Сейчас в предпенсионном возрасте работают только 29% граждан. Значит, в результате пенсионной реформы оставшиеся 70% могут остаться и без работы, и без пенсии

Введение в действие конституционных норм Указом Президента РФ делает сами конституционные изменения ущербными с самого начала и повторяет недопустимую практику 1993 года

Разрушительные новации: Священнослужители и эксперты об образовании

16.06.2014 10:10


Рособрнадзор предлагает, чтобы впредь студенческие экзамены — как выпускные, так и текущие — принимались не теми педагогами, что студентов учат, а независимыми экспертами. Три вуза уже согласились начать такую практику «в порядке эксперимента». Объясняется это «избежать коррупции и повысить объективность оценки знаний студентов».

Известный публицист Александр Привалов так прокомментировал это нововведение: «А дальше путь накатанный: эксперимент через год-другой объявят успешным, а новый метод проверки знаний — общеобязательным».

Публицист отмечает, что чиновники от образования смотрят на преподавателя – что школьного, что университетского – как на пока что не пойманного взяточника, и все их усилия направлены на то, чтобы поставить его под контроль, желательно формализованный. Последствия такого подхода для образования как такового их не интересуют. Поэтому школа уже превратилась в место, где натаскивают на ЕГЭ, а вузы усиленно стремятся загнать в ту же схему.

«Неизбежно следующее за этой новацией сплющивание вузов будет катастрофическим. Потому что университет (настоящий, не «туризма и сервиса») держится на уникальных курсах — не всегда в мировом масштабе уникальных, но обязательно особых, прямо связанных с личностью педагога. Сторонний человек после такого курса может проверить только общие основы прочитанного (да и то далеко не всякого: в сложных гуманитарных или технических дисциплинах намаешься искать стороннего человека, лучше студентов знающего даже основы). Стало быть, проверяться будут только банальности. На второй же год большинство студентов перестанет изучать что-либо кроме банальностей. А там станут помаленьку исчезать и уникальные курсы. Учёным, способным такие курсы читать, в вузах станет нечего делать — они уйдут (а поскольку с академическими институтами известно, что творится, не только уйдут, но и уедут)», - пишет Александр Привалов.

«Как вы оцениваете изменения, происходящие в российском образовании? Согласны ли вы с выводом, что контроль над образованием в нынешних его формах убивает среднюю и высшую школу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

16.06.2014 11:13

Безусловно, контроль общих знаний должен быть, как некий минимум тех самых банальностей, которые каждый выпускник должен знать. Но при этом предложенный вариант – формализовать экзамены в виде ЕГЭ или перепоручить проверку знаний неким независимым педагогам – действительно убьет ту самую уникальность, которую любой нормальный преподаватель выше среднего обязательно привносит в свой учебный курс. Это есть и в средней школе, и в высшей.

Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда при проверке знаний студентов, обучающихся у талантливых преподавателей, способных не только сообщить минимум общих знаний, но и привить интерес к предмету, вооружить чем-то более серьезным, чем рядовой набор фактов, выявляются не самые лучшие результаты. Но ведь такие преподаватели вкладывают в студентов то, что тестами проверить невозможно – любовь к предмету, умение размышлять и т.п., то, что не может сделать усредненное преподавание.

Часто до введения ЕГЭ школы и вузы старались заполучить себе преподавателей, которые, возможно, не способны по нынешним меркам хорошо подготовить ученика к тестам, но они специалисты в своем деле, умели найти подход к ученикам, заразить любовью к своему предмету и заложить основы, важные для дальнейшего личностного роста.

Серьезная высшая школа, конечно, всегда подразумевает авторские курсы, которые основаны на базовых вещах. Всегда есть один базовый учебник, рекомендованный вузом, и, как правило, профессор рекомендует еще несколько учебников. А на старших курсах бывает такое, что учебников по конкретному курсу нет вообще, т.к. курс авторский, а учебник еще не написан. Кроме того, не всякий преподаватель высшей школы может следить за «передним краем» науки. Есть педагоги, которые имеют лаборатории в США, Франции и т.п., они приезжают на несколько месяцев в Россию читать авторские курсы. Как можно объективно оценить, как студент освоил знания, если сам проверяющий не имеет о них представления?

Да, высшая школа в последние годы стала значительно коррумпированной. Но это касается не лучших вузов, а тех, где учатся не для образования, а для получения бумажки. И проблема коррупции должна решаться по-другому. Надо вводить такую систему, когда преподавателю будет выгодно научить студента. Пусть у него будут не лучшие оценки, зато отличные знания. И есть вузы и факультеты, где обучают именно по такому принципу. Я знаю неплохо физический факультет МГУ, там значительная часть экзаменов сдается на компьютере. Это объективно, безличностно. И если студент не проходит этот этап, он не попадает на второй этап экзамена – на беседу к преподавателю, где идет разговор на уровне почти коллег.

И вообще когда экзамен проходит в виде доверительной беседы, гораздо проще выявить компетентных, преподаватель всегда может выявить, понимает ли вообще студент, о чем идет речь, или же он переволновался, недоучил какое-то правило, или вовсе память «переклинило».

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

16.06.2014 11:12

У меня давно уже ощущение, что в Министерстве образования РФ действует устойчивая организованная преступная группа, которая ставит своей целью уничтожение остатков того образовательного потенциала, который был собран и накоплен за время русской и советской истории.

Эти же люди продолжают порождать новые решения и предпринимать действия, направленные на то, чтобы блокировать инициативы, которые могли бы помочь улучшить ситуацию. Вместо этого они внедряют нормы и правила, усугубляющие дело.

Заниматься надо не усилением контроля над образованием. Необходимо кардинально менять нормы и формы, навязанные системе образования и дающие на выходе совершенно неквалифицированных специалистов; людей, лишенных элементарных базовых знаний, необходимых для того, чтобы у нашей науки, у наших технологий было будущее. Вот какие мысли возникают у меня в связи с новыми предложениями, исходящими из этого «черного ящика».

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

16.06.2014 11:09

В истории России было несколько попыток преобразований в сфере образования, начиная с XVIII века – создания первого университета. Это и университетские реформы Александра I, и николаевские преобразования, и великие реформы при Александре III. Максимального расцвета высшие учебные заведения России достигали при сочетании очень широкой автономии вуза и снижении контроля - при наличии поддержки образования властями или меценатами.

Наверное, нам бы стоило подумать не о том, как лишить лектора его права и долга принимать предмет у тех, кого он ему учил. Есть государственный экзамен, итоговая государственная аттестация, которая и в экзаменах, и в квалификационной работе, в защите этой работе осуществляется. На этом стоит высшее образование, по крайней мере, российское.

Стоит задаться другим вопросом: почему в современном российском высшем образовании появляется коррупционная составляющая? Что нужно сделать, чтобы попытаться это изменить? Чтобы преподавателю было неинтересно, невозможно брать взятки? Из исторического опыта мы видим: есть несколько возможных путей решения проблемы: это, прежде всего достойные высокие зарплаты преподавателям. Независимость – в известных пределах. Подконтрольность только вузовской корпорации.

С другой стороны, должна быть выше и ответственность за нарушения правил - не только административная, но и, возможно, уголовная.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

16.06.2014 11:00

Надо не только контролировать, но и еще воспитывать. Не только давать знания, но и учить применять их на благо окружающих. А когда единственное желание студента - набрать на экзамене необходимые баллы, и это весь его стимул, пользы не будет.

Предлагаемый эксперимент со временем может привести не только к тотальному контролю в школе в вузах, но и в семье. Родители благодаря навязанным со стороны стандартам будут тестировать детей, а государство - родителей. Это яркая иллюстрация того, как из-за незначительно числа коррумпированных преподавателей и функционеров в вузах рушится вся система.

А для самих вузов это чревато выхолащиванием курсов и превращением преподавателя, педагога в функционера. Он так же, как и студент, боится экзаменов, - будет бояться, что придет контролер и станет контролировать качество его преподавания. К тому же, всякое действие вызывает противодействие.

Священник Кирилл Даниличев

Клирик храма святителя Николая Мирликийского на Щепах г.Москвы, публицист

16.06.2014 10:57

Российское образование до сих пор хранит устои и традиции советской образовательной системы, всегда демонстрировавшей мировому образовательному сообществу высокий профессиональный и общеинтеллектуальный уровень как в педагогической сфере, так и в сфере выпускников-специалистов. И самобытность нашего образовательного процесса всегда заключалась в способе подачи и проверки материала.

Тестовая система промежуточной и контрольной проверки знаний - сугубо западная модель. Но с конца ХХ века она не только естественно стала проникать в наш образовательный процесс, но и насильно, вопреки общественному мнению, насаждается. Крупномасштабный проект ЕГЭ и ГИА - яркий пример насильственной ломки выпускных экзаменов средней школы, который наглядно показывает, что из-за изменения системы проверки знаний вынужденно меняется и преподавание в целом, обедняя общее качество обучения.

Нынешнее предложение Рособрнадзора - это начало такой же ломки теперь уже в университетской среде. К тому же необходимость сдавать экзамены в чужих стенах чужим преподавателям, нервозность обстановки экзамена, превращенного в какую-то спецоперацию, негативно сказываются на психическом и, в конечном счете, духовном состоянии выпускников.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

16.06.2014 10:50

Совершенно очевидно – образование это не только нашпиговывание человека знаниями. В процессе обучения человека учат мыслить, пользоваться источниками, грамотно говорить.

Только преподаватель, который обучает предмету, знает, как работает студент в течение всего года. Не случайно в нашей университетской среде существуют семинары, лабораторные работы, практики и т.п. Формализовать все это очень сложно. Дело даже не в том, посещает ли студент занятия или нет, а в том, насколько он научился пользоваться полученными знаниями, приобрел ли культуру мышления. Поэтому от предлагаемого эксперимента трудно ожидать объективности. Как раз это и будет формальным подходом.

Мы должны понимать – экзамен это лишь небольшая составляющая процесса обучения. Представьте – студент учится весь семестр, а затем приходят независимые эксперты, которые оценивают его знания за полчаса. А как он работал в течение всего семестра, получается, никому не интересно?

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

16.06.2014 10:44

Все общество согласно, что наше образование разрушают совершенно конкретные чиновники, и никакого проблеска не видно, к сожалению.

Чтобы не брали взятки педагоги в вузах, надо платить им достойные зарплаты. Сравните, сколько получают преподаватели европейских вузов, и какие смешные деньги зарабатывает профессор МГУ. Теперь ради борьбы с коррупцией будут разрушать систему высшего образования? Не надо ее трогать! Она всегда у нас была неплохой.

Что касается новых форм сдачи экзаменов, то одно другому не противоречит, но не надо их принимать массово, заявляя, что эксперимент прошел успешно, если на самом деле это не так. Очевидно же, что ЕГЭ был неуспешным экспериментом, но чиновники посчитали иначе.

Я бы еще поборолся с чиновниками-вредителями от образования, - вывести бы их из системы. Может, они в другой сфере мастера, но образование они пока лишь разрушают. А ведь есть специалисты, которые реально радеют за качество образования, которое реформируют уже 20 лет. Если так продолжать и дальше, то от нее вообще ничего не останется, даже если реформы по сути неплохие. Надо остановиться и посмотреть на результаты, - понять, что мы в итоге потеряли и чего хотим добиться.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

16.06.2014 10:41

Все изменения в образовании должны непременно проходить через слушания экспертных сообществ.

Конечно, надо бороться с коррупцией. Всем известно, что в вузах самый большой поток взяток идет во время экзаменов и зачетов. Каждый студент знает «тарифы» в своем учебном заведении. А уровень и качество образования зависят именно от уменьшения коррупции.

Никто не думает о каждом преподавателе, как о преступнике, но факт остается фактом: образование – одна из самых коррумпированных сфер. Но для решения этой проблемы надо обращаться именно к экспертам, педагогам. Безусловно, надо учитывать уникальные курсы и программы, учесть все тонкости.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

16.06.2014 10:27

Удивляюсь, откуда что берется, кто лоббирует эти эксперименты с образованием. Дошли уже до того, что снижаем проходные баллы в ЕГЭ по русскому языку, поскольку по прежним требованиям большинство детей не сдали бы этот экзамен. Это о чем говорит? - Уровень знаний снижается! Но чего ожидать, если количество часов русского языка в школах сократили в два раза? Закрадывается подозрение, что все делается умышленно, чтобы наше подрастающее поколение не знало родного языка. Это страшно.

Абсолютно неправильно, если студенты будут сдавать экзамены приходящим экзаменаторам. Профессоры сегодня вообще работают не ради денег, а ради науки, они душой болеют за своих учеников и стараются дать им настоящее образование. У молодых преподавателей вообще другие взгляды на детей. И профессоры должны видеть плоды своего труда на экзамене. А если они занимаются коррупцией, то и предложенная мера не поможет отучить их брать взятки.

Ибрагим Ибрагимов

заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете

16.06.2014 10:24

Да, большую часть нововведений в области образования нельзя назвать полезными. Такое чувство, что работа ведется по принципу «лишь бы предложить».

Где гарантия, что эти «независимые эксперты» не будут брать взятки? Как показал эксперимент по введению ЕГЭ, коррупция не только не исчезла из школ, а стала просто тотальной. Что же будет с вузами после введения этой новой системы? И где будут брать этих экспертов? Если из других вузов, то не договорятся ли вузы между собой? Кроме того, форма контроля не всегда объективна. Например, студент учится на протяжении всего семестра хорошо, но на итоговом испытании не повезло – вытащил билет, который хуже знает, переволновался, разболелась голова… Вряд ли эксперт сможет оценить все объективно.

Вводить систему оценки знаний студентов по примеру ЕГЭ вообще бессмысленно. Факт остается фактом: ЕГЭ в школах зарекомендовал себя дурно. Одно непонятно: если ЕГЭ признан удачным экспериментом, почему два ведущих вуза страны – МГУ и СПбГУ – отказались от него? А если неудачным, то почему остальных наказывают этим ЕГЭ?

Безусловно, контроль нужен, как и борьба с коррупцией, но это не должно сводиться к тому, чтобы одних педагогов заменяли другими. И меня расстраивает, что мы ориентируемся на Запад, хотя наше советское образование всегда было лучшим. И пытаться все это разрушить ради того, чтобы в глазах Запада быть модными и красивыми, абсолютно неправильно. А в свете последней политической ситуации вообще надо запретить подгонку российского образования под западные образцы.

Почему бы не спросить у педагогов, студентов, родителей, чего они хотят? Дешевле будет оборудовать аудитории видео наблюдением с выходом в интернет, чтобы каждый мог наблюдать, как проходит экзамен, чем тратить миллиарды на внедрение очередной системы типа ЕГЭ.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

16.06.2014 10:17

Да, эта новость мне известна. Когда я о ней узнал, то пришел в ужас. Как преподаватель рассматриваю это как личное оскорбление и недоверие: мне не доверяют оценку знаний моих же студентов.

Кроме того, в каждом вузе есть своя специфика и невозможно найти общие относящиеся ко всем вузам принципы оценки знаний на экзаменах. В таком случае даже не знаю, во что превратится экзамен, на что настраиваться студентам. Мне интересно, как будут проверять студентов физтеха или мехмата МГУ с их уникальными методиками преподавания в области физики и математики? Из каких вузов пришлют туда так называемых «специалистов»?

Это очень опасная тенденция – стремление найти какой-то универсальный рычаг, который смог бы поднять наше образование. Это смогут сделать только сами преподаватели, профессора, которым нужно дать свободу и возможность творить, заниматься только своим любимым делом. Без повышения зарплаты профессорско-преподавательскому составу никакой прогресс в области образования невозможен. А остальное – игры менеджеров.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

16.06.2014 10:12

Я сторонник традиционной системы университетского образования, когда университеты и вообще высшие учебные заведения наделены большой самостоятельностью в решении административных, учебных и научных вопросов. При такой системе мы сможем подготовить высококлассных специалистов, нацеленных на достижение сложных задач, умеющих свободно мыслить, и стремящихся реализовать собственные возможности.

Я понимаю желание государственных институтов как можно больше всего контролировать, в том числе - высшее образование (учитывая и современное международное положение, и внутреннюю ситуацию). Но я более чем уверен, что ни к чему хорошему это не приведет. Тот, кто намерен контролировать, рассчитывает получить под это немалые средства, возможно, привлечь новых специалистов. В общем, это будет просто очередная попытка дележа пирога и бессмысленная трата денег.

С моей точки зрения, высшее образование все-таки нужно не для того, чтобы над ним был установлен всемерный государственный контроль. Его главная цель – подготовка высококлассных специалистов, умеющих свободно мыслить. Без внутренней свободы в вузе достичь подобных результатов невозможно. А значит, мы не решим самой главной задачи – не подготовим в будущем высококлассных специалистов. Новые же поколения будут все хуже и хуже.

Обратите внимание – один из экспериментов по образовательным программам в средней школе, по контрольно-измерительным материалам в виде ЕГЭ, привел к тому, что дети стали хуже знать русский язык. На последнем экзамене пришлось на 12% пунктов снизить по русскому языку контрольную оценку. Это значит, что экзамен был написан плохо многими. Точно такие результаты, и даже хуже, будут при попытке ввести аналоги ЕГЭ в вузы.

Вообще этот бесконечный реформаторский зуд, охватывающий наше Министерство образования, на мой взгляд, вызван двумя причинами. Первая – люди, которые там находятся, совершенно не понимают (или не хотят понимать) цели образования. И вторая – желание потратить как можно больше государственных средств на непонятные цели.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".