Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

http://www.tv21.ru/news/2012/09/07/?newsid=48740

Число федеральных чиновников нужно сократить в два раза, региональных - в три: Мнения парламентариев

21.04.2014 10:59


Счетная палата РФ проверила федеральные ведомства в рамках экспертно-аналитического мероприятия по анализу эффективности использования бюджетных средств. Аудиторы, в частности, изучали, сколько нормативных актов, регламентирующих ключевые вопросы подотчетных отраслей, ведомства еще не приняли. Как сообщают "Известия", лидером оказалось Минобрнауки (19), за ним следует Минкультуры (18, что составляет 18,3% от требуемого количества актов). Минспорта не приняты 9 нормативных документов (13,4%).

В ноябре 2013 года Министерство образования и науки срывало сроки подготовки нормативных документов, определяющих формы дипломов и аттестатов о присвоении ученого звания, технические требования к ним, а также порядок их оформления и выдачи. Тогда за помощью к вице-премьеру Ольге Голодец обратился депутат Госдумы Владимир Бурматов. Единоросс попросил Голодец разобраться в сложившейся ситуации, благодаря чему был ускорен процесс разработки документов и не допущен срыв подготовки нормативных актов.

В этот раз Владимир Бурматов также направил запрос на имя вице-премьера Ольги Голодец (есть в распоряжении «Известий») с перечислением недостатков, которые были выявлены Счетной палатой, и попросил обеспечить контроль за оперативным устранением недостатков.

«Если так и дальше будет продолжаться и министерство будет системно не исполнять свои функции, то у правительства не останется выбора — и Минобрнауки придется разделить на две части. Чтобы одна его часть занималась вопросами образования, а вторая его часть, например агентство по науке, уже полноценно занималась вопросами науки... Ливанов все полномочия не тянет, — заявил «Известиям» Бурматов. — То, что не сделано, — это ключевые вопросы — научная база не разработана. Тогда возникает вопрос, чем Министерство образования занимается?

Особенно вопиюще подобная ситуация выглядит на фоне информации о том, что в последние 15 лет численность чиновников в России постоянно растет и достигла 2,4 млн человек при населении страны 140 млн. Как заявил зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин: "Получается, что 58 россиян кормят одного чиновника".

Кроме того, по сложившейся в последнее десятилетие практики для выполнения большей части работы министерства привлекаются по тендерам сторонние организации. Но даже с учетом и этого обстоятельства, и столь раздутого штата чиновников Минобрнауки и ряд других ведомств не справляются с выполнением возложенных на них функций.

Тот же Рашкин выступил с радикальным предложением: "Необходимо волевым решением власти просто уволить половину чиновников. Нужно также установить жесткие лимиты по численности аппарата государственных и муниципальных служащих и ввести такие же требования к их работе, которые применяются в коммерческих компаниях и корпорациях".

Как вы оцениваете работу Минобрнауки и предложения коммунистов? С таким вопросом Regions.ru обратились к парламентариям.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

21.04.2014 11:11

Начать бы хотелось с вопроса о количестве российских чиновников, поскольку он непосредственно связан и с вопросом о Минобрнауки.

Действительно, количество федеральных госчиновников в послесоветской России увеличилось примерно вдвое, и в 2,5-3 раза увеличилось число чиновников региональных. Это при том, что на начальном этапе развития новейшей российской истории активно выдвигался лозунг «Долой бюрократию!». А сегодня мы видим, что вместо «долой» получилось «да здравствует».

Между тем количество чиновников во многом определяется набором их функций. Поэтому просто механически сократить армию госслужащих – это не решение проблемы. Параллельно нужно сокращать количество их функций, заложенных в нашем законодательстве. И вот как раз ярким примером здесь является новый закон «Об образовании», продавленный профильным министерством через думское большинство. В отличие от предыдущего закона, он содержит в себе уже не 40, как было раньше, а 184 нормы отсылочного характера, которые предполагают принятие соответствующих подзаконных актов. А чем больше у нас принимается подзаконных актов, тем больше требуется чиновников для их реализации! Поэтому прежде чем говорить о глобальном сокращении чиновничьей армии, нужно менять всю нынешнюю законодательную систему, которая и обеспечивает госслужащих дополнительными и в большинстве случаев совершенно излишними функциями. Зачем нам, к примеру, все больше и больше регламентировать такую сферу, как воспитание подрастающего поколения, которая должна основываться не столько на правовых нормах, сколько на решении вопросов морально-нравственного характера?

Мы полагаем, что Минобрнауки не справляется сегодня с тем объемом работы, которым отчасти оно само же себя и «загрузило». Если бы был принят предлагавшийся фракцией КПРФ законопроект «О народном образовании», толку для нашего образования было бы гораздо больше.

Когда Дмитрий Ливанов выступал в Думе, от имени нашей фракции я говорил ему, что у нас нет мелких претензий к министру, но существует целый ряд претензий к образовательной политике, которую проводит его ведомство. Во-первых, новый закон «Об образовании» закладывает возможность в пять раз повышать плату за детские сады, и в 20 раз – за студенческие общежития. Для нас также категорически не приемлем новый школьный стандарт, который был предложен еще Фурсенко, и с которым Ливанов сегодня согласился. Этот стандарт позволяет получать учащимися аттестат, не изучив на должном уровне физику, биологию, историю, литературу, поскольку все это заменяется другими предметами.

Мы не согласны с тем, что новый закон фактически предусматривает увольнение 90 тысяч школьных учителей и более 100 тысяч вузовских преподавателей. Не согласны с предлагаемой системой мониторинга вузов. Наконец, разработанный в министерстве закон о т.н. «реформе» РАН мы расцениваем как закон, направленный на разрушение всей системы российской науки.

К сожалению, ни по одной из наших фундаментальных претензий ситуация до сих пор не исправлена. Когда в прошлом году все думские фракции выразили свое недовольство работой Ливанова, премьер Медведев вскоре на это заявил, что должность Ливанова наряду с должностью министра здравоохранения является в России «расстрельной».

Что же касается практики привлечения к реализации отдельных задач Минобрнауки сторонних организаций, то здесь все зависит от того, что это за организации. Если они представляют наше образовательное сообщество и там работают действительно большие профессионалы, в которых нуждается министерство – ради Бога. Но если такие организации не имеют к образовательным процессам никакого отношения, как, например «Прайс Уотерхаус Куперс», занимающаяся исключительно финансовым аудитом – тогда, действительно, могут возникать большие проблемы, приводящие к абсурдным ситуациям. Поэтому вопросы о привлечении к работе министерства сторонних организаций должны решаться при обязательном участии образовательного сообщества, а не произвольно.

Виктор Косоуров

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (Новосибирская обл), член ЕР

21.04.2014 11:10

Вообще-то мне, как представителю профильного комитета, который работает с Минобрнауки, некорректно оценивать деятельность ведомства. Могу сказать лишь одно: лично я занимаюсь научным направлением, взаимодействую по части науки с замминистра Людмилой Огородовой. Она ученый, человек в высшей степени профессиональный, деятельный. Что же до Ливанова, то у него, совершенно очевидно, практически никак не получается установить связь с Академией наук.

В свою очередь я выступаю за разделение министерства на две части, одна из которых вела бы образование, а другая – науку. Выделение науки в отдельное направление относится к требованию времени, ведь наука – это двигатель прогресса.

А за сокращение чиновников высказывались уже не раз и на разных уровнях. Резервы для сокращения чиновничьего аппарата, с засильем которого надо бороться, есть. Сколько себя помню, периодически идет сокращение на 5 – 10%, между тем число чиновников за все эти годы выросло в 2 раза! Почему так получается? Наверное, потому, что не обращают внимания на функции, полномочия, да и процент сокращения должен быть внушительнее – 30 – 50%.

Для чистоты эксперимента предлагаю сократить и депутатский корпус: 450 депутатов – это избыточно. Уверен, 300 депутатов вполне могли бы организовать работу на тех же направлениях, причем с не меньшим успехом.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

21.04.2014 11:09

Безусловно, в деятельности Минобрануки надо наводить порядок и в плане исполнительской дисциплины, и в плане большего учета мнения педагогического сообщества. К сожалению, его сегодняшняя политика далеко не во всем и не всегда отвечает чаяниям наших педагогов, учащихся и их родителей.

Да, как положительный момент в работе министерства можно выделить недавнее решение об отмене тестовой части ЕГЭ. Но создается впечатление: все положительное, что там сегодня делается, происходит исключительно по требованию президента. Между тем, очень важно, чтоб министерство само шло впереди и не ждало никаких подсказок со стороны президента, правительства, законодателей. Тогда бы его рейтинг был гораздо выше, чем сегодня.

Меня тоже не устраивает практика привлечения к деятельности Минобрнауки сторонних организаций. Министерство должно иметь в своем штате самых квалифицированных сотрудников с юридическим, экономическим образованием. Тогда и не придется нанимать сторонних людей и платить им огромные деньги, в том числе за разработку тех или иных законопроектов. Заодно это будет гарантией не только существенной экономии бюджетных средств, но и недопущения разного рода финансовых нарушений.

Я полностью поддерживаю идею о сокращении в два раза количества федеральных чиновников в России. А число чиновников региональных я бы сократил, наверное, раза в три.

Самое главное, что такая мера привела бы к существенному обновлению наших кадров, к приходу в государственные структуры новых людей – более квалифицированных, со свежими взглядами.

Стоит отметить, что чрезмерное количество чиновников в сфере образования существенно затрудняет работу самим работникам образования, тем же учителям, завучам. Они вынуждены постоянно составлять разные виды отчетов о проделанной работе и направлять их порой сразу на несколько уровней – муниципальный, районный, областной. Образно выражаясь, за высокими стопками таких отчетов работники образования уже не видят зачастую наших учащихся и их родителей, всех насущных вопросов образования. Не зря же существует поговорка: каждый чиновник способен создать работу для трех других.

Валерий Сударенков

Сенатор от Калужской области (2000-2015). Губернатор Калужской области (1996-2000)

21.04.2014 11:08

Я всегда был и остаюсь критически настроенным по отношению к тем ведомствам, которые непоследовательны в своих решениях, а тем более, действиях. Наиболее стабильным, качественным периодом работы Минобрнауки, когда оно активно взаимодействовало с профильными организациями, с представителями регионов, Совета Федерации, был отрезок во время руководства им Владимира Филиппова – нынешнего ректора РУДН.

По предложению вдвое сократить чиновничий аппарат могу сказать следующее: сколько существует чиновничья братия – столько ее и сокращают. Но если бы сокращения были реальными, чиновников уже давно не осталось бы, что тоже, естественно, неправильно. У меня вообще есть ощущение, что реального числа чиновников никто не знает – оно никому неизвестно.

На мой взгляд, пока не будет определен список по-настоящему необходимых структур, не очерчены строго функции министерств, говорить о нормативном количестве чиновников и степени их загрузки бесполезно. Ведомства у нас сегодня все делятся, делятся, в результате такое деление приводит только к размножению и самих ведомств, и чиновников.

Владимир Гусев

Член Совета Федерации (2001-2012). Председатель Экспертного совета при комитете СФ по аграрно-продовольственной политике. Член Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу экономического развития. Зампред Совмина СССР (1986-1991)

21.04.2014 11:06

Это министерство на слуху и на не очень хорошем счету. Всем известна его, мягко сказать, спорная реформа образования, введение системы ЕГЭ. Кстати, в советское время наукой и образованием занимались два разных ведомства: был комитет по науке и министерство образования. Соединение их в одну структуру произошло уже в новой России, что, естественно, ошибка.

Несмотря на то, что в свое время я тоже был чиновником, правда, тогда это слово употреблялось редко, преимущественно - государственный служащий, государственный деятель - рациональное зерно в предложении Рашкина все же есть. О необходимости сокращения чиновничьего аппарата не раз говорил и Путин. Главное, не увлечься и не сократить больше, чем нужно.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."