Валерий Сударенков: Любое усиление надзора и контроля над школой сделает ее закрытой и замкнутой
10.06.2015 14:24
Валерий СударенковВо-вторых, в истории было такое понятие как «школа добрых нравов». Может, именно к этому понятию нам нужно вернуться и посмотреть на смысл школы как гуманитарного образовательного института? В рамках такого института обучается молодежь, а воспитываются все – и учащиеся, и педагоги, и родители учеников. Мне кажется, каждый родитель должен придерживаться принципа: если мой ребенок поступает в школу, то вместе с ним поступаю в школу и я. И каждый родитель должен знать, когда и как он может принять участие в образовательных процессах, не нарушая при этом школьную жизнь.
А система технического надзора, не говоря уже о человеческом надзоре, сковывает все процессы, наносит вред искренности и открытости школы. С каких это пор учителя должны подвергаться особому надзору? Мы и так уже ограничили возможности для поступления на работу в школу, оговорили массу условий, в соответствии с которыми педагогом не может стать тот или иной специалист.
В новой России мы все время говорим о гуманизации школы. Но куда мы в реальности продвинулись? Усиливается администрирование образовательной системы, учителя часто заняты не столько преподавательской работой, сколько бесконечными отчетами. А все эти предложения наших коллег-депутатов – скорее имитация активности, которая на самом деле не предполагает изменения внутренней атмосферы в школе. Любое усиление надзора и контроля сделает школу закрытой, замкнутой. Конечно, внешне можно нашпиговать школы всякими техническими средствами, но вы же не поставите камеры в душу и сердце!
Раньше родители всегда имели право посещать уроки. И в мои школьные годы, а это было 60 лет назад, у учеников появлялось чувство особого торжества, когда кто-то из их родителей присутствовал на уроке по тому или иному предмету. Было искреннее стремление показать свои возможности и свои знания без всякой системы приставов и технического, административного надзора.
Что же касается системы отбора учителей, то возможно, имеет смысл вообще перейти к практике школьных инспекторов. Существовавшие до революции школьные инспекции – это все, чем обладала система администрирования в среднем образовании.
В конце концов, наша школа настолько богата примерами образовательных новаций в сочетании с воспитанием! У нас есть и школа Рачинского, и школа Толстого. Давайте же перенимать сегодня то, что действительно заслуживает внимания с точки зрения совершенствования человеческих отношений, а не переводить все на усиление технического оснащения и надзора.