Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

http://www.infpol.ru/news/667/138116.php

Смертная казнь и ее сторонники, - Мнения священнослужителей

16.05.2014 09:16


16 мая 1744 года императрица Елизавета Петровна своим указом отменила в России смертную казнь. После ее царствования смертная казнь постепенно вернулась в практику, но почти исключительно за государственные и воинские преступления. Такое положение дел продолжалось до самой революции.

В советское время применение «высшей меры социальной защиты» стал стремительно расширяться: смертью стали карать и за уголовные, и за имущественные преступления. В начале 1990-х гг. за экономические преступления ее давать перестали, а с 1997-го и по сей день в стране действует мораторий на смертную казнь.

Предложения вернуть «высшую меру» за государственные (напр., терроризм) и особо жестокие уголовные преступления звучали неоднократно и находят сочувствие в обществе. В 2013 году больше половины опрошенных «Левада-центром» (54%) полагали, что смертную казнь надо вернуть – либо за те же преступления, за которые она полагалась в начале 1990-х (когда мораторий на смертную казнь еще не был введен, но за экономические преступления ее уже больше не давали), либо даже по большему кругу статей УК. Нынешнее положение (смертная казнь не отменена, но не применяется) считает оптимальным примерно четверть (23%) респондентов. За полную ее отмену выступают 11% опрошенных.

Сторонники полной отмены смертной казни чаще всего приводят следующие обоснования: 1) угроза смертной казни преступников не останавливает и уровень преступности не снижает, а напротив, ожесточает нравы; 2) всегда существует вероятность судебной ошибки – и в данном случае непоправимой; 3) государство, применяющее смертную казнь, вынуждено содержать штат палачей, что безнравственно само по себе.

«Что вы сами думаете о смертной казни? Почему, на ваш взгляд, так много сторонников ее возвращения?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

16.05.2014 10:14

Для государств, применяющих высшую меру наказания, она не безнравственна. Это один из инструментов, которые государство применяет для того, чтобы соблюдать общественный порядок. Задача государства, как писал Владимир Соловьев, обеспечивать «минимальный уровень нравственности» в обществе. Когда другие средства не годятся, государство, чтобы оградить общество, вправе применить крайние меры.

С другой стороны, мы понимаем: есть соображения гуманности. Ими нужно руководствоваться, если есть хоть какая-то возможность пойти на уступку и смягчить наказание. Люди, которым приходится судить других, - быть может, запутавшихся, совершивших не слишком тяжкие преступления, - наверное, понимают свою ответственность. И не только моральную, перед людьми, человечеством, но и перед Богом ответственность за решения, которые они выносят.

Милосердие – это главное. Если есть возможность за что-то зацепиться, ее нужно проявлять по отношению к конкретному человеку.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

16.05.2014 10:09

Смертная казнь – это рычаг, который воздействует на законность и нравственность в обществе. Увы, другие рычаги у нас сейчас работают очень плохо или практически не работают. Безнаказанность же вызывает развращение умов и нравов. Соответственно, люди, которые понимают, что нужно что-то предпринимать, относятся к смертной казни как к одному из способов, который может что-то изменить.

Что же до моего личного отношения - как священник могу сказать: существует Социальная концепция Русской Православной Церкви, где четко сформулировано отрицательное отношение к смертной казни.

Для гуманистического сознания смертная казнь – это преступление, поскольку жизнь человека – главная ценность, которая есть на земле. В ответ гуманизму христианское сознание говорит, что жизнь все-таки не главная ценность. Ею можно пожертвовать для достижения больших ценностей: защиты отечества, отстаивания правды… Потому и лишить жизни человека, чтобы сохранить здоровье общества, а зло назвать злом и оградить от него общество, я считаю, допустимо, а в некоторых случаях необходимо. Да, иногда этот рычаг оказывается неисправен, могут пострадать невинные люди. Как христианин скажу: Господь Бог не оставит безвинно пострадавшего человека, там со справедливостью все в порядке, а вот у преступника, на Земле избежавшего наказания и сладко прожившего жизнь, возникнут определенные проблемы.

Я считаю, для нашего больного общества смертная казнь была бы хоть и горьким, но лекарством.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

16.05.2014 10:05

Священник, на мой взгляд, не может быть сторонником смертной казни. Но был такой эпизод в судьбе нашего Отечества: когда князь Владимир крестил Русь, он находился в состоянии некоего умиления, всеобщей любви ко всем – и, в частности, отменил смертную казнь. Тогда первый митрополит Киевский Михаил пришел к нему и сказал: «Князь, это наше дело - миловать и призывать к милосердию, а твое дело - державу соблюдать от крамолы и разбоя». Князь Владимир понял, что иначе не соблюдет державу, и восстановил смертную казнь. Отметьте: митрополит не призывал никого казнить, он лишь призывал каждого свято исполнять свои обязанности. Исполнение их перед ближними своими – это исполнение заповеди любви к ближним.

А граждане имеют полное право требовать от властей надлежащих мер, чтобы пресечь крамолу. И я уверен, что таких людей гораздо больше, а не 54%, и власти надо прислушаться к их мнению. Потому что самое главное в управлении государством - чтобы не было крамолы, коррупции и бандитизма, а государство процветало. У него для этого законных средств достаточно, - в частности, смертная казнь - вполне законное средство и исторически оправданное. А уж применять ее или нет – пусть власти свою службу правят.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

16.05.2014 10:00

У Церкви нет своего конкретного ответа на вопрос, нужна смертная казнь или нет. Решать его - прерогатива властителей. Но если есть возможность человеку покаяться за совершенное преступление, и если он может хоть насколько-то загладить свою вину, принести пользу родственникам жертвы, - было бы лучше не лишать его жизни.

Те, кто хочет возвращения смертной казни, считают, что такая мера немного бы остановила галопирующую преступность. Но тут возникает другая проблема: наша правоохранительная система, включающая полицию, суды, прокуратуру, ФСИН и другие структуры, не заинтересована, чтобы у нас в стране соблюдали закон: если будет полный порядок, правоохранители лишатся работы. То есть чем больше преступности, тем сильнее чувствуют себя правоохранительные органы. Мы десятки миллиардов долларов из своего кармана тратим ежегодно на их содержание.

Поэтому в смертной казни никто не заинтересован. Цель не в том, чтобы искоренить преступников, а чтобы получать благодаря им какие-то дивиденды.

Я сам долго работал в правоохранительной системе и вижу, что реальной борьбой с преступностью занимаются единицы. Даже удивляюсь, как еще удается сдерживать вал преступности.

Жаль, что о честных людях, которые еще есть - вопреки существующим внутри системы действиям, - нигде не говорят, а их надо превозносить и чествовать.

Протоиерей Александр Сорокин

настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге

16.05.2014 09:58

Я понимаю, почему люди ратуют за возвращение смертной казни, - на то есть весомые причины. Поэтому процент людей, которые хотели бы ее вернуть, так высок.

Сам же я больше склоняюсь к мнению тех, кто возражает против ее введения: их аргументы кажутся мне более значимыми.

Люди же разные. Как во все времена, они живут согласно своим убеждениям: мировоззренческим, идеологическим, духовным. А государство - сила, которая призвана поддерживать здоровье общества методами, зачастую выбирающими линию наименьшего зла.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

16.05.2014 09:54

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: любое преступление, любое совершенное зло – проявление человеческой греховности. И какие конкретно применять меры и к какого рода преступлениям – это дело не Церкви, а гражданской власти.

Церковь, естественно, призывает к милосердию, смягчению нравов, но ни в коем случае не делает догматических выводов, какое наказание возможно, а какое нет: это дело гражданской власти, в том числе и решение о допустимости смертной казни.

Единственное, чего нет в Концепции и что надо учесть: перспектива смерти для осужденного преступника может стать благодатным сильнодействующим фактором к его покаянию, и мы такие факты знаем. Это не всегда действует, но бывает так.

В одном из житий святых был такой пример: преступник, избежав наказания, сбежал в монастырь, долго жил там образцовым монахом. В конце концов он раскаялся в содеянном, пришел к игумену и попросил отдать одежду, так как решил уйти. Игумен изумился, а монах сказал, что больше не может выносить грехи свои, преступление его терзает, и он должен предать себя в руки власти, что сделал, и был казнен. Вот это жесткая грубая правда о человеке, грехе, преступлении и наказании.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

16.05.2014 09:52

Смертная казнь должна быть: это справедливое наказание за убийство. Да, бывают судебные ошибки, но их очень мало. Человек, который знает, что его накажут, будет об этом думать, прежде чем совершать преступление. Кстати, в нашей религии есть кровная месть – убийство за убийство.

Если смертную казнь вернуть, это не значит, что порядок наступит сразу, - но человек будет задумываться. А какая гуманность в том, что мы пожизненно заключенных содержим? - это пользы обществу не приносит. И человек, которого не убили в наказание, постоянно мучается, надеется на освобождение, а если освободится, будет снова убивать. Такие случаи тоже неоднократны.

Тем не менее, несмотря на пожелания большинства, мы - люди законопослушные и должны подчиняться действующему закону.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

16.05.2014 09:27

Жизнь человека бесценна, и кроме Бога никто не имеет права ее отнимать. Даже сам человек себя не вправе приговорить, т.е. совершить самоубийство.

При вынесении приговора действительно могут быть ошибки, общество знает такие примеры. И сейчас не все виновные сидят в тюрьмах. Так что применение смертной казни - это очень большая ответственность.

Я считаю, что высшей мерой наказания должно быть пожизненное заключение. Нужно постараться не ценой крови решать вопросы стабилизации, а правильным воспитанием общества, особенно воспитанием детей, добиваться того, чтобы не совершались такие грехи, за которые можно приговаривать к смертной казни.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

16.05.2014 09:22

В странах, где есть смертная казнь, вынесению окончательного приговора предшествует длительное судебное разбирательство, потом есть возможность подать апелляцию, часто все это длится лет десять и больше.

Важно, чтобы ни один человек не был расстрелян по ошибке. И пожизненное заключение как замена смертной казни - отнюдь не проявление снисхождения к преступникам. Не зря же многие осужденные пожизненно говорят, что лучше бы их расстреляли.

Гуманность - это осознание ценности человеческой жизни. Убийство - это грех. И нельзя говорить, что смертная казнь - это вынужденная самооборона от преступника: есть и другие способы защиты от преступности. Государство должно быть с человеческим лицом. Не государством дана жизнь и не ему ее отбирать.

Анастасия Митрофанова

доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии, государственно-религиозных отношений и социологии религии Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

16.05.2014 09:20

Это один из самых сложных этических вопросов.

Сторонников смертной казни становится больше, потому что люди видят: число преступлений растет, причем появляются более жестокие виды преступлений, которых раньше не было в Европе. Например, бойни в школах и других местах скопления безоружных людей раньше считались чисто американским явлением.

И вот - люди видят это, и не видят реальных методов борьбы с преступностью. Поэтому число тех, кто считает, что нужно вернуться к смертной казни, растет.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...