9 января еще одно из ведущих мировых рейтинговых агентств — Fitch — понизило долгосрочный кредитный рейтинг России на одну ступень до «ВВВ-». Любой рейтинг ниже этого уровня на сленге фондового рынка обозначается как «мусорный». Причинами были названы резкое падение рубля и цен на нефть, а также увеличение ключевой ставки до 17 процентов.
В свою очередь министр финансов России Антон Силуанов заявил, что нет повода драматизировать ситуацию вокруг снижения кредитного рейтинга страны до «мусорного» уровня, пишет «Лента.ру» со ссылкой на РИА Новости. По его словам, решение агентства Standard & Poor's не учитывает сильных сторон экономики страны.
«Говорить о возникновении формальных оснований для выхода иностранных инвесторов из российских активов не приходится, так как для подобных действий необходима потеря эмитентом инвестиционного рейтинга от не менее чем двух агентств», — заявил глава Минфина. Он считает, что решение S&P не окажет серьезного влияния на рынок капитала, поскольку «риски снижения кредитных рейтингов России уже заложены участниками рынка в котировки российских активов».
По словам Силуанова, понижение рейтинга отражает пессимизм агентства и «не учитывает целый ряд факторов, характеризующих сильные стороны российской экономики». В качестве преимуществ он назвал низкий уровень государственного долга, профицит счета текущих операций, а также накопленные крупные международные резервы, в том числе суверенные фонды. «Это бесспорные преимущества России в нынешних макроэкономических условиях», — подчеркнул глава Минфина.
Добавим, по мнению многих экспертов, подобные оценки рейтинговых агентств о готовности страны выплачивать долги, безусловно, могут быть спорными и политизированными.
«Как вы относитесь к понижению кредитного рейтинга России до «мусорного» уровня? Как это повлияет на нашу страну?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
27.01.2015 16:18
Посмотрим, как начнет работать антикризисный правительственный план, как будет проходить нормализация внешнеполитической ситуации. Меры, представленные в плане, разумные, остается выяснить, насколько быстро и точно они будут исполняться. Да, год будет непростым, но вектор движения есть. Остается только, чтобы каждый, от кого хоть что-то в данных обстоятельствах зависит, прилагал бы максимум усилий.
Окончание войны на Украине также придаст уверенности в завтрашнем дне. А она закончится - все войны заканчивались миром.
27.01.2015 16:15
Да, возможности государства заимствовать снижаются, но не прекращаются. Свой внешний долг погасить вовремя мы сможем – у нас большой золотовалютный запас и достаточно иных резервов. Спасибо Кудрину, что накопил, а как все его ругали, что в оборот не пускает, а придерживает, какими только словами не критиковали! Кроме того, Центробанк не тратится на поддержание курса рубля благодаря его «свободному плаванию», в которое перед новым годом была отпущена национальная валюта. Ну и наконец банкам на докапитализацию выделен 1 трлн рублей.
Понятно, что и валютный, и фондовый рынки на заключение Standard & Poors отреагировали отрицательно. Но скоро все наладится. И простым гражданам волноваться не надо: им остается только следить, как государство будет индексировать зарплаты, пенсии, выполняя все социальные обязательства.
27.01.2015 16:11
По большому счету, и сами наши бывшие партнеры на Западе этого не скрывают. Они открыто заявляют, что сегодня не следует очень сильно инвестировать в российскую экономику, поскольку Россия, по их мнению, является государством, ведущим агрессивные действия в отношении Украины. Поэтому интенсивное развитие нашей экономики для них совершенно неприемлемо. Отсюда и стремление подорвать доверие к российскому бизнесу, дестабилизировать нашу финансовую систему.
При этом нужно понимать, что большинство инвесторов, внимательно следящих за рейтингами, далеки от политических реалий. Так что, говорить о том, что решение S&P пройдет для нашей страны абсолютно безболезненно, к сожалению, не приходится. На это руководство страны уже указывало неделю назад, когда предполагалось, что может произойти снижение кредитного рейтинга России до т.н. «мусорного» уровня.
Другое дело, что слишком серьезного внимания обращать на это не стоит. Достаточно вспомнить, что еще более существенное снижение нашего рейтинга - со стороны агентства Moody’s – произошло несколько месяцев назад. Правда, о «мусорном» рейтинге речь тогда не шла, но с точки зрения балльной системы снижение было более существенным, чем сейчас. Для нас это прошло тогда абсолютно безболезненно, что еще раз доказывает: снижения наших рейтингов имеют политическую подоплеку. Они активно «пиарятся» с акцентом на нестабильность нашей экономики.
Естественно, нам нужно обращать внимание на тех инвесторов, которые способны реально понимать, что ситуация с рейтингами сильно ангажирована.
27.01.2015 16:10
Согласен я с Глазьевым и в том, что финансово-экономический блок вместе с Центробанком в сложившейся ситуации повели себя неправильно: нужно было реагировать совершенно по-другому.
Безусловно, сейчас мы будем наблюдать падение котировок российских компаний. На международных биржах в Германии, Англии они уже пошли вниз. В принципе, понижение кредитного рейтинга России - это спланированная акция. Ставка делается на то, чтобы понижались рейтинги наших компаний, приходили спекулянты и скупали за бесценок их акции. Война продолжается, но почему-то далеко не все хотят понять, что мы находимся сегодня по существу в военных условиях.
Поэтому, мы должны соответствующим образом защищаться и не играть по правилам, которые нам навязывают МВФ и в целом западная система. Тем более, что у нас есть очень хороший пример. Правительство Примакова и Центробанк во главе с Геращенко в 1998 году вытащили страну из ситуации, гораздо худшей, чем сегодня. Они смогли сдержать отток капитала, найти деньги и предоставить недорогие кредиты промышленности, благодаря чему экономика начала тогда развиваться.
27.01.2015 16:05
Я бы назвал еще одну, и очень важную, причину, характеризующую сложность ситуации. Это неэффективная деятельность правительства в сложившихся условиях. Сейчас, правда, дискуссия там пошла чуть-чуть поживее, зазвучали отдельные рациональные предложения. Но в целом реакция правительства не соответствует глубине проблем, что S&P, конечно же, тоже отметило. Чего стоит хотя бы выдача кредита по непрозрачным правилам одной привилегированной компании - «Роснефти», которая изначально пренебрежительно отнеслась к появившейся в отношении нее угрозе санкций. Подобная логика реакции на события не просто порочна, а реально усугубляет ситуацию.
Как понижение кредитного рейтинга России может сказаться на нас самих, экономисты объясняли уже сто раз. Это повод для того, чтобы зарубежные кредитные организации потребовали досрочного возврата кредитов, выданных российским компаниям, либо увеличили по ним ставку. Подобное их право прописано во всех кредитных договорах. Поэтому легкомысленно относиться ко всем изменениям нашего кредитного рейтинга, конечно же, нельзя.
Я понимаю, что Силуанову было поручено прокомментировать вчерашнее решение S&P. Все-таки, его мнение еще как-то воспринимают, уважают. Вот он и взял на себя эту тяжелую ношу, связанную с необходимостью успокоить общественное мнение.
К сожалению, у нас игнорируют еще одну важную вещь. Кризис – это надолго, и надо выстраивать свое поведение в условиях кризиса с достоинством, рационально. Действовать нужно так, чтобы все наши конкуренты, оппоненты и партнеры поняли: несмотря на сегодняшние наши трудности, российский бизнес останется в лице мирового сообщества скорее партнером, чем изгоем.
Одним словом, я бы не стал так легкомысленно воспринимать сигналы, которые выдают рейтинговые агентства. К ним нужно относиться сдержанно, с достоинством, понимая, что за ними стоит.
Сергей Батин
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Республика Татарстан)
27.01.2015 16:23
Конечно, нашим предприятиям, банкам, акции которых торгуются на международных биржах, выставленная России оценка оптимизма не придает. Да, рядовые работники поначалу ничего не почувствуют. Руководителям же придется несладко – им, кстати, уже тяжко: они вынуждены брать дорогие кредиты, покупать дорогие деньги. А если не смогут выполнить объемы производства? И вот тогда это уже отразится на всех наших гражданах.