Ключевую роль в подставе Президента сыграло наше доблестное Минтруда, определив МРОТ в России в 12 тысяч рублей. Если бы МРОТ был у нас 6 тысяч, тогда бы можно было заявлять, что средней класс в стране все 100% составляет!

Вся политика Минфина, и очевидно, что кабинета Мишустина тоже, заключается в одном: в продолжении безудержного обогащения богатых за счет нищеты огромной части граждан России

Священнослужители о хиджабах у школьниц

30.10.2014 07:41


Верховный суд Мордовии признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением республиканского правительства и запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях религиозной одежды и головных уборов.

Представители мусульманской общины Мордовии просили признать это решение незаконным, сообщает "Интерфакс-религия" . Решением суда в удовлетворении заявления отказано.

Ранее глава Центрального духовного управления мусульман Мордовии Фагим Шафиев попросил прокуратуру дать правовую оценку постановлению правительства республики о школьной форме, запрещающему ношение в образовательных учреждениях религиозной одежды. По мнению муфтия, это постановление затрагивает права религиозных девушек-мусульманок, которые носят хиджабы. Прокуратура Мордовии признала постановление республиканского правительства соответствующим федеральному законодательству.

В постановлении правительства Мордовии, принятом 12 мая и вступившем в силу 1 сентября текущего года, говорится, в частности, что "обучающимся запрещается ношение в образовательных организациях религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой". Кроме того, под запрет попали мини-юбки, джинсы, глубокое декольте, пирсинг. Школьницам запрещено красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.

«Кажется ли вам оправданным запрет носить в школе одежду и атрибутику, указывающую на религиозную принадлежность? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

30.10.2014 08:46

Мне представляется, что мы живем в тот переходный период, когда государство все еще считает себя стоящим над религией и вне религии. И поэтому у нас школы никак не обозначают свою религиозную принадлежность. Но невозможно скрыть, что есть некое этноконфессиональное меньшинство, которому хочется в другой среде обозначить свое присутствие, в этом и состоит вся коллизия.

Если бы школа четко обозначила, что она, например, атеистическая – тогда все понятно. Родители, которые отдают туда своих детей, сами атеисты и хотят, чтобы дети были атеистами. Понятно, что в такой школе вся религиозная атрибутика должна быть запрещена. А в православной школе как раз будет присутствовать православная символика, как и в мусульманской школе – характерные черты исламского культа.

А у нас школы пока все атеистические, хотя и с некоторым уклоном к традиционной доминирующей на конкретной территории религии. То есть если это Чечня, Татарстан или Дагестан, где преобладает мусульманское население, то в школе девочки будут в платках. Кроме того, сейчас во многих школах, где выбирают курс «Основы православной культуры», дети носят крестики, оформляются уголки или даже классы для православной культуры с символикой православия – распятием, иконами, например.

Понятно, что появление детей в хиджабах в тех районах, где исповедуют в основном православие, может вызвать некое возмущение со стороны жителей, которым это непривычно. Такая же проблема, кстати, и на Западе, - кое-где запретили строить мечети, ходить в школу в хиджабах и т.п. Это естественное обозначение территории, традиционной для проживания того или иного этноконфессионального сообщества, которое стремится сохранить эту территорию за собой. А территория образовательного учреждения – это важный элемент, там же как раз происходит воспроизведение этноконфессионального сообщества, и вторжение в эту территорию чего-то чуждого воспринимается как агрессия.

Думаю, подобные запреты будут вводиться и дальше, а мы должны быть готовы, что просто появятся школы, которые обязательно будут обозначать свою этноконфессиональную принадлежность.

Протоиерей Александр Пелин

Настоятель собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге

30.10.2014 08:42

В большинстве стран мира, в том числе в некоторых мусульманских, - как, например, в Турции, - принята совершенно четкая установленная форма одежды учащихся. Никаких головных уборов у девочек даже в старших классах там нет. А в Турции есть и серьезные богословские школы, - но несмотря на это в стране введена единая школьная форма.

У татар в России никогда не было столь уж жесткого регламента по поводу ношения головного убора. Все эти истории начались, когда наши молодые проповедники поехали учиться в Саудовскую Аравию и ряд других исламских стран, оттуда и стали привносить чуждые традиции в жизнь наших российских мусульман. Вот и возник ряд противоречий, и даже конфликтные ситуации.

Думаю, в Мордовии решение принято верно, уже найдены способы, как избежать жесткого противостояния в этих вопросах. Даже приглашали экспертов из комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной Палаты РФ. Был найден компромисс в этой непростой ситуации, который устроил обе стороны.

Протоиерей Георгий Кожеватов

Клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске

30.10.2014 08:36

Мне кажется, мусульмане просто пытаются диктовать свои правила. Это ненормально. Есть закон, который все мы должны соблюдать, и не надо пытаться навязать свое мнение.

Раньше все ходили в школу в одной форме, и сейчас многие школы возрождают эту хорошую традицию. К тому же есть школьный устав, как, например, и армейский. В армии же ходят в форме, в фуражке, а не в чалме?

Правилен, на мой взгляд, и запрет на декольте, пирсинг, ярко окрашенные волосы, мини-юбки. Но это уже нравственный аспект. Нельзя вести себя аморально, тем более в школе. Это тоже вызов, но другой. Когда внутренний мир пуст, человек пытается выделиться через внешний вид. Все это, конечно, из-за нравственного разложения общества. Нам бы каждому заняться собой, тогда не было бы желания носить чересчур короткие юбки, красить в яркие цвета волосы...

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

30.10.2014 08:35

Запрет носить в школе одежду и атрибутику, указывающую на религиозную принадлежность, вполне оправдан. У нас школа светская, и принимаемые государством законы нужно соблюдать.

Но главная проблема, мне кажется, не в том, чтобы носить эту одежду или нет. Мусульмане добиваются возможности высказывать, демонстрировать свои религиозные убеждения. Но эту проблему сначала нужно решить на государственном уровне.

В советские годы была общешкольная форма, и никаких вопросов по этому поводу не возникало. Вообще, я считаю, она необходима для учебных заведений. Сейчас те из них, которые считают себя соответствующими высоким стандартам, форму для учащихся ввели. Это, на мой взгляд, правильное решение, и оно только способствует нормализации учебного процесса.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

30.10.2014 08:31

В государственной общеобразовательной школе ученики должны воспитываться в первую очередь как граждане страны. Наверное, неправильно, если какая-то группа школьников будет носить исламскую одежду. Это не отражает характер государственного образовательного учреждения.

Есть школы религиозные: православные гимназии, где будут свои требования к одежде, или мусульманские, и так далее. Это уже дело родителей - отдавать ли детей в такую школу. Но государственная школа в этом отношении должна быть нейтральной.

В принятом постановлении правительства Мордовии, мне кажется, нет ничего такого, чтобы оскорбляло чувства мусульман. Если хотят, пусть создают специальную конфессиональную школу, это допустимо. А то вначале одежда, потом будут требовать обязательного намаза в определенное время суток, а там дело дойдет и до законов шариата. Если в наших образовательных школах нет христианской молитвы или символики, почему должна быть исламская?

Мне кажется, государство не должно в этом вопросе становиться на ту или другую сторону, он решается проще: созданием конфессиональных школ, которые бы, с одной стороны, выполняли госстандарт, а с другой – могли добавлять предметы по своему усмотрению, в соответствии со своей религиозной традицией. Пусть будут еврейские, мусульманские, буддисткие, православные школы – я не вижу в этом ничего плохого. Но все-таки общеобразовательная школа должна отражать основную политику государства в этом вопросе - межконфессиональный мир и равноправие всех традиционных религий.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

30.10.2014 08:28

Действительно, ученики не должны приходить в школу в вызывающей одежде или, скажем, с пирсингом. Многие школы ввели форму для учеников – и мне кажется, это только на пользу.

С другой стороны, абсолютный запрет проявлять религиозную самодеинтефикацию мне кажется немного странным. Сначала запретим мусульманскую одежду, а потом могут возникнуть запреты на ношение христианских символов. Или, например, ребенку будет запрещено помолиться перед едой в общей столовой – хотя он при этом никому не мешает. Мне кажется, запрет этого в нашей многоконфессиональной, многонациональной стране чреват серьезными недовольствами.

Поэтому, может быть, в отношении мусульман было бы правильнее разработать какие-то нормы – например, оставить обязательную форму и разрешить носить платки – если дети этого хотят и требует религия и родители.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

30.10.2014 08:26

Что означает «религиозная одежда и атрибуты»? Если человек, помогающий в храме, наденет в школу, например, подрясник, - это одно. Если его будут ругать за ношение нательного крестика – другое. Где граница? Хотелось бы, чтобы закон ее определил.

По-моему, у школьников должна быть форма – не мини-юбки и джинсы, а общая форма для всех. Ученики не должны отличаться друг от друга по внешнему виду.
Мы все учились в школе, у нас была форма, и это не мешало верующим людям оставаться таковыми. Кто-то прикалывал крестик к маечке, при этом не выделяясь среди других.

Мне кажется, следовало бы пойти еще дальше, и ввести запрет на пользование сотовыми телефонами в школе во время учебного процесса. Это было бы правильно. А то у одного ученика телефон лучше, чем у другого, у второго джинсы дороже, чем у третьего. Форма нужна, чтобы показать: учащиеся равны перед образовательной системой.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

30.10.2014 08:22

Суд законы не устанавливает, а интерпретирует. Судья смотрит на закон исходя из знаний юриспруденции, а не своих личных предпочтений, свою личную религиозную или нерелигиозную позицию он иметь не может. А если мы этим решением не довольны, то должны обращаться к своим законодателям и указать им, что закон неадекватен и не соответствует нашей национальной воле, и должны потребовать, чтобы закон изменили.

Хиджаб для мусульман - весьма существенный элемент религиозной и духовной традиции, и он ничему не мешает, в отличие от никаба. Вот никаб шел бы в разрез с нашими российскими традициями, а хиджаб, как и крест православный, ничего страшного не несет. И в отличие от других эпатирующих элементов, которыми интересуется молодежь, - как, например, проткнутые ноздри и языки или юбки до паховой складки, - как раз традиционная одежда российских мусульман должна быть принята в качестве нормы. Но это должны решить не судьи, а законодатели. И если есть конфликты на эту тему, то законодатели Мордовии и всей России должны озаботиться вопросом и эту коллизию вывести в правильное русло.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

30.10.2014 08:15

В Ставрополье был уже такой прецедент.

Хиджаб действительно религиозная атрибутика, но, думаю, обычные платки носить можно. Я понимаю, что мы живем в государстве, где законы для всех едины. Но запрещать школьницам ходить в платках – это неправильно, можно было бы и разрешить. У нас в Туле тоже есть девочки, которые и дома, и на улице ходят в косынках. В косынке ничего страшного нет.

А вот когда носят длинное платье, и закрывают лицо - это, понятное дело, подлежит запрету, с этим я согласен.

Сегодня девочки в школе ходят в мини-юбках и с накрашенными ногтями, - как можно это сравнивать с ношением платка? Для приличия косынка как раз была бы уместна.

Я за то, чтобы в светской школе носили обязательно школьную форму и при этом по желанию - косынки.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

30.10.2014 08:12

Как человеку религиозному мне крайне отвратительно это решение светского суда. Значит, гомосексуализм в нашей стране разрешен, а целомудрие, которое проявляется, в том числе, в ношении хиджаба, запрещено? Женщин, которые стоят на панели, могли бы убрать в один день, но этого не делают, а вот целомудренных девочек надо раздеть?

Девочки одеваются так, как одевалась Дева Мария. На любой иконе она изображена только в платке. Что в этом плохого?

Те, кто выдает такие запреты, просто одержимые, по-другому назвать не могу. Сатана побуждает их к этому. Так что запрет, принятый в Мордовии, только усугубляет развращение общества!

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

30.10.2014 08:03

Здесь вопрос намного глубже. Ношение мини-юбки или пирсинга связано с личным желанием человека себя самовыразить, как-то выделиться, заявить о своих предпочтениях. Если же мы говорим про хиджаб - а это необязательно платок, это может быть шапочка, или палантин, который покрывает часть тела, - то его ношение вызвано требованиями религии, это не связано с личным желанием человека. Это религиозное предписание, как совершать ежедневно пятикратную молитву, принимать халяльную пищу, соблюдать пост и прочее. В любой религии такое есть.

Тот, кто сделал для себя выбор соблюдать религиозные традиции, сделал шаг вверх, совершил над собой усилие. Ведь надеть хиджаб не так-то просто в современном мире. И снять хиджаб – это духовное падение. Есть же много мусульманок, которые хиджаб не носят. Это значит, что они либо не знакомы с религиозными предписаниями, либо духовно еще не пришли к этому.

Так что если девушка носит хиджаб – это не ее личная инициатива, а предписание Бога, и она как верующая это предписание выполняет, для нее запрет на ношение - это потрясение, очередное искушение.

Те, кто хиджаб приравнивают к пирсингу и мини-юбкам, невежественны, они не проконсультировались у компетентных людей по этому вопросу, а копируют чье-то глупое решение, которое кем-то было принято по незнанию, сами не удосуживаются вникнуть в этот вопрос и не понимают, почему такая отрицательная реакция у мусульман.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

30.10.2014 07:57

Я считаю, в общеобразовательной школе, если она светская, а не религиозная, должна быть стандартная форма одежды, как это было в старые добрые времена. Есть родители более обеспеченные, а есть такие, которые не могут позволить себе купить ребенку дорогую одежду. Пусть в школе дети находятся в одинаковых условиях, а уж вне ее одеваются, как им позволяют возможности.

То же касается и религиозной одежды. У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, и что будет, если каждый придет в той одежде, которую предписывает ему носить его религия? Если школа общеобразовательная, нужно носить единую форму.

А если это мусульманская, христианская или иудейская школа, причин для ограничений, конечно же, нет. Почему бы в религиозной школе мусульманам и не носить хиджабы?

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

30.10.2014 07:55

Мне кажется, каждая школа и каждый субъект федерации имеет право принять такое решение. В Чечне людям не претит ношение платка, а в Мордовии претит. Это сугубо внутреннее дело учебного заведения.

А в Мордовии есть еще и причины для принятия такого решения - надо сказать «спасибо» ваххабитам из села Белозерье: из-за них отношение к исламу в регионе теперь настороженное.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".