Резервы ФНБ превратились в самоцель, а правительство превратилось в пушкинского скупого рыцаря, который жалеет о том, что он не сможет прийти из могилы, чтобы полюбоваться на свои сокровища

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Была ли в СССР солидарность? Мнения священнослужителей

11.06.2015 08:44


Известный православный публицист протодиакон Андрей Кураев выступил в эфире «Русской службы новостей». В своем интервью он, в частности, осудил смягчение тона представителей Церкви в характеристиках советской эпохи – имея в виду в том числе слова патриарха о том, что положительным идеалом советского периода была солидарность:

«Советская власть началась с революционного террора и обострения классовой войны. Как можно утверждать после этого, что советский период выражается термином «солидарность», я вообще не понимаю… Идея равенства, братства, социального государства — это идея не марксистская. Если ты хочешь понять своеобразие какого-то человека, мыслителя, попробуй понять именно его своеобразие, специфику. Все говорят, что надо жить по закону, по справедливости, а дальше пути достижения этого будут разные. Одно дело — социализм Платона или Фурье, а вот ноу-хау Маркса — это то, что «к этому социальному равенству мы придём через диктатуру пролетариата и под барабанный стук гильотины» — его буквальная цитата. Это разрешение на крайнее насилие, причём насилие, совершаемое люмпенами, людьми, которые по Марксу не могут сами познать… Половина советской истории шла под сталинские слова, что по мере приближения к коммунизму классовая борьба будет обостряться».

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать эти слова о. Андрея.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

11.06.2015 09:42

В истории человечества было очень много разных формаций. Были времена благоденствия, были времена тирании, были времена безбожия. Конечно, во времена советского периода было очень много плохого, но, не смотря ни на что, даже в таких тяжелейших условиях Церковь молилась. Хоть и оставалось несколько сотен храмов в стране, все равно шла молитва, были отшельники, которые жили по глухим местам и молились.

Думаю, самое главное достижение Церкви во всех этих условиях, что мы не озлобились и никого не осуждаем. Потому что осуждение - не дело Церкви, это дело политиков, идеологов и других. Церковь - это сообщество людей, где все объединены порывом найти Христа и путь к спасению.

Сейчас эпоха с точки зрения свобод, может быть, и лучше, чем тогда, но я могу заверить, что искушений и страданий не меньше. Поэтому не надо так огульно оценивать советское время, оно просто было в нашей истории и показало силу духа народа, который все преодолел.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

11.06.2015 09:39

Отец Андрей от книжек поднял бы свою умную голову и поспрашивал людей, которые жили в советское время и строили это самое общество и государство, сумевшее преодолеть напор всей Европы во время Великой Отечественной войны. Взял бы да посмотрел, на чем было основано советское государство. На утопиях Фурье, Кампанеллы и иже с ними? Или на целесообразности исторической, на необходимости выживания в условиях, когда весь западный цивилизованный мир на нас ополчился?

Нет особенной разницы между разными строями. Чем социал-демократы лучше национал-социалистов? Все основано на утопиях. Надо не по книжкам смотреть на историю, а по ее фактическому содержанию. Это мой добрый совет очень умному человеку, но каждый раз оказывающемуся в очень конфузном состоянии, и это часто с ним бывает.

Советская Россия существовала на основах Российской империи, исторической тысячелетней России. Пусть такие умники, как отец протодьякон Кураев и иже с ним, научатся видеть в исторической ретроспективе традиции России и ее цивилизационную преемственность от Византии до нынешнего времени. А не увидят - что ж поделаешь.

Россия движется путем, который предназначен был ей Богом от времен крещения Руси. Да поможет Господь всем умникам найти правильное видение исторического пути России, а не кивать на давно уже истлевший прах бедных Фурье, Сен-Симона, Маркса с Энгельсом и прочих фантазеров-утопистов. И, кстати, еще живы люди, которые могут прямо сказать господину Кураеву, чего стоят его рассуждения.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

11.06.2015 09:37

Не нужно сваливать все в кучу. Святейший патриарх говорил, что мы из советской эпохи можем взять лучше, - он же не высказывался за возвращение коммунизма!

За примерами далеко ходить не нужно. Раньше школа занималась воспитанием детей, сейчас она их только учит. В советскую эпоху образование было лучшим в мире, это признавали в международном сообществе. Почему бы нам не взять за основу образовательные стандарты, воспитательные программы той школы? Из плюсов советской эпохи я также могу назвать пионерские лагеря. Это действительно было здорово: песни у костра, совместное творчество. Сегодня у нас есть оздоровительные лагеря, но они не занимаются воспитанием, к примеру, патриотического чувства.

Я считаю, кое-что хорошее можно позаимствовать и у протестантов или католиков - конечно, не в том, что касается вероучения. Допустим, у протестантов развита общественная жизнь, они умеют работать с прихожанами. У нас, к сожалению, люди пришли в церковь, помолились и разошлись, они даже в лицо друг друга не знают. Вот этому мы у протестантов могли бы поучиться. Так же и здесь - не трогая идеологию (коммунистическое вероучение), все хорошее из той эпохи позаимствовать можно.

А отец Андрей почему-то приплел сюда Фурье, Маркса. Разве Маркс придумал, к примеру, ехать на целину, строить БАМ – без особых наград и привилегий? Это советское ноу-хау. Думаю, не нужно выдергивать отдельные слова из цитаты Святейшего и цепляться к ним.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

11.06.2015 09:27

Отец Андрей занял очень удобную позицию: он никому ничем не обязан, и поэтому может говорить все, что хочет. Это очень удобно в плане критики священноначалия.

Думаю, все, что говорит отец Андрей, хорошо известно и Святейшему патриарху. Более того - его позиция в отношении безобразий, творившихся в советское время, очень близка к высказываниям отца Андрея Кураева. Различие в том, что Святейший – патриарх всего народа, и поэтому его слово гораздо весомее и по-пастырски мудрее, нежели слово церковного публициста, даже такого интересного, как отец Андрей.

Святейший говорил о тех качествах русского народа, которые не смогли вытравить из русской души годы избиений и насилия. Солидарность, которую упоминал патриарх, - не что иное, как христианское понятие ближнего, воспитывавшееся в течение тысячелетий. Несколько десятилетий советской эпохи не смогли его уничтожить.

Однако многие христианские качества при идеологическом строе, видимо, переформатировались – не все в советское время можно было называть своими именами. При этом нельзя сказать, что абсолютно все призывы советской эпохи были враждебны христианству. Товарищество, жертвенность во имя идеи (пусть и ложной) были ей присущи.

Но отец Андрей совершенно прав, когда называет эту эпоху «людоедской»: людям было позволено клеветать друг на друга, решать свои меркантильные вопросы, сажая соседа, его семью. Это была эпоха, когда люди боялись всего, эпоха страха – перед репрессиями, политическим насилием. И в этом отец Андрей, конечно, прав. Но когда мы говорим о трагических страницах этой эпохи, не нужно, на мой взгляд, противопоставлять взвешенную позицию Святейшего патриарха и эпатаж, который, к сожалению присущ медийным людям.

Да, действительно, это была эпоха классовой борьбы: ужасающей, антихристианской. Святейший патриарх в своих выступлениях говорил: события, связанные с Великой Отечественной войной, в некотором роде стали Божьим наказанием за беззакония, творившиеся в советское время, когда брат шел на брата, уничтожали социальные слои населения.

На мой взгляд, не стоит отцу Андрею нападать на Святейшего – они подчас дают одинаковые оценки советскому периоду, только один подчеркивает преемственность, а другой - то, что было внесено большевиками в жизнь народную - отнюдь не самое доброе, а напротив: злое, бесчеловечное.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

11.06.2015 09:26

То, что говорили Маркс и Энгельс, пусть останется на их совести. Но в Советском Союзе поистине была солидарность. Никто никого не спрашивал о национальности или о вероисповедании. Все мы были равными советскими людьми. Именно такая солидарность была одной из лучших сторон СССР.

Зато после развала уже начали смотреть на каждого – кто ты, откуда приехал и зачем. Этой советской солидарности сейчас не хватает. И люди хорошо относятся к СССР именно из-за того, что все тогда жили одной семьей. И солидарность все понимали именно так, а не иначе.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

11.06.2015 09:24

Конечно, нам не надо забывать, что СССР был атеистическим государством, но в то время было очень много и хорошего. Людей не интересовала национальность другого человека или его вероисповедание. И современной России надо брать пример с СССР в этом плане, да и вообще все положительное, что тогда было, надо использовать сегодня.

Нельзя разрушать все до основания, а потому пытаться строить что-то заново. Надо пользоваться советским наследием. Мы же все выходцы из СССР. Может быть, Кураев не родился в СССР? А я учился и работал в советское время. Да, был воинствующий атеизм, но нравственности и уважения друг к другу было больше, чем сегодня.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

11.06.2015 08:50

Невозможно подобрать к событию абсолютное точное определение, которое бы в полной мере его отражало. Это всегда субъективное мнение человека, оно зависит от того, насколько он образован, воспитан, как интеллектуально развит. Другое дело, что есть факты, про которые мы можем сказать: они неопровержимы.

Солидарность - размытое понятие. Была, например, солидарность с народами, борющимися против, как говорили в Советском Союзе, «колониализма». Со стороны народа она выражалась митингами поддержки, а со стороны государства - средствами помощи (в том числе, военными) борющемуся народу. Во время Великой Отечественной войны люди разных национальностей были объединены против одного врага - фашизма. Отсюда родилось понятие «дружба народов» в Советском Союзе. Была солидарность Франции с Россией, чья эскадрилья «Нормандия-Неман» сражались на фронтах Великой Отечественной. Это была международная солидарность. Солидарность Советского Союза выражалась в его помощи Испании против фашизма.

В иудаизме все иудеи ответственны друг за друга в моральном и этическом плане - это тоже называется солидарностью – но уже между евреями. Но, если еврей стоит перед выбором, сделать ли ему хуже своему единоплеменнику, или нееврею, он сделает его в пользу нееврея, чтобы у последнего не возникло чувство неуважения ко всем евреям вообще. Это что-то вроде солидарности с неевреями в ущерб еврейской солидарности.

На мой взгляд, высказывание священнослужителя грешат большими неточностями. Его понимание этого вопроса субъективно.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

11.06.2015 08:48

Кураев неправ. Нельзя вот так характеризовать прошедшее советское 70-летие. Да, многое не получилось, но до сих пор по этому пути идут Китай и Куба, так что социалистические идеи, провозглашенные Марксом, все же жизнеспособны, если давать им развиваться, изменяться согласно времени.

Наша ошибка была в том, что Сталин верил в силу страха и установил жесткую диктатуру. Отсюда море крови и репрессии, которые усугубились еще и желанием врагов России отхватить у России куски. И сегодня врагов хватает.

Дело не в словах «коммунизм» или «социализм», а в том, что нужно было жалеть человеческие судьбы, не ломать, к каждому относиться с состраданием, пониманием. Цена человеческой жизни очень высока, а это не хотел понимать ни Сталин, ни партийный аппарат. В этом весь ужас.

Но при этом страну действительно пытались сделать крепкой и сильной. Москва старалась подтягивать отсталые территории, перераспределяла богатства по регионам. Старались заботиться о земле, чтобы она процветала. В этом была солидарность всего народа – трудиться ради своей страны. Нельзя сказать, что мы какие-то республики или народы угнетали, так что справедливость существовала.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...