Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

В светском государстве многоженства быть не может: Мнения священнослужителей

19.06.2015 08:12


Глава Чечни Рамзан Кадыров в очередной раз выступил за легализацию многоженства в республиках, где исповедуют ислам.

"Многоженство разрешено нашей религией. Это не является обязанностью, но возможность такая есть, если тебе позволяет здоровье и материальное положение", - заявил Р.Кадыров "Интерфаксу".

"Многоженство нужно, чтобы у человека не было любовниц, от которых он получает массу проблем и со здоровьем, и с разладом в семье, приходится жить во лжи, постоянно обманывать жену, детей", - отметил глава Чечни.

"Требовать от них честности, порядочности, а самому всю жизнь лгать. Если у человека есть кто-то на стороне, пусть это будет чистая любовь, и эта женщина по обоюдному согласию станет второй, третьей женой", - сказал Кадыров.

"Многие считают, что это страшно. А я говорю: назовите мне хоть одного мужчину, который не имел по нескольку любовниц. Нет таких. И все они врут своим женам. А я никогда не смог бы врать своей супруге. Поэтому многоженство - это очень хорошо, а иметь много любовниц - плохо. Если я выступлю против многоженства, я не мусульманин. Я за то, чтобы человек имел несколько жен, если он в них нуждается и в состоянии содержать, и решал демографическую проблему в России", - заявил Р.Кадыров.

При этом Кадыров подчеркнул, что в Чечне "не нарушаются законы Российской Федерации: в загсе регистрируется только один брак".

"Тот, кто считает нас за это дикарями, видимо, сам таковым является, потому что это нормальное, чистое и правильное отношение к женщине. Даже в советские годы, когда наш народ выслали в Казахстан, мужчины, зная, что их могут посадить, брали вторую и третью жену. Чаще всего это было связано с тем, что мужчины десятками тысяч погибли на фронтах, от холода, голода, поэтому нужно было позаботиться о детях и вдовах", - заявил Р.Кадыров.

Напомним, предложения легализовать полигамию звучат в России не первый год. Кроме Рамзана Кадырова, который не в первый раз публично поднимает эту тему, то же предлагали некоторые представители мусульманского духовенства. За легализацию многоженства несколько раз выступал и Владимир Жириновский.

В Российской империи многоженство у мусульманских народов практиковалось. В то время государство вообще не занималось регистрацией браков – это было делом религиозных общин, которые, соответственно, руководствовались установлениями своего вероисповедания. В СССР двоеженство считалось уголовным преступлением. Сейчас в РФ заключить второй брак, не расторгнув первый, невозможно – но фактическое многоженство, в том числе скрепленное мусульманским обрядом, в некоторых регионах практикуется не так уж редко. Впрочем, никаких достоверных данных о распространенности этого явления нет.

Отметим также, что легализовать многоженство только для мусульман сейчас невозможно: в нынешней России юридическая система не только не предусматривает, но прямо запрещает делать различия между гражданами на основании их вероисповедания.

«Насколько реальной и насколько желательной кажется вам легализация многоженства в России? К чему она, на ваш взгляд, привела бы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

19.06.2015 09:41

Во-первых, нужно разобраться: Чечня - это Россия или нет? Если все же Россия, российские законы должны соблюдаться всеми, кто проживает здесь и любит эту страну. Закон один для всех, никто не имеет право его нарушать.

И потом: можно по-настоящему любить лишь одну женщину, а не нескольких. Легализация многоженства ни к чему хорошему не приведет. Вряд ли «жены» будут дружить – скорее уж начнут совершать преступления на почве ненависти. Сегодня легко можно отправить на тот свет соперницу, а мы обязаны сохранить жизнь другого человека.

Священное писание гласит: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» . Заметьте: к жене, а не к нескольким женам. Так что мы, священнослужители, выступали, и будем выступать против многоженства.

Некоторым, видимо, предоставили слишком много свободы, поэтому они сегодня поднимают эти вопросы. А что дальше - будут требовать?

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

19.06.2015 09:33

Русский народ исторически был христианским, православным, и русская национальная нравственность, несомненно, складывалась под влиянием христианства. Приняв его, русский народ, безусловно, отверг многоженство, которое практиковалось в языческие времена. Выступать за многоженство значит разрушать тысячелетний нравственный выбор нашего народа.

Что же касается мусульманских стран – странно говорить о какой-то чистоте любви и одновременно о возможности заводить любовниц на стороне (или легализованных любовниц). Не зря рождается примерно одинаковое количество мальчиков и девочек: Господь создавал людей, чтобы они создавали семьи, а не устраивали гаремы. Многоженство ставит женщину в неравноправное, унизительное положение, и для традиционного отечественного менталитета такая страшная нравственная деградация неприемлема.

Поэтому, мне кажется, предложение Рамзана Кадырова идет вразрез с тем, что нужно сейчас нашему многонациональному народу, может посеять раздоры и привести к дальнейшему падению нравов.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

19.06.2015 09:32

Если к предложению легализовать многоженство отнестись серьезно, возникнет одна существенная проблема: автоматически будут поставлены вопросы о легализации и других форм сожительства – например, однополых «браков», которые сегодня легализованы в странах Европы. А это неприемлемо ни в православии, ни в мусульманстве.

Так из уважения к мусульманам, к их обычаям, мы можем подложить мину под сегодняшние моральные устои в России. Пытаясь решить одну задачу, автоматически создадим в два-три раза больше проблем для наших граждан.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

19.06.2015 09:25

Как правильно замечено, это вопрос законодательства - прежде всего конституционного. Поэтому на вопрос о возможности легализации многоженства должны ответить представители законодательной власти.

Что касается религиозной оценки этого заявления - в православии принято единобрачие. Это не только идеал и норма семейной жизни - Церковь на протяжении всей своей истории осуждала супружеские измены и другие плотские грехи, причиняющие вред душе. В этих вопросах православие и ислам занимают разные позиции. Конечно, православный человек не будет считать легализацию многоженства желанной.

Но можно поставить вопрос иначе: «Как мы относимся к тому, чтобы люди жили в соответствии с нормами своей религии?» Ответ на этот вопрос был дан еще до революции. Российская империя, будучи государством православных, позволяла своими поданным разных вероисповеданий жить в соответствии с их религиозными установлениями. Это относилось и к представителям других христианских конфессий, и к представителям ислама, иудаизма, буддизма, и к язычникам, жившим в России. Полагаю, прежде чем рассматривать этот вопрос, необходимо достичь консенсуса в нашем обществе. Ну и, конечно, хотелось бы услышать мнение по этому вопросу не только мужчин, но и женщин.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

19.06.2015 09:22

Не соглашусь с Рамзаном Кадыровым: очень многие мужчины любовниц не имеют.

А вообще моногамия - основа христианства. Бог создал Адама и Еву. Мужчина и женщина - две части одного целого. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть», - говорится в Священном Писании. Семья – это мужчина и женщина.

Да, у князя Владимира до его крещения было несколько сотен наложниц. Но считать это многоженством я не стал бы. Да и у арабских шейхов бесчисленное количество «жен» скорее, для «статуса», демонстрации успешности. В полигамном браке не может быть подлинного счастья между мужчиной и женщиной, которое заповедано Богом в христианстве. Если у мужчины несколько женщин, кого-то он будет любить больше, кого-то - меньше, что приведет к обидам, ссорам, а возможно, и более печальным последствиям – на Кавказе-то народ горячий.

К чему нас призывает Рамзан Кадыров? К тому, чтобы мы постепенно привыкали к закону шариата. Что, в Российской Федерации будут двойные юридические стандарты? У нас многонациональная, многоконфессиональная страна. А если иудеи захотят возродить древний закон - за прегрешения забивать людей камнями на улице? Кстати, по законам шариата предусмотрены публичные казни, которые и практикуются в некоторых мусульманских странах. Как это все увязать?

Поскольку у нас светское государство, думаю, мы должны прийти к единому знаменателю. А то христиане захотят одного, буддисты другого, иудеи - третьего. К тому же я не уверен, что предложение Рамзана Кадырова настолько актуально, чтобы менять законодательство. А проблему супружеских измен нужно решать другим способом – пропагандировать семейные ценности.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

19.06.2015 09:19

Сегодня в нашей стране все религии равны, никому не идут на уступки. Некоторые говорят, что у нас в стране на все христианская точка зрения - это не так.

В православии не просто моногамия: для духовенства обязателен единый брак, второго быть не может. Человек, который был женат, разведен и потом женат во второй раз, называется двоеженцем. Они не может быть рукоположен в священный сан. Для мирян мы, конечно, делаем послабление. И мы не выступаем против гражданских законов: наши канонические положения о браке обязательны только для священнослужителей.

Нельзя апеллировать к тому, что существует на практике, и делать это нормой и законом. А если было бы принято кушать людей, мы бы что, разрешили? Православная Церковь же не просит, чтобы законодательно было принято строгое единобрачие? Есть гражданские законы, и мы не выступаем против них. Мы им подчиняемся, оставляя свои ограничения «для внутреннего пользования» - пусть так же поступают и все остальные, в том числе, мусульмане.

К чему может привести легализация многоженства? - Во-первых, к безответственности. Это повлечет ухудшение имущественного положения детей, второй, третьей жены. К тому же нужно будет менять законодательство, причем для отдельной категории граждан. Мне кажется, ничего хорошего в этом нет.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

19.06.2015 09:15

Эта тема действительно давно обсуждается. Но надо смотреть на предпосылки. Почему вообще возникает этот вопрос?

Конечно, если я скажу, что многоженство – это плохо, все замужние женщины скажут: «Молодец, Гарифуллин!» А если скажу, что хорошо, они начнут меня всячески ругать. Но я в первую очередь руководствуюсь Священной книгой. В Коране есть сура, где в первом же аяте говорится: «Прелюбодейки выходят замуж за прелюбодеев», - ибо это запрещено для мусульманина. И еще в Коране сказано: «Женитесь, выходите замуж, совершив никах. Вы можете жениться на одной, на двух, на трех, на четырех женщинах, но если вы боитесь быть несправедливым, тогда женитесь на одной». Если мужчина может равномерно распределять время, внимание и средства на всех женщин, тогда можно жениться несколько раз, а если он купил одной норковую шубу, а второй нет, тогда нельзя.

Сегодня очень много женщин замужем только на словах. Их мужья - алкоголики, не могут исполнять свои мужские обязанности, бездельничают, материально содержать не могут семью. Кроме того, много женщин, которые живут одни и воспитывают детей в одиночку. Они часто в опросах говорят: «Лучше я буду второй женой, чем в одиночку решать все проблемы». А так один мужчина будет воспитывать всех своих детей от разных жен. И государство должно радоваться, что мы демографию будем поправлять.

У меня друг из Турции, у него две жены, и у каждой четверо детей. Он работает постоянно, потому что такую большую семью надо кормить и содержать. Вот в чем разница: одно дело – развлекаться с любовницами, а другое – нести ответственность за свои семьи. И по нынешней логике получается, любовницей тайно быть можно, а второй женой официально нельзя. По-моему, это неправильно.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

19.06.2015 09:12

Большинство вполне светских чиновников имеют любовниц. Порой этого даже не скрывают. Даже в деле об убийстве Бориса Немцова фигурировала его любовница.

Что многоженство нельзя ввести в России законным путем – это понятно, да оно и не приживется. Раньше в исламских государствах постоянно были войны, погибало много мужчин, оставались одинокие женщины. И многоженство в исламе было разрешено, чтобы пополнить население и как-то содержать оставшихся женщин с детьми. Сегодня с моральной точки зрения в голове не укладывается, что можно жить с двумя-тремя женами и воспринимать это нормально.

Владимира Жириновского мы знаем, он что угодно может сказать. А вот Кадыров так говорит, потому что на Кавказе и сегодня есть факты многоженства, хотя по закону разрешено заключать брак только с одной женой. Другое дело, что при заключении таких браков надо содержать детей и жен в достатке, все жены должны быть равны, не обделены ни вниманием, ни финансами. Но сегодня в исламе достаточно мужчин и женщин, чтобы иметь одну нормальную крепкую семью и растить детей. У нас в исламских семьях и сейчас много детей – без всякого многоженства.

А что касается любовниц, то самое страшное, когда начинается дележ имущества после смерти мужчины, и незаконнорожденных детей начинают оскорблять, ущемлять. И тут Рамзан Кадыров прав – все должны быть равны в правах, поскольку дети ни в чем не виноваты.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

19.06.2015 09:09

Прежде всего, как гражданин РФ, хочу сказать: мы, будучи мусульманами, признаем закон страны, в которой живем. Это часть нашего вероучения и наших традиций. Тут противоречий не должно быть, мы должны руководствоваться именно светским законодательством.

Наше вероучение и религиозные каноны действительно позволяют, - позволяют, а не предписывают! - многоженство. В Священном писании многоженство разрешено, когда к этому обязывает ситуация. Если это актуально для Чечни и республик Северного Кавказа, то они вправе выходить с такой инициативой, но все должно быть в рамках закона. Если наше законодатели будут рассматривать предложение Рамзана Кадырова, то почему бы и нет. Хотя если исходить из принципов светскости государства, вопрос непростой.

Скажу про татарскую традицию, исходя из жизни моего региона и истории наших предков: у нас многоженство не прижилось. Поэтому у нас и отношение особое к этой норме ислама.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

19.06.2015 08:34

Возможно, Рамзан Кадыров в чем-то прав. Если человек может содержать нескольких жен, обеспечивать их, уделять им внимание может, это и нормально – для мусульман. У остальных-то россиян менталитет традиционный. Мне, честно говоря, одной жены достаточно – больше точно не нужно.

К тому же многоженство – нарушение законодательства. Если оно будет легализовано и при этом будут соблюдаться права человека, женщины могут начать зарабатывать на этом деньги, обращаясь в суды примерно с такими жалобами: «он меня плохо обеспечивает», «уделяет мало внимания». Как говорится, «ничего личного, только бизнес».

Думаю, не удастся избежать и соперничества между женщинами - за хорошего мужчину всегда борьба, а у нас, как известно, «на десять девчонок по статистике девять ребят». А что вы хотите - конкуренция. Может дойти и до трагедий, чего нам уж точно не нужно.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

19.06.2015 08:33

У иудеев поначалу было принято иметь нескольких жен. У праотца Иакова было четыре жены - Лия, Рахиль, и еще две их сестры. От них произошли двенадцать колен Израилевых. Этот обычай (многоженство) затем переняли мусульмане.

А когда иудеи стали жить в Европе, где все остальные народы следовали моногамии, был на тысячу лет введен запрет иметь более одной жены. Тысячелетие прошло, но практика показала, что жена нужна одна.

Будет ли женщине приятно, если она не одна? Несколько жен – это гарем, а значит, ущемление прав женщины. Кроме того, возникнут трудности этического характера, проблемы с наследованием имущества. Поэтому в иудаизме на сегодняшний день многоженство запрещено, хотя самая главная заповедь иудаизма - «Плодитесь и размножайтесь». Кстати, в древности отсутствие ребенка было поводом для развода; сейчас, конечно, такого нет.

Рамзан Кадыров хочет узаконить положение, которого у нас не существует. Российское законодательство подразумевает создание традиционных семей, и значит, его предложение идет в разрез с законодательством. По этому вопросу, думаю, должно быть решение конституционного суда.

Роман Силантьев

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

19.06.2015 08:27

У нас многоженство легализовать невозможно чисто технически. В российское правовое поле многоженство может быть введено только в православном государстве, как это было в Российской империи, когда иноверцы пользовались некоторым правовым иммунитетом. Так что все дискуссии на этот счет бессмысленны. Или православная Россия с многоженством, или светская без многоженства.

Безусловно, есть такое, когда мужчина имеет несколько семей, но это любовницы. Впрочем, от жены они отличаются только отсутствием статуса. И это не только у мусульман, но и у всех.

Чтобы ввести многоженство в нашей стране, надо менять Конституцию и статус государства. Это так же невозможно, как ввести монархию. Можно дискутировать на этот счет, но ни монархия, ни анархия невозможны.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

19.06.2015 08:26

Я выступаю за легализацию многоженства. Дело в том, что по статистике женщин больше, чем мужчин. Кроме того, много мужчин в местах лишения свободы, многие погибают во время военных конфликтов. И вообще жизнь мужчин потенциально опаснее и живут они меньше. В результате женщины остаются незамужними. Кроме того, очень много мужчин уходит из семей к другим женщинам, хотя могли бы оставаться в браке и с первой, и со второй.

И государство действительно не может различать по религиозным мотивам граждан РФ, закон един для всех - для православных и мусульман. Иначе мы будем стимулировать переход из одной религии в другую из-за многоженства.

Российская империя не регистрировала браки, они регистрировались только религиозными общинами. А потом, особенно в период Великой Отечественной войны, когда нужно было понимать, кому за погибшего выплачивать компенсации, пенсии, передавать награды, возник вопрос наследования по браку. Например, моя бабушка выходила замуж дважды - в 1934 и 1944 году, именно чтобы получить наследные права в случае гибели моего деда. Первый раз регистрация была сельская, и никаких документов не нашлось, то есть регистрация брака была необязательной.

Сейчас мусульмане нашли выход: они формально удочеряют 17-летних девушек. С точки зрения ислама удочерения вообще не существует - там родство измеряется только по крови. И мусульманин по законам ислама женится на девушке, а по российскому закону получает наследницу. Вот к чему приводят перекосы из-за запрета многоженства.

Выход простой, на мой взгляд. Наследное право должно признать религиозные браки, а государство должно признать религиозные браки наравне с государственными. И нужно наладить хорошее взаимоотношение между религиозными общинами и ЗАГСами, чтобы церковные документы дублировались в ЗАГСах. Тогда при возникновении наследных дел (ведь брак по существу сводится к социальной защите наследников – жен и детей) не нарушится закон государства, а мусульмане будет иметь до четырех жен, как разрешено по исламу. Пусть это нетрадиционный подход, но он сможет с точки зрения, закона, морали и вероисповедания решить этот многовековой вопрос.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

19.06.2015 08:19

Я против многоженства: для православного, да и вообще для человека христианской традиции это противоестественно. А живем мы в одной стране в рамках одной Конституции, и установить у разных народов разные правила жизни очень трудно, практически невозможно. У нас же множество смешанных браков, где национальность и религия супругов разные. А если еще все усложнится процедурой многоженства, это будет полная каша.

Конечно, проблема демографии остро стоит в нашей стране, и потому позиция Кадырова может показаться привлекательной, - помнится, Жириновский говорил, что в случае многоженства осеменять мужчины смогут результативнее и официально. Но у нас и православие предлагает способы улучшения демографии: вы дайте дорогу многодетным семьям, запретите аборты - и тогда с демографией и деторождением ситуация станет лучше.

А как оправдать совершенно необъяснимый и скандальный случай в Чечне, когда не последний человек в правительстве Чечни позволил себе брак с 18-летней девушкой - причем, как говорят, фактически это тоже был брак со второй женой? И Рамзан Кадыров на этой свадьбе был, будто все нормально. Но для сегодняшней нашей жизни это ненормально. Я к этому отнеслась резко отрицательно.

У нас большая часть населения России живет бедно, мужья и одну семью не могут достойно содержать. И что будет в случае принятия закона о многоженстве? По миру пойдут эти вторые и третьи жены с официальным браком?

Кстати, недавно в Турции была на экскурсии во дворце султана, нам показывали помещения, где жили наложницы, рассказывали, что их было больше тысячи. А мы с дочкой посчитали – как наложница может быть счастлива, если один раз в четыре года султан мог к ней прийти? Так что даже в условиях райских кущ никакой радости все равно нет. Что тогда говорить о современных бедных несчастных женщинах.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...