Борьба с коррупцией в России напоминает спортивную рыбалку: поймали, посчитали, взвесили и отпустили. Одним словом, идет имитация кипучей деятельности

Дискуссия в обществе о необходимости изменения Конституции поднимает вопрос о подготовке и внесении в Госдуму проекта закона "О Конституционном Собрании РФ"

voda.mnr.gov.ru

Пора законно вывести Россию из-под опеки Запада. Парламентарии о предложении Бастрыкина

27.02.2015 15:49


Выступая на расширенной коллегии Следственного Комитета России (СКР), глава ведомства Александр Бастрыкин сделал несколько громких заявлений, вызвавших самую разную реакцию. Президент уже выразил готовность «предметно рассмотреть» предложения СКР. Regions.ru попыталось выяснить у парламентариев, насколько необходимы и эффективны предложенные меры.

В частности, Александр Бастрыкин предложил отменить закрепленный Конституцией принцип приоритета международного права над российским, создать международный военный суд для рассмотрения дел о войне на юго-востоке Украины (СКР регулярно возбуждает дела о преступлениях в соседней стране, но рассмотреть их негде), а также внес ряд инициатив, касающийся российского финансового рынка.

По мнению Бастрыкина положение конституции РФ о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством противоречит интересам страны: «практика показывает (особенно международные события последнего времени), что указанное положение работает против интересов России, умело используется западными оппонентами, устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость РФ в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства» - говорится в докладе главы ведомства. В свою очередь глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что в ряде стран внутреннее законодательство доминирует над международным и пообещал «проанализировать международные договоры Российской Федерации и весь этот международный нормативно-правовой материал".

СКР не остается в стороне и от "трагических событий на юго-востоке Украины". Начиная с 2014 года ведомство активно возбуждает уголовные дела "в отношении военных преступников и националистов". Такую же работу следователи проводили во время событий в Южной Осетии в 2008 году. "Но из-за отсутствия международного судебного органа, уполномоченного расследовать такие дела, они до сих пор остаются без судебного разрешения. И совершенно очевидно, что необходимо создать такой международный судебный объективный орган", - подчеркнул Бастрыкин.

«Как Вы оцениваете инициативы Александра Бастрыкина? Насколько реальны угрозы «правовых диверсий» со стороны запада и как России защитить свои интересы в этой сфере? Поможет ли международный судебный орган разрешить напряженность в конфликтах, подобных украинским (в противовес «независимым» расследованиям отдельных стран)?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Александр Варфоломеев

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Республика Бурятия)

27.02.2015 16:29

На мой взгляд, Конституцию лучше не трогать. Мало ли какие могут возникнуть проблемы в какой-то момент, и что же – каждый раз новые правки вносить в Основной закон страны?! Если уж трогать Конституцию – то в самом крайнем случае. Поэтому нужно подумать, впрямь ли то, о чем говорит Бастрыкин, такой крайний случай.

А вот предложение создать международный военный суд я поддерживаю безоговорочно. Уверен, такой судебный орган сможет в полной мере расследовать все преступления на Юго-Востоке Украины и наказать виновных, что будет справедливо.

Все, что предпринималось Западом в отношении СССР и предпринимается в отношении России, наверное, и правда можно назвать диверсиями. Западные политики очень легко отказываются от своих обязательств, когда они им становятся невыгодны. Как только Россия заявляет о своих интересах - налицо двойные и даже тройные стандарты. Надежды же, что они начнут с нами взаимодействовать по-честному, крайне мало. Вывод: мы должны измениться - в любой ситуации исходить только из приоритетов своей страны, а не смотреть на предпочтения наших партнеров.

Не исключаю, кстати, что и норма о главенстве международного права над российским появилась в нашей Конституции потому, что мы хотели доказать международному сообществу нашу приверженность международному праву, доказать, что встали на путь правового государства. Оказалось же, что доказывать никому ничего не надо – себе в результате выходит дороже. Россия и без доказательств демократическая правовая страна.

Алексей Александров

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Доктор юридических наук. Член ЕР

27.02.2015 16:26

Я полностью поддерживаю идею Бастрыкина о международном военном трибунале, создать который могла бы Россия. Основой такой структуры должны быть наработки Нюрнбергского процесса, ставшего образцом международного суда над людьми, совершившими преступления против человечества. Необходимо, чтобы специалисты в области уголовного процесса и международного права подготовили бы свои предложения.

В принципе я готов поддержать и другую его инициативу – отменить закрепленный в нашей Конституции принцип главенства международного права над российским. Правда, вначале я бы все-таки хотел посоветоваться с учеными-конституционалистами.

Что такое «правовые диверсии», мне не очень понятно. Однако я убежден: Запад ведет демонстративно и откровенно антиправовую международную политику. Наши американские «друзья» умышленно разрушают демократичный правовой мир своим неправовым вмешательством в дела суверенных государств путем организации там антиправовых военных переворотов.

Александр Тарнавский

Бывший первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам (6-й созыв)

27.02.2015 16:25

Насколько я понимаю, Бастрыкин говорил не о реформировании всей системы международного права, а о том, что происходит сейчас и как это воспринимается нами. В этом контексте его выводы звучат вполне разумно.

Сегодня ряд западных стран во главе с США не руководствуются общими базовыми ценностями и нормами международного права, а используют это право, а также международную судебную систему так, как им выгодно. Мы с удивлением увидели, что международные, европейские суды вдруг стали принимать решения против России. Приоритетом для них стали не нормы международного права, а конкретные желания конкретного государства, под которые и подгоняются данные нормы и правоприменительная практика. Примеров этому уже десятки, и в такие «игры» в России играть никто не намерен. Международное право возникло вследствие доброй воли государств действовать по единым правилам и нормам, в рамках согласованного консенсуса. Если же это право применяется, чтобы угождать интересам определенных государств, то нам такое право не нужно.

К сожалению, двойные стандарты в обращении с международным правом заработали в последние годы в полной мере. Мы это видим и по отношению международных правовых структур к делу ЮКОСа, и по ряду решений против России или ее граждан. А Бастрыкин – он же правоприменитель, который постоянно сталкивается с фактами манипулирования нормами международного права и видит, что все это делается, чтобы лишний раз ударить по национальным интересам России, нанести ей тот или иной ущерб. Поэтому он совершенно прав: нам нужно переходить на другие стандарты правовых отношений. На любые попытки загнать Россию в угол, принудить к определенным действиям, мы имеем полное право отвечать жестко и адекватно.

Что касается предложения главы СКР создать международный военный суд по военным преступлениям на территории Украины, то почему нет? Однозначно поддерживаю эту идею. Убийства мирных жителей на Юго-Востоке Украины, многочисленные свидетельства геноцида населения этого региона – все это очень напоминает преступления нацистов во время Великой Отечественной. Причем мы видим, что за этими преступными действиями на Украине стоит целый ряд действующих украинских политиков и официальных лиц. Так что вопрос о создании такого суда напрашивается сам собой. Другое дело, пойдут ли на это наши западные партнеры. У меня на данный счет большие сомнения, если учитывать их манеру применять двойные стандарты и использовать международное право для защиты собственных интересов и амбиций. В любом случае, мы должны идти своим путем и говорить правду: рано или поздно, но правда всегда побеждает.

Виктор Заварзин

Зампред комитета Госдумы по обороне, фракция "ЕР"

27.02.2015 16:15

Начну с вопроса о создании военного трибунала по преступлением на Юго-Востоке Украины. Как человек, работавший в свое время главным военным представителем нашей страны при НАТО, я очень хорошо понимаю необходимость формирования такой структуры и полностью эту идею поддерживаю. При мне создавался Гаагский трибунал для расследований преступлений в Югославии, который практически не выполнил своей роли, а был политически ангажирован. Хватали и сажали в основном сербов, а на геноцид со стороны албанцев предпочитали закрывать глаза.

Но есть и пример Нюрнбергского процесса, благодаря которому удалось привлечь к ответственности и покарать десятки нацистских преступников. Поэтому я двумя руками поддерживаю предложение генерала Бастрыкина. В перспективе на самом высоком уровне нужно инициировать создание трибунала по преступлениям, совершенным украинскими властями на Юго-Востоке Украины. Убийства мирных жителей, геноцид, гуманитарная катастрофа – это все налицо, все зафиксировано. Организаторы этих преступлений должны понести жесточайшую ответственность.

Что касается вопроса о международном праве, то возник он, видимо, потому, что в последнее время как часть информационной войны, ведущейся против России, начались всяческие спекуляции. Как известно, Россия всегда считала и считает, что только ООН и ее Совет безопасности вправе принимать решения о введении или невведении каких-то санкций, об использовании где-либо миротворческих сил и т.д.

Бастрыкин абсолютно прав: пришло время пересмотреть некоторые правовые аспекты в ситуации, когда мы последовательно выполняем все международные нормы, а наши геополитические оппоненты позволяют себе пренебрегать ими в своих интересах или использовать их против нас.

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

27.02.2015 15:53

Насколько реальны для России угрозы правовых диверсий Запада? - Да любой человек в нашей стране, кому сейчас сократили зарплату или кого выгнали с работы, кто испытал на себе резкий рост цен в соседнем магазине – этот человек столкнулся с той самой диверсией, о которой говорил Бастрыкин! Вся т.н. «антикризисная» политика – это в чистом виде диверсия, поскольку она прямо предписана через 15-ю статью Конституции Международным валютным фондом. Он, собственно, и назначил России вот эту кару в виде кризиса, который искусственно был создан на совершенно ровном месте.

Так что Бастрыкин абсолютно прав. 15-я статья Конституции, закрепляющая приоритет международного права над российским – это фундамент нашей правовой системы. Абсолютно такой же характер носила 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая верховенство КПСС. А теперь у нас закрепляется верховенство Соединенных Штатов Америки в российской правовой системе.

Вот совсем свежий пример. Несколько дней назад 9-й арбитражный апелляционный суд в Москве принял решение, в котором обвинил Банк России в нарушении принципов Базельского комитета по банковскому надзору. Одним словом, были приняты меры судебного воздействия в отношении чиновников Центробанка, не исполняющих в конкретных случаях решения иностранных органов управления. Таковы ежедневные, повседневные механизмы внешнего управления, направленные на ухудшение жизни граждан России и ликвидацию Российской Федерации в целом.

Вот только что, 21 февраля, мы, представители Национально-освободительного движения, в количестве 7 тысяч человек митинговали у здания Генеральной прокуратуры, требуя принятия мер именно такого рода, о которых говорил глава СКР. И я рад, что нас так скоро услышали – это очень хорошо.

Чтобы убрать 15-ю статью из российской Конституции, нужно провести референдум. И как раз недавно группа депутатов, в том числе и я, внесли в Госдуму проект соответствующих поправок в Конституцию, а также проект закона о Конституционном собрании и референдуме по Конституции. То, о чем говорит Быстрыкин, технически можно сделать буквально за две-три недели.

Предложение главы СКР о создании международного военного суда я тоже поддерживаю. При этом считаю, что основой работы такого суда должна быть судебная система Новороссии, а в дальнейшем – судебная система свободной Украины. После освобождения от власти фашистов и интервентов Украина должна, опираясь на свою судебную систему, покарать всех тех, включая Яценюка, Порошенко и им подобных, кто организовал на территории этой страны гибель десятков тысяч людей.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

27.02.2015 15:50

Идеи, предложенные Александром Ивановичем Бастрыкиным, у меня вызвали двоякие ощущения. Если судить по-человечески, он показал себя неравнодушным человеком к судьбам страны и Юго-Востока Украины. Я всегда уважительно отношусь к неравнодушным людям, и в этом смысле Александр Иванович не исключение. По форме подачи создалось впечатление, что ему, имеющему опыт комсомольского лидерства в недалеком прошлом, несколько тесновато в рамках осуществляемых полномочий председателя Следственного комитета России. А по сути у меня много вопросов профессионального плана - и к автору, и к высказанным идеям.

Начну с Конституции РФ. Во-первых, Бастрыкин говорит о приоритете норм международного права над национальным, некорректно называя его "диверсией правового регулирования". Эта конституционная норма передана автором неточно. Я наизусть помню конституционную норму, изложенную в статье 15, а именно: "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Так вот: во-первых, все общепризнанные принципы и нормы международного права уже вошли в главу вторую Конституции и имеют характер прямого действия. Это нормы о правах человека и гражданина. Во-вторых, относящиеся к международному праву заключенные Россией договоры могут лишь временно противоречить уже действующим законам. Прежде всего потому, что все без исключения международные договоры могут действовать на территории страны только после их ратификации Федеральным Собранием. Законопроект о ратификации вносит либо президент, если им подписан договор, или подписавшее договор правительство. Как правило, после вступления в силу международных договоров соответствующие изменения вносятся в национальные законы. Приоритет таких договоров возникает к тем правоотношениям, которые, - возможно, по вине законодателя, - временно национальным законом не урегулированы. Кстати сказать, положения Конституции полностью вошли в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Так о какой "диверсии", даже иносказательно или в шутку может идти речь?! Мне такие высказывания кажутся совершенно недопустимыми, потому что Конституция была принята всем многонациональным народом России всенародным голосованием! Что же получается - "диверсантом", по словам Бастрыкина, является народ?! Считаю, словосочетание "диверсия правового регулирования" политически вредным.

В действующей Конституции достаточно правовых норм, чтобы обеспечивать безопасность государства, наших граждан и их права, а также лиц без гражданства. Только работать надо в этих целях засучив рукава и не опуская руки!!

Теперь о необходимости расследовать преступления на Юго-Востоке Украины. Полностью согласен с этим тезисом! Как говорят в народе, идея «стреляет в яблочко». Остается уточнить процедуру расследования. Александр Иванович заявил, что Следственный комитет возбуждает уголовные дела о преступлениях на Юго-Востоке Украины. А мне хочется задать вопрос: а на основании какого процессуального закона это делается, если пространство применения Уголовно-процессуального кодекса России ограничивается только территорией Российской Федерации, а под признак экстерриториальности подпадают наши посольства, воинские части за рубежом, воздушные, морские и речные суда? Не противозаконно ли было возбуждать дела, о которых речь? Почему надзирающий орган не реагирует? Или выгодна политическая пауза? Но политические паузы вправе брать политики, а инструменты власти, к которым относятся и Генпрокуратура с подчиненными прокурорами, и Следственный комитет, должны действовать в рамках закона, пока он действует. Между прочим, прокуратура Украины, основываясь на опыте нашего комитета, также стала возбуждать дела в отношении наших граждан, не осуществлявших, судя по прессе, никаких действий на ее территории.

Чтобы все было в рамках международного права, поддерживаю идею Александра Ивановича о расследовании военных преступлений и преступлений геноцида на территории Украины. Но нужно ли создавать специальный международный орган по Украине или использовать имеющийся международный уголовный суд в Гааге? Необходимо все обдумать и согласовать с Министерством иностранных дел России.

Кстати, насколько мне помнится, Россия так и не ратифицировала Римский статут о международном уголовном суде. Может быть, для работы в таком международном органе свою кандидатуру по согласованию с Президентом мог бы предложить и Александр Иванович Бастрыкин? Но это уже ему решать лично.

В контексте событий на Юго-Востоке Украины полностью поддерживаю идею депутата Госдумы Сергея Миронова, высказанную им буквально на днях, - создать депутатскую комиссию по указанным событиям. Соединение усилий неравнодушных людей России и Украины было весьма полезным.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

На нового премьера мы возлагаем главную и последнюю надежду, в том числе как на человека. По многим показателям мы находимся уже у критической черты, или даже за ней. Прежнее правительство боялось денег, не желало пускать их в экономику и социальную сферу, «защищало» страну от них, загоняя людей в кабалу, под власть каких-то микрофинансовых вышибал. И в результате наш экономический обоз, перегруженный нереализуемыми деньгами, завяз на переправе, не реагируя на цели и задачи, поставленные президентом

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Коррупция

Прокуратура обнаружила у обвиняемого в мошенничестве Шестуна 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе, в том числе 565 участков, оформленных на подконтрольных ему 40 юрлиц и на номинальных директоров этих компаний. Также по результатам проверки стало известно, что в собственности Шестуна находятся две базы отдыха стоимостью 274 млн руб. и 22 автомобиля стоимостью около 27 млн руб

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

Рано или поздно украинский народ прозреет. Тот ужас, который сегодня мы видим в наших взаимоотношениях, уйдет и отношения восстановятся. Мы подумаем, как на взаимовыгодных условиях помочь братскому украинскому народу решить эту задачу. А Коломойскому можно ответить, что 100 млрд долларов нам самим очень и очень нужны, и нам незачем разбрасываться такими деньгами. Дело тут как раз не в деньгах: путь сближения двух наших государств - это абсолютно объективный путь, не зависящий ни от каких финансо ...

Российская вертикаль власти выстроена так, что губернатор не может работать, если он не поддерживается из центра. Российские регионы очень сильно зависимы от финансирования из центра. И если центр не хочет, чтобы тот или иной руководитель возглавлял регион, соответственно, действительно в интересах своего же региона ему приходится уходить. Наводнение – это скорее повод, и вряд ли бы какой другой губернатор справился с его последствиями лучше, чем Сергей Левченко. В соседних регионах, г ...

Правительство сознательно идет на то, что предлагают нам делать МВФ и вся международная финансово-спекулятивная система. Вот и в результате этой приватизации опять иностранцы окажутся во главе соответствующих компаний. Потихоньку вся наша экономика переходит в иностранные руки, что сулит нам в конечном итоге будущее не просто колониальной страны, а страны, захваченной в чужие руки. Подобные проекты идут только во вред стране. У нас в последнее время вообще очень много чего делается во вред, ...

Нам нужны достойные детские пособия на всей территории страны. А сегодня у нас в одних регионах могут платить нормальные детские пособия, а в других не могут. Допустим, 11 тысяч рублей детское пособие составляет с Московской области, и 150 рублей – в Рязанской области. На всей территории России все льготы и детские пособия должны платиться из федерального бюджета, и должны быть везде одинаково высокими