Федеральное министерство строительства и ЖКХ предлагает направлять в государственную собственность обнаруженные драгоценности в ходе планируемой массовой кремации останков из заброшенных могил.
Министерство предлагает кремировать останки из заброшенных могил. Ведомство приблизительно оценивает площадь заброшенных захоронений в 18–25 тыс. га. Эксперты в области похоронного дела говорят, что это могут оказаться десятки миллионов могил.
При этом специалисты даже приблизительно не берутся оценить возможное количество драгоценных камней, золотых и серебряных украшений, других ценностей, которые находятся в данных захоронениях. В самом Минстрое РФ заметили, что сегодня не представляется возможным провести оценку возможных выявленных ценностей ввиду отсутствия статистических данных.
В православии как минимум принято хоронить покойника с нательным крестом. Как правило, покойному вкладывается икона в руки. Некоторых хоронили с орденами, представляющими порой немалую ценность. На покойнике обычно оставляют обручальное кольцо, остаются и золотые коронки на зубах.
Разработанный Минстроем России законопроект «О похоронном деле в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет брошенное место захоронения как место захоронения, в отношении которого отсутствует информация о захороненном(ых) в нем лице(ах), находящееся в течение длительного времени в ненадлежащем состоянии, имеющее признаки разрушения намогильных сооружений (надгробий), признанное таковым в установленном порядке. Соответственно, обнаруженные при перезахоронении культурные ценности, ввиду отсутствия данных о захороненном, а также о лицах, ответственных за захоронение, поступают в государственную собственность в соответствии с гражданским законодательством, — рассказали газете «Известия» в пресс-службе Минстроя РФ.
Статус заброшенных могилы будут получать по решению суда, после заключения специальной региональной комиссии, в которую войдут уполномоченный орган в сфере похоронного дела, представители прокуратуры и санэпидемнадзора. Освобождаемые площади заброшенных могил министерским законопроектом предлагается использовать для новых погребений.
Эта новость вызвала, в частности, такие комментарии на сайте «Известий»:
«Моя бабка, мать отца, была убита солдатами НКВД/ГПУ 23.12.1925 года. При допросе, т.к. ее отец был царским офицером (убит во время русско-японской войны, в 1906 году). Рядом лежит ее мать (умерла 04.04.1934 г.). Я бы ухаживал за могилками, но во время войны были сожжены все кресты и кто где лежит - этого никто не знает (т.е. остались лишь холмики земли). Не надо трогать мертвых! По разным причинам у людей могут быть возражения в отношении мародерства захороненных. Бабка имела при себе нательный крестик. Ей было 20 лет и хоронила ее мать, муж (мой дед) и многочисленные родственники. Мир праху моих родных!»
«Всё-таки, я думаю, человек своим трудом и подвигом заслужил два куба покоя и уважения - неважно, помнят о нем родственники или нет».
«Государство решило пойти по скользкой тропке "грабителей могил"? Мало того, что нас при жизни буквально "выдаивают", так еще и после смерти обобрать решили? Тогда чего уж мелочиться: давайте отменим похороны вообще. Станем перерабатывать покойников на удобрения, мыло, кожу на абажуры и так далее - чем там еще гитлеровцы в концлагерях промышляли?»
Читайте также: Нельзя становиться, тем более на уровне государства, варварами, разоряющими захоронения. Парламентарии о кощунственном предложении Минстроя
«Как бы вы прокомментировали планы Минстроя? Не кажется ли вам безнравственным такое обращение с усопшими?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
23.04.2015 09:07
Можно понять людей, которые хотят быть захороненными вблизи своего жилища - там, где уже есть престижное или обустроенное кладбище. И трудно смириться с тем, что личные вещи похороненного любящими родственниками человека, принадлежащие ему одному, кто-то будет осматривать, отбирая ценные. Мне кажется, это кощунство. Усопшие ведь не завещали вскрывать могилу через сколько-то лет?
Если бы у нас, как в Европе, заключались договоры – к примеру, родственники не оплачивают аренду земли, и через 30 лет усопших изымают и кремируют, - другое дело. Но там это оговорено заранее. А пока, я считаю, никакого права тревожить прах усопших, тем более присваивать драгоценности, личные вещи ни у муниципалитета, ни у федеральных властей нет – этического права. Стройте новые кладбища, вкладывайте в них деньги, обустраивайте их и хороните усопших там.
А к старым кладбищам нужно относиться почтительно, благоустраивать их: это память народа, а не пещера с сокровищами.
23.04.2015 08:59
Мне кажется, эта инициатива откроет потрясающие возможности для злоупотреблений - да просто легализует гробокопательство, поиск драгоценных вещей в могилах усопших. Такие инициативы мне кажутся антинародными и антигосударственными.
Почему-то у нас не называют авторов этих странных предложений. Говорят: «в таком-то министерстве есть сотрудники, которые выступили с инициативой». Почему их не называют? До сих пор с гордостью мы произносим «столыпинские реформы». А эти люди почему прячутся? Пусть тоже назовут свои имена!
23.04.2015 08:51
Какой здравомыслящий человек может поддержать идею об изъятии материальных ценностей у усопших? Это даже не кощунство - святотатство. Так поступали большевики - глумились над мощами святых и изымали ценности. Мы хоронили усопших с крестами и Евангелиями, инкрустированными драгоценными металлами и камнями. А сегодня хотят уподобиться людям, которые вели идеологическую войну с Церковью. Это осквернение памяти усопших. Деньги, вырученные таким способом, будут плохо пахнуть.
Я не знаю, что бы сделал, если бы подобное сотворили с кем-то из моих родных и близких, ушедших в мир иной. Думаю, это вызовет волну народного протеста, и чиновникам, выступающим с подобными инициативами, не поздоровится.
В регионах проблемы с местами захоронений нет. Да и вообще, у нас в России много свободных земель. Если есть проблемы в Москве и Санкт-Петербурге - выделите место для захоронений в области в 20-30 км от города, обустройте его и хороните там.
На Руси существовал такой обычай: убирать на Радоницу не только могилы своих предков, но и соседние. Думаю, православные могли бы таким способом сказать «нет» этому предложению.
23.04.2015 08:46
В нашей стране хватает места, чтобы хоронить людей. Думаю, не составит труда установить на заброшенном кладбище общий памятник, общий крест. Открыть учреждение вроде похоронного бюро, сотрудники которого следили бы за сохранностью могил, ухаживали за ними.
Относиться к усопшим нужно по-человечески, независимо от того, когда они умерли, что с ними произошло, есть ли у них родственники. На их месте рано или поздно будем мы.
23.04.2015 08:43
Ну а что касается найденных драгоценностей - не знаю, как тут быть. Те, которые мы находили в ходе реставраций, отдавали в музей или оставляли на покойных – никто, например, не спарывал золотые пуговицы с одежды. Брать у покойника - все равно брать чужое. Усопшим нужно отдавать дань уважения. Редкие интересные вещи можно отдать в музей, а нательные крестики, колечки и сережки забирать, мне кажется, некрасиво.
23.04.2015 08:40
Наверняка так будут поступать с простыми, никому не известными тружениками. Но они тоже жили, любили, страдали, и к их памяти нужно относиться с уважением! Почему у нас всегда такое ужасное отношение к простым людям?
Я никогда не поддержу предложение разорять могилы, и рад, что есть люди, разделяющие мою точку зрения. Быть может, вместе нам удастся достучаться до чиновников.
23.04.2015 08:35
Я не стал бы давать резкие оценки инициативе законодателей – думаю, они руководствуются не экономическими соображениями, не извлечением прибыли. Это, несомненно, будет убыточным предприятием. Думаю, законодателями движет другое: забота о ныне живущих, которым тоже предстоит отойти в мир иной. Для их погребения тоже будут нужны места. К сожалению, мест в крупных городах России, - например, в Москве, - и правда не хватает.
Да, всякая попытка решить эту проблему, руководствуясь экономическими соображениями, безнравственна, и напоминает экспроприацию церковных ценностей, которую проводили большевики, желая унизить Церковь, ограбить ее, прикрываясь насущными социальными проблемами, - например, голодом в Поволжье. Конечно, экономически затея себя не оправдала - ценностей у Церкви оказалось не так много, как предполагали большевики, и «выручка» от этого безнравственного дела едва-едва покрыла затраты на проведение экспроприации.
В большинстве христианских могил никаких ценностей нет. В отличие от язычников, считавших, что человеку для загробной жизни необходима утварь, оружие, драгоценности, христиане относятся к погребению по-другому. Мы понимаем: человек в загробную жизнь не унесет с собой ничего. Ценности могли быть у людей весьма обеспеченных, чьи могилы и сейчас, наверное, представляют собой историческую ценность и поэтому не могут быть разрушены. А большинство покойных были бедными людьми, у которых не было ни золотых нательных крестов, ни коронок.
23.04.2015 08:26
Да, например, при храме в деревне территория маленькая, а кладбище, как правило, существует давно. Но все равно не надо лезть в чужую могилу. Если родственникам негде захоронить, то обычно копают могилу, где захоронены их предки, и ставят гроб сверху. Не нам тревожить умершего.
А потом - сколько злоупотреблений может быть под этим соусом! Если чиновники из Минстроя или администрация кладбища получили денег от нуворишей, то запросто могут снести могилу заслуженного человека. Если бы у нас не было такой патологической жажды денег, то и инициатив таких не было. А то олигарх денежку пожертвовал, и снесли могилу князя... Я живо представляю себе, как это легко может пройти без сучка и задоринки. И доказать, что это неправомерно, будет невозможно: доказать правду у нас в стране труднее, чем с помощью длинного рубля добиться противозаконного.
23.04.2015 08:18
Я был в Саудовской Аравии, там под кладбище выделяют территорию размером примерно километр на километр, где заранее уже вырыты ямы около трех метров в глубину с учетом того, что потом в могилу положат еще умерших. Там очень большая температура, и кости довольно быстро превращаются в прах. Кстати, короля Саудовской Аравии, по традициям ислама, похоронили в безымянной могиле как обычного человека.
В нашей стране необходимо, чтобы люди как-то привыкли к новому закону, потому что у нас такого никогда не было. И главное, чтобы все происходило по религиозным нормам – в исламе по шариату, а в православии с дозволения владыки или патриарха. Религиозные каноны надо обязательно соблюдать, спешка здесь не нужна. У духовенства на протяжении тысячелетий сложились свои поминальные обряды, поэтому обязательно надо все согласовывать.
Что касается найденных драгоценностей, то с таким, к сожалению, мы не сталкивались. Возможно стоит создать какой-то фонд, куда и будут направлять найденное. Но все это надо делать, не затрагивая религиозные чувства верующих.
23.04.2015 08:16
В России фраза о нехватке земли для захоронений звучит издевательски. Самая огромная страна в мире будет раскапывать могилы из-за нехватки земли?
С духовной точки зрения меня, наверно, поддержат все мои коллеги. Вскрытие могил считается вандализмом и осквернением. Не нужно этого допускать, тем более в нашей стране, где очень чтят усопших и память о них.
Мы всегда отличались тем, что у нас есть обычаи и ритуалы посещения могил. И мы, духовенство, - хранители этих духовных ценностей. Так что я от себя и своей организации говорю, что такие вещи неприемлемы, и наш голос должен был услышан в таких вопросах.
23.04.2015 08:11
У евреев как сказано: голым пришел на эту землю и голым уходишь, то есть евреев хоронят голыми. Так что о драгоценностях вообще речи не идет.
Да, нехватка земли на кладбищах - реально существующая проблема. Связана она с коррупцией, поэтому все правила нарушаются, и хоронят в существующие могилы за большие деньги. Но, в конце концов, уж какая страна могла бы позволить себе хоронить в могилах без перезахоронения и кремации, так это Россия - самая большая страна в мире: чего-чего, а земли у нас хватает.
Возможно, надо привлекать самих граждан к строительству новых кладбищ, если у города не хватает средств на это. У всех нас одно будущее, поэтому почему бы не озаботиться таким вопросом?
И оказание внимания покойнику – это высшее проявление благородства. Оно не проходит даром для молодого поколения. Они оценят внимание к предкам, это облагораживает душу молодых. Поэтому, думая о тех, кто тебя будет хоронить, ты должен поступать благородно с давно умершими, даже если могила безымянная.
23.04.2015 08:05
Да, в больших городах не хватает мест для захоронений. А иудеев, к примеру, нельзя кремировать, нужно обязательно предавать земле. Много у нас и давно заброшенных кладбищ. Может быть, есть смысл, если не отыщутся родственники, устраивать перезахоронения. Например, хоронить в братских могилах. Хорошо бы указать на их надгробии имена и фамилии всех, кто там лежит - хотя, боюсь, за давностью лет это будет невозможно.
Но забирать драгоценности у покойников, если таковые окажутся, нельзя. Это уже мародерство. Да и потом, кто проследит, чтобы их использовали по назначению?
23.04.2015 08:04
Я не слышал, чтобы в какой-нибудь стране так обращались с могилами своих предков. Например, в Польше захоронены останки гитлеровских фашистов, - но даже их кладбища сохранены и ухожены. Ухаживают там и за могилами советских воинов.
Нужно защищать все могилы – независимо от того, кто в них покоится. Я лично как человек, христианин, настоятель - намерен протестовать и защищать покой мертвых, если эта инициатива будет воплощена в жизнь.
Протоиерей Сергий Рыбаков
доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии
23.04.2015 09:09
Думая об удобствах для ныне живущих горожан, мы можем утратить память о прошлом, и будущие поколения останутся лишенными духовных основ. Как во «Мцыри» Лермонтова: «Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, а у себя не находил не только милых душ - могил!»
А кто гарантирует, что среди останков, которые будут предавать сожжению, не окажется мощей святых, например? Надо к этим вопросам относиться с осторожностью и всячески сохранять нашу память, а могилы – это же память. И отношение к могилам - это уровень нравственности народа.
Законодатели пишут сейчас законы, как им заблагорассудится, и руководствуются не высокими соображениями, а исключительно каким-то секундным желанием. Но так они могут навлечь на себя гнев людей, души которых находятся, может, в раю, а тела покоятся в земной обители. Тем более, как правило, люди просят, чтобы их похоронили в конкретном месте. Так что по возможности не тревожьте прах предков.