Россиянам нужно готовиться к росту безработицы. Об этом на Давосском форуме заявил вице-премьер Игорь Шувалов. "Для многих нынешняя ситуация не видится, как шок. Но это неправильное понимание ситуации. Нужно готовиться к тому, что люди будут выходить на рынок как безработные. Их нужно адаптировать к новым условиям", - сказал он.
По последним данным Росстата, уровень безработицы в России составляет выше 5 процентов от экономически активного населения - чуть меньше 4 миллионов человек. Шувалов также заявил, что правительство РФ будет использовать уже имеющиеся и готовить новые меры поддержки граждан, которые в результате тяжёлой ситуации в экономике потеряют работу или часть дохода, сообщает "РСН".
По словам Шувалова, правительство, в частности, будет рассматривать инвестиции, "которые государство осуществляет для того, чтобы дать возможность людям адаптироваться и работать на крупнейших стройках и проектах РФ". Также будет оказываться помощь регионам для создания рабочих мест для общественных работ, выделяться специальные средства на программы переобучения.
Говоря о том, что ситуация будет и дальше ухудшаться, Шувалов самокритично оценил деятельность кабинета министров, отметив важность проведения реформ, «о необходимости которых говорится уже много лет, но до дела так и не дошло. В том числе и потому, что, благодаря высоким экспортным доходам острой потребности в таких реформах не было».
Какие шаги необходимо предпринять для минимизации последствий от безработицы для населения? - с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
26.01.2015 01:16
Нас действительно ждет безработица. Однако я надеюсь, что безработица больше коснется сфер госуправления, госкорпораций и близких к ним, где штаты реально раздуты и их надо сокращать. Вопрос в другом - насколько эти кадры квалифицированы, чтобы найти работу на реальном рынке свободного труда. Тем более, с их амбициями, с завышенными зарплатами, которые они получали в госкомпаниях и структурах, близких к госуправлению.
Мы уже имеем интересные факты: некоторые строительные компании, которые работали с «Газпромом», РЖД, выходят на сельхозобъекты, и потом оказывается, что расценки у них в 2 – 3 раза выше, потому они просто физически не могут работать в тех условиях, в которых привыкли работать аграрии, или компании, которые на рынке работают с аграриями. Поэтому у этих людей будут, конечно, большие проблемы.
Большие проблемы будут и у банковских работников, которые в массе своей тоже оказались переоценены. Банкам в условиях ужесточения условий кредитования, снижения уровня кредитования и т.д. миллионы сотрудников станут не нужны, так что и в этой среде ожидаются большие сокращения. Настоящих же рабочих, инженеров либо вообще не сокращают, либо они очень быстро после сокращения находят новое хорошее место.
А ситуация с нашим правительством похожа на происходящее в верхах в начале Великой Отечественной войны: пока «паркетные» генералы не ушли из руководства армией, мы все время отступали и проигрывали, когда же пришли настоящие боевые генералы, которым дали право принимать решение, с которыми советовались, - мы начали побеждать. Так и в правительстве: пока там не придут к управлению люди, которых выдвинула сама жизнь, и которым дали полномочия на принятие решений, - успехов ждать не приходится.
26.01.2015 01:16
Этот вопрос нужно задать в первую очередь правительству. Пусть на него ответит сам Шувалов, Дворкович, другие вице-премьеры. Хотя у каждого из них, насколько мы видим, рецепт свой: один говорит о необходимости проведения экономических реформ, другой призывает вкладывать деньги в банки, третий свои предложения выдвигает. Истина, скорее, где-то посередине.
Ответ, наверное, может дать антикризисная программа, которую сейчас готовит правительство. Но проект документа, который я прочитал на днях, меня разочаровал. В нем я не нашел главного: пункта об увеличении минимального размера оплаты труда минимум в два раза. Ведь если люди будут не в состоянии покупать продукцию по программе импортозамещения, если денег будет хватать только на хлеб, то тот же вопрос по банкам им будет не интересен. В условиях разгона инфляции, чтобы покупательская способность граждан не сокращалась, у народа должно быть достаточно денег. Кто бы что не говорил, но двигателем экономики является все-таки богатое население. Здесь мы отличаемся от Китая, который своим экспортом завалил весь мир. У нас нет широкого экспорта – наш товар не покупают, поэтому мы со своим товаром должны ориентироваться на внутренний рынок, на свое население. Для этого мы должны перераспределить бюджетные средства в пользу малооплачиваемых для повышения платежеспособности людей.
Возможности для этого есть – повторюсь, я говорю не о линейном увеличении зарплаты, а об увеличении минимального размера оплаты труда.
Правительство же обсуждает обратное. В частности, Минфин предлагал заморозить и рост зарплаты, и рост пенсии. Однако при таком раскладе люди останутся нищими, и все иные предложения потеряют смысл, оставшись результативными лишь на бумаге.
26.01.2015 01:13
Меня очень удивляет, что у нас реанимируется традиция, когда самые важные заявления, касающиеся ситуации в России, делаются где-то за рубежом. А уж те слова, с которыми Шувалов выступил недавно на форуме в Давосе, нужно было произносить в России еще несколько месяцев назад.
В любом случае, решать сегодня проблему безработицы будет у нас очень сложно. Начну с того, что в отличие от многих зарубежных стран, в России очень силен фактор больших расстояний между населенными территориями. Это существенно усложняет нам возможности внутренней трудовой миграции, т.н. «трудовой мобильности», на необходимость которой не раз указывало и нынешнее российское правительство. При этом нужно понимать, что в отличие от советской эпохи, когда одна за другой возникали масштабные стройки, куда массово привлекались в основном молодые, полные энтузиазма и бездетные семьи, современная Россия аналогичной практикой похвастать не может. Серьезных, многообещающих строек у нас пока не предвидится. Напротив, в отдельных регионах у нас складывается совсем иная ситуация. Я имею в виду прежде всего моногорода, где практически все население работает на одном крупном производстве. Сейчас во многих таких городах производства либо совсем сворачиваются, либо как-то ограничиваются.
Свою негативную роль в ситуации с безработицей может сыграть и немалое количество выпускников тех многочисленных российских вузов, которые могут оказаться сейчас уже мало востребованы на рынке труда.
Как можно снизить издержки от роста безработицы? Только открытием новых производств. А наращивание государственной поддержки крупных госкомпаний и разговоры о создании новых рабочих мест – это совершенно противоречивые задачи.
Чтобы создать условия для предотвращения в России роста безработицы и многих других социально-экономических проблем, нужно пересмотреть всю нашу экономическую модель. А это означает прежде всего отказ от госкапитализма, когда в экономике доминируют предприятия с государственным участием, навязывающие всей стране уровень цен, зарплат, забирающие из экономики огромные ресурсы. Нам давно пора переходить на конкурентные рыночные отношения, чтобы главной фигурой в этих отношениях был по-настоящему свободный предприниматель.
К сожалению, действующее правительство абсолютно не способно реализовать эту задачу. Если говорить о Министерстве экономики, то создается ощущение, будто оно вообще существует в какой-то другой стране. Если раньше цитировали изречения Черномырдина, то теперь наверняка начнут цитировать недавний призыв министра Улюкаева думать о семье и душевном спокойствии. Понимаете, у нас теперь глава Минэкономразвития занимается не столько экономикой, сколько душевным спокойствием нации!
Возникает ощущение, что хуже нынешнего правительства уже ничего быть не может, и что даже случайные люди с улицы способны на принятие более грамотных и эффективных решений – во всяком случае, будут пытаться их найти. Основная беда в том, что действующий кабинет министров боится даже притронуться к насущным проблемам российской экономики.
26.01.2015 01:13
Во-первых, я считаю, что наше действующее правительство не в состоянии вывести страну из кризиса и справится с безработицей. Глубоко в этом убежден.
Что касается проблемы безработицы, то на сегодня все главные рецепты на этот счет хорошо известны, и далеко не экзотичны. Помочь безработным можно только путем предоставления им рабочих мест – никаких других вариантов в жизни нет.
Если правительство это понимает, оно должно предпринять ряд конкретных и очевидных мер. Прежде всего необходимо обеспечить повышение уровня самозанятости населения, сделав упор на развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В свою очередь для этого нужно создавать определенную благоприятную атмосферу. В частности, я не раз поднимал вопрос об освобождении малого бизнеса от всех налогов – хотя бы на время нынешней сложной ситуации в экономике. Наконец, нужно обеспечить весь реальный сектор экономики доступными кредитами – под конкретные производства, самоокупаемые проекты.
Остается добавить, что у нас пока крайне недостаточно делается для того, чтобы «прекратить кошмарить бизнес».
Есть еще целый набор мер, для реализации которых необходимо проявить политическую волю и элементарные интеллектуальные навыки.
Пока же мы вынуждены жить при ключевой ставке Центробанка в 17%, при которой экономика не может нормально работать, не может быть никакого роста деловой активности.
Николай Харитонов
Председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики. Фракция КПРФ
26.01.2015 01:16
Раз политика действующего правительства довела страну до такого состояния, то вряд ли это же правительство способно оживить нашу экономику, в особенности ее реальный сектор и справиться с безработицей. Раз оно не смогло ничего сделать, когда нефтедоллары падали на нас дождем, то как можно рассчитывать на него сейчас? Не зря же в российских регионах все чаще звучат требования об отставке этого правительства.
В принципе, безработицы в России вообще быть не должно: пустующих земель в стране столько, что работой можно было бы обеспечить всех до единого. Но вначале нужно выстроить такую грамотную финансово-кредитную политику, которая позволила бы встать на ноги большинству наших промышленных и сельскохозяйственных предприятий, малому и среднему бизнесу. Необходимо снижать кредитные ставки, поскольку нынешние высокие ставки вынуждают производителей работать себе в убыток.
Возможно, я выскажу сейчас в какой-то мере крамольную мысль, но мне хотелось бы, чтобы государство нашло в себе силы накануне 70-летия нашей Великой Победы объявить кредитную амнистию российским сельхозпроизводителям. На сегодня их задолженность по кредитам составляет 2 трлн 100 млрд рублей, и не случайно уже появились высказывания, что в текущем году нас ожидает посевная «с петлей на шее».
Поэтому, сегодня представителям правительства нужно не выступать на международных форумах с заявлениями, которые там мало кому интересны, а работать на благо российской экономики, засучив рукава, все 24 часа в сутки.