Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

пресс-служба правительства Калининградской области

Земледелие в школе: Мнения парламентариев

18.05.2015 15:54


К решению проблемы импортозамещения хотят подключить школьников - уже в этом году могут быть введены уроки “Земледелия”, а школам выделены земельные участки для школьных огородов. Таким образом автор обращения глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин надеется вырастить из детей агрономов и фермеров для спасения российского сельского хозяйства.

Как пишет газета «Известия», эта идея уже встретила одобрение в некоторых российских школах, но преподаватели рассматривают её в менее глобальном ключе - отмечают пользу физического труда для в целом непривычных к нему школьников (уроки физкультуры сейчас проводятся три раза в неделю, но возможно, посадка картошки и правда станет подспорьем в грядущей сдаче норм ГТО? - прим.ред) и отмечают психологическую пользу коллективного труда.

Директор серпуховской школы №12 Елена Акимова считает, что инициатива актуальна для небольших городов.

— Дети по окончании школы отправляются в мегаполисы, чтобы поступить в вуз или устроиться на работу — в небольших городах или селах практически негде работать. «Любовь к земле» заставит учащихся остаться дома и помочь стране в импортозамещении, — говорит она.

Между тем детский психолог досугового центра «Древо» Юлия Кантор считает, что «обязаловка» к труду на земле может, наоборот, вызвать отторжение.

Замзавкафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин считает, что в Центральной России достаточно земли, которую можно выделить школам. «В целом в Московской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской областях наиболее благоприятная территория для земледелия», — говорит он.

Отметим, что несмотря на активную поддержку государством российского садоводства (в 2015 году садоводам выделили 2 млрд рублей, это в 5 раз больше, чем в прошлом году, а бюджет 2016 года увеличит эту цифру еще на 500 млн.руб) пока ситуация складывается не очень удачно - в этом году сельхозпроизводители могут не справиться со сбором урожая без привлечения большего числа мигрантов. Например Астраханская область в начале года просила правительство увеличить квоту на мигрантов на период сбора урожая до 80% (сейчас 50%), иначе не удастся решить посьавленные президентом задачи по импортозамещению.

«Нужно ли вводить уроки земледелия? Может ли это помочь в решении проблемы импортозамещения?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Борис Невзоров

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Камчатский край)

18.05.2015 16:45

Мне нравится эта идея. В моей родной школе в городе Мичуринске Тамбовской области мы на нашем участке при школе выращивали морковку, редиску, огурцы. Тот, кто своими руками сажает сельскохозяйственные культуры, - ценит землю, ценит труд. Конечно, вводить такой урок надо по возможности – не каждой школе это под силу. Понятно, школам, расположенным в сельской местности, сделать это намного легче, чем городским.

Чтобы охватить больше школ, может быть, стоит подумать не над введением специального предмета «Земледелие», а в рамках урока «Ботаника» отвести на посадку, прополку, выращивание какие-то часы – ведь, в конце концов, маленький огородик можно разбить и на подоконнике в классе.

По поводу решения проблемы импортозамещения я бы не спешил делать столь громкие заявления. Согласен, приучать детей к труду надо как можно раньше. Но если мы будем отталкиваться только от этого, вопрос импортозамещения сможет быть решен только в очень далекой перспективе.

Ирина Гехт

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Челябинская область)

18.05.2015 16:41

У меня неоднозначное отношение к такой инициативе. На мой взгляд, надо вернуться к правильному преподаванию урока труда в средней школе (его еще называют «Технологии»), когда шла специализация для мальчиков, которых учили плотничать, столярничать, и девочек – их учили готовить, шить, вышивать и т.д. Сегодня этого нет. Между тем, изменение подхода к этой дисциплине было бы гораздо полезнее, чем урок «Земледелия» в предлагаемом виде.

С другой стороны, я недавно была в Тамбовской области, где посетила многие школы. Там каждая специализируется на чем-то своем, в том числе есть и те, которые как раз проводят программу по земледелию, имея и участок земли, и даже сельскохозяйственную технику. Причем обучение идет, исходя из специфики района, где расположена школа: есть коллективное хозяйство, занимающееся земледелием, - школьники ориентированы на это, если уклон в агробизнес – то и в школе соответствующий, есть и школы с курсом на IT-технологии. То есть направление «Земледелие» может быть в рамках «Технологий», но не отдельным предметом и не во всех школах: во-первых, город и село – разные вещи, во-вторых, погодные условия по стране далеко не одинаковые.

Вместе с тем я, конечно, за то, чтобы дети умели что-то делать своими руками, знали, что такое труд, ценили его, но воплощать это надо в рамках «Технологий».

В решении проблемы импортозамещения введение уроков «Земледелия» естественно не поможет. С тем, что нужно стимулировать молодежь оставаться на селе, никто и не спорит, но просто уроки «Земледелия» к этому не сподвигнут – нужны такие условия, чтобы молодым людям хотелось жить в селе: там должно быть хорошее жилье, достойная зарплата, развитая инфраструктура. Тогда и без всяких уроков «Земледелия» вопрос с импортозамещением решится.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

18.05.2015 16:37

Ну во-первых, нужно все-таки различать сельские школы и городские. В сельских и городских школах вопрос должен решаться по-разному.

Второе. Я знаю, что многие сельские школы уже имеют земельные участки. А тем, которые не имеют, я бы конечно рекомендовал их выделить. Ведь довольно странно воспитывать на селе парня или девушку, если они никак не приобщены к земледельческому труду. Кстати, у школы-интерната, где я учился, был довольно хороший земельный участок, и мы, незрячие ребята, активно там работали в меру наших возможностей: сажали деревья, цветы, и это было совсем не вредно. Третье. Не думаю, что в наших школах надо вводить специальные уроки земледелия. Вряд ли предложение Максима Сурайкина можно поддержать буквально, в том виде, как оно сформулировано. Но рациональное зерно в нем есть, в особенности для сельских школ.

Со своей стороны я уверен, что в школы нужно возвращать производственную практику, и в сельских школах она должна быть связана с работой на земле. Ничего плохого я в этом не вижу. Более того, у нас в стране существует целое макаренковское движение (напомню, что Макаренко входит во всемирно признанную пятерку лучших педагогов ХХ века), которое на базе прежде всего сельских школ разворачивает реальное сельхозпроизводство. В рамках этого движения не только воспитывают ребят-будущих земледельцев, но и помогают обеспечивать их нормальным питанием, помогают им зарабатывать на нормальный отдых, путешествия и т.д. Считаю, что это движение надо всячески поддерживать.

Дело здесь не столько в задачах импортозамещения, сколько в том, что будущего земледельца, как и будущего врача или инженера, нужно воспитывать. И делать это нужно в первую очередь на базе производственной практики.

Михаил Николаев

Член комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция «ЕР»

18.05.2015 16:32

В этом предложении, конечно, есть резон - и, к примеру, для Якутии заложенная в нем общая идея уже давно не нова. У нас в республике на сегодня действуют 80 агрошкол, т.е. общеобразовательных школ с сельскохозяйственным уклоном. У них есть свои земельные участки, своя техника и т.д. А зарплата преподавателей там на 40% выше, чем в обычных школах.

Мне кажется, каждый российский регион, исходя из своих потребностей и возможностей, должен самостоятельно решать, нужно ли ему создавать аналогичные школы или предусматривать в школьной программе специальные уроки земледелия. Поэтому возможно, инициативу Максима Сурайкина следует оформить в виде рамочного закона, который носил бы для регионов рекомендательный характер. Главное, чтобы для таких школ или уроков подбирались грамотные преподаватели и существовала вся необходимая материально-техническая база.

Чем больше у нас будет выпускников со специальными аграрными навыками и знаниями, тем легче, наверное, будут решаться и задачи импортозамещения. Но повторяю, все будет зависеть от того, насколько профессионально и грамотно будет организован процесс обучения основам сельскохозяйственного дела.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

18.05.2015 16:32

Сразу хочу отметить, что все новое – это хорошо забытое старое. А в данном случае «старое» даже еще не успели и забыть.

Вплоть до перестроечных лет в сельской местности подобные уроки всегда были, - хотя назывались они, может быть, по-разному. В любом случае, в летний период учащиеся проходили практику на школьных приусадебных участках, помогали соседним колхозам и совхозам. Ребята получали навыки вождения сельхозтехники, получали удостоверения комбайнеров-трактористов и т.д. А девушки, соответственно, приобретали навыки доярок и других профессий, связанных с женским трудом на селе.

Но сегодня приходится учитывать, что действующее наше законодательство абсолютно запрещает использовать труд школьников где бы то ни было. Вы не сможете заставить школьника даже подмести двор, вытереть с доски, прибраться в классе. Я уже не говорю про ремонтные работы в школах при подготовке их к новому учебному году, в которых в свое время школьники принимали самое активное участие. Сегодня все это возможно только с разрешения родителей.

Идея руководителя «Коммунистов России» хорошая и правильная, но она упирается во множество преград - особенно если вести речь о городских школах. Ведь в сельской местности дети, начиная с 10-12 лет, и безо всяких уроков земледелия приобщаются к сельхозработам, помогая родителям в прополке, поливке, в уборке овощей на земельных участках. Я в детстве тоже всегда помогал дома копать, окучивать картошку, и когда уехал учиться в математическую школу, первая мысль была: «А как же родители справятся без меня с этой работой?»

Правда сейчас, как известно, в сельской местности ребятишек осталось очень мало. За последние 20 лет закрыто где-то около 20 тысяч сельских школ, исчезло примерно столько же деревень. А каждую городскую школу наделять собственными земельными участками – это в нынешних условиях большая проблема.

Поэтому я пока не вижу возможностей для реализации предложения Максима Сурайкина. Но это не значит, что мы должны в принципе отказываться от идеи возрождения трудового воспитания подрастающего поколения. Начинать надо с того, чтобы по крайне мере отменить запреты на участие школьников в делах, которые возникают внутри школы, - в той же элементарной уборке учебных помещений.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Если говорить об «омикроне», то это самый легкий штамм, который протекает как легкая простуда. И зачем надо было закрывать больницы и поликлиники, непонятно. Если мы сегодня видим, что поликлиники уже захлебнулись, не справляются с наплывом больных, это значит, что у нас идет полный развал здравоохранения. И конечно, будет увеличиваться количество хронических больных, количество смертей. Мы будем выявлять уже последние стадии онкозаболеваний, - вместо того, чтобы выявлять их на ранних ста ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

"Коммерческая составляющая наших телеканалов не должна быть главенствующей, потому что получается, что за коммерцией мы теряем наше гражданское общество, нашу сплоченность. Поэтому нужно менять полностью систему управления и нашим телевидением, и средствами массовой информации. Я не говорю о том, что нужно вводить цензуру. Но мы должны в эту грязную бочку, с этой зловонной жижей, добавлять чистую хрустальную воду, и вымывать всю эту грязь. И тогда все будет хорошо..."

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...