Ключевую роль в подставе Президента сыграло наше доблестное Минтруда, определив МРОТ в России в 12 тысяч рублей. Если бы МРОТ был у нас 6 тысяч, тогда бы можно было заявлять, что средней класс в стране все 100% составляет!

Вся политика Минфина, и очевидно, что кабинета Мишустина тоже, заключается в одном: в продолжении безудержного обогащения богатых за счет нищеты огромной части граждан России

Формула русской идентичности: Мнения священнослужителей

14.11.2014 07:40


Всемирный русский народный собор принял Декларацию русской идентичности.

В документе дается, в частности, такое определение русского:

«Принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.

Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.

На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».

Согласны ли вы с этим определением? Не обидно ли оно, по-вашему, для русских, не исповедующих православие? Не хочется ли вам что-нибудь добавить или исправить?

Протоиерей Александр Пелин

Настоятель собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге

18.11.2014 09:59

ВРНС принял декларацию о русской идентичности. Я присутствовал там. Насколько я понимаю, эта декларация была проектом определенной группы людей, предлагалось внести изменения и дополнения в текст.

Документ вызывает большие опасения: в нем есть смешение понятий и нет четкого понимания терминологии – что такое нация, этнос, суперэтнос, народ. Зато есть смешение понятий идентификации, потому что существуют различные ее типы и идентификация человека по этносу лишь одна из них. Например, врач с 20-летним стажем, армянин по крови, он всю жизнь прожил в России, он гражданин России, любит ходить в русскую баню – как ему себя идентифицировать?

В декларации есть очень опасные формулировки, которые выдвигают русскость как отдельную национальность наряду с остальными национальностями. Но, видимо, те, кто создавал документ, плохо консультировались с профессиональными этнологами. Нация в отдельно взятой стране может быть только одна. Есть такое понятие как национальное государство. И худо-бедно, но мы сейчас строим отдельную нацию - политическую организацию этносов. И мы включаем в понятие российской нации всех соблюдающих законы РФ, граждан РФ, в какие бы этнические группы они ни входили. Например, неужели чуваш, который говорит на чувашском языке и уважает русскую культуру, не может быть русским, если он сам себя считает таковым?

То есть декларация сжигает мосты, несовершенна по форме, не продумана по содержанию, заставляет чувствовать себя ущербными множество людей, в которых одновременно уживаются различные идентификации.

Авторы проекта декларации, видимо, пытались уйти от понимания национальности «по крови», но полностью отказаться от него не смогли, потому что культурной идентификации не было предложено или она вторична по отношению к первичным этническим признакам. Нельзя смешивать различные типы психологического самосознания человека.

А если говорить о религиозном признаке, то сама формулировка «русский – это человек, считающий себя русским» просто как абракадабра звучит. А если считает себя чувашом или татарином? Кто он? Да все просто - русский татарин! Если татарин поедет за границу, он будет иметь общероссийский гражданский паспорт, и к нему будут относиться как к русскому, - в какой-нибудь Швейцарии плохо понимают, чем татары отличаются от марийцев, да, думаю, и в Москве мало кто в этом понимает.

Дальше: «…признающий православное христианство основой национальной духовной культуры». Очевидно, что православное христианство - один из столпов духовной культуры России. Но вот критики сейчас пишут, что и русская литература - основа духовной культуры. И опять смешение понятий. А что же такое национальная духовная культура? Это культура только русского народа как суперэтноса или всех народов нашей страны? Если бы, например, не было слова «национальной», я бы с этой формулировкой согласился. А так полное недопонимание. Например, у нас есть Национальный театр Республики Мордовия, там ставят пьесы мордовских авторов или произведения на мордовском языке. А разве мордва - это теперь нация? Нация в одной стране может быть только одна.

Еще один пункт: «…ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Я не знаю, что такое ощущение солидарности. Можно чувствовать солидарность, но она формируется во время созидательной совместной деятельности. Например, при всех тяжестях Великой Отечественной войны именно соработничество на поле брани позволяло разным людям говорить о реальной дружбе народов, о реальной солидарности, которая проверялась боевым подвигом советского народа в победе наш фашистами. Рука об руку бились русские, башкиры, казахи, татары, ненцы, евреи и т.п. И в этот момент никто не делил народ по национальному признаку.

Да, самый большой удар по нашему национальному самосознанию был нанесен неудачной советской политикой в национальном вопросе, когда искусственно пытались сформировать некую общность под названием «советский народ». В итоге мы оказались в состоянии недооформленной нации. Советский народ, к сожалению, не удался, он не был досоздан. И в связи с этим мы на жалких огрызках советского прошлого вынуждены были 20 лет назад начать формирование новой гражданской политической нации под названием «россиянин». При этом никто не хочет ущемлять права наших этносов, наших народов. И пока мы не разберемся с этими понятиями, то будем выдавать желаемое за действительное и создавать сомнительные документы, которые не будут работать, зато будут разжигать этническую нестабильность, вызывать конфликтные чувства и быть дестабилизирующим фактором в этнических сообществах России.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

14.11.2014 09:27

На Всемирном русском народном соборе встречаются представители традиционных религий России, которых объединяет забота о настоящем и будущем России, что и отражается в принятых ими решениях.

Нельзя отрицать очевидное: православие сыграло огромную роль в формировании национальной духовной культуры, русской культуры. Но, я думаю, не все согласятся поставить знак равенства между словами «русский» и «православный». Например, люди другой национальности или веры, искренне любящие Россию. Нам нужно подумать и о людях, которые только ищут свой путь и начали задумываться о том, чтобы принять православие.

Да и Великую Отечественную выиграл не один народ, а все народы, населяющие нашу огромную страну, и вставшие плечом к плечу в трудное для нее время. А нам нельзя никого обижать, нам нужно объединять Россию.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

14.11.2014 09:23

Определение, которое дал Всемирный русский народный собор, продуманное, глубокое, оно пытается охватить проблему во всей ее сложности с учетом мировосприятия самых разных людей.

Мне кажется, необходимо отметить определяющую роль православия в том, что касается истории России и русского национального самосознания, но можно назвать много замечательных людей, у которых на этот счет было другое мнение. При этом никто не будет сомневаться, что они русские. Например, те, кто создавал в XX веке могучую державу: маршал Жуков, академики Королев, Курчатов, академик Харитон - ближайший сподвижник Курчатова, внесший решающий вклад в создание советской атомной бомбы и термоядерного оружия. Он, я думаю, мог тоже думать иначе, но при этом мы ни в коем случае не можем не считать его русским, поскольку Юлий Борисович верно и преданно служил Родине. Так что, наверное, это определение я бы сформулировал как-то иначе.

В истории можно найти немало примеров, когда и протестанты служили верой и правдой России. Или когда в XX веке люди не могли открыто исповедовать христианство, так как жили в эпоху гонений, и их положение не позволяло им проявлять свою веру, но мы не можем же не считать их русскими. Поэтому это определение требует уточнения.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

14.11.2014 09:22

Наконец-то начался процесс нашего самоопределения. Надеюсь, вслед за ответом на вопрос «кто мы в этом мире» последует и ответ о нашем предназначении.

У меня уже давно не вызывает сомнений: русский - это вообще не национальность, и попытки его «биологизации» - национализм, тупик для исследователей. «Русский человек» - это образец, к которому стремится вся нация, проживающая на огромной территории нашей страны от Тихого океана до Балтийского моря. Для этой нации православие определило базовые жизненные ценности. Ее представители говорят по-русски и воспринимают язык как Богом данное средство для постоянного общения с Творцом, с источником истины. А еще для каждого русского человека очень важна его Родина, и он стремится вернуться туда, где бы ни находился.

Эти три составляющих могут стать определяющими для любого живущего на Земле человека. Но восстановить эту целостность получается, конечно же, не у всех. Мы можем уверенно говорить об известных нам русских людях, таких как Пушкин Лермонтов, Достоевский, Суворов и о многих других. Но можно ли назвать русским каждого из нас – вопрос нашего самосознания, устремлений, намерений, и может быть, нашей мечты.

Так я понимаю значение слова «русский». И если мысли, высказанные на Соборе, созвучны моим, я могу сказать: скорее всего, собравшиеся там люди, да и вообще русские люди, даже мыслят похоже. И можно надеяться, что такие формулировки, которые будут входить в нашу жизнь, станут причиной важных перемен. Я уверен, они уже происходят, так как внешние проявления - всего лишь след глубинных процессов, происходящих в умах и сердцах людей.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

14.11.2014 08:33

Я согласен с этим определением. А насчет обидчивости тех, кто не признает православия, могу сказать, что эти люди вообще по-другому трактуют историю России.

Да, взгляд на историю всегда оценочен. История народа - это жизнь субъекта, поэтому она может восприниматься только субъективно. Поэтому, как и сказано в определении ВРНС, к определенным ключевым историческим событиям надо правильно относиться. В том смысле, что это подчеркивает принадлежность к этноконфессиональной общности, потому что она очень важна.

Стоит только послушать неоязычников или фанатичных атеистов, чтобы понять: у них история совершенно иначе оценивается. Она раздроблена на куски и лишена цельности: история Крещения Руси, например, для них - это погружение во мрак. История периода Петра I, наоборот, оценивается как цивилизационный прорыв. А другой взгляд на историю ведет и к другому взгляду на будущее. И ориентиры у них другие по отношению к нашим. Если мы хотим восстановления православного сообщества, то в области образования на первое место надо поставить возможность изучения детьми своей традиционной православной культуры. Атеистам и прочим это не нужно.

А если народ так разделился внутри страны, разделяется и царство. Евангелие предупреждает: если царство разделилось внутри себя, то оно не устоит. Поэтому для самосохранения идентичности надо, чтобы царство было твердым и единым. И это единство провозглашено в определении ВРНС: только так наши дети и внуки смогут жить в независимом, суверенном и обустроенном государстве.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

14.11.2014 08:26

Этот документ вышел не из-под пера каких-нибудь графоманов, а был подготовлен экспертной группой признанной международной общественной площадки. Наивно было бы предполагать, что не-эксперт может сходу его усовершенствовать.

Мне кажется, появление этого документа есть одновременно и свидетельство некоего кризиса нынешней эпохи, и ответ на вопрос о необходимости существования русского мира, русского народа, государства России.

И в XIX веке люди задумывались, в чем разница между понятиями «русский» и «российский». Николай Михайлович Карамзин пишет историю государства Российского, а не Русского, в Московском императорском университете существует кафедра российской истории, но не русской.

Но в чем разница между русским и российским? Мне кажется, это во многом философский вопрос. И вот принятый на соборе документ как раз и предлагает исходить при определении идентичности людей, проживающих в России, из понятия «русский» как основного.

Понятие «российский», увы, было скомпрометировано в первой половине 90-х, когда мы отказались от определения «советский человек», подразумевавшего принадлежность к государственному строю, форме правления – власти Советов. В условиях развала многонациональной державы - СССР - любое слово, которое могло указывать на превосходство титульной нации, становится неудобным. Первое лицо государства демонстративно употребляет слово «российский», а не «русский». Так что сегодняшний выбор слова «русский» в определении национальной идентичности мне кажется вполне оправданным.

Обидно ли для человека, исповедующую другую религию, что православное христианство называют основой национальной духовной культуры? Может, национальная духовная культура должна основываться не только на православном христианстве?

В ОАЭ – стране, исповедующей ислам, - формулирование национальной идентичности жителей не может быть не связано с признанием ценностей ислама. И это не вызывает ни у кого вопросов. Поэтому я не думаю, что признание исторического факта должно быть обидно.
А потом, почему должно быть обидно? Есть некая нравственная система, опыт отношений Бога и человека, который дал очень неплохой результат – православное христианство. Оно и составляет основу национальной духовной культуры. Это просто факт.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

14.11.2014 08:11

Вопрос довольно сложный. С одной стороны у нас государство многонациональное, и люди разных национальностей говорят и думают на русском языке, исповедуя при этом разные конфессии. Но с другой стороны все-таки именно русский народ имеет свою очень богатую историю и культуру.

Так что мне кажется, определение, данное ВРНС, достаточно хорошее. Если человек хочет быть русским и называет себя русским, то он должен себя ассоциировать с этой культурой и считать русскую культуру своей. А русская культура, как бы мы ни стремились выглядеть толерантными перед мусульманами, буддистами, иудеями, все-таки культура христианская. Так что акцент именно на этом возможен. И это не значит, что мы отталкиваем остальных и говорим, что русские только те, кто православные.

Мы много говорим сегодня о том, кто такие русские и русский народ. А это многонациональное единство разных народностей живущих в РФ, но главным среди всего разнообразия должно быть какое-то ядро. И этим ядром выступает все-таки русская христианская культура.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

14.11.2014 08:08

Русскость определяется многими факторами, в том числе высказанными в декларации русской идентичности.

Думаю, ничего обидного в этом определении нет. Человек, отрицающий православие, не может быть русским человеком по определению, а значит, ему не на что обижаться. Я вот уверен, что таджики не считают меня своим соплеменником, и это нисколько меня не коробит.

Быть русским лишь по крови невозможно. Современная наука еще не научилась делать экспертизу, чтобы определять чистоту крови на соответствие той или иной нации.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

14.11.2014 07:55

Русский язык был и будет объединяющим для всех. Другие народы между собой общаются, конечно, на русском. Те же татары и чеченцы между собой могут говорить только на русском, иначе не поймут друг друга.

Факт веры тоже объединяющий. Но дальше можно понять так, что только русские воевали в Великой Отечественной войне - мне, например, это режет слух. Ведь воевал весь советский народ – были казахи, башкиры, татары и многие другие. Поэтому нельзя говорить, что только русские выиграли войну.

И вообще в наше непростое время не надо заявлять, что в России проживают только русские. А то татары завтра скажут, мол, в Татарстане тогда уж живут только татары, в Башкирии – башкиры и т.п. И что начнется? Надо стараться объединить нашу страну, не подчеркивая национальность и веру. Есть атеисты, есть верующие разных конфессий. Нельзя возвышать одну нацию или религию над другой.

И как бы я ни говорил и ни думал на русском языке, я все равно татарин. Как и чеченец или башкир остаются чеченцем и башкиром. И называть я себя буду татарином, а не русским. Чеченцы тоже говорят на русском, но считают себя чеченцами, чтят свои традиции и т.п.

Да, за границей всех, кто из России, всегда называли русскими. Помню, в советское время, когда мы выезжали в капстраны, к нам уважительно обращались: «Оооо, русские!». И сейчас, приезжая в Европу, например, я называю себя россиянином, т.к. ассоциирую себя с Россией и горжусь своей страной. Те же победители международных спортивных соревнований из России, какой бы ни были национальности, но, стоя под флагом России на пьедестале, говорят: «Я – россиянин». Так что надо понимать тонкости и различия между нацией и национальностью, и как представитель каждой из наших многочисленных народностей, осознает свое место в нашей стране.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

14.11.2014 07:51

Я знаю, что такой документ приняли, но пока его не читал, хотя и намерен тщательно его изучить.

Но в принципе с этим определением можно согласиться. Хотя надо понимать, что есть этнические русские, которые не исповедуют, например, православие. Думаю, на эту тему еще будет обсуждение. Мы же признаем право человека исповедовать любую религию независимо от национальности, так почему человек не может называть себя русским, если исповедует не православие?

Конечно, мы признаем, что в России православие исповедуют более 80% населения, но, тем не менее, человек, принявший ислам, не перестанет быть русским. Если он этнически русский, то он будет себя считать таковым независимо от исповедуемой религии. Поэтому мне бы хотелось, чтобы это определение русской идентичности не входило в противоречие с определением русского этноса.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

14.11.2014 07:49

Я себя русским не считаю, хотя и говорю на русском языке, и проживаю на территории России. Но как быть русским, которые, допустим, живут во Франции или других странах? Их что, не нужно считать русскими? Они же сами себя таковыми считают, и признают, что все вышеупомянутые исторические события сыграли решающую роль в их самоидентификации. Или тем, кто говорит на русском и продолжает считать Россию своей исторической Родиной, и при этом у них уже другая национальность? А что делать русским, не исповедующим православие – есть же и такие? Они тоже имеют право называться русскими.

Здесь много спорных моментов. Мне кажется, определение русской идентичности нужно сделать более вариативным.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

14.11.2014 07:47

Радует, что на таком высоком и уважаемом форуме задумались, кто же такой русский.

Мне кажется, правильнее было бы дать определение, кто такой россиянин. Но Собор пошел по пути определения, кто такой русский, и это право Собора, вполне хорошая попытка самоопределиться. Неблагодарное дело советовать исправить тут что-либо. Такое определение в любом случае - это огромный философский шаг по осмыслению роли русского народа в образовании государства Российского, роли православия в формировании русской нации и государства. Даже если этим определением мы заставим задуматься часть русского населения над вопросом «кто мы?», это уже здорово.

На мой взгляд, определение, которое получилось в результате, все же не совершенно. Оно может обидеть людей, в том числе этнически русских, но не исповедующих христианство. У нас появилось немало людей, которая связывает себя не только с Россией, но и со своими новыми родинами, где купили собственность, получили гражданство или вид на жительство. Еще эта формулировка отрезает часть русского народа, которая выехала за пределы России во время революции: они не говорят уже на русском, но считают себя русскими, пусть не полностью, но сохраняя элементы русской культуры.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".