Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о "безбожной пятилетке" и ее итогах

15.05.2014 08:52


15 мая 1932 года Сталин подписал декрет о «безбожной пятилетке». В документе была поставлена задача: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Гонения коснулись всех религий, но главной мишенью была Православная Церковь. 70 епархий были ликвидированы, на свободе остались только 4 архиерея на всю Россию, были закрыты 95% церквей, которые ещё действовали в 1920-х.

По неофициальным планам «Союза воинствующих безбожников», в 1932—1933 гг. должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети, к 1933—1934 гг. — исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей, к 1934—1935 гг. страну и прежде всего молодёжь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935—1936 должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители, а в 1936—1937 религия в стране должна была исчезнуть полностью.

Несмотря на все усилия режима, «тотального обезбоживания» не получилось: при переписи населения 1937 года православными верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР – даже при том, что это официальное признание было очевидно небезопасно. Интересно, что среди грамотных оказалось больше верующих, чем среди неграмотных (79,2% против 67,9%). Материалы переписи большевикам пришлось засекретить.

Борьба с религией на этом отнюдь не закончилась. К началу войны в стране оставалось всего ок. 350-400 действующих храмов и 5665 официально зарегистрированных священнослужителей, причем больше половины из них проживали на присоединенных в 1939-1940 гг. землях (Прибалтика, Западные Украина и Белоруссия, Бессарабия). Только война на некоторое время заставила большевиков «осадить назад», но после войны гонения на религию (закрытие и разрушение церквей, аресты священнослужителей и активных мирян) вновь усилились, достигнув максимума при Хрущеве, а атеистическую пропаганду государство продолжало вести до самого конца советского периода.

Отметим, что в большинстве стран Восточной Европы при коммунистическом правлении притеснение верующих было несравненно слабее (единственное исключение - Албания).

«Чем, на ваш взгляд, объясняется такая непримиримость советской власти к религии? Какие последствия этой антирелигиозной борьбы кажутся вам самыми важными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

15.05.2014 10:27

Дьявол всегда борется с Богом. Если мы посмотрим на историю Церкви, увидим, что она претерпевала гонения начиная с первых веков христианства и заканчивая нашими днями. Был культ определенного человека, который пытался заменить Бога, а партия – религию. Такое случается, человек пытается бороться с Богом, - но как бы он ни старался, Бог поругаем не бывает. Еще Иоанн Златоуст говорил, что нет худшего состояния для Церкви, чем когда она находится в состоянии покоя.

Сколько в 30-е годы, сколько после Великой Отечественной войны было мучеников? Огромное множество. Сколько было расстреляно архиереев, священников? Для нас, православных, гонения – дело привычное.

А когда Церковь гонима, от нее отстает вся грязь, те, кто пытается прилепиться к ней хлеба ради, преследуя какие-то корыстные цели. Кровью мучеников Церковь укрепляется. Красота Церкви – ее мученики. Для простого обывателя это абсурд, а Церковь на этом зиждется.

Протоиерей Александр Пелин

Настоятель собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге

15.05.2014 10:01

Богоборчество коренится в греховной природе человека. Человек свободен и может выбрать между добром и злом, куда склонить свою волю. Для чего он борется с Богом? Чтобы в итоге принять, услышать, познать Его. Богу не надо денег и места под солнцем, Он сам Творец всего сущего. А те, кто борется с Богом, они борются с собственной тенью. Вот и Советская власть не слишком преуспела в этом.

Человек не может убить Бога, но может убить самого себя. Борьба с Богом кончается не победой над Ним, а победой дьявола над человеком. Отход от Бога не делает человека свободным от воздействия других духовных сущностей. И это крайне важно.

А сейчас многие вернулись к вере, и у народа растет чувство патриотизма и гордости.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

15.05.2014 09:59

Объясняется все тем, что коммунистическая идеология человеконенавистническая по природе. И если фашизм был официально осужден, то, к сожалению, коммунистическая идеология осуждена так и не была, хотя человеконенавистнические элементы, безусловно, включает.

Такая идеология была нужна, чтобы использовать удержаться у власти, а также для научно-технической и военной модернизации. А поскольку идеология претендует на универсальный характер, и ставила своей целью мировую революцию, то другие идейные представления, в том числе религиозные, подлежали уничтожению. Но христианин безбожным идеологемам волей-неволей противостоит, и обернулось это тем, что весь русский народ сильно пострадал в XX веке.

Отвергая Бога, любая идеология рискует стать человеконенавистнической по отношению к своему народу, - что мы в истории, увы, и видим.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

15.05.2014 09:49

Блаженной памяти старец архимандрит Кирилл (Павлов) как-то верно заметил, что "великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога". Уверен, что безбожное советское время и гонения на Церковь – это тоже попущение от Бога. Столетиями Церковь имела мощные административные ресурсы, привыкнув полагаться больше на государство, чем на свои внутренние силы. В результате этого проповедь во многом стала формальностью, а изучение Закона Божия в школе скучной повинностью. Наверное не случайно, многие революционеры, террористы и бандиты были либо выпускниками семинарий, либо из семей духовенства.

Самым главным последствием атеистической пропаганды и физического уничтожения Церкви, как это ни странно звучит, стало подтверждение евангельской истины: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16:18). Сами того не подозревая, большевики убедительно доказали, что невозможно уничтожить то, что создано Богом. Кроме того, Церковь получила бесценный опыт выживания в нечеловеческих условиях, опыт апологии своей веры.

А что касается нетерпимости к Церкви, то вспоминаются слова Чеширского кота из компьютерной игры по «Алисе в Стране чудес» Кэролла: "Демоны крайне невоспитанны: они понятия не имеют, кого можно трогать, а кого — не стоит…"

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

15.05.2014 09:43

Советская власть воспринимала Церковь как врага, потому что та имела особое влияние на души и сознание людей в России. Перепись 1937 года это и показывает – в годы безбожия и тяжелейших гонений люди не боялись свидетельствовать, что они верующие, - хотя, наверняка уже не ходили в храмы, но все равно осознавали себя верующими. Это и пугало советскую власть. Ленин в одном из писем писал, что, мол, чем больше расстреляем черносотенного духовенства, тем лучше для советской власти.

Власть пыталась формировать новый тип людей – «homо soveticus», который должен был отречься от старого мира и убеждений. Но Церковь, которая сохраняла свое влияние, не погибла. Главный удар был обрушен в 1930-е годы, но плоды антирелигиозной пропаганды оказались не столь велики, как ожидалось. Стало ясно, что такая нахрапистая кампания не приносит результаты. Далее в 1940-е и последующие годы битва уже сворачивалась и не была такой острой.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

15.05.2014 09:39

В глазах большевиков, да и многих других людей, Церковь была связана с монархическим режимом. Она благословляла, она венчала на царство. Другой вопрос, насколько эти люди были правы, и отождествляла ли себя с этим режимом сама Церковь.

Но это официальная версия. Есть и другие - в частности, что эти люди были сознательными безбожниками, им хотелось уничтожить связанную с Богом Церковь. У Ленина в его работах есть очень жесткие, жестокие слова о Боге, о Христе, которые невозможно интерпретировать просто как политические высказывания в адрес структуры, мешающей развиваться. Это явно личная глубокая ненависть к Богу и ко Христу.

Естественно, официально это было связано только с политическими причинами. Но так к Церкви относились далеко не все. В партии поначалу были люди, неплохо относившиеся к религии, но впоследствии они по тем или иным причинам оказались репрессированы или вышли из партии.

Мне кажется, самым важным последствием антирелигиозной борьбы стало явление Новомучеников и Исповедников российских. Казалось бы, люди погибали, - но они своим примером свидетельствовали, что для них самое важное - Христос, и это побуждало остальных верить еще сильнее и искреннее. Гонения на Церковь очищают веру. Для каждого человека такая борьба с верой становилась моментом истины. Каждый думал: готов ли он быть христианином оттого, что верует, или потому, что его к этому обязывает жизнь в христианской империи?

Гонения на Церковь первоначально привели к очищению ее от людей, веривших только формально. Но потом борьба с Церковью велась не совсем честно: иногда в нее приходили люди, которые стоя в сторонке, подсчитывали прихожан, смотрели, кто как себя ведет, и докладывали об этом, куда следует. Но это уже методы борьбы, к Церкви они отношения не имеют.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

15.05.2014 09:34

У самых истоков большевизма стояли воинствующие безбожники. Если почитать биографию Маркса и Энгельса, становится понятно, - эти люди были воспитаны как безбожные, ярые сатанисты. Если такие люди приходят к власти, они борются с тем, что им противно – с именем Божьим.

А последствия всего этого таковы: у людей просто выбили почву из-под ног. Если человек ничего не боится, ему можно все. В результате у людей не осталось ценностей. Человек без Бога не думает о совести, он превращается в животное. Человека уподобили животному миру, обезобразили.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

15.05.2014 09:30

Молодой советской республикой двигали самые простые мотивы: оторвать людей от собственных корней, духовных ценностей, истории и взрастить новые искусственные ценности и идеологию. На тот период серьезной альтернативой коммунизму была только традиционная религия. Так что задача государства была сплотить народ вокруг идеи коммунизма, интернационализма и социализма. Отчасти удалось это сделать – коммунизм стал религией для многих.

Конечно, это трагическая страница нашей истории, когда государство объявило войну духовности. И еще тогда говорили, что такому государству все равно придет конец. Российское общество всегда было сильно духом, подтверждение тому перепись 1937 года – наш народ никогда не был безбожником.

Как говорил Бисмарк: «Революции готовят гении, делают романтики, а пользуются плодами негодяи». Слава Богу, что эти времена уже в прошлом, но мы не должны о них забывать.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

15.05.2014 09:28

В сталинские времена уничтожали церкви, мечети, синагоги, и приучали всех к атеизму. Тем не менее, как ни старались власти все уничтожить, им это не удалось. Все равно люди даже под страхом расстрела нелегально собирались, проводили службы. Мой дед рассказывал, как собирались тайком в частных домах на молитву.

Гонения были вызваны желанием подчинить все одной идее. И воспитывали ее с детства: октябрята, пионеры, комсомольцы. Всевышнего заменял вождь страны – Ленин. Вера должна была быть только в вождя. Но вожди приходят и уходят, а Всевышнего уничтожить невозможно, Он вечен.

Абдуррауф-хазрат Забиров

Глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области

15.05.2014 09:26

Непримиримость борьбы проистекала из идеологии коммунизма: «Бога нет, есть только материя». Многие проекты коммунисты реализовывали исходя не из экономических или политических соображений, а из идеологических. Сама идея компартии была наполнена воинствующим атеизмом. Они хотели управлять душами людей, влиять на их сознание. Но за столетия сформировалась своя система ценностей, которую разрушить было не так то просто.

Коммунисты не принимали никакого сотрудничества, уничтожали своих конкурентов. В результате огромный удар был нанесен по традиционным конфессиям. Например, только в Поволжье были репрессированы 40000 мусульманских религиозных деятелей, разрушено около 15 тысяч мечетей, вся система религиозного образования, учебные заведения и книгоиздание были уничтожены. Поскольку религия несет с собой нравственность, то коммунисты, лишая страну религии, лишили ее нравственности. И нынешняя повальная безнравственность – это последствия тех лет, это дело рук коммунистов.

Кстати, политика КПСС очень похожа на нынешнюю политику США – они так же силой насаждали свои идеи. Но надо завоевывать сердца, а не бомбить города и уничтожать людей. И уничтожить веру полностью в СССР так и не смогли, потому что невозможно уничтожить религию Всевышнего. Человек рождается свободным, у него есть выбор и тем он уникален.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

15.05.2014 09:12

Я бы уточнил, что к религии вообще и к православию в частности была непримирима не советская власть, а большевистская идеология. В советской власти как таковой нет ничего дурного, советы как форма организации власти – порождение и следствие древнейшей русской традиции, тех самых земских учреждений, которые существовали в средние века. А в антирелигиозной политике, идеологии, пропаганде главную роль играла идеология марксизма в его большевистском изводе. Советская власть не несла в себе ничего плохого, это была форма выражения устремлений в том числе и русского народа, но именно большевизм с его нетерпимостью извратил советскую власть. В этом, наверное, и была ее главная трагедия.

Главная причина крайне негативного отношения большевиков к религии, и, в частности, к православию, заключается в том, что они, хоть и позиционировали себя как материалистов, на самом деле откровенно лгали. Марксизм и большевизм - это учение, больше похожее на светскую религию, и выросло оно из человекобожия, из гуманизма, - это своего рода радикальный гуманизм. А радикальные гуманисты всегда относились к религии как к конкуренту.

В этом и была трагедия традиционного русского православия и других религий: пришедшие к власти большевики исповедовали религию, не терпящую других религий, причем главным методом борьбы этого нетрадиционного культа с традиционными религиями было физическое уничтожение их последователей и духовенства. Вообще большевизм по природе своей настроен на борьбу со всем традиционным, со всем тем, что формировалось столетиями, тысячелетиями – все это мешало строить «светлое будущее».

В Великую Отечественную войну был все-таки совершен идеологический поворот. Руководство большевистской партии и, в первую очередь, Сталин, поняли, что без обращения к традиционным ценностям, к православию, победить фашизм невозможно. Сталин даже понял, что русский народ будет воевать только за Россию, а не за какие-то абстрактные коминтерновские интернациональные ценности. Он это понял, и во многом благодаря этому мы победили.

А после войны опять началась борьба с традиционными религиями, традиционной культурой, потому что исчез общий враг.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

15.05.2014 09:02

Репрессии 30-х годов - это жуткая страница нашей истории. Огромное количество новомучеников, всю церковную элиту просто вырезали в эти годы. Почему такая непримиримость? Причин очень много.

В конце XIX века Церковь претерпевала кризис, отчасти связанный с тем, что слишком много было ей делегировано государственных полномочий. Чем только Церковь не занималась, помогая государству: образование, регистрация браков, полицейский надзор вместе с государственной полицией… При этом богослужебная деятельность оставалась в загоне. Народ видел деградацию в церковных кругах, поэтому и отходил от нее. В 1860-1880-е годы дети из семей священнослужителей становились рьяными революционерами, - как, например, Чернышевский, Добролюбов. В начале XX века и далее упадочничество было продолжением деградации, и церковной тоже. Но никто не предполагал, что будет такая жестокость, настоящая кровавая бойня, и пострадают умнейшие люди.

Последствия этого террора грандиозны. Когда я пришла работать в теологическое образование, уже будучи доктором наук и профессором, то в 2004 году в России было всего шесть докторов богословия. Ранее был наложен запрет на развитие богословской науки, мы в этом плане от всего мира невозможно отстали. И потом, в СССР Церкви было официально запрещено заниматься социальной деятельностью. То есть священники отсекались от народа. Сейчас Церкви открыты, и наоборот на Церковь перевалили социальные вопросы, с которыми не справляется государство. А где Церкви, которую разрушали 80 лет, брать средства, чтобы заниматься наркозависимыми, алкоголиками, бездомными детьми, престарелыми, бродягами?

А уж о духовно-нравственных последствиях и говорить нечего. Люди приходят сейчас к вере, но мы понимаем, что когда человек не имел церковного систематического воспитания, то эта церковность часто бывает показная.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...