Я наблюдаю за событиями в Хакасии и отмечаю, что после избрания главой региона представителя КПРФ там стало возникать немало каких-то неприятных, скандальных ситуаций

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

http://www.novopol.ru/-v-shtate-michigan-zakryilis-shkolyi-iz-za-ojidaniya-k-text138223.html

В субботу - светская школа, в воскресенье - воскресная: Мнения священнослужителей

26.11.2014 07:48


Столичные власти разрешили Русской Православной Церкви арендовать для воскресных школ помещения общеобразовательных учреждений во внеурочное время на безвозмездной основе. Окончательное решение будет принимать управляющие советы школ, сообщает "Коммерсантъ".

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский) рассказал газете, что многие воскресные школы и группы нуждаются в улучшении фонда недвижимости или новых помещениях. По его словам, общеобразовательные школы только выиграют от сотрудничества. "Изучение православной культуры - это ключ к пониманию целого блока гуманитарных школьных дисциплин, таких как литература, мировая художественная культура, обществознание и другие, - отмечает представитель РПЦ. - Также это взаимодействие станет серьезным подспорьем для школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики", в особенности модуля "Основы православной культуры", который в этом учебном году изучает уже каждый третий четвероклассник". Отец Онисим допустил также, что воскресные преподаватели смогут помочь общеобразовательным школам провести "яркие и интересные мероприятия, приуроченные к Рождеству, Пасхе, Дню народного единства, святкам и другим праздникам". А представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко) надеется, что этот опыт будет распространен и на другие города.

Представители других традиционных конфессий заявили, что обратятся к московским властям с аналогичной просьбой. Сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов считает, что московский департамент образования ведет себя непоследовательно: оказывает давление на школы, чтобы они зарабатывали деньги, в том числе через сдачу помещений, но при этом выделяет негосударственную организацию и предлагает ей бесплатную аренду. А глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков считает эту ситуацию нарушением закона, поскольку образование в стране является светским.

Опрошенные Regions.Ru парламентарии по-разному отнеслись к этой инициативе. Так, первый председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов опасается по этому поводу «провокаций, связанных с желанием других религиозных конфессий, в том числе и нетрадиционных, добиться такой же бесплатной аренды. Если где-то им в этой аренде будут отказывать, они начнут обращаться в суды, и вскоре мы будем читать в западной прессе упреки в угнетении у нас религиозных меньшинств, нарушении свободы слова и т.д.» А зампред комитета ГД по образованию Виктор Шудегов заявил: «Безусловно, это решение противоречит светскому характеру нашего образования. В самом намерении представителей РПЦ получить в аренду именно школьные помещения я вижу стремление распространить влияние Церкви на школу. Думаю, если в общеобразовательных учреждениях, пусть даже во внеурочное время, будут проходить занятия воскресных школ, неизбежно возникнут попытки обязать учащихся приходить на эти занятия. Более того, в данном решении заложена еще и определенная «мина замедленного действия». Как только мы обеспечим такую вот безвозмездную аренду для одной конфессии, хотя она и главная в России, тут же с аналогичными просьбами начнут выступать представители других религий – мусульмане, иудеи, буддисты, возможно даже представители каких-то сектантских движений».

«Как вы относитесь к решению столичных властей? Есть ли в нем угроза светскому характеру образования? Должны ли другие конфессии, кроме православия, получить аналогичные преференции? Надо ли распространить этот опыт и на другие регионы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

26.11.2014 08:51

Применять столичный опыт в других регионах необходимо. Хотя бы по той причине, что мы очень мало знаем о своих корнях, традициях, культуре…. Когда к нам приезжают иностранцы, они заранее планируют, какие храмы и другие памятники культуры, архитектуры и истории будут осматривать. Знают, потому что перед приездом готовятся. А жители нашей страны ничего не знают, и радуются, когда им что-то объясняют. А если объясняют не так, как на самом деле учит Православная Церковь? Чтобы люди в собственной стране были по-настоящему своими, а не чужаками, они должны изучать православную культуру.

Есть в этом предложении еще один положительный момент: ограничение доступа сектантов в учебные заведения. В наших школах нельзя проводить богослужения, но это же можно делать и под видом каких-то бесед. Многие считают, что богослужение – это когда у священника кадило, чаша и другие предметы культа, но, например, протестанты могут совершать его и без этих атрибутов. Никто же не имеет права запретить им проводить встречи, отвечать на вопросы? А тут можно с полным основанием сказать: извините, мы сначала должны изучить нашу культуру, а потом уже другие, чтобы их сравнивать.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

26.11.2014 08:44

Школа в соответствии с законом об образовании ставит перед собой воспитательную задачу. Она воспитывает личность, гражданина. За время обязательных часов, которые оплачиваются государством, эту задачу - воспитание личности - решить весьма затруднительно. Соответственно, на базе муниципальных образовательных учреждений предоставляется возможность реализовывать программы дополнительного образования. И Православная Церковь дает возможность создать такую систему дополнительного образования.

Социальная концепция православной Церкви гарантирует, что такие программы будут сформированы в соответствии с заказом государства на воспитание граждан. А эти граждане в дальнейшем будут созидать, воспитывать, строить… Значит, появление таких школ - однозначно в интересах государства.

А решают ли другие конфессиий в рамках своей социальной концепции задачи, которые ставит перед ними государство? Если традиционные конфессии в какой-то степени решают – замечательно, если нет – нечего им там делать.

Что касается других регионов – после того, как в Москве будет реализован пилотный проект, необходимо создавать условия для использования полученного опыта в других регионах нашего государства. Наша страна - это не только Москва, но и вся остальная Россия.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

26.11.2014 08:39

Я думаю, идея отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии полезна и интересна. Если удастся претворить ее в жизнь, из этого может получиться много хорошего.

Опасения, которые высказывают в отношении других конфессий, скорее всего беспочвенны. За минувшие годы, даже десятилетия, когда для негосударственных школ открылись широкие возможности в плане образования и работы с детьми, мы увидели: кроме православных никто не нашел ни ресурсов, ни необходимости активно заниматься с детьми, да и вообще с населением.

Но хотелось бы поговорить и о перспективах, и задать, к примеру, такой вопрос: а почему родители, которые избрали для своих детей возможность получать общее образование, в основе которого лежит православное мировоззрение, в частной школе, до сих пор лишены такой же поддержки, которую государство гарантирует всем остальным гражданам, получающим среднее образование? Почему оно лишь частично оплачивает затраты, которые есть у негосударственных школ, имеющих государственную аккредитацию?

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

26.11.2014 08:24

Главное, чтобы не получилось "как всегда".

У нас почему-то (наверное, по-советски, по инерции) считается, что "светское" - это значит "атеистическое", что совсем не так. Устраивать богослужения в учебных заведениях и заставлять учеников молиться - вот это, безусловно, не светское. А рассказывать о вере и культуре, которая сформирована благодаря этой вере - очень даже полезно.

Что касается других конфессий, если речь идет именно о столице, нужно смотреть, какое количество учеников той или иной конфессии обучается в конкретной школе.

Думаю, и в других регионах этот опыт был бы полезен.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

26.11.2014 08:19

Я думаю, Москва вполне может стать площадкой для реализации этого проекта - как самый многолюдный и в некотором смысле исключительный по условиям регион. И если отработать механизмы здесь, никаких препятствий для того, чтобы внедрить это начинание в других регионах, не будет. Столица, да и вообще мегаполис, где в наибольшей степени сталкиваются интересы всех и вся, будь то религиозные вопросы, или, скажем, политические - самое сложное пространство для реализаций подобных идей. Более того, их апробация в столице будет сигналом для всей страны. Сигналом, что наше государство, наша власть небезразлично относится к культурной идентичности своего народа. Конечно, трудности неизбежны, но при наличии, с одной стороны, благого желания Церкви и поддержки структур столичного образования это начинание, несомненно, даст хороший результат.

Конечно, вопрос: «почему именно православные воскресные школы должны получать такие преференции в нашем многонациональном, многорелигиозном городе, и не будет ли это ущемлением прав представителей других религиозных конфессий», вполне логичен. Но давайте посмотрим, сколько в Москве, согласно официальным данным, проживает людей, какова их культурная, историческая принадлежность?

Конечно, представители других государствообразующих религий могут сказать: и нас тут на законных основаниях проживает много, почему бы и нам не получить такие преференции? И можно предположить: тем громче будет возмущение якобы ущемлением прав представителей других религий, чем больше людей, эти религии исповедующих, незаконно находится в Москве. Но это уже дело правоохранительных органов.

Нельзя не сказать и о том, что для воскресных школ это определенный шанс - но и испытание тоже. Одно дело организовывать какие-то занятия в церковной ограде, другое - выйти за ее пределы и стать вполне открытыми миру - то, о чем неоднократно говорил и к чему призывал патриарх Кирилл. И я думаю, это будет очень непростой опыт, трудное испытание и для воскресной школы, и для городской системы образования. Но ничто хорошее не бывает легким. Хочется надеяться: при должном терпении и усилиях это начинание принесет хорошие плоды.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

26.11.2014 08:11

На мой взгляд, решение об использовании помещений общеобразовательных учреждений для нужд воскресных школ, с одной стороны, правильное – это будет способствовать духовному воспитанию нашей молодежи, повышению культурного, образовательного уровня. С другой - могут и возникнуть определенные проблемы.

Для детей посещение школы - обязанность . Известно, что отношение школьников к обучению варьируется от восторженного приятия каких-то предметов, до отсутствия энтузиазма вообще. И если возникают какое-то препятствие, например, отменяют урок, потому что заболел учитель, дети радуются, так как у них появляется еще одна возможность отдохнуть. И это очень опасный момент. Если воскресная школа будет располагаться в стенах обычной, ее посещение может тоже восприниматься как «обязаловка». А воскресная школа все-таки призвана приводить человека к Богу, возвышать его дух не посредством посещения каких-то обязательных занятий, а прежде всего организацией жизни детей. Задача воскресной школы – не столько информировать о религии, Боге, вере, традициях, сколько дать возможность некоторое время прожить в христианской обстановке, среди единомышленников. Это предполагает свободу. Несмотря на то, что иногда и в воскресную школу дети ходят под влиянием родителей, они, по большому счету, понимают: это их свободное волеизъявление. А в нашем случае ребенок может начать воспринимать воскресную школу как еще одну нагрузку, дополнительный факультатив.

Что же касается опасения по поводу реакции представителей других конфессий, мне кажется, этот вопрос можно решить безболезненно: у нас есть традиционные религии нашей страны и нетрадиционные. Польза от последних с точки зрения государственного строительства, наследования традиций, национальных культур России сомнительна. Поэтому, наверное, они должны быть исключены из числа потенциальных участников этого процесса.

Что касается традиционных конфессий, здесь я тоже особых проблем не вижу: можно в качестве примера использовать опыт преподавания «Основ религиозных культур…». Уже разработаны определенные правила, которые можно учесть и при организации таких воскресных школ. Если у религиозных организацией есть потребность, действительно квалифицированные преподаватели, почему бы им также не предоставлять помещения школ?

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

26.11.2014 08:03

Решение столичных властей для меня стало новостью. В связи с этим возникает ряд вопросов. До какой степени сегодня наше государство светское, уж если зашла речь о религии применительно к образовательному процессу? Сегодня, с одной стороны, много говорят о неких крайних формах светскости, с другой - клерикализации.

Я думаю, в любом случае необходимо общественное обсуждение этого предложения. Народ должен понимать, как это все будет выглядеть, прежде чем принять решение.

Мы часто слышим от наших православных деятелей и представителей других конфессий, что нужно укреплять инструменты нашей религии. Это правильно, никто не спорит: наши дети должны знать свои корни. Однако повторюсь: необходимо заручиться поддержкой всего общества: и православных, и представителей других конфессий, и атеистов.

Говоря о других конфессиях, я хотел отметить еще вот что: Конституция РФ гарантирует равные права всем традиционным религиям. И в столичном департаменте образования, насколько я знаю, говорили, что к ним с подобным вопросом представители других конфессий не обращались. Как же мы могли обращаться, когда вообще не знали о подобном прецеденте? Сейчас мы об этом узнали, и мне кажется, разные общины захотят получить такие же преференции. Особенно много, думаю, будет обращений от мусульман. И не получится ли здесь так же, как и с мечетями? В столице строятся сотни храмов других конфессий. Мы этому, конечно, безмерно рады. Храмы строить нужно. Сейчас вот заложили камни там, где будет вестись строительство двух буддийских храмов. У нас есть и несколько синагог. А вот на миллионы мусульман - всего четыре мечети. У чиновников этому поводу различные отговорки, но воз и ныне там. И не получится ли, что и в этом случае мусульманам под различными предлогами будут отказывать?

В общем, это очень злободневная проблема. Я думаю, ее также нужно обсуждать на уровне Общественной палаты города Москвы, Мосгордумы, общественных институтов.

Ну а в целом идея хорошая. В выходные помещения в школах пустуют. Действительно, почему бы там не проводить занятия воскресных школ различных конфессий, не организовать курсы для тех же мигрантов, дабы их обучать русскому языку, нашей культуре… Дело за религиозными организациями, чиновниками и общественностью - необходимо разработать оптимальный вариант реализации этого проекта.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

26.11.2014 08:02

Когда в свое время президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву предложили ввести преподавание православия в общеобразовательных школах, он пообещал, что введет своим указом на территории Татарстана обязательное изучение ислама - независимо от национальности учащихся. Этот вопрос отпал сам собой. И правильно. Зачем, например, русскому человеку глубоко вникать в основы ислама, хотя в них и нет ничего противоречащего этически-моральным ценностям? Это просто не нужно. Хотите изучать религию - для этих целей и существуют воскресные школы.

Если сейчас в регионах, где проживает преимущественно исламское население, предложить на базе общеобразовательных школ открывать воскресные православные, думаю, это вызовет волну возмущения. Тогда почему бы не преподавать иудаизм, от него же пошло христианство?

Я думаю, такие споры могут привести к борьбе между конфессиями. Поэтому не нужно насаждать никакую религию. Преподавали историю мировых религий, вот давайте преподавать и дальше.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

При активном сопротивлении граждан внедрять ту или иную религию – это неправильно. Думаю, такие люди как Сергий Радонежский такие действия осудили бы - богоугодное дело нельзя делать путем принуждения граждан. И уж конечно это не христианская мораль, когда парни, скажем так, хорошо экипированные и подготовленные, разгоняют людей

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".