Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Россия воцерковляется медленно, но неуклонно: Мнения священнослужителей

22.12.2014 07:23


Исследовательская служба «Среда» обобщила итоги 2014 года в религиозной жизни России. По данным социологов, в частности:

- В 2014 году в России отмечено рекордное число причастников.

- Снижается число не верящих в Воскресение (в 2011 году их было 54%, в 2014 стало 44%).

- Снижается число тех, кто хотел бы слышать в храмах не церковнославянский, а русский язык (37% в 2011, 30% в 2014).

- Об оторванности православного духовенства от народа в 2010 году говорило 20% россиян, в 2014 – только 15%.

Суммировать эти данные можно словами «население России медленно, но неуклонно воцерковляется».

«Совпадает ли это с вашими наблюдениями? Видите ли наряду с этими тенденциями какие-нибудь не столь положительные?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

22.12.2014 08:55

В Орской епархии количество причастников, во всяком случае, точно растет. Я это связываю в первую очередь с просветительской работой. Наши священники посещают общеобразовательные школы, колледжи, университеты, читают лекции, отвечают на вопросы. Я сам в этом году читал лекции более чем в двадцати местах. В результате интерес к церковной жизни неуклонно растет среди самых разных слоев населения. С нашей молодежью мы нередко обсуждаем сложные и интересные вопросы.

А еще хочу сказать, что молодежь рада поддержать все хорошие начинания. Студенты неоднократно помогали сажать деревья возле храмов, в общественных местах, собирать мусор вокруг стадионов и речки. А если у нас такая активная молодежь, значит, у Орской епархии есть будущее.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

22.12.2014 08:41

Да, люди воцерковляются - тенденция такая есть. Но вот что касается системы – правоохранительной, судебной, экономической, энергетической, которая действует в стране, - здесь нет прогресса. Ведь главное, чтобы не только каждый отдельный человек сам по себе верил в Бога, а чтобы общество в своей деятельности преследовало цели спасения. А когда, например, в правоохранительной системе появляется верующий - он честный, не берет взяток, не участвует в криминальных делишках, не нарушает нравственных законов, не матерится, не курит, соблюдает посты, молится - он оказывается изгоем. И это бывает очень болезненно. Так что важно, чтобы люди не только сами по себе проявляли дела веры, но и чтобы система относилась к этому адекватно.

Порой система тратит невероятные средства на развращение людей. Например, на днях я был в метро - переход с Белорусской-кольцевой на радиальную, и там, где проходит толпа людей, висит плакат, на котором изображены улыбающиеся голые мужчины и женщины - реклама какого-то фильма и явно безнравственная. И ведь кто-то повесил плакат, люди деньги делают на рекламе разврата. Почему я, верующий, должен это видеть, куда я могу пожаловаться, чтобы это сняли? Мне же все равно скажут: «Не ваше дело». Но как же не мое?! Почему мне все время суют под нос эту мерзость?

Так что система у нас по-прежнему антинравственная. Вот когда во главе угла будут не прибыль и нажива, а духовно-нравственные ценности, тогда все изменится.

Еще у нас очень активно показывают по ТВ, как люди совершают преступления: грабят, убивают, насилуют. Да, при этом говорят - мол, преступники - это плохо. Но зачем тогда показывать и разжигать низменные страсти? На самом деле они стараются, чтобы человек приобщился к мерзости, грязи, ненависти и злобе.

Так что грех системы налицо и пока неясно, где силы, которые смогут убрать эту нечистоту из нашей жизни.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

22.12.2014 08:35

Статистика фиксирует положительные изменения и ее выводы вполне совпадают с моими наблюдениями по всем перечисленным пунктам, что меня, конечно, радует. Растет количество причащающихся и людей и тех, кто все более благосклонно относится к церковнославянскому языку - это все закономерный процесс воцерковления.

Тенденции иного рода, конечно, тоже есть. Происходит своего рода поляризация. Выявляются люди, которые не приемлют православие. Их меньшинство, но они есть, и это неприятие у них усиливается, становится более ожесточенным. Дай Бог, чтобы это меньшинство не было облечено властью и не чинило препятствия православию.

Кроме того, можно отметить усиление активности мусульман. Их религиозная активность усиливается под влиянием православия, как мне кажется. Они не хотят отставать от православных в религиозной активности. Само по себе это, конечно, вовсе не плохо, если распространяется традиционный ислам, а не ваххабизм.

Очень жаль, что министерство образования не дает учащимся общеобразовательных школ достаточных знаний о православии. Я замечаю очень большие недостатки в преподавании «Основ православной культуры». Если бы здесь в большей степени доверились Церкви, было бы лучше для всех. Сейчас это тормозит воцерковление, хотя оно все равно идет.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

22.12.2014 08:28

Конечно, воцерковление людей постепенно происходит. Они, регулярно посещая храмы, со временем приобретают больше знаний о церковной жизни. Сейчас и в свободном доступе много информации о Церкви. А вот приток новых прихожан сейчас не так велик. Лет десять назад было больше людей, которые приходили в храм искать ответы на свои вопросы, хотели пообщаться со священником.

Сейчас, на мой взгляд, наступила пора некоего успокоения: многими в духовном плане уже выбрана определенная позиция, и человек ее старается придерживаться. Так что я бы охарактеризовал происходящее ныне скорее как постепенное приобщение к церковной жизни.

Игумен Гермоген (Ананьев)

насельник Московского Данилова монастыря

22.12.2014 08:23

Да, безусловно, население воцерковляется. Церковь уже двадцать лет не знает гонений, люди могут свободно прийти в храм, за веру никого не наказывают, у нас полная свобода. В 90-е годы было немножко модно быть религиозным, потом мода прошла, и люди стали приходить в храм по зову сердца.

Конечно, что воцерковляются все, сказать никак нельзя. Но я вижу, что большинство людей уже не просто заходит в храм поставить свечку, а интересуются церковной жизнью, очень многие стараются причаститься хотя бы раз в год. Так что Церковь уже стала одной из реальностей общественной жизни. И еще в стране нашей периодически возникают проблемы и сложности, что тоже людей приводит в храм - духовно укрепиться и попросить у Бога помощи.

Конечно, в большинстве случаев воцерковление, по крайней мере поначалу, касается только внешнего. Тем не менее, человек, который даже просто интересуется православием, рано или поздно становится полноценным членом Церкви.

И участвовать в таинствах люди стали чаще. Раньше для многих венчание было просто внешним обрядом, они не понимали, какую ответственность берут на себя. Сейчас венчание так же популярно, но люди более осознанно к нему подходят. Сказывается катехизическая деятельность Церкви в миру. Сейчас, например, просто так нельзя окрестить ребенка, надо обязательно пройти подготовку, беседу со священником. А перед таинством венчания надо исповедоваться и причаститься.

Не надо забывать, что мы семьдесят лет были оторваны от духовных корней, поэтому воцерковление бывает и с перекосами, есть духовные болезни, но это и естественно. Через это надо пройти, чтобы построить новую Церковь в свободном обществе.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

22.12.2014 08:12

Для меня воцерковление никогда не выражалось в статистических данных. Конечно, всегда радостно, если видишь в храме на празднике, на воскресном богослужении не пять человек, а, скажем, пятьдесят. А еще более радостно, если из них 30-40 причастников. Но для меня воцерковление выражается не в количестве людей, соблюдающих внешние ритуалы и обряды, а в приобщении их к таинствам Церкви - исповеди, причастию…

Неважно, какой язык желает слышать в храме человек – церковнославянский или русский. Главное, чтобы он хотел жить по Евангелию, согласно правилам, которые мы получили от Бога.

К сожалению, есть люди, которые только внешне участвуют в таинствах Церкви. Но там, где проходило в последние годы мое служение, многие люди стремятся быть с Христом. Правда, говорить о подъеме религиозности в стране я бы не стал: он был в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда все вдруг стало можно, но не все было понятно. Люди очередями шли в храмы. На Пасху не протолкнуться было. А сейчас к моменту причастия на Пасхальной Литургии часто бывает вполне свободно уже. И с началом сознательной подготовки к крещению очередей к купели также не наблюдается.

Есть попытка связать патриотическое движение с нашей традиционной религией - но думаю, это профанация. Если оставить живущих по Евангелию, живущих Таинствами, это будет то же самое "малое стадо", что и во времена Христа.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

22.12.2014 08:10

Возможно, изменения связаны с тем, что теперь в большинстве храмов не крестят без предварительных катехизических бесед. И это очень хорошо. По личному опыту знаю: уровень не то что воцерковлённости, а просто элементарных знаний о христианстве у людей чрезвычайно низок.

В нашем немноголюдном деревенском храме число причастников заметно не увеличилось, зато уменьшилось количество крестин. Я составляю миссионерские отчеты по нашему церковному округу и поэтому знаю статистику по району за последние годы. Я спрашиваю у других священников - картина похожая. Думаю, теперь приходят креститься и крестить детей более осознанно. Тех, кто хочет покрестить детей просто по традиции, обязательность бесед не устраивает и они уходят. У меня вообще был вопиющий случай, когда пришла бабушка, ещё не старая женщина, с просьбой окрестить внука, но в процессе разговора она настойчиво подчеркивала, что у них в семье все атеисты и воспитывать в вере они ребёнка не будут. "Нам это всё не нужно", - говорила она. «А зачем крестить? - Хотим, чтобы был крещёный, мы все крещёные». Договориться нам не удалось.

Так что, думаю, обязательная катехизация дает плоды. Люди больше узнают о вере, приходят в Церковь осознанно. Бывает, приходят люди, собирающиеся стать крёстными, то есть наставниками в вере, и они даже и не знают, что для христианина обязательно причащаться. Они и не слышали об этом. Мы им об этом рассказываем, и они начинают участвовать в таинствах.

Когда беседуешь с людьми, которые раньше никогда не общались со священником, рассказываешь им о христианстве, просто общаешься по-доброму, они уже не воспринимают священника как инопланетянина, и не считают, что духовенство оторвано от народа, живет в каком-то параллельном мире.

Но 44% не верящих в Воскресение - это конечно очень много. Это невежество, которое ещё предстоит исправлять.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

22.12.2014 07:55

Мне как человеку верующему приятно думать, что я живу в стране, где религиозность населения повышается. У меня на этот счет никакой статистики нет, но в московском храме, где я служу, причастников и прихожан и впрямь становится все больше. Не верящих в Воскресение, быть может, всего один человек на несколько тысяч прихожан.

Там, где священник, прежде всего, служит, священнодействует, исполняет требы, все остальное прилагается. В этих храмах растет количество прихожан, число причастников. У людей появляется своего рода религиозная уверенность.

И, кстати, как это ни парадоксально, если священник думает в первую очередь о богослужении, при этом отказываясь от обязательных пожертвований за какие-то церковные действия, доход храма не уменьшается, а, напротив, возрастает.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

22.12.2014 07:45

Статистика не всегда отражает реальное положение дел. До революции практически вся Россия причащалась, велся учет причастившихся, чиновники были обязаны говеть - иначе их считали неблагонадежными. Это привело к тому, что осталась только форма, а смысл таинства был утрачен.

Святейший неоднократно говорил: не нужно проводить мероприятие ради мероприятия, необходимо заниматься реальной работой. Священнослужители должны быть ближе к народу. А цифры…. Возьмем район какого-нибудь провинциального города, где проживет 100 тысяч человек. В воскресный день, когда человек должен посвящать себя Богу, в храме этого района, уверен, едва ли наберется 100 человек. Ну и много ли толку в этих «повышениях процентов»?

Когда Христос пришел в мир, за ним пошли не все. Многим его проповедь неудобна, некомфортна. Христос ставил своей задачей спасение всех людей, но все никогда к нему не повернутся.

Кто-то приходит в храм по зову души, кто-то - отдавая дань своего рода моде. Но, в конечном счете, это все не так уж важно. Если человек хочет жить по заповедям Христа, он должен показывать это на примере собственной жизни.

На днях я видел в новостях, как в Ханты-Мансийском округе сотрудник правоохранительных органов перегородил своим автомобилем дорогу, чтобы не допустить столкновения грузовика с автобусами, где находились дети. Так вот, не нужно рассчитывать, что кто-то преобразит за нас мир: мы сами должны его преображать, как этот человек.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

22.12.2014 07:42

С одной стороны, я наблюдаю приток в Церковь людей, в общем-то, от нее далеких. У меня каждое воскресенье исповедуется один-два человека, делающих это впервые. Это много – и действительно, число таких людей растет. Это очень повышает ответственность священнослужителей: если человек пришел в первый раз, нельзя встретить его, не удовлетворив хотя бы минимальные запросы.

С другой стороны, у воцерковленных людей, зачастую из верующих семей, я нередко наблюдаю критическое отношение к Церкви, к духовенству, к священноначалию. Некоторые люди ждут от Церкви большей динамики, что ли. А кто-то, наоборот, считает: Церковь стала слишком динамичной, и хотят большего консерватизма.

Кроме того, появились люди, которые раньше не были воинствующими атеистами, относясь к вере индифферентно, а сейчас таковыми стали. И число таких людей тоже растет. Из этого я делаю вывод: идет активизация всех групп общества. Но для меня самый важный показатель - люди, которые приходят в Церковь в первый раз. Приходят с надеждой.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

22.12.2014 07:36

Большинство инициатив Святейшего патриарха и Священного Синода последних восьми лет сводятся к тому, чтобы священнослужители были ближе к людям, и те имели возможность обратиться к ним по любому вопросу. Этому способствует деление больших епархий на маленькие и наличие там собственных архиереев.

В числе инициатив - активизация работы с молодежью. В годы советской власти было разрешено только проводить богослужения. Проповедовать, не говоря уже о том, чтобы вести беседы перед крещением или выступать перед светской аудиторией, священникам не разрешалось. Сейчас такое происходит повсеместно. Социальная и миссионерская работа помогла организовать общинную жизнь на приходах. Верующие общаются, могут вместе углубленно изучать Библию, заниматься волонтерством, совершать паломничества. Так происходит и в Санкт – Петербургской митрополии, и во многих других.

Кроме того, мы постоянно рассказываем, какую роль Церковь сыграла в нашей истории, чем уникальна христианская религия. Ведь многие светские люди, считающие себя неверующими, живут, сами того не осознавая, по христианским принципам, а почему – им неведомо.

Конечно, осведомленность населения в различных церковных вопросах в последнее время возросла. С другой стороны, все более изощренными средствами пропаганды нам пытаются навязать нехристианские, антихристианские принципы жизни. И нельзя сказать, чтобы это оставалось совсем без последствий.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

22.12.2014 07:28

Опросы отражают то, что люди думают, т.е. только их мнение, а не объективные факты. А в таком деле как православная вера трудно найти объективные данные успеха.

Помню митрополита Виталия Устинова до его болезни, когда он был во главе Русской Православной Церкви Заграницей - в одной из проповедей сказал прихожанам: «Как вы думаете, чего ищет архиерей? Каждый архиерей надеется и желает, чтобы в его епархии был хотя бы один святой». То есть не статистический отчет важен, а один святой. Это очень правильная позиция и альтернативный взгляд на успех нашего общего дела.

А так я готов согласиться с наблюдениями социологов. И по своим наблюдениям, и по общим могу сказать, что вижу и слышу в СМИ и церковных кругах то же самое. Эти отклики общественного мнения суть свидетельство не просто реального подвига воцерковления народа, но улучшенной нашей информационной работы. Причащаются больше – слава Богу, значит, до людей достигает слово о том, что такое православие. Перестают рассуждать о недостатках русского или церковнославянского? Потому что услышали правильную оценку со стороны церковных СМИ, с амвона, из интернета.

То есть я рассматриваю это как свидетельство успеха церковно-информационной просветительской миссии. Судить о вере отдельного человека мы вряд ли можем, а о качестве информационной работы - вполне.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

22.12.2014 07:28

Есть определенный оптимизм в социологическом исследовании, и хочется верить, что действительно ситуация меняется в лучшую сторону.

Сам я служу в центре Москвы и не скажу, что тут идет приток населения в храмы. Но люди-то в основном живут на окраинах, в спальных районах, и изменения в их жизни на нашем храме просто не сказываются.

Зато я точно могу сказать, что отрицательно на церковную жизнь сегодня влияют только скандалы в прессе.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".