Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

ИА "Восток-Медиа"

Трезвый взгляд на революцию: Мнения священнослужителей

10.11.2014 08:30


В эти дни отмечается 97 лет Октябрьской революции. Россия пока еще не готова к объективной оценке Октябрьской революции из-за преобладания антисоветского дискурса в этом вопросе, считает известный блогер Борис Рожин.

"Если переоценка роли Сталина уже произошла, если нападки на Великую Отечественную войну были отбиты, то Октябрь еще ждет своей переоценки, когда судьбоносная революция, изменившая Россию и мир, будет очищена от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи, дабы ее грандиозный масштаб и последствия были осознаны обществом.

Франция, пережившая целую серию революций, в конечном итоге нашла в себе силы принять и признать значение Великой Французской Революции, уважение к которой выражено даже в официальном гимне республики. России этот процесс еще предстоит, ибо нельзя прятаться от своей истории, представляя ее помойной ямой. Особенно когда наши великие предки не дали уничтожить страну и обустроили ее на принципах народовластия и социальной справедливости", - пишет Рожин в своем блоге.

См. также:
Октябрьская революция перевернула мир, но была слишком кровавой: Мнения парламентариев

«Какой, на ваш взгляд, является объективная оценка событий 97-летней давности, очищенная "от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи"? Как вы относитесь к мнению, что Россия должна относиться к ним с таким же уважением, с каким Франция относится к своей революции?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

10.11.2014 09:26

Начало нового пути России связано с этим днем - 7 ноября 1917 года. Сразу вслед за этим последовал красный террор, стали убивать лучших людей. Многие спасались бегством, уезжая за границу. Священнослужители, верующие оказывались в тюрьмах только по той причине, что верили в Бога. Рядом с ними там находились и просто порядочные люди, которые не захотели поддержать власть, или были ей чем-то неугодны. И сказать: «мы что-то приобрели благодаря революции», нельзя. Сократилась численность населения, территория.

Брестский мирный договор был подписан теми, кто совершил эту революцию – хотя победа у России была уже в кармане. Странно гордиться тем, что мы подписали самый позорный договор за всю историю России.

Так что никаких плюсов в революции я не вижу. А вот минусы – да. Слезы, кровь, потеря территорий – это все плоды революции, которая, к тому же отодвинула экономику России не на одно десятилетие.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

10.11.2014 09:23

Разница между Французской революцией и нашей, конечно, огромна. Хотя бы потому, что в это время погибли умнейшие, интеллигентнейшие люди нашей страны. Нужно смотреть правде лицо, не стоит пытаться обелить черные пятна нашей истории.

Кроме того, революция 1917-го была спровоцирована. Схожий сценарий развивался десятилетиями позже в Иране, Ираке, Ливии. Оправдывать такое не стоит, нужно дать правдивую оценку этим событиям.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

10.11.2014 09:20

У Церкви есть наиобъективнейшая оценка – несколько сотен тысяч мучеников, которых перемолола репрессивная машина. Поэтому восхищаться этой датой православные христиане России точно не будут. И какова была цена революции? Если не ошибаюсь, несколько миллионов людей, погибших в гражданской войне. Это как если бы спустя 50-70 лет наши потомки начали рассуждать в блогах: «Майдан на Украине - это же была страница нашей истории, давайте вспомним, как там стояли люди и мечтали о светлом будущем».

Я вообще не склонен романтизировать государственные перевороты - они всегда приводят к жертвам, поэтому лично для меня 7 ноября - черная страница в истории нашей страны. Если нам начинать романтизировать нашу революцию, нужно деканонизировать сотни тысяч святых, погибших от пуль и штыков. А Церковь в эту мясорубку попала в первую очередь - как классовый враг. Но именно революция разделяет людей на классы. Если уж осознавать ее последствия, нужно признать все преступления, которые были тогда совершены.

Во Франции вольны делать, что угодно: стоять на голове, узаконивать однополые браки, выгонять человека с работы за то, что он носит крестик. Мы не должны оглядываться на опыт других стран, давая духовно-нравственные оценки происходящему в своей стране.

Священник Стефан Домусчи

кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.

10.11.2014 09:19

Для меня с раннего детства революция была самым мрачным эпизодом в жизни России XX века. Мне кажется, мы, наоборот, еще не до конца осмыслили все ужасающие ее последствия; того, что революция сделала с Россией.

Не произошло и переоценки роли Сталина в истории. Когда в 2008 году проходил конкурс «Имя России», первое место люди отдали Александру Невскому, второе – Столыпину, ну а третье – Сталину. У нас до сих пор люди тоскуют по своему советскому прошлому - со всеми его не только хорошими, но и ужасными вещами. До сих пор не дана моральная оценка политическим репрессиям, в результате которых погибли миллионы людей, не снято правдивых фильмов о Белом движении, да и вообще не уделяется внимания этой стороне революции. А что в результате революции произошло с Церковью? И как может Церковь по-доброму ее переосмыслить?

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

10.11.2014 09:15

Любая революция влечет за собой террор. Что произошло, то произошло, но плоды революции мы пожинали потом долгие десятилетия. Россия пережила голодомор, репрессии. Большевики яростно уничтожали красу земли Русской - взрывали памятники культуры и искусства, например, храм Христа Спасителя, да и многие другие храмы по всей Руси.

Нам пытались навязать идеологию, которая шла вразрез с сознанием русского человека. Хотели построить рай на земле по марксистской доктрине, а в результате получили безликое общество. Последствия революции аукаются нам до сих пор. Большевики насаждали сексуальную распущенность, аборты, расстреляли цвет нации. Наша страна по всем показателям занимала первые места, а из-за нее на долгие годы затормозилась в развитии.

Революция всегда совершается ради группы людей, которые пытаются захватить власть, а простым людям она приносит зло. Оценивая произошедшее, я прихожу к выводу: мою страну убили в 1917-м году, убили сильную Россию.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

10.11.2014 09:09

Навряд ли в ближайшее время будет выработано какое-то общепринятое итоговое мнение по этому вопросу. С Французской революции прошло два столетия, и по поводу нее тоже нет однозначного мнения, - хотя к ней, конечно, относятся спокойнее. Но два столетия - это серьезный временной промежуток, который позволяет обществу взглянуть трезво и объективно на прошедшие события.

А у нас еще и столетия не прошло. Еще живы люди, которые воспринимают революцию по живым свидетельствам тех, кто ее совершал и непосредственно в ней участвовал. Так что в нашем обществе оценка этих событий в ближайшее время будет острой, живой и дискуссионной.

Сам же я из тех, кто смотрит на нее как на крушение великой Российской империи, что, кстати, было предсказано великими писателями – скажем, Достоевским в «Бесах». Общество ощущало, что будет революция, и не как нечто созидательное или как воплощение райской жизни, а как террор и жестокая диктатура, как общенациональная трагедия.

Но это не значит, что я готов в печальных красках рисовать прошлое. Каждый человек должен относиться к своей истории с глубоким почтением. Как своих родителей он должен историю почитать, если не любить, и стремиться осознать и с благоговением хранить ее. Так что я противник того, чтобы все огульно критиковать, рисовать в черных тонах и представлять революцию только как мрачную страницу истории.

Это страница и современной жизни: современная Россия плотью и кровью тесно связана с теми событиями. Наследие советского времени еще живо в нашем обществе, отрицать этого нельзя. И осмысление этих событий должно способствовать пониманию того, что такое Россия сегодня и чем должна стать в будущем.

Чем скорее наше общество разберется со своим прошлым, тем легче будет жить современным молодым людям, чтобы не быть «Иванами, не знающими своего родства», - а они часто вообще не понимают, в каких условиях сформировалось новое поколение и к каким целям должно идти. Если у общества нет цели и идеалов, оно обречено на гибель.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

10.11.2014 09:05

В течение 80 лет в России создавался культ всего, что связано с революцией и с теми событиями. И на таком воспитании - насаждении этого культа - выросло не одно поколение. До сих пор в каждом городе или поселке стоят статуи Ленина.

Я думаю, по-настоящему переоценка может начаться только тогда, когда культ Ленина будет преодолен. Начинать надо с этого.

А что касается уважения к революции, то само по себе это такое обтекаемое понятие, под ним можно понимать разное. Думаю, никакого особенного уважения к тем, кто развалил великую страну, испытывать не нужно, это даже по отношению к истории преступно. А объективную оценку надо дать и необходимо принять, что это у нас действительно было, и в этом виноват не какой-то заокеанский злой гений, а сами русские люди. И оценка этим событиям должна быть дана как трагическим.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

10.11.2014 08:54

7 ноября в моем городе разве что в двух-трех местах люди с флагами были. А еще 20-30 лет назад по улицам в этот день шли толпы с флагами, транспарантами, лозунгами. Отовсюду было слышно: «Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин», «Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция! Ура!». А ведь революция переросла в гражданскую братоубийственную войну – шел отец на сына и брат на брата. Это страшно!

Если бы руководители государства, владельцы фабрик и заводов, миллионеры заглядывали в Божественную книгу, знали бы законы Создателя нашего - великого Аллаха, то мы все могли бы избежать этой страшной трагедии, которая повлекла смерть тысяч лучших людей. Ведь богатым людям лишь надо было помнить, что Всевышний требует отдавать закят от своей прибыли - 1/40 часть - в пользу сирот, больниц, нуждающихся, на поддержание армии. Если бы человек щедро отдавал эту долю, то у нас не было бы классового столкновения, приведшего к классовой борьбе.

Пока у нас будет продолжаться это классовое расслоение, пока будет всюду торжествовать коррупция, пока «рука руку моет», будет нарастать и волнение в обществе. Так что не надо это провоцировать. И чтобы избежать их, надо проводить профилактику: народ должен иметь возможность трудиться и честно получать заработанное. И правительство должно помогать, чтобы было спокойствие и мир в обществе.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

10.11.2014 08:50

Никто не заставляет любить историю, какой бы она ни была, но уважать ее обязан каждый. Если не относиться к истории с уважением, ничего хорошего не выйдет. Люди тогда совершали революцию с хорошими намерениями, надеясь, что изменят мир и жизнь станет лучше. Это сейчас уже эксперты говорят, мол, если бы сохранилась Российская империя, то все было бы иначе. Но и это спорно. Революция все же произошла, и это надо принять, и относиться с уважением. Во время моей молодости все гордились революцией, воспевали ее, Ленина называли вождем, а сейчас Ленина называют немецким шпионом.

Человек, который клянет прошлое, в итоге получит то же самое в будущем. Так никогда не надо делать. Да, были ошибки, но их уже не исправить, можно лишь только принять произошедшее.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

10.11.2014 08:48

Во Франции до революции был феодальный строй, после стал буржуазный, но частная собственность как была, так и осталась. Государство возглавили президент, премьер-министр. А у нас не только уничтожили самодержавие, и произошла смена власти, но и изменился социальный строй. Карл Маркс считал, что возможно развитие социализма, когда новый собственник - государство будет владеть всем, а через него и весь народ. Но путь этот был ошибочнен.

СССР погиб не в результате нападения извне. Социализм прекратил свое развитие, изжил себя. Прошло чуть больше 70 лет, и подавление любой инициативы, уничтожение частной собственности, привело к тому, что люди не желали развиваться, совершенствоваться. Наступила стагнация промышленности, культуры, науки, социальной сферы. Это и привело в конечном итоге к тому, что социализм рухнул. Не государство, но социалистический строй.

Положительный момент заключался лишь в том, что люди в Советском Союзе в подавляющем большинстве жили бедно, и искали освобождения от сильнейшего прессинга государства с одной идеологией, подавлявшей все остальные, в литературе, искусстве, культуре.

Сейчас Россия движется по демократическому пути, используя достижения мировой цивилизации – это долгий путь возврата на круги своя. Дети, которые рождаются сейчас, не знали социалистического прошлого, у них другое мышление. Они должны вырасти и стать опорой государства, развивать его дальше.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

10.11.2014 08:43

«Объективной оценки» попросту не существует. Каждый политолог, историк, философ, да и просто человек, имеющий некое мнение об историческом событии, высказывает свою субъективную точку зрения, пусть и совпадающую с точкой зрения какой-то группы людей. Никто не может дать объективной оценки.

И мнение Бориса Рожина тоже необъективно, потому что рассуждения о каком-то историческом событии (в нашем случае о революции), о том, великое ли оно или нет, имело бы оно катастрофические последствия, или, напротив, сверхположительные, - тоже абстрактные, и не имеют отношения к истории. Люди, рассуждающие об этом, должны говорить не столько о самом факте, о революции, но о силах, которые ее осуществили, о целях, которые эти силы перед собой ставили. Только тогда это событие можно хоть как-то оценить.

А силы, совершившие революцию, были принципиально антинациональными - давайте не будем об этом забывать. Основная цель революции, осуществленной большевистской партией, состояла в том, чтобы превратить Россию в плацдарм для мировой революции – это была главная задача, ее никто не скрывал. И в конституции СССР 1924 года, принятой уже после смерти Ленина, который, кстати, тоже был ревностным приверженцем мировой революции, говорилось: цель существования Советского Союза - постепенное расширение за счет присоединения других социалистических республик.

И отсюда, к сожалению, те трагедии, которые пришлось испытать нашей стране: безобразное отношение к крестьянам как к пережитку феодального общества, с которым нужно бороться, превращая крестьян в рабочих, причем, насильно - иначе социализма в этой, как считали большевики, отсталой России не построишь. Исключительно как враждебное сословие воспринимались казаки - от малых детей до стариков. Их просто уничтожали физически. Бывший правящий класс - дворянство, буржуазию (если пользоваться большевистской терминологией) тоже целенаправленно уничтожали.

Поэтому рассуждать сейчас, спустя сто лет, о величии Октября, конечно, здорово, но я не знаю, что было бы с теми, кто обсуждает это величие сейчас, тогда, в 1917, или осенью 1918, в разгар первого большого красного террора, когда Дзержинский заявил: «ЧК - это организованный террор». В то время только расстреляно было 15 тысяч человек; и давайте не будем забывать, что большевистский террор связан не только с серединой и концом 30-х годов, он начался сразу же, как только была совершена революция.

Поэтому, мне кажется, объективная оценка революции сейчас возможна только с восстановлением фактической истории. Нужно как знать можно больше фактов. Только они помогут нам понять значение этого исторического события во всей полноте.

Я не буду говорить о его величии, или, наоборот, низменности. Понятно, что октябрь 1917-го повернул русскую историю - только не в самую лучшую сторону. На мой взгляд, эксперименты, которые ставились над нашим народом - это очень жестокие эксперименты, от них мы не можем отойти до сих пор. Но прежде всего нужно знать историю, и только это поможет нам оценить события почти столетней давности в полной мере.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

10.11.2014 08:41

Пример Франции крайне характерный, но для меня в данном контексте и крайне неудачный. Я расцениваю празднование Францией Дня взятия Бастилии и Французской революции как государственный и национальный позор. Цена праздника - тысячи казней только в Париже. Страна празднует кровавую бойню, когда гильотина безостановочно работала сутками, отрубала головы, была уничтожена аристократия. Иными словами, творился ужас, хотя все же не такой, как в годы, когда прокатилось это кровавое колесо по России. Я считаю, веселиться в такой день аморально. Кстати, интересно, слышны ли во Франции голоса тех, кто против этого празднования?

Что касается событий в нашей стране, то объективная оценка октябрьского переворота уже началась. Прежде всего, открываются архивы, и история открывается сама. Мы живем в то уникальное время, когда не можем не использовать возможность обратиться к первоисточнику - к историческим архивам, к документам, которые свидетельствуют об источниках октябрьского переворота, о последующих преступлениях власти: арестах, допросах, расстрелах после октябрьского переворота. До нас доходят не только исторические материалы, но и записи, свидетельства очевидцев революции и последующей гражданской войны – все то, что раньше было недоступно по идеологическим соображениям. И того, что уже известно, достаточно, чтобы систематизировать и дать историческую оценку.

На госуровне должны быть созданы комиссии с учеными и экспертами, представителями общественности, чтобы дать оценку деяниям 1917-18 годов. Это не переписывание истории, а исторический трибунал, если угодно. Дабы перелистнуть страницу и идти дальше, но свято помнить всё! И это уже происходит – в литературе, искусстве, кино, театре...

О необходимости этого кропотливого и беспристрастного исследования неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, выступал с такими пожеланиями и президент Владимир Путин. Наше гражданское общество уже созрело и часы запущены. А невинные лица расстрелянных, Собор новомучеников и исповедников Российских от безбожников убиенных просто вопиют о справедливости. Суд истории начался; он не доступен звону злата и не зависит от партийного выбора!
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".