Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

mkrf.ru

Школьников надо воспитывать на советских фильмах: Парламентарии об уроках киноклассики

13.10.2014 17:21


Первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб предложил включить в школьную программу обязательный просмотр лучших советских и российских фильмов.

«У нас все равно в 9-10 утра в кинотеатрах нет народа. Можно просто посоветоваться с Минкультуры, собственниками кинотеатров и открыть бесплатный доступ для школ в это время. Пусть ребята посмотрят классику, а-то у нас даже взрослые не все смотрели фильмы "Офицеры", "Они сражались за родину", "Война и мир", не знают комедий, не идентифицируют крылатые фразы. О каком патриотизме может идти речь, если даже "Бриллиантовой руки" не видели и не знают, кто такой Анатолий Папанов, например?», - отмечает эксперт.

«В любом случае, даже если не получится сделать для школ специальные просмотры в кинозалах, надо хотя бы по телевизору в обычном классе эти фильмы показывать», — уверен Владислав Гриб.

Напомним, преподавать в 6-7 классах детям курс «100 лучших фильмов» предлагал в 2012 году Никита Михалков. Это предложение, хотя и с некоторыми оговорками, поддержал председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Он особо оговорил, что «нововведение не должно сократить часы общеобязательных предметов — в первую очередь русский язык и математику — на которые, по словам родителей, и так оставлено мало времени», и добавил, что, может быть, лучше сделать этот курс факультативным или дисциплиной по выбору.

См. также:
Школьники и советское кино: Мнения священнослужителей

Кинематограф в школе: Мнения священнослужителей

Как вы относитесь к этой идее? Какие фильмы детям, на ваш взгляд, непременно надо посмотреть? Нужно ли это взваливать на школу – или это должно быть заботой семьи и центральных телеканалов? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Александр Тарнавский

Бывший первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам (6-й созыв)

13.10.2014 17:33

Однозначно поддерживаю данную инициативу – двумя руками «за».

Я не знаю людей, у которых вызывали ли бы негативные эмоции такие киношедевры как «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Весна на Заречной улице» и т.д. Я сам периодически с удовольствием пересматриваю эти и многие другие картины нашей отечественной киноклассики, всегда заряжаясь от них позитивным настроем. На душе сразу становится светлее после их просмотра.

Считаю, что знакомство с лучшими отечественными фильмами должно войти в обязательную часть школьной программы. К сожалению, для нынешнего подрастающего поколения кино – это зачастую всякие «ужастики», фильмы о маньяках, вампирах и т.д. Было бы здорово, если бы наша молодежь начала воспитываться на классике нашего кинематографа, несущей в себе идеи добра, справедливости, любви к ближнему, к Родине, дружбы между народами. Я не согласен с теми, кто видит в этой идее некое принуждение, навязывание молодежи каких-то культурных и эстетических принципов. Думаю, сама молодежь будет с большим интересом смотреть наши лучшие фильмы. Главное, что эти картины способны воспитывать людей на основе духовных ценностей и морально-нравственных принципов. Как это ни парадоксально звучит, но советские фильмы, снимавшиеся в «стране победившего атеизма», заложенными в них идеями учат нас главным христианским заповедям и ценностям.

На мой взгляд, было бы правильным включить в программу обязательного просмотра для школьников и лучшие картины зарубежного кинематографа – из числа тех, что тоже проникнуты глубоким духовным и нравственным смыслом.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

13.10.2014 17:32

Начну с того, что недавно в Омске первокурсники на историческом факультете смотрели советский классический фильм «Доживем до понедельника». Так вот, говорили, что некоторые растрогались до слез.

Сама идея о том, что нашим школьникам и студентам необходимо смотреть советскую киноклассику, абсолютно правильная, и я поддерживаю ее двумя руками. Другой вопрос, как ее реализовать. Не уверен, что сделать это можно через организацию походов в кинотеатры, поскольку у ребят довольно жесткое расписание занятий. А вот смотреть фильмы в школах, - в классах ли, в школьных актовых залах, - было бы абсолютно правильным. При всех недостатках современных образовательных стандартов у нас все-таки предусмотрено некоторое количество оплачиваемых государством часов на то, что раньше называлось внеклассными уроками. Было бы вполне справедливо, если бы в рамках таких уроков мы показывали учащимся лучшие отечественные фильмы.

Что это могут быть за фильмы? Думаю, прежде всего нужно вести речь о фильмах Ролана Быкова, об экранизациях произведений русской и зарубежной классики, безусловно – о фильмах о Великой Отечественной войне. Нужно показывать и картины о космосе, такие как «Укрощение огня», об ученых - как «Девять дней одного года».

Список кинолент, естественно, должен быть построен с учетом возрастных особенностей школьников. Для младших классов можно предусмотреть и показ великолепных советских мультфильмов. В отличие от большинства зарубежных мультиков они сняты с явным соблюдением принципа Белинского: «Для детей нужно писать как для взрослых, только лучше».

Хочу также обратить внимание, что далеко не все из советского кинематографа находится сегодня в свободном доступе. Именно поэтому мы внесли недавно законопроект, не допускающий присвоения каким-либо лицом исключительных прав на кино и музыку советского периода, которые являются общенародным культурным наследием.

Михаил Николаев

Член комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция «ЕР»

13.10.2014 17:28

Очень хорошая инициатива.

Как вы знаете, в свое время Владимир Путин предложил составить список из 100 книг, которые были бы обязательными для прочтения российскими школьниками. Бывая в разных школах нашей республики, я всегда интересуюсь, читают ли учащиеся книги из этого списка. И я вижу, что эта идея везде находит большую поддержку. Так почему бы нам не развить эту идею и не составить перечень лучших отечественных фильмов, которые должны смотреть школьники? Тем более, что чтение книг и просмотр фильмов легко увязать между собой. Скажем, сегодня школьники читают роман «Как закалялась сталь», а завтра они посмотрят замечательный советский фильм, снятый по этому произведению. Нужно ли делать просмотр фильмов обязательным элементом школьной программы – это уже должно решаться в ходе дискуссии среди педагогической общественности и родителей. Но в любом случае, если в обществе эта идея найдет широкую поддержку, Министерство культуры и Минобразования обязательно должны за нее взяться.

Есть еще одно очень мощное орудие в просвещении и развитии подрастающей личности, которое у нас пока используется довольно слабо – это музыка. Всем хорошо известно ее влияние на развитие мыслительных способностей детей, их культурное и эмоциональное развитие. К примеру, у нас в Саха Якутии мы разработали и внедрили с прошлого года в образовательный процесс проект «Музыка для всех». Он рассчитан не только на школьников, но и на воспитанников старших групп детских садов. Мероприятия и программы, которые проводятся в рамках этого проекта, хорошо воспринимаются и родителями, и учителями. Единственная проблема заключается в нехватке преподавательских кадров. Для ее решения в университете республики было создано специальное отделение по подготовке высококвалифицированных преподавателей музыкальных предметов. Думаю, проект «Музыка для всех» заслуживает того, чтобы распространить его опыт на всю Россию.

Валерий Сударенков

Сенатор от Калужской области (2000-2015). Губернатор Калужской области (1996-2000)

13.10.2014 17:26

Идея в принципе хорошая, но она не нова. Еще в мою бытность учащегося Железнодорожного техникума для учеников профтехучилищ существовала программа по просмотру документальных фильмов. Нам она очень нравилась даже несмотря на то, что в кино мы ходили после занятий. Я очень хорошо помню, что отказов, пропусков со стороны моих сокурсников не было, если только по болезни.

Сейчас в отдельных образовательных учреждениях уже реализуются модели по просмотру различных фильмов в самих школах, есть практика прослушивания серьезной музыки, в частности, программа «Филармония», также имеются курсы по ознакомлению с музейными экспонатами.

Естественно, такого рода проекты, если только они не для профильных классов, должны носить факультативный характер, поскольку учебная сетка под завязку заполнена основными предметами, да и просмотра, прослушивания по принуждению быть не должно – так ничего не запоминается. Современные молодые люди должны быть свободны в своем восприятии. Но и родители не имеют права быть безучастными – они должны направлять детей, объяснять необходимость таких курсов. Неплохо было бы вовлекать и деятелей культуры, искусства в этот процесс, чтобы артисты, режиссеры, сценаристы своими рассказами предваряли бы просмотр кинофильмов.

Что касается конкретных фильмов, то для начала я бы отталкивался от среды, для которой они предназначены: городской, сельской, этнической. К примеру, в Калужской области я показал бы «Человек с планеты Земля» о Циолковском, который жил и работал в Калуге, «Белый Бим Черное ухо», «Ворошиловский стрелок», съемки которых проходили в Калуге.

Валентина Петренко

Член Комитета СФ по социальной политике (Республика Хакасия). Председатель общероссийского движения «Матери России»

13.10.2014 17:25

В принципе я не против этой идеи. Ее можно использовать, как один из дополнительных образовательных элементов. Среди фильмов, обязательных к просмотру, я назвала бы «Офицеры», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Война и мир», «Тихий Дон», «Целина», «Судьба человека», «Ася», картины по произведениям Чехова, «Чкалов», «Звезда пленительного счастья», «Щит и меч», «Любовь земная», «Семнадцать мгновений весны», «Россия молодая», «Петр I», «Александр Невский», последний фильм Михалкова «Солнечный удар» т.д. Все эти фильмы пойдут в копилку души человеческой. Ведь современное информационное поле позволяет все знать, но душу- то оно не формирует!

При подаче исторического материала неплохо было бы использовать документальные фильмы. Кстати, в мою бытность преподавателем биологии и химии на своих уроках я часто показывала детям отрывки из научно-популярных фильмов.

Вообще, на мой взгляд, самый лучший вариант, - это когда дети сами участвуют в постановках тех или иных произведений, тем, которые они прошли. Так идет процесс визуального запоминания. В противном случае ребята не участники, а лишь потребители, что не позволяет проснуться в них интересу к предметам. А должна быть сопричастность ребенка к происходящему.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."