Действительно, «блатная» эстетика чрезвычайно в России чрезвычайно популярна: так называемый «шансон» слушают полицейские, военные, юристы, чиновники, шоферы – и вообще едва ли не все, за исключением разве что интеллигенции. Фестивали такой музыки проходят в престижных залах – вплоть до Кремлевского дворца, - а исполнители получают почетные звания. Фильмы и сериалы о жизни бандитов пользуются устойчивым успехом.
Один из опрошенных газетой экспертов, соавтор памятника певцу Михаилу Кругу, продюсер Вадим Цыганов сказал: «На сегодняшний день самое страшное не шансон, а попса под девизом «Бери от жизни все». Вот что развращает подростков. Попсовая идеология гораздо опаснее. А в шансоне очень много потрясающих исполнителей и песен, которые призывают людей к милосердию и состраданию, помогают человеку. Все же зависит от духовного наполнения. А в современной попсе его нет, и именно она разрушает личность человека».
Другой эксперт, заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин, считает, что бороться с «приблатненностью» культуры бессмысленно: «Блатная романтика популярна – это факт. Но ведь сама жизнь к этому подталкивает. В половине семей страны кто-то сидел в тюрьме. Надо улучшать условия жизни, создавать для молодежи другие цели и ориентиры. А когда у подростков нет возможности реализовать себя каким-то иным способом, то они смотрят на тех представителей, которые хоть и в противоправной деятельности, но чего-то добились. А все криминальные сериалы, песни никто же не навязывает. Такая блатная романтика отвечает вкусам, предпочтениям населения. Абсолютно не действенный способ – запрещать людям смотреть криминальные сериалы или слушать радио «Шансон»».
«Вредит ли обществу эта «блатная романтика»? Чем, на ваш взгляд, объясняется ее распространенность? Следует ли с нею бороться, и если да, то как? Согласны ли вы, что современная эстрада («попса») ничем не лучше, если не хуже?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
30.03.2015 16:09
У меня до сих пор отчетливо живы в памяти некоторые моменты моего детства, связанные, в частности, с хорошо сегодня известным 1953 годом. Мы тогда ходили мыться в общественную баню - сколько там было людей с наколками по всем телу! Все расписанные – все равно что на выставку картин попал! На меня, на маленького мальчика, это произвело неизгладимое впечатление.
Естественно, пребывание за решеткой накладывает отпечаток и на мировоззрение человека, и на его культурные пристрастия. Песни, «выходившие» из тюрем на волю, смешивались с бардовскими произведениями, с романсами. Так появился шансон, который нельзя впрямую отнести к воровской культуре, да и пропагандой «блатной романтики» он не занимается. Хотя шансон шансону рознь, есть некоторые шансонье, работающие под «блатную романтику» - безусловно, ничего хорошего в этом нет. В целом же шансон никакой опасности для общества не представляет. Попса, с ее попсовой идеологией, согласен, намного страшнее – именно она уродует подростковые души.
С другой стороны, сейчас по «Первому каналу» идет конкурсная передача «Три аккорда», которая, на мой взгляд, пропагандирует и романтизирует именно «блатную жизнь». Считаю, по центральному каналу, вещающему на всю страну, такие вещи показывать нельзя.
30.03.2015 16:07
Одним словом, не нужно создавать запретный плод, который, как известно, сладок. Нужна планомерная работа по плавному вытеснению «блатняка» из нашей культуры и его замене на хорошую музыку.
30.03.2015 16:02
Зачем в принципе как-либо бороться с шансоном или поп-музыкой? Каждый решает для себя сам, какую музыку ему слушать, и давайте мы на государственном уровне не будем регулировать подобные вопросы. У нас существует огромное количество малых городов, особенно на «северах», где распространена культура русского шансона. Может быть, любовь к шансону является где-то и семейной традицией. И что, мы будем теперь волюнтаристским способом эту культуру ликвидировать?
Поэтому я считаю, что не правы ни представитель руководства ФСИН, ни продюсер Цыганов. Музыка в обществе может быть самая разная: и классическая, и шансон, и попса и многая другая. И не дело государству влезать в регулирование этой сферы. Невозможно как-либо ограничить или лимитировать то или иное направление в музыке. Я сам не слушаю ни поп-музыку, ни шансон: мне больше нравится классическая музыка и электронная. Но я никогда не буду со своим вкусом лезть в «чужой огород».
30.03.2015 15:58
Напомню, что в определенный период, при Ельцине, у нас в тюрьмах сидело народу больше, чем в советские времена при Сталине. Количество преступлений в 90-е составляло от трех до пяти миллионов. Получается, что примерно пятая или четвертая часть населения страны так или иначе была связана с системой исполнения наказаний.
С другой стороны, государство практически не вкладывается сегодня в культуру – все отдано на откуп коммерции. Телеканал «Культура» с его жалкими 3% просмотра конечно же, неконкурентоспособен. А более-менее приличные радиостанции, которые вещают на УКВ, государство не поддерживает. Возможности вещания единственной в России радиостанции классической музыки «Орфей» - и те оказались урезаны. Поэтому преобладание сегодня в обществе каких-то музыкальных направлений во многом связано и с вопросами государственной культурной политики.
Понятно, что «попса» и «блатная романтика» будут и дальше присутствовать в обществе, но задача государства – сделать так, чтобы они были, скажем так, на нижнем этаже культурных предпочтений, а не доминировали в обществе.
30.03.2015 15:57
Поэтому я не знаю, насколько правильно в руководстве ФСИН озаботились этой темой. На мой взгляд, бороться с той или иной музыкальной культурой нет никакого смысла и даже глупо, поскольку у кого-то это уже часть его жизни, мировоззрения.
Как правило, музыка ни к какому негативу не влечет. К негативу влечет в большей степени то, что транслируют СМИ. Прежде всего я имею в виду бесчисленные «кровавые» сериалы про бандитские и «ментовские» войны и разборки.
Возможно, ФСИН не с того конца решила бороться против влияния на молодежь воровской культуры. Может, следует создавать определенную социальную рекламу, которая будет показывать молодежи, насколько пагубно вставать на путь нарушения закона? Давайте лучше рассказывать и показывать, как плохо человеку в тюрьме, на зоне: думаю, это будет гораздо более оздоравливающе действовать на сознание, нежели какая-то борьба с «блатной романтикой».
Конечно, и сами исполнители шансона должны внимательно следить за тем, чтобы в их творчество не проникало ничего такого, что может быть расценено как призывы к криминалу и насилию. Но я полагаю, господа шансонье сами, без посторонней подсказки, способны задуматься над содержанием своих песен.
Алексей Александров
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Доктор юридических наук. Член ЕР
30.03.2015 16:17
Другое дело - пропаганда так называемого воровского образа жизни, когда в кино, в песнях показывается, как хороша жизнь вора: сколько у него возможностей, как ему весело и вольготно живется, как он имеет доступ в политические круги, как он близок к деятелям культуры. Такое недопустимо. Потому я полностью поддерживаю начинание ФСИН. Отлично, что она затронула этот вопрос.
Хорошо бы, чтобы ведомство занялось повышением общей культуры и среди своих работников, начиная с объяснения им правил русского языка, как правильно ставить ударения: что говорить надо осуждЕнный, а не осУжденный, приговОр, а не прИговор, договОр, а не дОговор и т.д.
ФСИН выступила с правильной инициативой, теперь, думаю, дело за Минкультом, за комитетами по культуре Госдумы и Совета Федерации. Стоит также привлечь Комитет по вопросам правовой культуры при Ассоциации юристов России. Они должны подготовить проект, направленный на пропаганду культуры, образования, культурного русского языка, воспитания: необходимо объяснять школьникам, что некрасиво через слово произносить «блин» - это самих говорящих унижает, оскорбляет, что нельзя тащить в жизнь воровской жаргон – то же слово «мент» должно коробить слух. То есть надо втолковывать, что есть вещи, которые приято делать в туалете, а есть – за столом и их невозможно смешивать.
Малокультурные журналисты и отдельные сериалы немало делают для популяризации «блатной романтики». Недавно запустили сериал «Ленинград 46» - про борьбу с преступностью в послевоенном городе. Но почему же герои тех лет говорят на современном тюремно-блатном жаргоне?! Вместо «арестовать» они, например, употребляют «закрыть». Зачем пускать гопников в кино, в книги, в СМИ, которые предназначены для широкого зрителя, читателя?! Производители этого сериала должны были пригласить специалистов по русскому языку, чтобы на зрителя не лился нынешний блатной жаргон.