Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

http://susanin.udm.ru/news/2012/10/04/390653

России давно пора слезать с нефтяной иглы: Парламентарии о переориентации экономики

19.09.2014 17:27


Президент Владимир Путин провел заседание Госсовета, посвященное развитию экономики. По мнению главы государства, локомотивом экономического роста должен стать реальный сектор, а основным ресурсом - внутренний рынок, который необходимо заполнить качественными отечественными товарами.

Правительству и Центральному банку было поручено проработать вопросы снижения уровня процентных ставок для кредитования промышленных предприятий, чтобы обеспечить доступность кредитов и создать конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса.

Касаясь темы ответа на санкции, Путин подчеркнул, что Россия не стремится "наказать" Запад. "Мы, прежде всего, при принятии ответных мер защитных думаем о своих интересах, о задачах развития, о защите своих товаропроизводителей и своих рынков от недобросовестной конкуренции", - отметил президент.

Кроме того, Путин заявил о необходимости развивать инфраструктуру, максимально широко используя инструменты государственно-частного партнерства, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне.

"За предстоящие полтора-два года необходимо совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, сделать то, на что раньше потребовались бы, может быть, даже годы", - подытожил глава государства.

Комментируя для Business FM заявления на заседании Госсовета, профессор Высшей школы экономики Иван Родионов отметил, что пока правительство не относится всерьез к тому, что экономика находится в кризисе. "До сих пор не прозвучала мысль о том, что надо сокращать затраты в госкорпорациях, надо сокращать госаппарат на всех уровнях, надо экономить", - заметил эксперт.

Ориентация на внутренний рынок характерна, в частности, для Китая, однако Родионов сомневается, что эта задача выполнима в России. "Внутренний рынок достаточно сильный, у нас население достаточно богатое, но, тем не менее, мир глобален, и существенная часть нашего богатства обеспечена тем, что мы имеем возможность то, чем нас Бог наделил - скажем, ресурсы сырьевые - продавать. Если эти возможности ухудшатся, сможет ли внутренний рынок компенсировать этот недостаток? Не очевидно, потому что все равно пока внутренний рынок не очень богат. Цены у нас европейские, зарплаты в два-три раза ниже", - отметил эксперт.

Реально ли, на ваш взгляд, сделать опору на внутренний рынок основой развития экономики? Как вы относитесь к мнению о необходимости ввести режим экономии в госкорпорациях, госаппарате и сократить госаппарат? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

19.09.2014 17:44

Безусловно, очень интересным и своевременным оказалось минувшее заседание Госсовета.

Считаю, что ситуацию с антироссийскими санкциями нужно использовать не столько для ответного наказания западных стран, сколько для мобилизации возможностей внутри российской экономики. Еще относительно недавно проблемы, связанные с продовольственной, лекарственной, технологической безопасностью, казались нам какими-то виртуальными. А теперь вот мы столкнулись с ними лицом к лицу.

Ко всему, что было сказано на Госсовете, я хотел бы добавить, что серьезный упор нужно сделать и на развитие наших систем образования и науки. Именно благодаря высокоразвитой системе образования и мощному научному потенциалу в советское время нам удалось добиться таких достижений в области стратегических вооружений, которые обеспечили нам военный паритет наравне с другими ведущими мировыми державами. Лучшие разработки в стрелковом вооружении, баллистические, многоступенчатые ракеты и многое другое - все это относилось к числу достижений советской науки и инженерной мысли.

Конечно же, государство должно всесторонне помогать селянам. Мы могли бы обеспечить сельхозпродукцией всю страну, да еще и на экспорт останется. Ведь когда-то Россия была передовой державой по экспорту зерна! К сожалению, нас сегодня немножко расхолаживает то, что мы имеем немалые деньги от продажи природных ресурсов. В нынешней непростой ситуации это уже не должно выступать каким-то особо успокаивающим фактором.

Я также считаю, что среди критериев оценки работы российских губернаторов должен появиться такой важный показатель как уровень импортозамещения. Регионам не помешает периодически отчитываться в том, сколько отечественных товаров там производится взамен ранее завозимой к нам импортной продукции.

Абсолютно согласен с необходимостью строгой экономии средств на нужды госкорпораций и с предложениями о сокращении госаппарата – не только на федеральном, но на региональном, муниципальном уровнях. Не секрет, что в России нередко один чиновник создает работу двум-трем другим. К примеру, мне хорошо известно, как страдают от забюрократизированности нашей системы образования учителя, сколько им приходится составлять всякой ненужной отчетности. Некоторые преподаватели даже саркастически шутят, что главная их работа – заполнять формуляры, а ученики им в этом мешают.

Такое ощущение, что нам нужно сократить сегодня ряд министерств и при этом создать специальное ведомство, которое занималось бы повышением эффективности, оптимизацией деятельности госаппарата на всех его уровнях.

Вячеслав Лысаков

Создатель и руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат ГД РФ VI-VII созывов

19.09.2014 17:43

Необходимость изменять шкалу ценностей в нашей экономике абсолютна очевидна. С пресловутой нефтяной иглы слезать надо было давно. А теперь и в связи с напряженной международной обстановкой мы просто обязаны исходить из интересов национальной безопасности и всеми мерами укреплять внутренний рынок, поддерживая свое сельское хозяйство, промышленность, банковский сектор.

Потенциал у нас огромный, и на его фоне завозить картошку из Новой Зеландии, а яблоки пусть даже из соседней Польши – абсолютный нонсенс. Поэтому нам нужно активно восстанавливать сельское хозяйство, промышленность, создавая максимально возможные преференции отечественным производителям. Но при этом, конечно, нельзя перегибать палку: стоит учитывать, что есть виды товаров, которые в России не производятся или которые в ближайшее время мы не сможем производить в достаточном количестве. Нельзя зачищать потребительский рынок до стерильности, но все те сферы, где мы способны производить или перерабатывать продукцию своими собственными силами, необходимо развивать.

Проводить сокращение госаппарата нужно, но тоже с умом. К примеру, в Думе сравнительно недавно решено было сократить по одному человеку в аппаратах всех комитетов. Но практика показывает, что одни комитеты с начала сессии рассмотрели всего лишь 10-15 законопроектов, а другие, подобные нашему – порядка 400. Поэтому, когда встает вопрос о сокращении штатов, нужно в первую очередь смотреть на эффективность работы той или иной структуры, а не делать все механически. Решения здесь должны приниматься сугубо рациональные, чтобы «не выплеснуть с водой ребенка».

Что же касается госкорпораций и компаний с госучастием, то их аппетиты действительно нужно уменьшить. И расходы на внутренние нужды, и зарплаты, и различные премии и бонусы нужно привести там в соответствие с нормами здравого смысла и элементарной морали, приличия.

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

19.09.2014 17:42

Надо решать и проблему развития внутреннего рынка, и проблему оптимизации расходов на содержание госкорпораций и госаппарата. Эти вопросы не взаимоисключающие.

Процесс развития внутреннего рынка – это процесс инерционный, поэтапный. Для этого должны быть внесены серьезные изменения в законодательство, пересмотрены вопросы, связанные с организационной практикой. Естественно, тренд на расширение возможностей внутреннего рынка должен быть задан, но одномоментно, резко повысить уровень развития внутреннего рынка достаточно проблематично.

Бюджетные нагрузки в области госаппарата, госкорпораций снижать, конечно, надо. Но в таких вопросах меня всегда смущает момент наличия кампанейщины. Направление взято правильное, но как бы такое сжатие не случилось в ущерб качеству функционирования госаппарата, чтобы не была нарушена его управляемость.

Алексей Александров

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Доктор юридических наук. Член ЕР

19.09.2014 17:40

Начать опираться на внутренний рынок надо было начать лет 20 назад. Мне, например, всегда было странно, что это не делается. Ну, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Что касается экономии на госкорпорациях и госаппарате, делать это нужно, но не по мелочам – экономия должна быть на сверхрасходах. В госкорпорациях это запредельные, в десятки миллионов долларов зарплаты у руководящего состава, что не только небережливо, но и раздражает население. В госаппарате – это сверхдорогие машины, дачи.

А то в начале года закрыли в аэропортах «депутатские залы», но это пустяк для государства, такое делать несерьезно. Это все равно что отказываться от галош во время дождя, чтобы сэкономить на этих самых галошах.

А вот на численность госаппарата, на его структуры посмотреть надо. Есть параллельные, что и затратно, и мешает качественно делать дело.

Виктор Косоуров

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (Новосибирская обл), член ЕР

19.09.2014 17:40

Сроки, поставленные президентом для подъема реального сектора экономики, считаю исполнимыми. Мы же не с «нуля» будем внутренний рынок поднимать. По целому ряду позиций у нас совсем неплохие показатели. Есть отрасли, которые закрывают и 70, и 80, и 100% внутренних потребностей.

Взять то же сельское хозяйство. Сегодня наши аграрии имеют хорошие возможности для развертывания своего производства. У нас мощное птицеводство, а вот с крупным рогатым скотом, правда, сложнее.

Сложности есть и в промышленном производстве: основательно подрублено сельхозмашиностроение, не так все просто с теми видами производства, которые основаны на электронике, на высокотехнической базе. Но и в этих направлениях есть «искорки», и чтобы они превратились в «костер», государство должно усилить свою стимулирующую роль.

Но надеяться только на государство нельзя. Мы все должны работать, засучив рукава, в том числе в плане сельского хозяйства. Не одной же Белгородской области за всех отдуваться!

А потенциальным критикам всех инициатив, исходящих от власти, я хотел бы посоветовать не только критиковать, но и предлагать что-то свое.

Виктор Звагельский

Заместитель Председателя партии "Партия Роста", депутат Госдумы 6 созыва, фракция «ЕР»

19.09.2014 17:39

В любом случае, экономика нас подталкивает к тому, чтобы делать серьезный упор на внутренний рынок.

После того, как Россия вступила в ВТО, уровень нашей промышленной безопасности, который и так оставлял желать лучшего, снизился еще больше. Это плохой знак. Поэтому сегодня мы должны развивать внутренний рынок, обеспечивая себя продуктами питания и другими первоочередными товарами.

Кроме того, нужно существенно менять ситуацию с основным источником бюджетных доходов – нефтегазовым сектором. Он тоже должен развиваться за счет наших собственных ресурсов, а не иностранных технологий. Именно потому на этот сектор сегодня и хотят обрушить наиболее чувствительный удар санкций, что он стал очень зависим от западных технологий.

Не менее важны вопросы бюджетного финансирования сельского хозяйства, легкой и средней промышленности, где мы в состоянии делать все сами. Правда, здесь возникнут определенные проблемы, связанные с поиском дополнительных средств из федерального бюджета. Поэтому, наверное, логично встанет и вопрос о возможности предоставления большей финансовой свободы российским регионам. Большая зависимость региональных бюджетов от федерального не позволяет им эффективно заниматься развитием своей экономики, решать вопросы привлечения инвестиций и т.д.

В том же, что связано с расходами наших госкорпораций и численностью госаппарата, я не вижу существенной проблемы с точки зрения бюджета и всей экономики. Считаю, что наши госкорпорации прагматично подходят к вопросам расходования средств и не держат лишних сотрудников. Я также не думаю, что у нас очень сильно раздут государственный аппарат. А вот то, что нам будет очень не хватать специалистов, если мы займемся каким-либо масштабным его сокращением – это факт. Квалифицированные чиновники у нас и так наперечет, поэтому я не очень поддерживаю идею с сокращением госаппарата.

Алексей Чернышев

Зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (2010-2014). Член ЕР

19.09.2014 17:38

Упор на развитие нашего внутреннего рынка надо было сделать давным-давно. Российский внутренний рынок, без сомнения, может обеспечить работу предприятий всех направлений промышленности, чтобы полностью удовлетворить потребности нашей страны в товарах. Пример для нас – это Китай. Во время экономического кризиса 2008-2009 годов почти во всех государствах был спад в экономике, зато в Китае не только не было сокращения продукции, а наоборот, шел ее рост, так как Китай ориентируется на свой внутренний рынок.

У нас тоже есть для этого все возможности, правда, надо постараться начать выпускать качественные, конкурентоспособные товары. Те же платья, костюмы – раньше же мы это делали на хороших отечественных швейных фабриках. И продовольствием себя можем полностью обеспечить.

Короче говоря, переходный период в экономике затянулся, пора наконец-то брать быка за рога.

Согласен я и с необходимостью всерьез заняться сокращением затрат на госкорпорации и госаппарат. У нас много ведомств, полномочия которых дублируют друг друга. Можно, кстати, считать, что по этому пути мы уже пошли: на прошлой неделе было упразднено одно министерство и два ведомства – Минрегионразвития, "Рособоронзаказ" и "Рособоронпоставка".

Надо сокращать и количество чиновников – в России их сейчас больше, чем было во всем Советском Союзе.

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

19.09.2014 17:37

Начну сразу со второго вопроса. Сокращение государственного аппарата и расходов госкорпораций – дело полезное. Но по отношению к вопросам, которые затрагивал вчера на Госсовете президент, оно менее важное. Кстати, очень любят акцентировать внимание на данном вопросе представители «пятой колонны» - именно для того, чтобы отвлечь внимание от главных направлений, на которые указывает президент.

То, о чем говорил вчера глава государства, касалось вопроса об изменении принципов экономического устройства страны. Ведь что такое низкие процентные ставки? Это означает, что российский рубль будет работать на российскую экономику, а не направляться на покупку долларов на бирже, тем самым фактически поддерживая экономики США и Евросоюза. Это уже вопрос политики: президент ставит задачу через низкие процентные ставки направить рубль в экономику страны.

Желательно, чтобы Центробанк установил нулевую ставку, отменил «Базель-3» и прочие нормы регулирования, не позволяющие нашим банкам расходовать деньги внутри Российской Федерации. Подобным запретом ЦБ фактически выполняет инструкции Обамы, который требует заморозить, ослабить российскую экономику.

Принципиальная задача, которую вчера поставил Путин – это задача национализации рубля и всей российской экономики. Ее реализация позволит нам обеспечить гигантский экономический рост: по нашим расчетам, индустриализация может составить до 20% в год. Другой вопрос, будет ли у нас реализовано все то, о чем говорил президент. Уверен, что это невозможно сделать в условиях верховенства «пятой колонны», чьи представители, как в Центробанке, так и в правительстве, выполняют не указы российского президента, а указания Вашингтона.

Чтобы добиться поставленной задачи, необходимо зачистить от «пятой колонны» Центробанк, ключевые министерства и ведомства, а также российские СМИ. А для этого президенту потребуется совершить мощные революционные изменения внутри страны. Главное из них - отказ от тех положений Конституции, на основе которых была сформирована система внешнего управления российским государством.

Василий Иконников

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Орловская область). Депутат Госдумы (2011-2016). Член КПРФ

19.09.2014 17:35

Президент абсолютно правильно расставил приоритеты дальнейшего развития нашей экономики. Теперь задача в том, чтобы эти приоритеты или установки исполняло правительство во главе с премьер-министром – это уже их компетенция.

Мы действительно должны делать опору на свои внутренние ресурсы – экономические, природные, интеллектуальные и т.д. Вместе с тем, Россия – страна с открытой экономикой, поэтому и внешние рынки должны быть нам доступны.

Насколько реально реализовать все те задачи, которые сформулировал вчера президент? Здесь я бы хотел обратиться к выступлению Геннадия Андреевича Зюганова на открытии осенней сессии Госдумы. Он, в частности, говорил о необходимости национализации топливно-энергетических ресурсов и крупных предприятий в этой области. Вкупе с усилением в целом роли государства в экономике это и могло бы стать залогом реализации президентских установок. Ни для кого не секрет, что мир сегодня пахнет порохом, и я не исключаю, что в правительстве уже прорабатываются вопросы мобилизационной экономики. А роль государства в такой экономике первична.

Безусловно, задачи, стоящие сегодня перед российской экономикой, диктуют и необходимость экономии бюджетных средств, в том числе и за счет сокращения госаппарата. Что же касается расходов госкорпораций, то к этому вопросу нужно подходить с особым вниманием. Если эти расходы связаны с наращиванием мощностей, переоснащением, модернизацией производств, то это можно только приветствовать. Если же они идут на шикарные презентации, создание положительного имиджа, приглашение на корпоративы западных «звезд» и т.д., то с подобной практикой нужно детально разбираться и искоренять ее.

Андрей Зверев

Член Общественной палаты РФ, член Правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России»

19.09.2014 17:34

Речь о необходимости сокращения госаппарата идет уже давно и вроде даже что-то делается в этом направлении, но он почему-то не сокращается. Наоборот, количество чиновников растет и растет - их уже на порядок больше, чем в Советском Союзе.

Запустить режим экономии госкорпораций тоже правильно. Вопрос, правда, в том, что означает такой режим. Экономии на инвестиционных программах быть не должно: без них остановится развитие экономики. А вот экономить на непроизводственных затратах надо – прежде всего, это спонсорство, реклама. Про тот же «Газпром» мы и так знаем, что он национальное достояние. Зачем нужна столь широкая затратная рекламная кампания? Или зачем «Газпрому» понадобилось становиться спонсором немецкой футбольной команды «Шальке 04»? Ее игроки бегают в форме, на которой написано «Газпром». По-моему, такая реклама не очень хорошо смотрится.

Но главное, чтобы сокращение велось без перегибов. Высококвалифицированным кадрам все равно надо платить адекватные деньги, иначе они уйдут в частный бизнес, и тогда госкорпорации начнут проседать в силу непрофессионализма оставшихся сотрудников. Экономия экономии рознь.

Что касается темы сделать внутренний рынок опорой развития экономики, то это возможно, если под внутренним рынком подразумевается рынок Таможенного союза. Хотя макроэкономические показатели говорят, что рынок полноценно начинает развиваться при населении в 250 миллионов человек. В Таможенном Союзе столько людей нет, соответственно, его надо расширять, привлекая еще страны. Здесь подошел бы больше Евразийский Экономический Союз.

Опираться же на один российский внутренний рынок нереально: людей, что называется, маловато.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."