Так, например, по информации Свердловской ОНК, в женском СИЗО Екатеринбурга 35 женщин из 250 спят на специально для этого сооруженном третьем ярусе. В связи с этим, члены ОП предлагают законодательно запретить руководителям учреждений ФСИН принимать заключенных свыше установленного в данном учреждении лимита. Об этом заявил заместитель секретаря ОП РФ Александр Музыкантский на слушаниях, посвященных вопросам переполнения СИЗО и выбора меры пресечения, сообщает пресс-служба палаты.
«Европейский суд по правам человека уже вынес более 80 решений по нарушениям, касающимся размеров камер и числа находящихся в них заключенных. Но почему-то считается, что судья вместе с начальником изолятора могут нарушать закон», — возмущен замсекретаря ОП РФ.
Он отметил, что «страна, претендующая на звание передовой и прогрессивной, не может тащить с собой в XXI век систему, которая досталась от Средневековья». «Или нужно приводить в порядок, или ввергать страну в многомиллиардные расходы на строительство новых СИЗО», — сказал Музыкантский. «Если закон нарушается, мы должны соответственно к этим фактам относиться», — подчеркнул он.
По мнению членов ОП, также решением проблемы может стать выбор иной меры пресечения, а не содержание под стражей.
«Суды применяют меру заключения, не всегда взвесив все обстоятельства, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом. Прокуратуре необходимо вернуть все полномочия, касающиеся санкций на арест, а также вопросы надзора за следствием», — предложил член ОП Владимир Винницкий.
С этим согласен и глава Комиссии ОП РФ по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков. По его словам, зачастую суды выбирают меру пресечения в виде ареста формально. Например, следствие, в качестве аргумента, почему человека нужно заключить под стражу, заявляет о том, что у обвиняемого есть загранпаспорт или большое количество знакомых в органах государственных власти, не ориентируется на то, что за человека готовы дать поручительство. Нередко такие люди обвиняются в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, «не социально опасны», как выразился член ОП.
«На такой факт как поручительство почти не обращают внимания. Давайте тогда или его отменим, или суд должен аргументировано отказывать в этом», — считает Цветков. Кроме того, беспокойство главы Комиссии вызывает то, что с заключенными, которые по несколько месяцев находятся в СИЗО, не производятся никаких следственных действий.
В свою очередь начальник управления организации деятельности тюрем и СИЗО ФСИН России Игорь Вединяпин сообщил, что существует тенденция увеличения количества лиц, поступающих в СИЗО. Из них много тех, кто обвиняется в преступлениях небольшой и средней тяжести.
«Сегодня у нас проблема переполнения СИЗО существует в 15 территориальных органах, наибольшую озабоченность вызывают Республика Крым, где у нас на одного содержащегося под стражей приходится менее 2,9 кв. метров жилой площади при норме, установленной законом в 4 кв. м», — сказал Вединяпин.
Он отметил, что подобная ситуация сложилась и в Московской области, где на одного содержащегося под стражей приходится 3 кв. метров площади, в Москве, где этот показатель составляет 3,3 кв. метра, в Смоленской области — 3,4 кв. метра, а также в Башкирии, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, где этот показатель составляет 3,5 кв. метра.
Чиновник проинформировал о мерах, которые предпринимаются ведомством для разрешения проблемы — строительство дополнительных изоляторов, переоборудование подсобных помещений. «До конца реализации Федеральной целевой программы „Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 гг.)“ предусмотрено создание более 13 000 мест», — сказал Вединяпин.
По итогам слушаний принято решение сформировать рабочую группу по обоснованию необходимости внесения изменений в действующий УПК и законодательство с целью расширения сферы компетенции судов и расширение полномочий прокуратуры при рассмотрении дел об избрании меры пресечения.
В свою очередь руководитель аппарата Общественной палаты РФ Сергей Смирнов предложил участникам слушаний направить свои замечания и рекомендации к проекту резолюции ОП.