Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Как вы яхту назовете, так она и поплывет: Священнослужители о вычурных именах

11.11.2014 08:16


Совет одной из парламентских партий по разработке и совершенствованию законодательства приступил к работе над законопроектом, который запретит родителям давать детям неблагозвучные, обидные, оскорбительные, непроизносимые и прочие нетрадиционные имена, сообщает «Российская газета». Некоторые члены совета одной из парламентских партий по разработке и совершенствованию законодательства предложили подумать о разработке минюстом, в ведении которого находятся вопросы регистрации актов гражданского состояния, единого перечня имен для работы органам ЗАГС. "Если родители пожелают выбрать другое имя для ребенка, для осуществления регистрации его рождения им будет необходимо получить разрешение органов опеки по аналогии со ст. 59 Семейного кодекса РФ", - комментирует инициативу коллег один из инициаторов разработки законопроекта адвокат Виктория Пашкова.

Безусловно, какое имя носить человеку, дело сугубо семейное. Государство не вправе указывать людям, как называть детей, мол, кто родился по понедельникам, зовется Иванами да Марьями, кто по вторникам - Русланами и Людмилами. Однако и родители не должны забывать, что имя придется носить в обществе, можно сказать, у всех на виду, а значит, какие-то правила приличия при этом соблюдать просто необходимо. Таков примерный ход рассуждений сторонников идеи.

Самый громкий случай с необычным именем - история мальчика с именем «БОЧ рВФ 260602» («Биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года»), которая не разрешается вот уже на протяжении 10 лет. Маленький БОЧ (так его называют) до сих пор живет без документов, так как суд встал на сторону органов ЗАГС Москвы, отказавшихся регистрировать ребенка с таким именем в защиту его интересов. Недавно все СМИ обошла также новость, что в Перми родители-сатанисты назвали ребенка Люцифером.

В некоторых странах ограничения на имена существуют. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать дезориентирующие представления, ввести в заблуждение. В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя или по другой причине не могут быть именами. В Новой Зеландии существует список разрешенных имен.

Необычные имена в нашей стране появились после революции. Поскольку традиционные имена у всех народов определяются религиозными традициями, введение новых личных имен рассматривалось как демонстративный разрыв с «проклятым прошлым» и свидетельство личной преданности коммунистической идеологии. Имена производили от имен большевицких «вождей» (Владилен, Маркэн, Нинель, Сталина), от политических лозунгов (как анекдотическая «Даздраперма» - «Да здравствует Первое мая!») и т.п.

К 1950-м годам волна «идеологических» имен схлынула, зато пошла мода на западноевропейские – появились Роберты, Альберты, Жанны и проч.

Наше время являет довольно пеструю картину. С одной стороны, набирают популярность ставшие относительно редкими в советское время традиционные русские имена (Анастасия, Дарья, Варвара и т.д.) С другой стороны, некоторые родители изощряются во всевозможных выдумках. В Москве в 2013 году у мальчиков зарегистрированы такие имена, как Космос, Океан, Скай. Среди девочек появилась Алиса-Нефертити. Еще где-то подрастают мальчики с именами Будда-Александр, Господин, Мононо Никита и другие.

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать подготавливаемый законопроект.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

11.11.2014 10:00

Думаю, европейский опыт, который поддержан в Белоруссии, наиболее приемлем. Это положит предел необузданной фантазии некоторых родителей, которых обуревает непонятно что, но явно не любовь к своим детям и не уважение к своему роду и своей культуре.

Законодательно любовь к детям и уважение к своему происхождению не утвердишь. Тут должны быть другие факторы и другое влияние. Но и с помощью закона какое-то ограничение все же возможно, белорусская формулировка наиболее приемлема. Это никого не оскорбляет и не задевает ничьих религиозных чувств. И это правильно - уважать традиции страны, потому что это будет заключать в себе и любовь к детям.

Можно себе представить, как отнесется к своим родителям подросший ребенок, которого назвали какими-то кодами и аббревиатурами. Явно в обществе он так не будет называть себя, а возьмет себе имя нормальное в человеческом представлении, только вот любовь к родителям будет подвергнута серьезным испытаниям, потому что так обращаться с детьми бесчеловечно.

Дай Бог нам преодолеть эти мелкие явления, которые вроде и не так важны, как иные, но показывают некоторые нездоровые процессы в развитии нашего самосознания. Это деградация, и этому надо противостоять общественным мнением и нравственными устоями. Это можно назвать и атомизацией сознания: личностное начало в человеке не хочет подчиняться общественному. Это в России было всегда и сейчас подвергается серьезным нападкам. Об этом говорили еще наши русские мыслители XIX века – Федор Достоевский, Константин Леонтьев, а также философы Серебряного века. И причина этого не в коммунистической идеологии.

Мы покончили с именами «Владлена» и «Сталина», но пришли к другому абсурду, который не лучше первого. Это потому, что боролись с внешними проявлениями, а не внутренними, а надо бороться за утверждение национального, культурного, духовного самосознания нашего общества, тогда такого безобразия не будет.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

11.11.2014 09:53

Мне эта идея кажется разумной. Действительно, это уже дело органов опеки смотреть на моральное, нравственное и вообще психическое состояние родителей, которые потеряли всякие ориентиры и дают несуразные имена ребенку.

Имя – не пустой звук. У нас, православных, имя связано со святым покровителем, который будет человеку помогать на его жизненном пути от момента крещения. У других народов выбор имени связан с тем, чтобы ребенок соответствовал какому-то идеалу. И это очень важно. И сдвиг в сторону не только нетрадиционности, а всевозможного хулиганства, абсолютной безответственности, должен быть исправлен хотя бы законом, если не совестью и культурой человека.

Да, революция поспособствовала рождению разных имен типа «Октябрина», «Мэлс»... Но революция, как известно, это разрушение. Поэтому имя разрушительно действует и на самого человека, который его носит, и на общество, которое редуцирует такую ситуацию абсурда. Иначе вообще можно называть ребенка как заблагорассудится – «Торшер», «Крокодил» – что и пытаются сделать люди с такими архилиберальным взглядом на все. Дар Божий родить ребенка, довести до определенного совершенства, а вместо этого с самого начала его унижают до уровня какой-то вещи, лишают человеческого звания. Таким родителям, возможно, стоит пообщаться с психологами, а то и с психиатрами, поскольку здесь явно внутри большое неблагополучие и деградация.

Протоиерей Георгий Кожеватов

Клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске

11.11.2014 09:42

У нас что, законодателям просто нечем заняться? Разве у нас нет других проблем? Лучше бы запрещали порнографию, аборты, проституцию. Боролись с бандитизмом, коррупцией. А у нас то улицы переименовывают, то детям имена придумывают. Этим можно заняться, когда все другие проблемы будут решены.

Такое впечатление, что нас сейчас пытаются отвлечь от главного. А главное – вымирание нации. Да нас с таким положением дел к 2050 году просто не будет, какие уж тут имена.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

11.11.2014 09:40

Я не согласен с такой постановкой вопроса. Не «свободу выбора» нужно ограничивать, а безумие и бескультурье горе-родителей, которые пытаются назвать несчастных детей такими именами.

В самом деле, что это такое: «БОЧ рВФ 260602»? Я бы посоветовал отправлять таких родителей к психологам - для оказания им помощи.

Наверное, можно рассмотреть опыт других стран и перенять лучшее. Возможно, следует создать совет экспертов, к которым можно было бы обращаться в спорных случаях.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

11.11.2014 09:32

Я считаю, родители вправе дать своему ребенку то имя, какое считают нужным. Ребенок - плод их любви, Божий дар, данный двум любящим друг друга людям.

Конечно, грустно если люди называют своего малыша каким-нибудь несуразным именем, - это, боюсь, свидетельствует о неадекватности родителей. Но мне кажется, задача органов ЗАГС – всего лишь фиксировать пожелания родителей. Даже если данное родителями имя неблагозвучно и труднопроизносимо, у ребенка будет возможность поменять его во время получения паспорта.

К тому же человек получает новое имя во время крещения, когда он принимает Господа в свою жизнь. В этом случае имя, данное родителями, может быть оставлено, как и прошлая безбожная жизнь. Поэтому мне кажется, специальных законов нам не требуется. Все-таки большинство родителей - люди адекватные, а вот у неадекватных такой закон может вызвать агрессию.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

11.11.2014 09:14

Я по собственному опыту знаю, как ребенок может страдать из-за своего имени. При крещении мне дали имя Святослав, а родители до этого назвали Станиславом. В детстве я жутко комплексовал из-за своего имени – у нас почему-то стасиками называют тараканов, и ребята меня дразнили.

Всем известно, что раньше имена ребятишкам выбирали по святцам: это несколько тысяч имен на любой вкус. Варвара, Василиса, Даниил, Прохор….Эти имена роднят нас с нашей культурой, традициями. У Церкви вообще к именам особое отношение: их дают в честь святого-покровителя. Нам же хорошо, когда в каком-то ведомстве работают наши знакомые, родственники, к которым мы при случае можем обратиться за помощью? Так и здесь. На небе у человека появляется ходатай, к которому он может обращаться в минуты скорби или радости.

А вот у родителей, назвавших ребенка именем дьявола, на мой взгляд, просто какая-то патология. Я слышал, что одной из стран ребенка назвали Иисусхристос – в одно слово. Что ждет этих детей в будущем? Мне кажется, давать им такие имена - циничный эгоизм. Ребенок будет страдать, а в дальнейшем сам сменит имя.

Так что инициативу разработать такой законопроект я бы поддержал. Здравое зерно в этой идее, безусловно, есть. Однако нужно взвесить все «за» и «против», не делая закон цензурой. У людей должна оставаться свобода выбора. Но Люциферов в нашей стране быть не должно – такие имена калечат психику ребенка, да еще и пропагандируют сатанизм.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

11.11.2014 09:12

Я это предложение поддерживаю. Конечно, давать имена выдуманные, или всякие аббревиатуры, - это не лезет ни в какие ворота. Все-таки ребенку с именем жить.

У всех братьев и сестер моего дедушки были чудные, вычурные имена, а потом, когда они выросли, поменяли их на простые русские.

А вообще раньше детям старались выбирать имя по святцам, называя их в честь святых, которые были бы им покровителями. Да и обычные традиционные имена тоже неплохи.

Мне понравилось, как ответил один батюшка родителям на их просьбу окрестить ребенка каким-то странным именем: «Это не имя, а кликуха, погоняло. Вы что, готовите своего ребенка в банду? Я его буду крестить именем». Действительно, в воровском мире нет имен. Но мы-то почему должны от них отказываться?

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

11.11.2014 09:04

С одной стороны, имя - это дело только ребенка и его семьи, и никакому ограничению не может подлежать. Как говорится, хоть горшком назови, только в печь не суй.

А с другой стороны, свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния — факта рождения ребёнка – дело государственное, и свидетельство о регистрации выдается государством, которое заинтересовано в благополучной жизни ребенка, что подтверждается потом выдачей паспорта гособразца. Следовательно, государство имеет все основания, чтобы наречение именем стало предметом законотворчества. Как я буду называть дома ребенка, кошку или собаку - установить невозможно. Но как будет записано в свидетельстве о рождении, это может быть оговорено законом. И если дело касается аббревиатур и Люциферов, то при введении законодательного ограничения суд будет должен решать.

Как православный священник я призываю, естественно, называть детей именами тех, кто причислен к лику святых. Кстати, западные святые, пока Церковь оставалась неразделенной, относятся к числу наших святых. Например, имя Эдуард, имя короля-мученика английского, который жил в Х веке, может быть дано православному ребенку.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

11.11.2014 08:45

Нормальные люди должны давать своим детям нормальные имена – у православных свои традиционные, у мусульман – свои. У нас, кстати, есть такие необычные, но распространенные имена как Марс или Венера. У мусульман есть и книга с именами. В старые времена детей называли именами Пророка – это нормально и ничего тут странного нет. А вот Люцифер – это точно ненормально. Когда ребенок вырастет, как его будет принимать общество? После 18 лет он сам себе поменять имя сможет, но хотя бы до совершеннолетия ему как-то надо дожить.

Я не осуждаю и предвзято не отношусь к тем, кого необычно зовут. Но зачем же так называть детей? Знаю, что в нашей стране девочкам дали имена Родина и Россия – это еще относительно приемлемо, хотя тоже странно. Но сатанинским именем называть или будто кличкой для животного - это точно ненормально. Человеку же потом с этим именем жить.

Нормальные родители, кто бы они ни были, хотят, чтобы имя его ребенка красиво звучало, сочеталось с отчеством и фамилией. Ведь ребенок потом будет подвергаться насмешкам со стороны ровесников, появятся комплексы неполноценности. Зачем все это? Так что я за законодательные ограничения в этом плане, но тоже без перегибов.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

11.11.2014 08:41

Из-за многонациональности и многоконфессиональности российского народа сложно осуществить то, что предлагают депутаты Госдумы. Возникнут проблемы с национальными именами. Россия необъятна, у нас много разных народностей, многим придется добиваться разрешений, так как далеко не все имена у нас традиционны для слуха рядового россиянина, хотя и принадлежат к культуре того или иного народа. Придется доказывать, что имя не оскорбительное для других, например. А с нашей бюрократией все это будет очень сложно и будет только раздражать народ.

Хотя какой-то кодекс и рекомендации со стороны общественности и законодателей на эту тему нужны - но рекомендации регистрирующим органам, а не будущим родителям. Имена, которыми нарекают ради вызова абсолютному большинству людей, регистрировать не надо, и для этого найти можно рычаги. Тот же кодекс с рекомендациями использовать, куда следует внести пункт об оскорблении чувств верующих, например. Это могло бы нас избавить от имен, которыми нарекают, чтобы вызвать резонанс или возмущение в обществе, как история с именем Люцифер.

Так что интерес к этой проблеме актуальный. Но надо решение принимать не на законодательном, а на общественном уровне и только в виде рекомендаций.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

11.11.2014 08:37

Тут надо быть осторожным. Есть же и национальные имена, которые кому-то тоже могут показаться странными.

Тем не менее, у евреев, живущих в России, я не встречал заковыристых имен, хотя работаю в еврейской общине уже давно. Да и у татар тоже. Ну а если говорить о русских именах, то, конечно Космос, Океан и тому подобное не имеют к ним никакого отношения. Это вообще какая-то ерунда, а не имена.

Я за то, чтобы давать детям имена, издревле существовавшие. Родители в силу молодости не думают, как ребенок будет жить со странным именем, им хочется быть оригинальными, покрасоваться перед знакомыми. А вот детям придется с необычным именем трудно. Его не каждый и напишет-то правильно.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

11.11.2014 08:29

Пока ребенок маленький, ему, конечно, все равно, как его называют: Нефертити, Космос или, скажем, Океан. Проблемы начнутся позже, когда он вырастет.

Мы живем в стране, где проживают люди разных национальностей, разных культур, но даже в сравнении с их именами ребенок с необычным, чересчур оригинальным именем будет себя чувствовать дискомфортно.

Я считаю, нам нужно думать в первую очередь о детях, поэтому такой бы законопроект поддержал.

Елена Жосул

кандидат политических наук, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, советник председателя Синодального информационного отдела.

11.11.2014 08:24

С одной стороны, у родителей должна быть свобода в выборе имени для своего ребенка, в способах заботы о его здоровье, его воспитания, - в том числе духовного и религиозного. Решать, крестить ребенка или нет, делать ему обрезание или не стоит, должны родители или опекуны – люди, которые по закону несут за ребенка ответственность до его совершеннолетия. Но раз уж мы говорим об ответственности за судьбу ребенка, родителям стоило бы задуматься, к каким последствиям могут привести их экстравагантные поступки и чем они чреваты для психики детей.

Честно говоря, когда я примерно месяц назад услышала про то, что в Перми ребенку дали имя Люцифер, это меня вначале легка шокировало, а затем я почувствовала жалость к мальчику, ставшему заложником глупости своих родителей, которых, вместе с их увлечениями куда-то занесло, и они отыгрались на ребенке. Понятно, что когда он ребенок выйдет на детскую площадку, пойдет в детский сад, переступит порог класса, у него будет много различных проблем. Он обречен стать изгоем, объектом насмешек, издевательств со стороны сверстников и взрослых, которых и винить-то в жестокости особо нельзя – это имя и ему подобные многих провоцируют на неадекватную реакцию.

Родители, принимая такие необдуманные решения, превращают своих детей в моральных инвалидов, наносят сильные травмы их психике. Поэтому, я думаю, дискуссия об определенных ограничениях в выборе имени ребенка и возможна, и необходима. Во всяком случае, нужны ограничения, которые бы соответствовали нормам российского законодательства. Например, для имен, неоднозначная трактовка которых нарушает нормы российского законодательства - допустим, закон об экстремизме, или оскорбляет чьи-то национальные либо религиозных чувства. На мой взгляд, имеет смысл оговорить такие вещи в законе.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...