Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Религиозная культура в школе: Мнения священнослужителей

27.01.2015 08:17


Патриарх Кирилл предложил расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» и преподавать его со 2-го по 10-й класс. «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?» — отметил патриарх.

Оставить преподавание курса только в четвертых классах, по мнению предстоятеля РПЦ, «значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».

Как уже сообщали Regions.Ru, Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации ранее сообщил, что готовит курс "Основ религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), рассчитанный на десять лет обучения. Глава отдела, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, отметил, что курс разрабатывается с учетом получаемых школьниками знаний по другим предметам, включая историю, музыку и даже биологию. Он не уточнил, когда десятилетний курс ОРКСЭ будут вводить в школах.

См. также:
Не стоит будоражить сознание ребенка: подрастет – сам определится с вероисповеданием. Парламентарии о предложении главы РПЦ

Курс ОРКСЭ появился в общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовало его пробное преподавание в2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.

«Насколько реально, на ваш взгляд, ввести этот предмет во всех классах? Что должно войти в школьную программу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Козлов

настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

27.01.2015 09:34

Предложение Святейшего Патриарха отражает реальность, понятную всякому, кто знаком с преподаванием в средней школе. Любая серьезная дисциплина предполагает цикличность и освоение материала на разном уровне в разных возрастных группах: в младшей, средней и старшей школе. Если, как хочется верить, мы пришли к осознанию упомянутого комплекса дисциплин как значимой составляющей полного учебного плана - принципы, применяющиеся к любой фундаментальной дисциплине, должны быть применены и к этому предмету. Фактически речь идет о том, чтобы его преподавание не профанировалось, а было таким же, как и преподавание любой фундаментальной дисциплины: истории, литературы, родного языка, естественнонаучных или математических дисциплин.

Дополнение курса может содержать знакомство с вероучением той или религии, конфессии или светско-этических доктрин, с историей Церкви, историей религии, с ее искусством, ее воплощением в богослужении, в музыке, в словесности и, конечно же, с этикой, которая по-разному преподается для ребенка второго-третьего класса и для молодого человека - учащегося девятого-десятого класса. По сути, речь идет о том, чтобы эксперимент, который, как кажется, признан состоявшимся, был расширен до полноценного школьного курса.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

27.01.2015 09:27

Мне очень понравилась позиция патриарха, которую он изложил в Государственной думе. Святейший смог донести насущные проблемы Церкви, ее чаяния до светской власти. И то, что у него получилось сделать это с такой авторитетной трибуны, свидетельствует о близости позиции Церкви и государства.

У нас в православной гимназии, где дети изучают закон Божий с 1 по 11 класс, и этот опыт оказался очень удачен. Одного года для изучения этого предмета недостаточно - тем более при одном-двух часах в неделю. Однако есть одно «но»: в нашем городе, как и в других городах, и директора школ, и учителя, выказывают явное нежелание преподавать какой-либо еще курс, помимо светской этики. Да и ее они преподают под давлением государства. Они, насколько я понял, в рамках светского образования считают это лишним и ненужным. Я же, наоборот, уверен: это нужно. Не хватает учителей, которые могли бы обеспечить правильное преподавание религиозные предметов, а их недопустимо преподавать «абы как».

Если приглашать преподавателя ОПК «со стороны», одного часа в неделю ему явно будет недостаточно: зарплата окажется мизерной. А преподавателей потребуется очень много, так что необходима подготовка кадров. На это уйдет как минимум 5-10 лет.

Так что решать этот вопрос, на мой взгляд, следует поэтапно. Сейчас мы осилили минимум – 4-й класс, дальше можно начать преподавать «Основы..» в начальной школе. А потом уже развиваться дальше. Если государство захочет поучаствовать в этом проекте, оно должно в первую очередь обеспечить его финансирование.

Чтобы быть носителями православной веры, да и просто культурными, грамотными людьми, нам нужно изучать в первую очередь православие. Истории России - это история православия. А остальные направления второстепенны.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

27.01.2015 09:26

Несомненно, Святейшим патриархом Кириллом движут самые благие чувства, когда он говорит о важности и необходимости изучения «Основ религиозной культуры…» на протяжении всего периода обучения в школе. Мы изучаем математику с 1-го по 11-й класс, но основы духовной культуры, духовной безопасности для нас важны куда больше, нежели умение делить и вычитать. В этом Святейший патриарх Кирилл прав .

Но как практик, еще в самом начале 2000-х преподававший в Белгородской области как раз «Основы православия», а до этого - их же в православной гимназии, скажу: сейчас от этого может быть больше вреда, чем пользы. Даже сейчас, когда «Основы религиозной культуры и светской этики» преподают только один учебный год, уровень знаний преподавателей оставляет желать лучшего. Ни справка о курсах повышения квалификации, ни какой-либо иной документ не гарантирует, что преподаватель знает свой предмет. Если же преподавать «Основы религиозной культуры и светской этики» со 2-го по 10-й класс, нужно увеличивать количество преподавателей, а взять их негде. Значит, ими окажутся «квалифицированные управдомы», библиотекари, физики, истории - да кто угодно. Свято место пусто не будет, его займут – но кто? И какова будет польза от того, что «сапоги начнет тачать пирожник»?

Поэтому я скептически отношусь к возможности воплощения прямо сейчас этой безусловно нужной инициативы Святейшего патриарха Кирилла.

И еще вот какой момент: если вдруг часы на этот предмет увеличат за счет сокращения часов по остальным предметам, это наверняка вызовет возмущение родителей – да и всех, кто неравнодушен к судьбе образования в нашей стране.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

27.01.2015 09:13

На протяжении многих лет курс «Основы православной культуры» согласно местному законодательству преподается в Белгородской области, причем именно в таком формате.

Белгородская область – весьма интенсивно развивающийся регион, где уровень жизни населения выше, чем во многих других регионах страны, более высокие показатели рождаемости, вступления в брак, и более низкие - разводов. Так что на протяжении долгих лет в одном из регионов России уже проводился эксперимент, результаты которого можно распространить на территории всей страны.

Преподавание «Основ православной культуры» со 2-го по 10-й класс даст школьникам действительно фундаментальные знания и понимание религии, что позволит им стать носителями и хранителями православной культуры, передать ее своим детям, тем самым обеспечив культурную преемственность нашего народа.

Те, кто выступает против инициативы Святейшего, думаю, делают это либо в силу идеологических предубеждений против православия, либо находятся под воздействием стереотипов, когда учителя математики говорят, что нельзя увеличивать часы на русский язык, так как дети будут плохо считать, а преподаватели русского, в свою очередь, не считают возможным увеличивать часы на математику - тогда, дескать, дети будут плохо читать. Тем не менее, я считаю: увеличение часов на изучение «Основ православной культуры» будет способствовать повышению духовной мотивации учащихся, и позволит им более эффективно изучать все остальные предметы.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

27.01.2015 09:11

Инициатива хорошая. Я преподаю «Основы православной культуры» в частной школе с 2010 года, и согласен, что давать детям знания только в одном - двух классах недостаточно. Потом они все забудут.

Мы живем в такое время, когда дети обязательно должны быть ознакомлены с религиозными культурами традиционных конфессий: нередко именно на религиозной почве случаются конфликты. Так вот, чтобы никого не обижать, не оскорблять, мы должны знать о религиозных ценностях своего народа и знакомиться с ценностями других – тех же мусульман.

Но ребенок должен получать базовые знания, а не фрагментарные, это очень важно. Сегодня без изучения православной культуры трудно понять даже творчество классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя… Для детей многое в их произведениях - архаизмы. Я думаю, эти пробелы частично поможет восстановить изучение «Основ религиозных культур», в том числе православной. Но как практик скажу: возможно, начинать их изучать нужно не со второго класса, а позже. Учащимся начальной школы приходится объяснять все «на пальцах». Им понятны лишь такие простые категории, как «добро – зло». Более сложные вещи дети не воспринимают. По учебникам о. Андрея Кураева, который написан для учащихся 4-5 классов, учить второклашек невозможно. При написании учебников и составлении программ необходим комплексный подход, неплохо бы подключиться к этому и светским специалистам.

А вот школьникам четвертого уже можно рассказывать о каких-то серьезных вещах и лучше таких, какие они могли бы применить в жизни. В старших классах можно, например, рассуждать о том, чем настоящая любовь отличается от влюбленности, почему Церковь против сквернословия, осуждения, зависти - это будет понятно современным детям.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

27.01.2015 09:02

Я уверен, что Патриарх и митрополит Меркурий не имели в виду обязательное внедрение этого курса во все государственные школы. Речь идет, как мне кажется, о некоем мировоззренческом курсе, который существует во всех европейских школах и вообще в системе мирового образования.

У нас в каком-то смысле роль такого курса выполняет предмет «Обществознание», но там преподают начатки знаний в области экономики, философии и других гуманитарных наук, которые в школе не изучают. Он больше ориентирован на практическую сторону жизни, отвечая на вопросы, кто такой гражданин, какова его роль в обществе и т.п. На главные вопросы – о смысле жизни, о нравственности, об этике в современной жизни – там ответов нет. И если мы говорим о формировании определенного мировоззрения молодого поколения, и оно формируется в русле религиозной традиции, то увеличение курса ОРКСЭ до многолетнего изучения необходимо. Тем более родители могут выбирать нужный модуль – православие, ислам, иудаизм, буддизм или светскую этику. При таком многообразии курс не будет выглядеть навязыванием, - хотя и это зависит от поведения администрации, родителей учителей.

Нас всех пугают клерикализацией, но люди самых разных воззрений должны признать, что такой курс необходим, поскольку все общество держит нравственный стержень. И если не прививать детям принципы нравственного поведения, основанного на некотором нравственном абсолюте, категорическом нравственном императиве, мы не сможем ничего добиться в плане общественной морали. Этот вопрос многих беспокоит, он важен для формирования нравственного климата. Многие беды современного общества происходят из-за смещений понятий добра и зла: представления об этих понятиях у некоторых вообще отсутствуют, - такие люди руководствуются прагматическими принципами: попросту говоря, что им выгодно, то и делают. А этот курс основан на нравственных традициях и будет представлен с альтернативой с другими традиционными религиями и со светской этикой, так что он, безусловно, необходим.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

27.01.2015 08:58

Решение расширить этот школьный курс – совершенно верное. У меня лично было желание всегда преподавать этот предмет, но останавливало то, что в 4 классе трудно разговаривать с детьми о таких серьезных вещах. Если бы это был 9-10 класс, то преподавание было бы более серьезным, осмысленным и эффективным.

Конечно, для расширения курса необходимо больше учителей, а здесь мы определенно отстаем. И готовить учителей надо более эффективно и целенаправленно.

Мне кажется, этот курс, в первую очередь, должен рассказывать не столько о вероучении, сколько об истории и культуре в самом широком смысле. Митрополит Меркурий прав в своих оценках этой разработки, говоря о включении в курс знаний по другим предметам.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

27.01.2015 08:54

Когда-то мы все об этом просили президента тогда еще Бориса Ельцина: в школах преподавать религию, чтобы хлынувшие к нам сектанты не могли влиять на нашу молодежь, которой необходимо получать знания на религиозную тему. Но нам не позволяли этим заняться, поскольку религия у нас по Конституции отделена от государства, а школа - от Церкви. Немыслимо было представить, чтобы мулла или священник преподавал в школах. И только много лет спустя нам удалось добиться этого – сначала экспериментально, а теперь уже по всей России отдельным курсом.

Патриарх правильно говорит: ребенок должен знать, для чего ниспослана религия, для чего делится на разные виды, какая разница между мусульманами, христианами, иудеями, буддистами. Именно для этого необходим учебный курс в школе, и желательно не на один год. Это же не значит, что в школах будем детей выстраивать в ряд, чтобы они молились. Нет, они должны знать, что такое религия, а принимать решение о том, молиться или нет – личное дело каждого.

У нас, мусульман, есть курсы повышения квалификации педагогов, и там мы как раз обучаем тех учителей, которые взяли на себя ответственность преподавать ОРКСЭ в школах. Ведь самая большая беда, если человек будет преподавать, не зная своего предмета - он просто испортит все. И вот чтобы этого не было, надо сначала подготовить преподавателей, а потом уже обучать детей.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

27.01.2015 08:51

Очень сомневаюсь в реальности расширения этого учебного курса на все классы. Сегодня даже для 4 класса нет учителей, которые хорошо и четко могут преподавать, нет литературы и учебников по предмету.

И потом - в классах не только православные и мусульмане, есть иудеи и буддисты. Как делить детей? Допустим, в классе 20 детей: 10 православных, 5 мусульман, 3 иудея. Я не говорю уже о тех, кто выбрал курс «Светской этики». И как набрать столько педагогов? Так что, боюсь, перспективы тут нет.

И потом для детей, которые действительно хотят получить религиозное образование, есть специальные факультативы и отдельные семинарии. Я часто бываю в школах и замечаю, как там преподают ОРКСЭ. Например, детей, выбравших «Основы православной культуры», в лучшем случае педагог сводит в храм на час. Преподавать и объяснять грамотно учителя не могут. И какой результат от этих занятий? Никакого. Сейчас в основном дети растут атеистами, а желающие поступают в православные или мусульманские школы, институты. Основная масса приходит к религии уже взрослыми.

Думаю, лучше составить светскую программу, где просто объясняли бы отличие одной религии от другой. Это можно преподавать во всех классах, уроки будут интереснее. Я бы еще добавил в свете сегодняшних событий в программу обязательный патриотический элемент. А то сегодня слишком многие хотят перекроить нашу историю. Запад имеет в этом преимущество, они детей постоянно этому обучают. На Украине с детства детям внушали, что советские солдаты – оккупанты, сегодня мы видим результат этой обработки детских умов. У нас таких уроков нет. Ну, да, на уроках истории, литературы говорят о войне, но этого мало. Необходимо патриотическое воспитание, как в советское время. И вот все это можно совмещать со знаниями о традиционных религиях, воспитывая в ребенке сразу и уважение ко всем конфессиям, и патриотизм, и любовь к своей стране.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

27.01.2015 08:32

Думаю, попытки ввести этот предмет во всех классах закончатся изучением одного только православия. Такое уже происходит, все это понимают, но стыдливо опускают глаза, и делают вид, что все в порядке.

Когда родители обращаются к педагогам, им предлагают на выбор не шесть модулей, а всего лишь два: "Основы православной культуры" и "Основы светской этики". А если кто-то из родителей попробует настоять на своем, ему ответят: «нет преподавателей». В нашем городе 45 школ. Сколько нужно преподавателей иудейской культуры, если в каждой школе будет по одному ученику?

Конечно, я за то, чтобы люди возвращались к своей культуре – православной или какой-либо иной. Но на деле мы наблюдаем такую вот однобокость. Поэтому обо всем этом мне даже смешно говорить. Смешно и грустно.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

27.01.2015 08:18

В иудаизме запрещается миссионерская деятельность, и преподавать в школах иудаизм для всех детей, независимо от их национальности, также запрещено. Вы, наверное, обращали внимание: по телевидению часто выступают православные священники, есть передачи об исламе - но вот об иудаизме передач нет. Это не случайно. Не случайно и то, что людей, которые хотят принять иудаизм, всячески от этого отговаривают. Для «неевреев» существуют так называемые семь законов Ноя. Они простые: не укради, не убий, почитай отца, люби мать….А евреи должны выполнять 613 заповедей. Из них 365 - предписывающие, а остальные запрещающие.

Сложно принять иудаизм даже тем, кто живет в Израиле. Не менее трех лет человек должен изучать священные книги, после этого сдать экзамен, и нет уверенности, что он его сдаст. Нет, кто-то сдает – примерно десять человек из ста. И даже после того, как это произойдет, человека продолжают отговаривать от принятия иудаизма – до того самого момента, пока он не окунется в микву. И только после этого он вступает в семью евреев, где становится для всех братом или сестрой. Так что в иудаизме нет борьбы за паству.

Отсюда следует вывод: мы за то, чтобы в школах преподавали мировую культуру, рассказывали о религиях, существующих в нашей стране. Ребенок, начиная с 4 класса и дальше, за счет этого и будет постепенно расширять свой кругозор.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

27.01.2015 08:12

Насколько реально ввести многолетний курс - судить сложно. Но очевидно, что он необходим, потому что знакомство с религией только в 4 классе серьезного эффекта не даст. Школьники в 4 классе что-то узнают, но поставят перед собой множество вопросов, а на них надо отвечать и в 7, и в 9, и в 11 классе.

Не знаю только, нужно ли вводить предмет в каждом классе. Думаю, можно выбрать ключевые точки – например, год в начальной школе, в 8 классе и выпускном, чтобы не перегружать и без того перегруженную школьную программу.

В программу нужно включить все, что волнует современное человечество. Школьники очень искренние, они ждут честных ответов на вопросы о роли религии в жизни общества, о значении религии в жизни каждого человека, об отношении науки и религии. Ведь правильно говорили и противники этого курса: нельзя же так, чтобы на одном уроке школьники слушали о теории эволюции, а на другом уроке про мир, сотворенный Богом. Так что, как правильно отмечено, школьникам нужно объяснить, как это можно совместить, как Церковь относится к этому, чтобы дети адекватно воспринимали разные точки зрения.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...