Как выяснилось во время проверки, следственные изоляторы Москвы переполнены на 25%, сообщает сайт палаты. При лимите в 8 657 мест в столичных СИЗО содержатся 10 927 человек. При этом речь не идет о возврате ситуации 20-летней давности, когда в московских СИЗО арестованные спали в три смены. На сегодняшний день все арестованные обеспечены индивидуальными спальными местами. Для этого в некоторых изоляторах уже куплены раскладушки.
«Переполненности способствует длительность сроков расследования и рассмотрения дел в судах. В среднем один арестованный содержится под стражей от 6 месяцев до года. Присоединение к столице Троицкого и Новомосковского административных округов также увеличило число содержащихся под стражей в московских СИЗО. Еще одной причиной превышения лимита стал рост миграции», - отметил Антон Цветков.
По его мнению, одним из путей решения проблемы стал «отказ от транзита заключенных из других регионов через московские СИЗО, что увеличивало раньше число арестованных в среднем на 8-10%».
Заместитель прокурора Москвы Борис Марков согласился с тем, что от 15 до 20% людей, содержащихся в следственном изоляторе, находятся под стражей необоснованно.
Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова также считает, что следователи не всегда обоснованно требуют ареста, и судьям надо внимательней к этому относиться.
«После подробного и откровенного разговора с Егоровой я убедился, что многие нападки на нее в СМИ не обоснованы, и по многим вопросам она наш самый настоящий союзник. Кстати, она удивлена, почему многие люди, не согласные с арестом, не обжалуют решение районного суда в Мосгорсуде», - добавил Цветков.
«Ситуация с перелимитом в столичных СИЗО известна, мы уже не первый год говорим об этом на всех уровнях и работаем над решением проблемы. Но при этом значительному числу людей, которые сегодня содержатся в СИЗО, вполне можно изменить меру пресечения на не связанную с содержанием в СИЗО. В этом случае остроту проблемы переполненности изоляторов удастся снять, а может и решить ее полностью. Да и много человеческих судеб не будет поломано», - считает председатель Комиссии по взаимодействию с ОНК.
Возможно, частично проблема перенаселенности столичных следственных изоляторов будет решена за счет введения новых зданий. Так в текущем году один корпус на 90 мест откроется при СИЗО-4, другой на 400 мест начали строить в Капотне. Однако проблему нельзя решить только строительством новых корпусов. Необходимо кардинальным образом пересмотреть практику применения такой меры пресечения, как арест для социально неопасных граждан.
«В Бутырке мы общались с человеком, обвиняемым по статье 159 части 2 УК РФ, - рассказал Антон Цветков. - Ущерб, который он нанес другому гражданину в рамках совершенного преступления - 5 тысяч рублей! Следствие настояло на его содержании под стражей лишь на том основании, что обвиняемый зарегистрирован по месту жительства в Калининграде. И таких случаев реально очень много. То есть, по сути, человек за 5 тысяч рублей сидит в СИЗО уже несколько месяцев. А та же пресловутая Васильева, за которой по делу Оборонсервиса тянется как минимум 3 миллиарда рублей, продолжает оставаться под домашним арестом, так как имеет московскую прописку. Да и тех, которые избивают людей на улице, сейчас арестовывать нельзя, так как статья "побои" не тяжкая. Ну не глупость ли?»
Есть проблема и в том, что следователи «забрасывают» своего подследственного и долгое время им не занимаются, не работают с ним. Часто аргументом для ареста бывают надуманные и написанные под копирку основания: наличие загранпаспорта, наличие знакомых в органах государственной власти или предполагаемая вероятность оказания давления на потерпевших или свидетелей и т.п. Генерал Марков предложил вернуться к старой практике, когда следователь сначала доказывал основания для ареста прокурору, и потом уже тот шел с этим делом в суд без следователя с арестом.
«Я запросил в УФСИН России по г. Москве статистику по находящимся под стражей в столичных СИЗО людям, которые не представляют угрозы для окружающих и мера пресечения которым может быть изменена на не связанную с изоляцией от общества. Проведем жесткий мониторинг ситуации. Буквально по-фамильно, будем разбираться с каждым конкретным человеком. Чтобы решить проблему, необходимо иметь четкое представление о текущем положении дел», - заявил Антон Цветков.
В ближайшее время в Общественной палате РФ будут проведены слушания по этой проблеме с представителями руководства следственных и судебных органов, ФСИН России, руководителей профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, НКО и СМИ.