Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Запрет - штука опасная: Мнения священнослужителей

27.10.2014 07:29


Часть журналистов любит пугать публику превращением России в «православный Иран», где запретят все подряд, а к благонравию и благочинию будут принуждать силой. Едва ли не главным пугалом в таких случаях выставляют Церковь, якобы только и думающую, что бы такого еще запретить.

На самом деле призывы что-нибудь запретить звучат в нашей стране (в том числе и из-за церковной ограды) нередко, - но остаются, как правило, без последствий. В последние дни СМИ сообщали, что член Общественной палаты Георгий Федоров попросил министра культуры Владимира Мединского «дать рекомендацию развлекательным заведениям воздержаться от празднования Хэллоуина»; Рамзан Кадыров высказал мечту отключить интернет, чтобы на молодежь не влияли проповедники исламского радикализма, а его неожиданно поддержал протоиерей Димитрий Смирнов, который сказал, что, будь его воля, он бы запретил лицам до 21 года доступ к компьютерным играм и интернету.

«Какие запреты, на ваш взгляд, разумны и действенны, а какие нет?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ткаченко

директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

27.10.2014 10:59

Если доступ к информации перекрыт, русский человек будет скачивать ее хоть через чайник, но до «запретного плода» доберется. Неужели история ничему не учит и мы уже забыли «самиздат» и «тамиздат»? Или у о. Дмитрия Смирнова дома нет Библии на «папиросной» бумаге, которую по известным причинам тайком везли через границу (такое издание было почти каждой семье)?

Я убежден: вместо запретов обществу нужно показывать верное направление. Люди и так растеряны, на них обрушивается поток информации, при этом им еще и указывают именно на то, чем интересоваться не стоит, привлекая внимание к теневым сторонам жизни.

Нужно показывать, как искать в интернете хорошую, нужную информацию, как заниматься в сети самообразованием; наконец, нужно рассказывать родителям, как общаться с подростками, чтобы они не проводили в этом самом интернете все свободное время!

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

27.10.2014 10:57

У России свой путь. А чтобы найти его, мы должны сами себе ответить на вопрос, «что такое хорошо и что такое плохо». Это и будет ответом нашего народа, общества, государства всему миру.

А пока у нас нет еще соответствующей идеологии (может быть, для нее просто не пришло время), нужно спокойнее относиться к различным инициативам и предложениям. Некоторые из них, на первый взгляд, не идут вразрез с православием, но в действительности не имеют с ним ничего общего.

Мы сейчас проходим этап творческого рождения новой русской идеи в XXI веке. И можно только посоветовать людям, от которых зависит принятие значимых решений, руководствоваться принципом, давно сформулированным Серафимом Саровским - в любом деле выбирать золотую середину.

Протоиерей Сергий Баранов

секретарь Орской епархии

27.10.2014 10:39

Очень хорошо сказал в свое время отец Андрей Кураев: «демократия заканчивается там, где начинается лицо оппонента».

По большому счету, Господь нам не то чтобы что-то запрещает, он предупреждает: не делайте так, иначе будет плохо. Плохо конкретному человеку, семье, обществу. Есть черта, которую не следует переступать, иначе начнутся проблемы. И это мораль не ради морали, а ради нашего сохранения: отдельно взятой личности, семьи, общества… Аморальное общество не жизнеспособно, и в связи с этим некоторые запреты не только допустимы, но и рекомендованы.

Я бы в первую очередь запретил пропаганду разврата в СМИ и всяческие антигосударственные вещи – это касается моей семьи, моего государства, в котором станет небезопасно жить.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

27.10.2014 10:38

Православие – не религия запретов, это религия счастья. Но, чтобы человек стал счастливым, он должен понимать элементарные вещи. Никто в здравом уме не будет засовывать пальцы в розетку, есть что-нибудь ядовитое, пить грязную воду.

Мы постоянно что-то потребляем также в духовном и культурном смыслах: читаем какие-то книги, смотрим фильмы… Многие дети имеют свободный доступ к компьютерным играм. А некоторые слишком увлеклись ими, и теряют интерес ко всему остальному: к учебе, друзьям и т.д. Существует и статистика суицидов в результате увлечения компьютерными играми, в основе которых агрессия и жестокость. Священникам приходится сталкиваться с такими случаями, поэтому озабоченность протоиерея Димитрия Смирнова понятна.

Я часто задумываюсь, что же такое заповеди? - А это, по сути, рецепты счастья. Хочешь быть счастливым - не воруй, не лги, на завидуй. Частица «не» на самом деле не запретительная, а оградительная. Если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, от каких-то вещей, которые нам вредны, нужно отказаться.

А что вредно, должны, по всей видимости, определять эксперты. Я считаю, настала пора создания экспертных советов, куда бы вошли и ученые, и религиозные деятели, чтобы вместе решать - что в нашей культуре хорошо, полезно, а что наоборот.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

27.10.2014 10:35

Вообще говоря, область нравственности исключает принуждение, потому что это область свободы. Но в 1990-е и 2000-е годы наша молодежь стала объектом массированной атаки определенных сил, которые стремились разрушить в нашей стране нравственные устои, внедрить чуждые и враждебные нашей традиции, нашей культуре нормы. Эти стандарты безнравственности нам насаждали очень активно и жестко.

Сейчас общество осознало: без сохранения нравственных устоев его будущее весьма сомнительно. Если и дальше идти по пути вседозволенности, впереди нас ждет погибель. Поэтому и началась обратная реакция - возвращение к нравственным устоям. Может быть, иногда она выражается в более жесткой форме, чем необходимо.

Откуда такие требования – запретить компьютерные игры, доступ в интернет? – Да люди устали от вседозволенности, поэтому всей душой стремятся к хранительным началам. Стало очевидно, что регулирование информационного потока в молодежной среде необходимо, но насколько, покажет сама жизнь. Я надеюсь, это прояснится уже в ближайшее время.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

27.10.2014 09:25

Ни один родитель никогда не будет кормить своего ребенка всем, что тот только пожелает - он выберет полезные продукты. То же самое касается нашей психики, нашего сознания. Мы должны и обязаны контролировать, чем занимаются наши дети. Если это не делают родители, этим нужно заниматься обществу.

Государство должно помочь родителям вырастить хороших граждан, а для этого необходимы соответствующее воспитание и образование. Если какие-то интернет-ресурсы, фильмы, пропагандирующие радикализм, фанатизм, жестокость и т.д., приводят к деградации личности наших детей (а порой и взрослых), это необходимо запрещать. Ребенок, подросток, еще не знает, что хорошо, а что плохо. Ему предлагают суррогат, и он выбирает его, потому что это проще. Быть подлецом легче же, чем порядочным человеком.

Но сами по себе запреты бесплодны. Детей нужно приучать читать и думать – тогда, избавившись от родительской опеки, они не потянутся к запретным плодам.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

27.10.2014 09:24

На мой взгляд, относиться к запретам нужно очень осторожно, реально оценивая, получится ли что-либо из этой затеи. К примеру, у нас по решению суда блокированы некоторые ресурсы кавказских террористов, сайты известных оппозиционеров, но при этом любой грамотный человек спокойно может зайти на эти ресурсы, выставив некоторые настройки в своем браузере. Формально они запрещены – реально их смотрят все, кому надо.

Решение проблемы может включать запрет чего-либо, но не может начинаться с него. Начинать нужно с альтернативы. Если Георгий Федоров предлагает запретить Хэллоуин, значит, он должен предложить взамен что-то другое, более увлекательное и интересное. Запретив Хэллоуин в школе, мы не сможем запретить отмечать его в частных кафе, ресторанах, парках, ночных клубах, в интернете…

Я недавно вернулся из месячной командировки в Ирландию. Там в свое время, Католическая Церковь наступила на те же грабли. Они жестко боролись с Хэллоуином административными мерами, не предлагая альтернативы. В итоге они не просто проиграли битву за умы, но этот «праздник» прочно вошел в жизнь даже католических школ.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

27.10.2014 09:05

Когда я слышу, что, мол, «Церковь нам скоро все запретит», я просто не понимаю, о чем речь. Церковь имеет только свою внутреннюю дисциплину. Она может на какое-то время отлучить человека от Причастия, и только.

Но Церковь не может не призывать общество к благоразумию и здоровой жизни (духовно здоровой в первую очередь). Поэтому из церковной среди могут звучать призывы, например, к запрету на убийство маленьких, не рожденных пока на свет, но уже живущих уже в материнской утробе детей. Точно так же Церковь называет и будет называть блуд и извращения их собственными именами – а не «свободой», «любовью» или за что их там еще выдают. Но Церковь может только призывать: никакой власти в обществе, кроме морального авторитета, у неё нет.

Запрещать нужно то, что может нанести вред духовному и телесному здоровью - в первую очередь детскому. А что это, знает каждый нормальный человек.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

27.10.2014 08:44

Для детей и молодежи опасны порнография, разврат, наркомания, наплевательское отношение к близким, отсутствие взаимной поддержки между людьми. Но с этим нужно бороться не запретами, а делать общество более корпоративным, - таким, где все поддерживают единые добрые цели; где школа, семья и Церковь выступают единым фронтом, чтобы между ними было взаимопонимание в вопросах нравственности и безопасности подрастающего поколения. С этим у нас плохо.

Надо наполнять внутреннее духовное пространство нашей страны. Обществу нужны общепринятые императивы и цели, которые нет надобности обосновывать каждый раз, поскольку никто их всерьез и не отвергает.

Да, некоторые боятся, что Церковь влезет в их жизнь и всех заставит что-то делать, - но у Церкви нет такой цели. Люди церковные - такие же, как и все, и, как и все, хотят, чтобы в обществе были положительные интересы.

В свое время коммунистическая партия боролась с рок-н-роллом, битломанией и прочим подобным. Я был тогда молод, и мне казалось, что компартия ничего не понимает. Борьба с Хэллоуином грозит обернуться такой же жалкой попыткой бороться с модой.

Не только церковным людям отвратителен Хэллоуин, есть люди вполне светские, которым этот праздник не нравится. Он вроде и пародийный, но играем-то мы с силами зла, с дьявольщиной. И заметно, что даже у серьезных воспитанных людей есть подсознательный интерес к этой дьявольщине. В какой-то момент это начинает щекотать им нервы. Запреты тут не помогут. Нужен серьезный диалог в интеллигентном обществе. Колотить кулаком по столу и вопить «не пущать!» бесполезно. Даже если государство имеет свои симпатии в этом споре, оно не должно навязывать свое мнение. Пусть лучше предоставит некоторой точке зрения фору - например, лучшее время по телевизору для выступления на эту тему. Только ненавязчиво, тихо, скромно и без пафоса.

Это СМИ выгодно представить нас зомби и дебилами, а на самом деле общество у нас вполне здоровое и чутко реагирует, когда его пытаются перегнуть через коленку и заставить что-то делать. И это свободное общество должно провести над собой внутреннюю работу - без этого никак.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

27.10.2014 08:38

Тех, кто талдычит о «православном Иране» и тому подобном, не надо слушать. Либо это бред сивой кобылы, либо давно ведущаяся антицерковная пропаганда. Такой журналист отрабатывает свои тридцать сребреников за возбуждение антицерковных настроений.

В информационно-культурной войне, которая сейчас резко обострилась, в разных уголках нашего государства возникают законодательные и административные требования и предложения - от оформленных проектов до абстрактных идей, как у Рамзана Кадырова и о. Димитрия Смирнова. Любому же понятно, что запретить доступ в интернет и к компьютерным играм до достижения 21 года просто не получилось бы ни у кого: нет никаких ни административных, ни законодательных возможностей такой запрет обеспечить. Но понятно, почему возникают такие идеи – это естественная реакция на разгоревшуюся войну.

Россия остается государством правовым, свободным, управляемым законами. Любой может призывать к чему угодно, а дальнейшая судьба этих призывов – дело законодателей, исполнительной власти, судей. Взаимодействие этих ветвей власти и приводит к тому, что меняется что-то в нашей жизни.

Еще лет 15 назад пропаганда безнравственности и бескультурья лилась отовсюду с рекламных плакатов и по ТВ, - сегодня этого гораздо меньше. И очень хорошо, значит, общество меняется. И дальше так будет с Божьей помощью.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

27.10.2014 08:26

Слухи, что традиционные религиозные общины как-то влияют на запретительные инициативы в нашей стране, совершенно недостоверны. Наоборот, мы сами подпадаем под вводимые запреты: некоторые наши религиозные атрибуты запрещают. К сожалению, такое все чаще происходит в последние годы.

Конечно, это все мотивируется тем, что идет колоссальное вторжение деструктивных идей извне, а наше государство на это реагирует сумбурно и иногда необъективно – то запрещают некоторые издания по исламу, то головные уборы. Мы все чаще просим власти принять адекватные нормативные акты на эту тему, учтя мнение традиционного духовенства.

Запретительные меры всегда обоюдоостры, а запретный плод всегда сладок. Разлагающему влиянию на сознание молодежи и вообще наших граждан нужно противопоставить не одни только запреты: нужно предлагать альтернативу.

Конечно, иногда надо и власть употребить: скажем, некоторые СМИ разжигают ненависть или показывают превосходство одной идеи, нации или религии над другими. Это неприемлемо для многонационального народа России. Обоснованы и запреты тех видов продуктов питания и напитков, которые угрожают здоровью нации - алкоголя, так называемых «энергетиков» и всего того, что десятилетиями беспрепятственно попадало в нашу страну и стало уже привычным.

А либералам нечего опасаться: религия никаких запретов власти не диктует; онастоит на страже нравственных устоев нашего общества, это гарант и опора для нравственного возрождения и сохранения российской идентичности. Общество и государство это понимают. Именно в этом ключе мы взаимодействуем с органами власти и гражданским обществом, и это сотрудничество плодотворно.

Думаю, Хэллоуин и интернет запрещать бессмысленно. Хэллоуин - это не наша традиция. Лучше, если бы развернули информационную кампанию, рассказывающую об этом культе, о том, чем он противоречит нашим традициям и культуре. А запретить доступ в интернет и вовсе не получится. Надо же различать, что запрещать, а что нет. В некоторых странах научились ограничивать доступ к сайтам, которые противоречат морали и нравственности. Мы в этом плане ничего не сделали, кроме запрета сайтов экстремистских и террористических организаций, - хотя много и других идеологических ресурсов, которые работают на подрыв нашей целостности, согласия и единства нашего народа. И в ближайшее время было бы полезно экспертному обществу оценить эти ресурсы и вынести решение об их дальнейшей работе.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

27.10.2014 08:25

От интернета, конечно, сегодня никуда не денешься, при этом он как полезен, так и вреден. И если государство может фильтровать доступ к определенным сайтам или поставить вообще им заслон, то давно пора это сделать, потому что в интернете процветает разложение нравов молодежи, что отрицательно влияет на их психику.

А если бы все строго придерживались законов Божьих, то никаких вопросов о запретах вообще бы не возникало, так как в исламе, например, и так запрещены алкоголь, азартные игры, ростовщичество и прочее.

Все западные праздники ориентированы на разврат - что День святого Валентина, что Хэллоуин. Но любой праздник должен нести нравственную целостность. Вот, например, у мусульман проходил праздник Курбан-байрам. Смысл его в том, что человек режет барана и делит натрое – одну часть оставляет себе, вторую отдает родне и близким, а третью - нуждающимся, обездоленным, малоимущим и сиротам. То есть нет даже и речи о разврате, смерти и прочем. Главное – помощь людям.

Западные праздники совершенно нам не нужны: у России своя культура, свои ценности, и нам этого достаточно.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

27.10.2014 08:18

Я считаю, вполне достаточно закрыть доступ несовершеннолетним к сайтам, где пропагандируют насилие, экстремизм, показывают порнографию.

А вот в праздновании Хэллоуина я лично не вижу ничего плохого. У народов разных стран свои праздники. На Западе с размахом отмечают Хэллоуин, и наша молодежь, как мне кажется, просто старается не отставать от своих западных сверстников. А искать в Хэллоуине какой-то скрытый смысл я бы не стал.

Елена Жосул

кандидат политических наук, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, советник председателя Синодального информационного отдела.

27.10.2014 07:59

Поскольку Хэллоуин уже, что называется, «на носу», хочу сказать: я согласна с теми, кто предлагает запретить устраивать развлекательные мероприятия по этому поводу в общественных местах. В частном порядке люди могут праздновать Хэллоуин у себя дома, организовывать какие-то закрытые вечеринки, но в любых учреждениях, имеющих статус государственных, в любых общественных местах всякая символика Хэллоуина, на мой взгляд, недопустима.

Я к этому празднику отношусь как к гей-пропаганде, и не могу однозначно ответить, что в большей мере опасно для душ детей и подростков, что на них действует более пагубно: гей-парады и внушение, что однополые отношения – норма, или такой, казалось, бы, внешне безобидный, шутливый, скоморошный карнавал, когда твои друзья по классу, по подъезду вдруг надевают костюмы и маски нечистой силы и сил зла.

Хэллоуин опасен тем, что порождает шутливое отношение ко злу и к символам зла. Да, у каждого зло собственное, в зависимости от религиозных, этических убеждений, но Хэллоуин - это концентрация самой разнообразной символики зла внеконфессионального. Все символы, которые в разные эпохи, у разных народов ассоциировались с тем, что принято называть нечистой силой, в эту ночь водружают на пьедестал. Я не хочу видеть победоносное шествие чертей, демонов, ведьм, и не хочу, чтобы это видели мои дети и дети моих друзей. Мне хочется оградить себя и своих близких от таких зрелищ. Этот массово отмечаемый «праздник» оскорбляет мои чувства православной христианки.

Повторюсь: в частном порядке наши сограждане могут заниматься чем угодно, если только это не причиняет вреда окружающим. Но не в государственных школах, на площадях и улицах.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

27.10.2014 07:59

Воспитательная и образовательная практика в истории России показывает, что запретительные меры сами по себе не достигают желаемого результата - чаще наоборот, они провоцируют желание обойти запрет, достигнуть запретного иным, пусть даже преступным путем. А на этом желании начинают делать теневой бизнес. В разные периоды истории достаточно таких примеров.

Безусловно, если говорить о духовно-нравственном воспитании, то какие-то ограничения необходимы - назовем их даже не ограничениями, а родительским контролем. Нужно слышать голос родителей, нужно дать возможность участвовать в воспитании представителям традиционных религиозных общин России.

Опасения, что Россия может превратиться во второй Иран - полная чушь, элементарное незнание истории. Россия не монорелигиозна, у нас четыре традиционных религии, и это уже дает цветущую и культурную сложность, в том числе в духовно-образовательной сфере.

Но ограничения просто необходимо подкреплять просветительской работой, особенно в школе на особых уроках. Слава Богу, в этом году введены «Основы православной культуры» по выбору родителей учеников. И хоть раз в неделю этот урок есть, на котором дети взрослеют духовно и нравственно, делают первые шаги в постижении духовной азбуки. Дети, которые ходят в храмы и ведут начальную церковную жизнь, конечно, отличаются от сверстников духовной глубиной. И важно, чтобы это подкреплялось. Тогда и возникает самоограничение и самоцензура, и это действеннее всех запретов, тогда человеку уже запрещать ничего не надо.

В этом и есть азы аскезы - умение отказать себе во имя блага, умение понимать, что такое хорошо и плохо. По этому пути и надо двигаться.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".