Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Религиозная культура в школе: Мнения священнослужителей

27.01.2015 08:17


Патриарх Кирилл предложил расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» и преподавать его со 2-го по 10-й класс. «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?» — отметил патриарх.

Оставить преподавание курса только в четвертых классах, по мнению предстоятеля РПЦ, «значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».

Как уже сообщали Regions.Ru, Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации ранее сообщил, что готовит курс "Основ религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), рассчитанный на десять лет обучения. Глава отдела, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, отметил, что курс разрабатывается с учетом получаемых школьниками знаний по другим предметам, включая историю, музыку и даже биологию. Он не уточнил, когда десятилетний курс ОРКСЭ будут вводить в школах.

См. также:
Не стоит будоражить сознание ребенка: подрастет – сам определится с вероисповеданием. Парламентарии о предложении главы РПЦ

Курс ОРКСЭ появился в общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовало его пробное преподавание в2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.

«Насколько реально, на ваш взгляд, ввести этот предмет во всех классах? Что должно войти в школьную программу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Козлов

настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

27.01.2015 09:34

Предложение Святейшего Патриарха отражает реальность, понятную всякому, кто знаком с преподаванием в средней школе. Любая серьезная дисциплина предполагает цикличность и освоение материала на разном уровне в разных возрастных группах: в младшей, средней и старшей школе. Если, как хочется верить, мы пришли к осознанию упомянутого комплекса дисциплин как значимой составляющей полного учебного плана - принципы, применяющиеся к любой фундаментальной дисциплине, должны быть применены и к этому предмету. Фактически речь идет о том, чтобы его преподавание не профанировалось, а было таким же, как и преподавание любой фундаментальной дисциплины: истории, литературы, родного языка, естественнонаучных или математических дисциплин.

Дополнение курса может содержать знакомство с вероучением той или религии, конфессии или светско-этических доктрин, с историей Церкви, историей религии, с ее искусством, ее воплощением в богослужении, в музыке, в словесности и, конечно же, с этикой, которая по-разному преподается для ребенка второго-третьего класса и для молодого человека - учащегося девятого-десятого класса. По сути, речь идет о том, чтобы эксперимент, который, как кажется, признан состоявшимся, был расширен до полноценного школьного курса.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

27.01.2015 09:27

Мне очень понравилась позиция патриарха, которую он изложил в Государственной думе. Святейший смог донести насущные проблемы Церкви, ее чаяния до светской власти. И то, что у него получилось сделать это с такой авторитетной трибуны, свидетельствует о близости позиции Церкви и государства.

У нас в православной гимназии, где дети изучают закон Божий с 1 по 11 класс, и этот опыт оказался очень удачен. Одного года для изучения этого предмета недостаточно - тем более при одном-двух часах в неделю. Однако есть одно «но»: в нашем городе, как и в других городах, и директора школ, и учителя, выказывают явное нежелание преподавать какой-либо еще курс, помимо светской этики. Да и ее они преподают под давлением государства. Они, насколько я понял, в рамках светского образования считают это лишним и ненужным. Я же, наоборот, уверен: это нужно. Не хватает учителей, которые могли бы обеспечить правильное преподавание религиозные предметов, а их недопустимо преподавать «абы как».

Если приглашать преподавателя ОПК «со стороны», одного часа в неделю ему явно будет недостаточно: зарплата окажется мизерной. А преподавателей потребуется очень много, так что необходима подготовка кадров. На это уйдет как минимум 5-10 лет.

Так что решать этот вопрос, на мой взгляд, следует поэтапно. Сейчас мы осилили минимум – 4-й класс, дальше можно начать преподавать «Основы..» в начальной школе. А потом уже развиваться дальше. Если государство захочет поучаствовать в этом проекте, оно должно в первую очередь обеспечить его финансирование.

Чтобы быть носителями православной веры, да и просто культурными, грамотными людьми, нам нужно изучать в первую очередь православие. Истории России - это история православия. А остальные направления второстепенны.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

27.01.2015 09:26

Несомненно, Святейшим патриархом Кириллом движут самые благие чувства, когда он говорит о важности и необходимости изучения «Основ религиозной культуры…» на протяжении всего периода обучения в школе. Мы изучаем математику с 1-го по 11-й класс, но основы духовной культуры, духовной безопасности для нас важны куда больше, нежели умение делить и вычитать. В этом Святейший патриарх Кирилл прав .

Но как практик, еще в самом начале 2000-х преподававший в Белгородской области как раз «Основы православия», а до этого - их же в православной гимназии, скажу: сейчас от этого может быть больше вреда, чем пользы. Даже сейчас, когда «Основы религиозной культуры и светской этики» преподают только один учебный год, уровень знаний преподавателей оставляет желать лучшего. Ни справка о курсах повышения квалификации, ни какой-либо иной документ не гарантирует, что преподаватель знает свой предмет. Если же преподавать «Основы религиозной культуры и светской этики» со 2-го по 10-й класс, нужно увеличивать количество преподавателей, а взять их негде. Значит, ими окажутся «квалифицированные управдомы», библиотекари, физики, истории - да кто угодно. Свято место пусто не будет, его займут – но кто? И какова будет польза от того, что «сапоги начнет тачать пирожник»?

Поэтому я скептически отношусь к возможности воплощения прямо сейчас этой безусловно нужной инициативы Святейшего патриарха Кирилла.

И еще вот какой момент: если вдруг часы на этот предмет увеличат за счет сокращения часов по остальным предметам, это наверняка вызовет возмущение родителей – да и всех, кто неравнодушен к судьбе образования в нашей стране.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

27.01.2015 09:13

На протяжении многих лет курс «Основы православной культуры» согласно местному законодательству преподается в Белгородской области, причем именно в таком формате.

Белгородская область – весьма интенсивно развивающийся регион, где уровень жизни населения выше, чем во многих других регионах страны, более высокие показатели рождаемости, вступления в брак, и более низкие - разводов. Так что на протяжении долгих лет в одном из регионов России уже проводился эксперимент, результаты которого можно распространить на территории всей страны.

Преподавание «Основ православной культуры» со 2-го по 10-й класс даст школьникам действительно фундаментальные знания и понимание религии, что позволит им стать носителями и хранителями православной культуры, передать ее своим детям, тем самым обеспечив культурную преемственность нашего народа.

Те, кто выступает против инициативы Святейшего, думаю, делают это либо в силу идеологических предубеждений против православия, либо находятся под воздействием стереотипов, когда учителя математики говорят, что нельзя увеличивать часы на русский язык, так как дети будут плохо считать, а преподаватели русского, в свою очередь, не считают возможным увеличивать часы на математику - тогда, дескать, дети будут плохо читать. Тем не менее, я считаю: увеличение часов на изучение «Основ православной культуры» будет способствовать повышению духовной мотивации учащихся, и позволит им более эффективно изучать все остальные предметы.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

27.01.2015 09:11

Инициатива хорошая. Я преподаю «Основы православной культуры» в частной школе с 2010 года, и согласен, что давать детям знания только в одном - двух классах недостаточно. Потом они все забудут.

Мы живем в такое время, когда дети обязательно должны быть ознакомлены с религиозными культурами традиционных конфессий: нередко именно на религиозной почве случаются конфликты. Так вот, чтобы никого не обижать, не оскорблять, мы должны знать о религиозных ценностях своего народа и знакомиться с ценностями других – тех же мусульман.

Но ребенок должен получать базовые знания, а не фрагментарные, это очень важно. Сегодня без изучения православной культуры трудно понять даже творчество классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя… Для детей многое в их произведениях - архаизмы. Я думаю, эти пробелы частично поможет восстановить изучение «Основ религиозных культур», в том числе православной. Но как практик скажу: возможно, начинать их изучать нужно не со второго класса, а позже. Учащимся начальной школы приходится объяснять все «на пальцах». Им понятны лишь такие простые категории, как «добро – зло». Более сложные вещи дети не воспринимают. По учебникам о. Андрея Кураева, который написан для учащихся 4-5 классов, учить второклашек невозможно. При написании учебников и составлении программ необходим комплексный подход, неплохо бы подключиться к этому и светским специалистам.

А вот школьникам четвертого уже можно рассказывать о каких-то серьезных вещах и лучше таких, какие они могли бы применить в жизни. В старших классах можно, например, рассуждать о том, чем настоящая любовь отличается от влюбленности, почему Церковь против сквернословия, осуждения, зависти - это будет понятно современным детям.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

27.01.2015 09:02

Я уверен, что Патриарх и митрополит Меркурий не имели в виду обязательное внедрение этого курса во все государственные школы. Речь идет, как мне кажется, о некоем мировоззренческом курсе, который существует во всех европейских школах и вообще в системе мирового образования.

У нас в каком-то смысле роль такого курса выполняет предмет «Обществознание», но там преподают начатки знаний в области экономики, философии и других гуманитарных наук, которые в школе не изучают. Он больше ориентирован на практическую сторону жизни, отвечая на вопросы, кто такой гражданин, какова его роль в обществе и т.п. На главные вопросы – о смысле жизни, о нравственности, об этике в современной жизни – там ответов нет. И если мы говорим о формировании определенного мировоззрения молодого поколения, и оно формируется в русле религиозной традиции, то увеличение курса ОРКСЭ до многолетнего изучения необходимо. Тем более родители могут выбирать нужный модуль – православие, ислам, иудаизм, буддизм или светскую этику. При таком многообразии курс не будет выглядеть навязыванием, - хотя и это зависит от поведения администрации, родителей учителей.

Нас всех пугают клерикализацией, но люди самых разных воззрений должны признать, что такой курс необходим, поскольку все общество держит нравственный стержень. И если не прививать детям принципы нравственного поведения, основанного на некотором нравственном абсолюте, категорическом нравственном императиве, мы не сможем ничего добиться в плане общественной морали. Этот вопрос многих беспокоит, он важен для формирования нравственного климата. Многие беды современного общества происходят из-за смещений понятий добра и зла: представления об этих понятиях у некоторых вообще отсутствуют, - такие люди руководствуются прагматическими принципами: попросту говоря, что им выгодно, то и делают. А этот курс основан на нравственных традициях и будет представлен с альтернативой с другими традиционными религиями и со светской этикой, так что он, безусловно, необходим.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

27.01.2015 08:58

Решение расширить этот школьный курс – совершенно верное. У меня лично было желание всегда преподавать этот предмет, но останавливало то, что в 4 классе трудно разговаривать с детьми о таких серьезных вещах. Если бы это был 9-10 класс, то преподавание было бы более серьезным, осмысленным и эффективным.

Конечно, для расширения курса необходимо больше учителей, а здесь мы определенно отстаем. И готовить учителей надо более эффективно и целенаправленно.

Мне кажется, этот курс, в первую очередь, должен рассказывать не столько о вероучении, сколько об истории и культуре в самом широком смысле. Митрополит Меркурий прав в своих оценках этой разработки, говоря о включении в курс знаний по другим предметам.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

27.01.2015 08:54

Когда-то мы все об этом просили президента тогда еще Бориса Ельцина: в школах преподавать религию, чтобы хлынувшие к нам сектанты не могли влиять на нашу молодежь, которой необходимо получать знания на религиозную тему. Но нам не позволяли этим заняться, поскольку религия у нас по Конституции отделена от государства, а школа - от Церкви. Немыслимо было представить, чтобы мулла или священник преподавал в школах. И только много лет спустя нам удалось добиться этого – сначала экспериментально, а теперь уже по всей России отдельным курсом.

Патриарх правильно говорит: ребенок должен знать, для чего ниспослана религия, для чего делится на разные виды, какая разница между мусульманами, христианами, иудеями, буддистами. Именно для этого необходим учебный курс в школе, и желательно не на один год. Это же не значит, что в школах будем детей выстраивать в ряд, чтобы они молились. Нет, они должны знать, что такое религия, а принимать решение о том, молиться или нет – личное дело каждого.

У нас, мусульман, есть курсы повышения квалификации педагогов, и там мы как раз обучаем тех учителей, которые взяли на себя ответственность преподавать ОРКСЭ в школах. Ведь самая большая беда, если человек будет преподавать, не зная своего предмета - он просто испортит все. И вот чтобы этого не было, надо сначала подготовить преподавателей, а потом уже обучать детей.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

27.01.2015 08:51

Очень сомневаюсь в реальности расширения этого учебного курса на все классы. Сегодня даже для 4 класса нет учителей, которые хорошо и четко могут преподавать, нет литературы и учебников по предмету.

И потом - в классах не только православные и мусульмане, есть иудеи и буддисты. Как делить детей? Допустим, в классе 20 детей: 10 православных, 5 мусульман, 3 иудея. Я не говорю уже о тех, кто выбрал курс «Светской этики». И как набрать столько педагогов? Так что, боюсь, перспективы тут нет.

И потом для детей, которые действительно хотят получить религиозное образование, есть специальные факультативы и отдельные семинарии. Я часто бываю в школах и замечаю, как там преподают ОРКСЭ. Например, детей, выбравших «Основы православной культуры», в лучшем случае педагог сводит в храм на час. Преподавать и объяснять грамотно учителя не могут. И какой результат от этих занятий? Никакого. Сейчас в основном дети растут атеистами, а желающие поступают в православные или мусульманские школы, институты. Основная масса приходит к религии уже взрослыми.

Думаю, лучше составить светскую программу, где просто объясняли бы отличие одной религии от другой. Это можно преподавать во всех классах, уроки будут интереснее. Я бы еще добавил в свете сегодняшних событий в программу обязательный патриотический элемент. А то сегодня слишком многие хотят перекроить нашу историю. Запад имеет в этом преимущество, они детей постоянно этому обучают. На Украине с детства детям внушали, что советские солдаты – оккупанты, сегодня мы видим результат этой обработки детских умов. У нас таких уроков нет. Ну, да, на уроках истории, литературы говорят о войне, но этого мало. Необходимо патриотическое воспитание, как в советское время. И вот все это можно совмещать со знаниями о традиционных религиях, воспитывая в ребенке сразу и уважение ко всем конфессиям, и патриотизм, и любовь к своей стране.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

27.01.2015 08:32

Думаю, попытки ввести этот предмет во всех классах закончатся изучением одного только православия. Такое уже происходит, все это понимают, но стыдливо опускают глаза, и делают вид, что все в порядке.

Когда родители обращаются к педагогам, им предлагают на выбор не шесть модулей, а всего лишь два: "Основы православной культуры" и "Основы светской этики". А если кто-то из родителей попробует настоять на своем, ему ответят: «нет преподавателей». В нашем городе 45 школ. Сколько нужно преподавателей иудейской культуры, если в каждой школе будет по одному ученику?

Конечно, я за то, чтобы люди возвращались к своей культуре – православной или какой-либо иной. Но на деле мы наблюдаем такую вот однобокость. Поэтому обо всем этом мне даже смешно говорить. Смешно и грустно.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

27.01.2015 08:18

В иудаизме запрещается миссионерская деятельность, и преподавать в школах иудаизм для всех детей, независимо от их национальности, также запрещено. Вы, наверное, обращали внимание: по телевидению часто выступают православные священники, есть передачи об исламе - но вот об иудаизме передач нет. Это не случайно. Не случайно и то, что людей, которые хотят принять иудаизм, всячески от этого отговаривают. Для «неевреев» существуют так называемые семь законов Ноя. Они простые: не укради, не убий, почитай отца, люби мать….А евреи должны выполнять 613 заповедей. Из них 365 - предписывающие, а остальные запрещающие.

Сложно принять иудаизм даже тем, кто живет в Израиле. Не менее трех лет человек должен изучать священные книги, после этого сдать экзамен, и нет уверенности, что он его сдаст. Нет, кто-то сдает – примерно десять человек из ста. И даже после того, как это произойдет, человека продолжают отговаривать от принятия иудаизма – до того самого момента, пока он не окунется в микву. И только после этого он вступает в семью евреев, где становится для всех братом или сестрой. Так что в иудаизме нет борьбы за паству.

Отсюда следует вывод: мы за то, чтобы в школах преподавали мировую культуру, рассказывали о религиях, существующих в нашей стране. Ребенок, начиная с 4 класса и дальше, за счет этого и будет постепенно расширять свой кругозор.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

27.01.2015 08:12

Насколько реально ввести многолетний курс - судить сложно. Но очевидно, что он необходим, потому что знакомство с религией только в 4 классе серьезного эффекта не даст. Школьники в 4 классе что-то узнают, но поставят перед собой множество вопросов, а на них надо отвечать и в 7, и в 9, и в 11 классе.

Не знаю только, нужно ли вводить предмет в каждом классе. Думаю, можно выбрать ключевые точки – например, год в начальной школе, в 8 классе и выпускном, чтобы не перегружать и без того перегруженную школьную программу.

В программу нужно включить все, что волнует современное человечество. Школьники очень искренние, они ждут честных ответов на вопросы о роли религии в жизни общества, о значении религии в жизни каждого человека, об отношении науки и религии. Ведь правильно говорили и противники этого курса: нельзя же так, чтобы на одном уроке школьники слушали о теории эволюции, а на другом уроке про мир, сотворенный Богом. Так что, как правильно отмечено, школьникам нужно объяснить, как это можно совместить, как Церковь относится к этому, чтобы дети адекватно воспринимали разные точки зрения.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...