Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Разучится ли молодежь говорить: Мнения священнослужителей

23.12.2014 07:37


Протоиерей Всеволод Чаплин, дал интервью газете «Культура». Отец Всеволод, в частности, сказал:

«Многие молодые люди сегодня не просто неграмотно пишут, они разучились формулировать свои мысли. Я постоянно с этим сталкиваюсь, поскольку моя деятельность на 50 процентов состоит из редактирования текстов - от сложных концептуальных документов до элементарных писем. Я все больше понимаю, что их молодые авторы просто не могут выразить ясно свои мысли.

См. также:
Смартфон и разврат: Мнения священнослужителей

Кто-то недавно хорошо заметил - современные средства коммуникации все больше нацелены не на создателя контента, а на его потребителя. Попробуйте написать хотя бы трехстраничный текст на планшете! Наверное, скоро появится "продвинутая примочка", которая позволит общаться с устройствами через бессвязные звуки разной эмоциональной окрашенности: зарычал - отключилась одна программа, запищал - включилась другая... Как у животных. Постепенно устная речь, не говоря уже о письменной, станет прерогативой узкого элитарного круга. Остальные, обвешанные "умными" гаджетами с ног до головы, будут только рычать, пищать и хрюкать. Вы хотите жить в таком обществе? Я – нет».

«Наблюдаете ли вы сами, что люди вокруг все хуже владеют речью и теряют способность выражать свои мысли? Чем это, на ваш взгляд, объясняется, связано ли это с распространением новейшей техники? Как можно с этим бороться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Абрамов

настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

23.12.2014 09:17

Говорить по-русски не просто стали хуже: можно свидетельствовать о каком-то уже пещерном уровне, просто чудовищной безграмотности - не просто о незнании литературы и истории, но о незнании элементарных норм русского языка. При этом утверждается, что не так уж и важно, как ты пишешь и говоришь - главное, чтобы тебя поняли. В результате в родной язык вносят еще и нормы иностранного.

Во многом эту безграмотность насаждают современные СМИ. Мы помним дикторов еще 80-х годов: неверно поставить ударение или неправильно употребить оборот для них было немыслимо. Культура речи была высочайшая, что поддерживало планку общенародной грамотности.

То, как преподается сегодня русский язык и литература, может привести только к ненависти и выработать отвращение хоть к Пушкину, хоть к Булгакову. В обществе утвердилось устойчивое отторжение речевой культуры, невнимание к языку, торопливость, языковая небрежность, это все помножено на отсутствие источника, откуда можно бы было черпать грамотность. А тот, кто плохо говорит и пишет, плохо и думает. Необходимо уметь облекать собственные мысли в правильные формы.

Что тут делать, трудно сказать. Надо преподавать русский язык и литературу как следует. В некотором смысле тут хороша литературная цензура - не в смысле запрета неугодных мыслей, а в смысле проверки качества произведения. Тогда бы не выходили книги с грубыми грамматическими ошибками, а слова «я так вижу» закрывали бы дорогу в печать. То есть хорошие книги и профессиональные СМИ могли бы поправить дело.

Протоиерей Максим Козлов

настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

23.12.2014 09:05

Безусловно, владение устной и письменной речью за последние 15-25 лет заметно ухудшилось. Причин этому, наверное, несколько. Первая и самая главная - резкое падение количества и качества читаемой литературы. Мы давно перестали быть самой читающей страной, если и были таковой когда-либо. Новая словесность, которая предлагается молодому поколению, в основном не самого высокого качества.

Вторая причина (и я в этом глубоко убежден) - не самые правильные подходы к преподаванию литературы в средней школе. Современные школьники стали мало писать сочинений и вообще самостоятельных письменных работ, предполагающих изложение связной мысли. А если этот навык не развивать с детства, мало надежды, что он разовьется потом сам по себе.

А вот к гаджетам я отношусь нейтрально. Как говорил Максим Исповедник, нет вещей, дурных по природе, а есть только вещи, дурные по своему употреблению. Писать, конечно, душеспасительнее гусиным пером, но в ХХ веке как-то умудрялись писать великие произведения и шариковой ручкой, и на машинке. А Достоевский так вообще диктовал стенографистке. Поэтому дело скорее не в технических новинках, а в падении престижа словесности, чтения и низком качестве преподаваемой литературы.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

23.12.2014 09:03

Распространение новейшей техники оказывает большое влияние на способность формулировать мысли. Устная речь и речь письменная - не одно и то же. Человек, не тренировавшийся в школе писать сочинения, вступив во взрослую жизнь, вряд ли сможет связно сочинять уже более сложные тексты, которые будет требовать или работодатель, или сама жизнь.

Современные гаджеты позволяют не писать текст на бумаге, а наговаривать его, а потом уже обрабатывать от руки. Беда в том, что даже для обработки устной речи на бумаге нужно иметь навыки составления текстов. В этом отец Всеволод прав.

Конечно, умение излагать свою речь на бумаге во многом формирует литература. Если ребенок вместо того, чтобы читать умные книги, сидит перед телевизором или за компьютером, этому умению у него неоткуда взяться.

Вообще современная культура тяготеет не столько к словесности, сколько к визуальности. «Клиповое мышление» - уже притча во языцех. Дети не могут удержать внимание ни на чем больше нескольких секунд. А работа с текстами требует значительно большей усидчивости и концентрации внимания. Эту проблему изучают современные психологи.

Раньше в России дети помимо русского знали как минимум еще один язык. Многие считают, что это было доступно лишь дворянским детям, однако каждый крестьянский ребенок в той или иной мере знал церковнославянский. Он был вполне понятен, так как звучал в храме. Знание этого языка позволяло сопоставлять различные слова и лучше их понимать, лучше чувствовать язык. Это тоже, к сожалению, от нас ушло. Только часть детей, которые учатся в воскресных школах, могут добавить к своей культурной базе церковнославянский. Так что приглашаю всех в воскресные школы - приходите учиться понимать глубину настоящего русского языка!

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

23.12.2014 08:56

Это все, к сожалению, очевидно. Я вижу, насколько многим людям затруднительно выражать свои мысли.

Развитие новых средств коммуникации действительно предполагает не создание новых текстов, не выражение своих мыслей, а скорее выражение эмоций - знаками, символами, невнятными звуками. А в нашей системе образования отсутствует предмет, который бы способствовал развитию речи у детей, и пока мы, увы, не справляемся с целенаправленным снижением общего интеллектуального уровня.

В чем причина? – в первую очередь, наверное, в разрушении системы образования, существовавшей в Советском Союзе. И этот процесс продолжается - методично, целенаправленно. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы современный молодой человек не владел речью и родного языка толком не знал. Это, похоже, вполне конкретный заказ на снижение уровня развития общества. Не случайно же проводятся все эти реформы.

Протоиерей Александр Ткаченко

директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

23.12.2014 08:45

Знаете, умение детей в три года отправлять письма по «электронке» вызывает восхищение. Я сразу вспоминаю: а что я делал в этом возрасте? - А я ел песок!

Но в раннем детстве закладываются основы восприятия, а родители своим желанием то ли развивать чадо, то ли освободиться от него на время, формируют у ребенка к 3-4 годам зависимость от более яркого и интересного мира внутри гаджетов, от возможностей графики и самой игры. Такой ребенок не испытывает интереса к обычным для нас, да и для всех предыдущих поколений, считалкам и песенкам - а ведь это основы восприятия литературы. Ему неинтересны обычные детские игры - а это репетиции его будущего поведения в социуме, фундамент его физического развития.

Так вот, меня тревожит не только ухудшение письменной речи молодежи или детей, которое очевидно и не нуждается в комментариях. В три года надо есть песок - пусть мама возмутится, зато ребенок на всю жизнь поймет, что есть грязь нельзя, и не будет этим заниматься в качестве "протестного перфоманса" в 25 лет. Развитие в играх со сверстниками и родителями, спортивные и творческие секции - вот что необходимо ребенку. А отправлять почту он научится и на уроках информатики в 12 лет - научились же мы этому в 30!

Впрочем, еще не все потеряно. Недавно в Аничковом дворце учащиеся студий дизайна делали игрушки для акции Детского хосписа "Мечты сбываются". Нужно было видеть их живые лица, горящие глаза! Сегодня есть и поэтические студии, и кружки авиамоделирования, и географические клубы - просто Дворцы творчества юных и их ученики не так разрекламированы, как Samsung Tab kids.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

23.12.2014 08:41

Оскудение словесной культуры наших соотечественников и современников, справедливо подмеченное отцом Всеволодом, кажется мне прежде всего следствием массового расцерковления людей, их отлучения от высокого стиля русского языка, незнания даже основ церковнославянского, незнакомства с Псалтирью.

Разумеется, мастера и знатоки искусств скажут о кризисе различных жанров. Я к таким знатокам не отношусь, но понимаю, что недостаток привития внимания к хорошей литературе в школе и вузах серьезно влияет на среднестатистическую речь россиянина.

Конечно, сама бездуховность делает человека заинтересованным только в утилитарном и примитивном, довольствующимся подобно Эллочке-людоедке только несколькими междометиями и определениями. Так что речь есть только отражение духовного уровня народа.

Чем больше внимания будет уделяться на всех уровнях образования приобщению к традиционной для России православной культуре, тем скорее мы переменим обозначенную тенденцию к деградации на противоположную.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

23.12.2014 08:40

Не думаю, что люди совсем разучились говорить, читать и писать. Просто раньше круг людей, которые были заняты в СМИ, литературе, общественной сфере, был невелик. А в наше время, когда электронные изобретения позволяют каждому участвовать в информационной среде, этот круг резко расширился. Конечно, это приводит к потере качества. Это не значит, что люди разучатся говорить, читать и писать.

Да, уровень общения и правда снижается. Но те же блоги, «живые журналы», соцсети дают возможность общаться активнее, чем раньше, когда общение было только личным или в переписке. Так что это издержки возможности активнее выражать свои мысли.

Думаю, литература не пострадает, поскольку умение писать и создавать большие настоящие произведения так и останется прерогативой узкого числа людей. Выражать свои мысли, хорошо читать и писать – это само по себе не так уж и мало. Но главнее - содержание. Вот когда нечего сказать, нечем поделиться - это беда. Тогда остается только форма и внешние ухищрения, причем бессодержательные, и это хуже, чем засорение речи жаргоном и другие болезни языка.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

23.12.2014 08:31

Я бы, наверное, поспорил с отцом Всеволодом. На мой взгляд, развитие технологий – это лишь одна сторона медали. Другая - доступ к познанию мира.

Раньше, чтобы создать научный труд, нужно было перелопатить множество книг в библиотеках. В Москве в них выстраивались даже очереди. Сегодня каждый может обогатить свои знания при помощи интернета. Представители различных слоев общества, разных профессий - будь то профессор или санитарка - могут самостоятельно найти любую информацию.

Но правда в словах отца Всеволода, безусловно, есть. Я преподаю основы православной культуры школьникам и студентам, и заметил такую странность: они хорошо ориентируются в сложных названиях, но порой не могут дать определение простым словам. Например, почти никто не смог ответить на вопрос: «что такое кротость»? Это слово для молодежи уже архаизм. Только одна ученица сравнила кротость со скромностью.

Кроме того, из-за гаджетов мы лишаемся общения, все больше отдаляемся друг от друга.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

23.12.2014 08:24

Дело в том, что люди перестали читать, а если человек не читает, он перестает думать, разучается красиво и правильно разговаривать. Еще Дидро сказал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Скорость прогресса – это скорость развития человеческой лени. Нам лень писать, формулировать. Мы хотим, чтобы это кто-то делал за нас. Человеку ничего не стоит надиктовать слова на гаджет, чтобы он перевел их в текст. Компьютер сам подчеркивает ошибки – ни стараться, ни задумываться не надо. В итоге не складывается навыка формулировать свои мысли, а уж тем более излагать их на бумаге.

А как с этим бороться? - прививать ребенку любовь к чтению. У человека, который много читает, будет собственная точка зрения, им труднее манипулировать. А пока что развитие прогресса облегчает манипулирование людьми, заставляет их с жаром излагать чужую точку зрения как свою собственную. И существующая система образования, построенная на тестах, именно на это и направлена.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

23.12.2014 08:21

Человек должен любить свой язык. Кстати, раньше русские любили французский, это было модно в XVIII веке, - только Пушкин совершил революцию, после чего русская литература стала одной из общепризнанно лучших в мире. Даже когда человек пишет обычное письмо или заявление, например, руководителю, - по тому, как он изложил свои мысли, как ставит вопросы, сразу виден уровень образования и культуры. Так что само общество виновато в упрощении.

Кроме того, сегодня в СМИ, особенно по ТВ, показывают фильмы с невнятными диалогами, бесцеремонным отношением друг к другу – это тоже влияет. Надо, наоборот, подавать пример выразительной и культурной речи. Русский язык крайне богат, а мы не пользуемся этим кладом.

Как мусульманин еще добавлю хадис Пророка: «С колыбели до смерти учитесь». То есть человек должен учиться всю жизнь, расширять свой кругозор, повышать уровень знаний постоянно работать над собой, не останавливаться на достигнутом. Кстати, 40-летнему безграмотному пророку Мухаммеду были ниспосланы слова: «Читай! Читай! Господь научит тебя при помощи ручки писать». Это самое первые слова в исламе, и они об образовании.

А техника, конечно, тоже упрощает нашу речь: в смс или на планшете не выразишь мысль во всей полноте, все стараются сократить. Никуда от прогресса не денешься. С этим надо мириться и уметь использовать его грамотно.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

23.12.2014 08:16

Нельзя не согласиться со словами отца Всеволода Чаплина. Я сам наблюдаю это на каждом шагу. Кстати, буквально недавно встречался с о. Всеволодом на конференции в Москве, и он эту об этом тоже говорилд. Тема не новая, ее не раз поднимали и другие представители нашей интеллигенции.

Что сейчас происходит с речью молодежи? Все быстро схватывают – это хорошо, но моментально перескакивают на другую тему, забывая о первой. Конечно, все связано с техникой. Ведь в советское время как готовились к выступлению? - изучали материал, конспектировали вручную, редактировали и потом выступали. А сейчас все скоротечно, быстро, иногда трудно даже уловить, что человек хочет сказать. Все в кучу свалено, ничего конкретного, поэтому и ясности нет.

Что с этим делать? Речь должна быть обдумана и подготовлена. Конечно, мы не можем уйти от современной техники, и прогресс не остановить, но хотя бы люди, которые выступают публично, должны быть ответственны, речь их должна быть правильна, поскольку на них равняются остальные.

Игорь Дабакаров

генеральный директор Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономии

23.12.2014 08:15

Это очень спорные рассуждения. На мой взгляд, мы просто идем в ногу со временем. Конечно, подчас мы просто не успеваем анализировать поступающую информацию, ее слишком много. Но вряд ли люди стали менее или более безграмотными из-за современных средств коммуникации. Напротив: молодые люди очень продвинутые, они развиваются, и будут развиваться - я уверен в этом.

Работая с молодыми ребятами в нашей общине, мы видим: они мыслят по-другому: современно, четко, быстро.

К тому же вспомните: разве раньше не жаловались на безграмотность и бескультурье молодежи? Возможно, в чем-то было и хуже, чем сейчас.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

23.12.2014 08:09

Да, в последнее время люди действительно стали менее грамотными, нежели раньше. Но, на мой взгляд, это связано, в основном, с тем, что они перестали читать. Всеобщее увлечение гаджетами, социальными сетями только усугубило ситуацию.

Если человек не читает, он не научится формулировать свои мысли, а без этого нельзя полноценно общаться. Оттого в социальных сетях общение и сводится к короткому обмену репликами.

Как побудить молодежь читать? Мне кажется, неплоха идея «буккроссинга» - следить за путешествием уже прочитанной книги очень увлекательно. В любом случае, нужна просветительская работа - причем с начальной школы.

Мурад Ибрагимов

преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска

23.12.2014 07:57

Я работаю со студентами и вижу, какими они приходят из школы и каких мы выпускаем из вуза. Кроме того, моя общественная деятельность связана тоже с молодежью. Так вот: сразу видно молодых людей, на которых оказывали сильное влияние информационные технологии, или чье свободное время больше связано с интернет-услугами.

Психолингвисты уже давно объяснили: чтобы ребенок нормально развивался, ему нужна моторика – он должен уметь завязывать шнурки, застегивать рубашку, учиться писать от руки. А у современного поколения эта моторика пропадает. Ребенок переходит в сферу цифровых технологий, где он учится делать только первые шаги, а дальше все выполняет техника. Даже смс набрать: нажал на три буквы на клавиатуре, а дальше телефон сам выдает все слово.

Человек учится просто нажимать на кнопочки, и не думает, как и что пишет. Читать длинные тексты он не умеет. Вместо классических романов молодой человек читает короткие сообщения в виде смс. Отсюда популярные в соцсетях подборки псевдоцитат из классиков – тоже своего рода вершина творчества.

Отсюда, кстати, постоянные сложности в общении. Ведь конфликт чаще всего возникает из-за недопонимания друг друга. Молодой человек не может правильно выразить мысли, а другой воспринимает это как вызов, диалог перерастает в бытовой конфликт, потом национальность вспоминают, религию – все катится как снежный ком.

Мы с этим боремся своим способом: у нас задача стоит хотя бы в своем коллективе давать больше письменных творческих работ. Если даже в школе не занимались этим - все равно: попробуйте придумать стихотворение на английском языке, пересказать текст…

Кстати, в нашей стране пренебрежительно относятся к западной культуре – европейской, американской. Но когда я проходил стажировку в США, был очень удивлен: в каждом тесте было задание описать какое-то историческое событие или написать изложение по прочитанному тексту. Там студентов учат аналитической работе. У нас тоже так было раньше, а сейчас нет. Дайте студентам первого или второго курса задание написать хотя бы о том, как он провел время на вечеринке. Это будет чаще всего бессвязный набор слов: словарный запас очень беден, не говоря о неумении им правильно пользоваться. Да и где все это взять, если молодой человек не читал Пушкина, Лермонтова и Толстого?

Спасибо, конечно, Министерству образования за новые стандарты, где сказано, что выпускник вуза должен обладать набором компетенций, в том числе творческой и коммуникативной. На Западе этим давно занимаются. Они нам транслируют свою культуру, но мы почему-то перенимаем только внешнее поведение и цифровые технологии. Зато они переняли нашу советскую школу, и сейчас этого даже не скрывают.

Надеюсь, мы тоже скоро начнем больше работать с текстами. Здесь отмечу правильное решение о возвращении сочинения. Как можно разговаривать с человеком, если он не может изложить мысли на бумаге? И о какой коммуникации и деловых отношениях тогда может идти речь?

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

23.12.2014 07:56

Я разделю этот вопрос надвое. Что речь стала менее грамотной, что люди стали хуже писать, что дикторы путают ударения и т.д. – это, по-моему, очевидно. Но я не думаю, что это результат технического прогресса.

Компьютер - это огромный прогресс по сравнению с пишущей машинкой, не говоря про перо или шариковую ручку. Я рассуждаю даже с точки зрения ученого, а не просто менеджера, которому быстро отчеты о продажах надо писать. Легко можешь менять текст, удобно редактировать. Для научных работ можно делать великолепные таблицы, и подсчеты, которые раньше мы делали вручную, сейчас сделать ничего не стоит. Мы, например, проводим скайп-конференции с дружественными итальянскими вузами, туда же не наездишься постоянно. Так что если использовать технический прогресс грамотно, это огромный плюс для развития и мобильности.

Да, интернет-язык, язык социальных сетей своеобразен, об этом писали не раз. Может, это хотел сказать о.Всеволод? Действительно, в соцсетях не напишешь роман, - но сослаться на него можно. Есть же электронные библиотеки. Просто нужно грамотно пользоваться техническими возможностями. Например, планшет и нужен для того, чтобы коротко записать информацию или поговорить по скайпу.

Так почему же люди стали плохо писать и говорить? Причина этому – пресловутое ЕГЭ, отказ от сочинений. Сейчас сочинения, правда, вернули, хоть и в странноватой форме, но это уже прогресс по сравнению с многолетним отказом от него. Но люди уже не мотивированы читать, ведь мотивирует только семья. Если семья читающая, интеллигентная, то и ребенок будет читать.

Не хочу хвалиться, но мои дети начитаны еще больше, чем я - доктор филологических наук. И я вижу по их друзьям, по студентам своим - нельзя сказать, что молодежь не читает. Правда, я и работаю в гуманитарном вузе. Но с каких пор русская интеллигенция, которая всегда состояла в первую очередь из инженеров и врачей, решила, что не должна знать литературу?

А если родители не читают, их ребенок тоже читать не будет - как ему тогда научиться выражать свои мысли? Да никак! Он и не выражает.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Нужно поднять заработную плату в секторе строительства и в секторе сельского хозяйства, - для того, чтобы попытаться привлечь туда ту часть граждан России, которые являются сегодня безработными. И только в том случае, если этого не получится, нужно будет, соответственно, увеличивать миграционные квоты..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...