Волоцкого, который считается покровителем русских предпринимателей.

Из современных олигархов, которые все наворовали, я никого назвать меценатом и благотворителем не могу. Я с 1994 года восстанавливаю храм, и ни один богатый человек мне не помог. Не очень богатые помогали из последних средств, а настоящие олигархи, крупные предприниматели и прочие богачи ни копейки не дали, и их бандитские деньги кровавые я сам не возьму.

Иерей Георгий Христич

настоятель храма святых Жен-мироносиц на пр. Народного Ополчения, преподаватель Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, кандидат богословия

04.04.2014 09:42

Безусловно, предпринимательство - важная часть современной жизни, и создание положительного образа бизнесмена нужно для преодоления отчужденности между разными слоями общества. Но, к сожалению, хороших примеров здесь не так много, да и в истории нашей страны, даже если говорить о купцах-старообрядцах, нельзя забывать, что часть из них финансировала революцию.

Поэтому важно не столько вспоминать грустные страницы истории, особенно 90-е годы, сколько постараться создать новый образ предпринимателя как человека, заботящегося не только о своем кошельке, но и трудящегося на благо Родины. Особенное внимание нужно уделить благотворительности, социальным проектам, отношению к наемным рабочим - все это характеризует предпринимателя как человека, а не просто рисует абстрактную картину «жизненного успеха».

Стоит обратить внимание на людей, оставивших свой вклад в современной истории: строящих храмы, больницы, поддерживающих искусство и спорт. Я бы назвал в качестве примера Владимира Якунина, чей вклад в возрождение православия трудно переоценить, и Сергея Галицкого, создавшего прекрасную спортивную команду в Краснодаре на частной основе, без госфинансирования.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

04.04.2014 09:39

Купцы Солдатенковы, Морозовы, Третьяковы открывали богадельни, учебные заведения, больницы… Рассказать об этом размахе социальной благотворительности обязательно нужно. Действительно, в то время это были не единичные случаи.

Интересная история произошла с изобретателем динамита Альфредом Нобелем, учредившем впоследствии известную Нобелевскую премию. Когда умер его брат, промышленник Людвиг Нобель, чье захоронение находится сейчас в лютеранской части Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге, журналисты почему-то решили, что скончался он сам и стали состязаться в острословии: дескать, смерть настигла торговца смертью. После таких «веселых некрологов» Нобелю стало нехорошо, и он решил во всем следовать делам своего брата, российского промышленника и мецената Нобеля.

Мне кажется, чем больше будет хороших примеров, тем лучше. Нужно, чтобы люди относились к деньгам как к дару. Господь их дает, чтобы люди ими правильно распорядились.

Трудно богатому войти в царствие небесное, сказано в Евангелии. Есть жажда стяжательства, которая заставляет человека идти на неблаговидные поступки. С Божьей помощью можно не прикипать к богатству, а рассматривать его как инструмент для достижения богоугодных целей.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

04.04.2014 09:37

Если не с кого брать пример, в сознании подростков образуется вакуум. Сейчас они воспитываются на блокбастерах и не способны жить даже для самих себя, не то что для общества.

Бог разделил людей на богатых и бедных, чтобы бедные спасались через богатых, а богатые – через бедных. Где есть милосердие, там в центре человеческих взаимоотношений Бог. Никогда не будут жить богато все сразу.

Состоятельные люди должны понимать: человек становится счастлив не из-за того, что вместо 20-метровой яхты приобретает 50-метровую. Богатые люди смогут познать всю полноту этого чувства, только если будут испытывать сострадание к обездоленным. Ну а те, видя к ним такое отношение, начнут жить по-другому.

Предприниматели бывают разные. Не все приобрели свое богатство незаконным путем. Есть и такие, которые трудятся с раннего утра до позднего вечера, честно зарабатывая свой хлеб, создают рабочие места. Положительные образы обязательно нужно искать. От того, что мы перечислим два десятка негодяев, никаких положительных изменений не произойдет. Средства массовой информации обязательно должны рассказывать о меценатах, даже если таковых пока немного. На их примере нужно воспитывать нашу молодежь.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

04.04.2014 09:34

Насколько я знаю, выдающиеся меценаты- Третьяков, Мамонтовы, Бахрушины, - и так упомянуты в учебнике истории. А что касается формирования положительного образа предпринимателя дореволюционного и нынешнего, важно, чтобы это было связано с формированием мировоззрения людей. В России так вышло, что занимались предпринимательством и благотворительностью в основном старообрядцы, - те же Третьяковы и Бахрушины, которые считали богатство не способом удовлетворения своих потребностей, а своего рода формой служения Богу, это был такой христианский долг.

С другой стороны, были купцы, которые делали состояния, например, на производстве алкоголя, что вызывало у них угрызения совести, и они пытались искупить свою вину меценатством.

В России до революции были очень развиты традиции благотворительности, каждый богатый человек считал своим долгом помочь обездоленным. Поэтому по всей стране создавались богадельни, приюты, больницы и т.п. Так что купечество выполняло важные социальные функции, которые сейчас не выполняет. Поэтому современным предпринимателям важно ставить в пример людей, которые стремились служить народу, имели богобоязненное внутреннее устроение, благодаря которому их богатства принадлежали не только им, но и всей России. Люди ставили общественные интересы выше личных. И это надо всячески пропагандировать.

Абдуррауф-хазрат Забиров

Глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области

04.04.2014 09:29

В России меценатство и благотворительность были, есть и будут. В православии есть милостыня, а в исламе - садака, закят и вакф. Благотворительность – показатель культуры общества. Это надо воспитывать. Как говорится, честь надо беречь смолоду.

Пророк Мухаммад, мир ему, говорит: «Как прекрасно, когда хорошие деньги у хорошего человека», - когда заработаны честно и потрачены на благо. Грязные деньги не могут быть источником благотворительности. Всех бизнесменов, конечно, в кучу валить не надо, но если люди грязным путем заработали себе какое-то имущество, у них не будет авторитета, это не принцип меценатства.

Бизнесмены зарабатывают капитал благодаря простым людям. И благотворительность - дань этому обществу. В исламе принято отдавать закят, то есть обязательную милостыню, это своего рода мостик между бедными и богатыми людьми.

Имущество дано Богом как испытание во временное пользование, человек же в этот мир без ничего приходит и уходит. И если он не выделяет средств на благотворительность, значит, он пожирает запретное. А жадность не красит никого, она унижает. Мужчина должен быть смелым и щедрым, особенно деловой мужчина. Пророк, мир ему, говорит: «Рай является обителью для щедрых людей».

Конечно, примеры меценатов и благотворителей из прошлого и настоящего надо приводить. Общество не должно быть прагматичным, материальным и эгоистичным. В наши дни в России есть меценаты, но они не кричат о своих поступках. И слава Всевышнему, что они есть, пусть таких людей будет больше, это цвет нашей нации.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

04.04.2014 09:25

Кто из купцов и нынешних предпринимателей заслужил быть упомянутым в учебнике, а кто нет, однозначно трудно сказать. Это должны решать профессионалы. Сегодня есть богатые люди, которые делают добрые дела, но не по зову сердца, а вынуждено. А писать надо о тех, кто занимается благотворительностью искренне, - пусть имена этих людей не такие громкие, но они уже заработали себе авторитет среди народа.

А поменять к себе отношение смогут только сами бизнесмены, а не учебники. О настоящих меценатах, которые были до революции, помнят до сих пор. Так что нынешним предпринимателям есть с кого брать пример.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

04.04.2014 09:25

Конечно, и близко нельзя поставить нынешних предпринимателей рядом с Павлом Михайловичем Третьяковым и ему подобными меценатами, которые радели за Отечество. Это были люди, у которых болела душа о народе, культуре своей страны, и они жертвовали свое состояние государству, мы этим гордимся. О них, безусловно, надо говорить в учебнике.

А у нынешних олигархов нет таких чувств, их цель – как можно больше отобрать у своей страны и вывезти за рубеж. О каких чувствах и моральных ценностях тут можно говорить?

В исламе есть такое понятие – закят, что означает налог – одна сороковая часть дохода. Чем богаче человек, тем больше он должен отдавать бедным и нуждающимся. В Коране сказано: если вы будете иметь все богатство земного шара и даже больше, то оно не пригодится, чтобы в Судный день откупиться от грехов и наказания Всевышнего.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

04.04.2014 09:18

Богатые люди сначала должны проявить себя в делах милосердия и благотворительности. Вот тогда они войдут в историю наверняка.

Конечно, в России было много известных купцов-меценатов: Савва Морозов, Павел Третьяков, барон Гинзбург и множество других. А что знает народ о меценатстве нынешних олигархов? Роман Абрамович войдет в историю футбольного клуба «Челси», а Михаил Прохоров войдет в историю российского биатлона? Время должно рассудить. Историю не пишут о сегодняшнем мимолетном дне. Давайте подождем, не надо торопиться. Время напишет о наших богатых людях правду.

Кстати, сегодня в Москве состоится награждение детей – участников художественного фестиваля «С верой, надеждой и любовью». Победители получат путевки в знаменитый детский лагерь «Орленок». И все это организовал один мусульманский певец, меценат. А наши нефтяные магнаты из разряда «купил-продал» пытаются себя обелить, хотят быть «хорошими ребятами», но это уже невозможно. Люди помнят, откуда взялись все их богатства.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Мигрантов, которые потеряли работу, живут скученно, в антисоциальных условиях, нужно немедленно из России вывозить! А на то время, пока они продолжают у нас проживать, конечно, их надо обеспечить, но не пособиями, не социальными гарантиями, а просто едой, и в этом заключается существенная разница. Не деньги им нужно давать - они не должны ходить по магазинам, а должны пребывать в жестком карантине. Нужно выявить их всех усилиями той же Росгвардии, полиции, обеспечить едой, и готовить к возврату ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...