http://zauralonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4139:v-zaurale-izmenitsya-sistema-oplaty-truda-pedagogov&catid=12&Itemid=111

Неприкосновенность учителя, - Мнения священнослужителей

30.06.2014 09:49


Зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов из "Справедливой России" готовит поправки в закон "Об образовании", касающиеся статуса учителей. В частности, предлагается повысить их защищенность, в том числе от оскорблений чести и достоинства.

Законопроект установит запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей, например, "оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей" и т.д. Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. "Мы наблюдаем изменение настроений в молодежной среде - подростки стали особенно агрессивными", - отмечает Шудегов.

В отношении взрослых нововведения могут быть привязаны к действующей статье УК (сейчас оскорбление представителя власти карается штрафом, обязательными и исправительными работами), а ответственность несовершеннолетних подростков может варьироваться от выговора до исключения из школы.

Спору нет - сейчас положение учителя незавидно: и устройство общества, и система образования хотят в нем видеть обслуживающий персонал, оказывающий «образовательные услуги». От унижений со стороны начальства, родителей и даже учеников он фактически ничем не защищен.

См. также:
Учитель, которого обижают, - не учитель: Парламентарии о защите преподавателей

С другой стороны, нельзя отрицать и того, что среди учителей бывают и некомпетентные, и предвзятые, и морально нечистоплотные - и родителям приходится как-то с этим бороться.

«Как вы относитесь к предложенному законопроекту? Не создаст ли он перекоса в обратную сторону – когда на учителя станет невозможно воздействовать даже в случаях, когда это необходимо?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Кульберг

Настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея

30.06.2014 10:42

Юридический подход к отношениям между учителем и учениками, а также его родителями, вызывает сомнения. Всегда найдутся лазейки и возможность продемонстрировать учителю неуважение, пренебрежение. Любой закон можно обойти, на то он и закон.

Конечно, хорошо, что депутаты ставят этот вопрос, они осознают: проблема, действительно, существует. Хорошо, когда в стране есть законы и они соблюдаются. Если и подобный закон будет действовать, это будет просто замечательно.

Но все - таки решение проблемы лично я вижу в профилактике и воспитании. Воспитывать, прививать культуру отношений, конечно, нужно, причем еще в педагогическом университете, когда студент только готовится стать учителем. Если студенты пренебрежительно относятся к своим преподавателям, пусть будут готовы к тому, что и к ним в школе станут относиться точно так же.

Если ученик позволяет себе оскорблять, унижать учителя, должны быть иные рычаги воздействия на таких учеников, помимо юридических. Я считаю, их следует поискать. В советское время они были. Существовали методы психологического воздействия.

Хорошо, что такой закон собираются принимать. Это лучше, чем если бы совсем ничего не было. Но, это, конечно же, не панацея. Нужно найти способы воспитания ученика, студента, учителя. Нужно поощрять в школе культурные отношения, чтобы вести себя развязно, вызывающе, агрессивно было не модно, а неприлично, стыдно.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

30.06.2014 10:40

То, что учитель сейчас нередко оказывается в неравноправном и даже невыгодном положении – факт. Дети на уроках ведут себя вызывающе и совершенно недостойно – тоже факт. Родители могут обращаться с учителем некорректно - и это факт.

Конечно, учителя нуждаются в защите, и с этой точки зрения инициатива Виктора Шудегова мне кажется очень правильной. Что касается деталей, их должны прорабатывать специалисты. Но я не вижу ничего плохого в предложенном законопроекте.

Очевидно, что к учителю нужно относиться с уважением. И конечно же, он должен быть защищен - как, например, полицейский при исполнении служебных обязанностей. Безнаказанно хамить учителю, конечно, нельзя. Это недопустимо. Он должен быть защищен, а его обидчик - понести наказание. Поэтому предложенный законопроект, на мой взгляд, вполне оправдан, он, не сомневаюсь, найдет поддержку в обществе и, надеюсь, закон будет принят.

Остается пожелать его составителям, чтобы он был взвешенный, продуманный и учитывал различные ситуации.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

30.06.2014 10:38

Сам законопроект не может не вызвать симпатии и одобрения. Но насколько станет он жизненным и практичным, зависит от того, в каком контексте он будет осуществляться. Если общая образовательная стратегия и политика в России останется прозападной, открещивающейся от задач воспитания молодежи в течение учебного процесса, от воспитания самых высоких и благородных русских традиций, тогда и отдельная юридическая норма о недопустимости унизительного обращения с преподавателями будет законом странным и малопродуктивным.

Важно бригантину российского образования ориентировать на воспитательные патриотические берега, ориентируясь на курс, который являет наша духовная православная культура. Отмахиваясь от нее, система среднего и высшего образования остается обреченной на форму отношений самую потребительскую, и статус учителя остается на уровне оказывателя образовательных услуг, а вовсе не восходит к статусу наставника, пастыря, воспитателя.

Современное просвещенное духовной красотой образование в нашей стране должно выращивать из современной молодежи патриотов своей Родины, жертвенно любящих ее и готовых трудиться и защищать ее. Если не пересмотреть всю систему образования в этих приоритетах, то и это доброе нововведение, ограничивающее хамство в отношении учителей, может оказаться малопродуктивным и породить результаты, от которых пострадает и то, что сейчас есть в образовании. Так как некомпетентность и ожесточенность некоторых учителей, о случаях которых нам известно, говорит, что напротив надо искать средства, чтобы ставить на место, утихомиривать и требовать от некоторых учителей соответствия своей профессиональной степени и своему служению.

Так что к предложенным поправкам надо составить приличный контекст – общую воспитательную направленность нашего среднего и высшего образования.

Иерей Святослав Шевченко

Настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске

30.06.2014 10:31

Действительно, такая проблема есть. До того, как стать священником, я был журналистом и порой сталкивался с вопиющими фактами. В одной из школ Благовещенска как-то учащийся в знак протеста на замечание учителя встал, расстегнул ширинку и помочился в угол класса. Меня это шокировало. Я оканчивал школу в советское время, и тогда такого отношения к учителям не было. Я знаю, сейчас им и угрожают, и поднимают на них руку – в том числе и родители. Учителей нужно от такой агрессии как-то защитить.

Но с другой стороны, учителя бывают разными – к одному из моих знакомых школьников с недвусмысленными предложениями приставал учитель географии. Люди нечистоплотные, случайно попавшие в эту профессию, могут воспользоваться такими законами, истолковав их в свою пользу.

Тут нужно сто раз подумать и обсудить все возможные варианты. Замечательно будет, если законопроект пройдет общественные слушания, можно привлечь к его обсуждению и религиозных деятелей. В общем, этот вопрос нужно тщательно прорабатывать.

Иерей Вячеслав Кочкин

благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки

30.06.2014 10:27

Когда появляются такого рода законы, я всегда недоумеваю. Что это за касты: «чиновник», «учитель»?

Отношения между учителем и детьми – вопрос нравственный. Любой способ законодательно это регулировать, я совершенно уверен, заранее обречен на провал – этот вопрос находится в другой плоскости, не в правовой.

Очень трудно дать квалифицированное юридическое определение тому, что такое оскорбление, унижение. Мы с вами знаем: кто-то всего лишь говорит громко, а некоторые люди это уже воспринимают это как агрессию.

Чтобы учителя уважали, необходимо, прежде всего, повысить его статус. Сейчас его, действительно, занизили. У меня в этом году ребенок закончил школу. Мне неоднократно на родительских собраниях приходилось защищать нашего классного руководителя. Каждый считает себя компетентным, грамотным; каждый знает, как учить ребенка и по каким программам, не имея притом ни должного образования, ни жизненного опыта.

Как только у учителя появится соответствующая заработная плата, все вопросы отпадут сами собой. Станет меньше и морально нечистоплотных педагогов, так как сразу появится конкуренция. Мы будем отдавать обучать своих детей грамотным, квалифицированным учителям. А принимать надуманные законы – дело пустое.

Иерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

30.06.2014 10:25

Если учитель ведет себя неподобающим образом и тому есть подтверждение – поверьте, в прокуратуре примут меры. Сейчас родители настолько грамотные, что без проблем составят и подадут заявление, и с учителем разберутся в рамках правого поля. Перекосов, уверен, не будет.

Что же касается защиты учителей, действительно, агрессия по отношению к ним зачастую идет со стороны родителей. Попробуй сказать их отпрыску, что он делает что-то неподобающее. Ответная реакция последовать не замедлит. Учителей загоняют в угол. В Интернете выкладывают видео, как подростки издеваются над учителями.

В советские времена, если Марья Ивановна даст в школе подзатыльник какому-нибудь хулигану, отец дома добавляет ему еще - чтобы слушался. Раньше к учителям было трепетное отношение. А сейчас подросток дома – царь, в школе и обществе - тоже. Это происходит оттого, что семьи не многодетные, а зачастую и неполные. Дома бабушка с мамой сдувают с мальчика пылинки.

Ужесточение мер, на мой взгляд, приведет к хорошему результату. Думаю, такой закон нужен. Если подросток ведет себя с учителем по-хамски, нужно это пресекать: уж коли человек не понимает русского языка, тогда надо воздействовать на него представителям правоохранительных органов. Этот законопроект, считаю, очень уместен в наше дикое время.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

30.06.2014 10:12

Такого рода поправки нужны, потому что устраняют перекос в нашей правовой базе. Юридический статус учителя шаткий – это факт. К учителю могут предъявить претензии все – родители, общественность, администрация школы. Учитель, конечно, может высказать свою позицию, но это, как правило, влечет конфликты, что лишает его возможности нормально работать дальше.

Да, статус учителя немного повысился: по крайней мере, в Москве уже не могут пожаловаться на маленькие зарплаты, здесь работают в хороших условиях. Современные московские школы хорошо технически оборудованы. Но в правовой базе есть недочеты. Как должен себя вести учитель, если его оскорбляет ученик, родитель на собрании или руководство?

Не думаю, что возникнут перекосы: сегодня в информационном пространстве трудно скрыть явные скандальные факты, которые всегда можно оспорить в суде. При этом не следует забывать о причине, породившей данные поправки: об ощутимом недостатке современного образования – об отсутствии воспитания, функцию которого сняли со школы, и в результате мы сталкиваемся с неуправляемым поведением учеников.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии

30.06.2014 10:07

Магистральное направление этой темы очень важно. Идея об уголовной ответственности может показаться излишней и экстраординарной. Когда речь идет о полицейском, то речь идет об опасности физического контакта с правонарушителем, поэтому полицейский и защищен таким образом. Можно спорить, утверждая, что учитель не находится в таком положении. Однако в поддержку подобных мер говорит необходимость как-то сдвинуть должность учителя с этого униженного и недостаточно авторитетного положения.

Если такие меры примут, то юноши и девушки будут знать, что их язык и их поведение может привести на скамью подсудимых. И совершенно правильно: именно так ориентировать наше общество - молодежь и родителей.

Реализация поправок как всегда зависит от обстановки: посмотрим, как это будет осуществляться. Перехлесты же могут быть только в случае, если мы неправильно реализуем закон.

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

30.06.2014 10:00

Всегда нужно придерживаться золотой середины. Я согласен, учителей нужно защищать и повышать их статус. Мы не раз видели и слышали, как дети проявляли агрессию в отношении педагога. Но бывает, что и учителя переходят границы, поэтому надо продумать меры, чтобы данный законопроект не привел к обратному эффекту, когда на учителя невозможно будет воздействовать.

Молодые люди 14-18 лет склонны к максимализму, это так называемый «переходный возраст». В этот период взросления они иногда совершают вещи, которые в принципе им не присущи, зато потом они сожалеют о содеянном. Так что к наказанию подростков надо подходить избирательно, делая скидку на возраст, иначе совершенная однажды ошибка испортит всю дальнейшую жизнь молодому человеку.

Фатых-хазрат Гарифуллин

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

30.06.2014 09:57

После развала Советского союза наступило сложное время. Многие профессионалы, в том числе, педагоги ушли в торговлю и бизнес. Звание педагога утратило свой авторитет, а его надо возвращать, чтобы ученики смотрели в рот учителю, внимая его словам.

Я помню, как со слезами на глазах нам учитель русской литературы рассказывал о подвиге «Молодой гвардии» - и у нас тоже наворачивались слезы. Много ли сегодня таких учителей?

Кроме того, труд учителя должен достойно оплачиваться. Вот тогда, возможно, мы и сведем к нулю грубое отношение.

Если эти поправки примут, ученики будут бояться сказать лишнее слово, лишний вопрос задать. И еще больше пропадет интерес к школьной программе. Так что этот вариант не совсем верный. Надо решать проблему иными путями, повышая статус учителя в обществе.

Абдуррауф-хазрат Забиров

Глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области

30.06.2014 09:55

У нас всегда бросаются из крайности в крайность. Понятно же: такими поправками ситуацию не изменить. Сама культура взаимоотношений не просто потеряна, после «перестройки» она полностью уничтожена. Вспомним традиции в государственных и религиозных школах дореволюционной России, какие отношения были между учителями и учениками – как у отца с сыном. Учителя называли учеников своими чадами, а ученики называли педагогов – своими наставниками, т.е. теми, кто наставляет их на жизненный путь.

К сожалению, все это уничтожили, вывернули наизнанку. И теперь депутаты хотят на законодательном уровне изменить отношения учеников и учителей, грозят Уголовным кодексом? Надо воспитывать общество, а не поправки принимать. Или пусть депутаты соберут в отдельную школу своих детей и проведут эксперимент. Зачем экспериментировать над всей страной вместо того, чтобы думать о зарплате учителей? Надо принимать созидательные законы, чтобы были нормальные условия работы у педагогов.

И потом – откуда берется такое поведение учеников? Алкоголизм и наркотики – вот страшные пороки нашего общества. Вот это надо искоренять, иначе, кому воспитывать детей? С кого им брать пример? С депутатов, чьи дети за границей в элитных учебных заведениях?

Дом с дымохода не строят. Надо материальный уровень учителей повышать, создавать благоприятную атмосферу для труда, тогда и взаимное уважение в обществе появится. Если депутаты не знают, как это сделать, пусть пригласят экспертов, в том числе зарубежных, которые им расскажут, какие должны быть условия труда у педагогов.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

30.06.2014 09:53

Это очень хорошие поправки. Функции полицейского направлены на защиту общественного блага, а от благоденствия учителя зависит духовное здоровье нации. Действительно, сегодня есть вопиющие случаи грубого отношения к педагогам со стороны учеников, родителей, руководства: в СМИ просачивается далеко не все.

Учитель не очень высоко оплачиваемый работник, особенно в провинции. А там люди, зарабатывающие в частном бизнесе, могут относиться к педагогам свысока и требовать для своих чад поблажек, причем требовать в грубой форме.

Так что защитить учителя - это большое благо. Надо повышать престиж профессии. Во всех развитых странах школьные и вузовские педагоги – это уважаемые люди с хорошей зарплатой.

Кстати, в отношении педагогов строгие меры тоже приняли после одного печального случая, и теперь мы должны при устройстве на работу приносить справу об отсутствии судимости.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета

30.06.2014 09:53

Появление подобной инициативы, тем более на законодательном уровне, и уже, насколько я понимаю, оформленной в виде некоего законодательного проекта, к сожалению, показатель серьезного кризиса в нашем обществе.

Конечно, можно придумать ворох законов, причем отдельных законов, которые будут уберегать от оскорблений или иных поползновений на честь достоинство людей разных профессий. Сначала будем защищать учителей, потом можно начать защищать врачей, затем пожарных, ну а потом воспитателей детских садов, руководителей кружков в детских домах творчества и так далее. Невозможно придумать отдельные законы, которые бы защищали те или иные социальные либо профессиональные группы, если не соблюдаются уже существующие.

Вне зависимости от того, учитель ли человек, воспитатель, ну или, скажем, парикмахер, никто не имеет право покушаться на его честь и достоинство; физически, морально или нравственно унижать. Подобного рода законодательная инициатива говорит о том, что обычные, общегосударственные законы, которые защищают человека вне зависимости от его профессии, не работают.

Мы начинаем избирательно защищать некие группы людей, расписываясь в том, что обычного человека, не принадлежащего к какой-либо избранной законом группе общество, государство защитить не может. Это значит, что духовно-нравственная атмосфера в нашем обществе настолько низка, что нам приходится придумывать отдельные законодательные инициативы. Мы не способны сами соблюдать эти законы, а государство – обеспечивать их исполнение.

Это одна сторона проблемы. Но есть и другая: а на самом ли деле это так? Действительно ли степень духовно-нравственного падения нашего общества столь велика? Или же те, кто те или подобные инициативы предлагает, очень плохо думают о своих согражданах и готовы применять жесткие меры по отношению к людям, о которых они фактически ничего не знают? Насколько наши государственные деятели вообще имеют представление о состоянии нашего общества?

Подобного рода вещи нужно серьезно изучать, а подобные законы нельзя принимать без серьезного изучения состояния общества.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Ранее сообщалось, что руководство госкорпорации опасается ряда искусственно возводимых англичанами барьеров, включая многочисленные отказы в выдаче виз, затягивание оформления разрешений на ввоз экспонатов.

Елена Афанасьева

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член «ЛДПР»

Раз люди будут вынуждены сами копить на старость, так давайте разрешим им не платить налоги. Минфин не ищет сторонние источники пополнения казны. Зачем, когда есть народ, который можно "доить по полной"!

"21 мая мы с детьми отдыхали в Тверской области на берегу Волги. На нас напали отморозки из хулиганских побуждений. Возбуждено уголовное дело. В интересах следствия, не могу разглашать детали произошедшего. Инцидент не связан с моей политической деятельностью".

В хорошем произведении искусства художник, в широком смысле этого слова, воспитывает всем, начиная с пейзажа. Для этого нет необходимости прямо говорить: это — хорошо, а вот это — плохо, — отметил В.Р. Легойда. - И наоборот: нравственно безупречный текст может быть совершенно бездарным.