Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Бог нам дал достаточно просторов: Священнослужители о похоронах и кремации

10.07.2015 08:05


Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин обратился к главе республики Александру Соловьеву с просьбой не допустить строительства крематория в Ижевске.

"С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской республики" - говорится в обращении архиерея.

По словам митрополита, Церковь может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего, когда погребение в земле не предусмотрено местным светским законодательством, связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, но считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

"Празднуя в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы отдаем дань уважения погибшим на полях сражения, замученным в неволе, сожженным в крематориях в концентрационных лагерях фашистской Германии. Память об этом, я уверен, вызовет среди старшего поколения только негативное отношение к планам строительства крематория на территории города Ижевска", - сказано в обращении.

На днях Священный синод Русской Православной Церкви утвердил документ «О христианском погребении усопших», где кремация признается нежелательным явлением. Документ призывает верующих отказаться от кремации, а священников – разъяснять родственникам усопшего позицию Церкви по этому поводу. Правда, если родные покойника все же решили его кремировать, священник не вправе отказать им в отпевании усопшего.

Кремация, - обычай, противоречащий всем религиозным традициям России, - активно «продвигалась» в советское время как новое и прогрессивное явление (отчасти именно потому, что знаменовала разрыв с этими традициями). Сегодня ее часто выбирают жители больших городов, поскольку участки на кладбищах там дороги. В Москве в 2014 году традиционных погребений было лишь чуть больше (на 1-2%), чем огненных.

Часто утверждают, что рано или поздно человечеству все равно придется отказаться от могил: людей на земле все больше, а «пустых» участков земли все меньше. Но к России с ее огромной территорией и пустеющей деревней это относится в наименьшей степени.

«Оправдано ли, на ваш взгляд, сопротивление кремации, или же этот вопрос следует оставить на волю самого человека и его родни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

10.07.2015 09:07

Нам лучше соблюдать наш традиционный обычай погребения. Кремация - это действительно нечто новое и нежелательное с точки зрения православного человека. Должна быть могила, на которой установлен крест.

Здесь есть еще воспитательный момент - разница между могилой того, кто прожил достойно и погребен по традиции, и могилой самоубийцы, которого даже не хоронят на кладбище вместе со всеми. Так вот, кремация нивелирует это до нуля. В этом случае все равно, как ты прожил жизнь, итог один – прах в маленькой урне и все.

Потом, у нас есть традиция приходить на кладбище, как заповедано было святыми. Видимо какая-то связь сохраняется между душой покойного и теми молитвами, которые возносятся на кладбище. Причем это объединяет родственников: они могут жить в разных местах, а на кладбище собираются все вместе по поминальным дням. Где же им собираться в случае кремации? Где урна будет? В доме у кого-то или еще где - непонятно.

Да, есть особые случаи, когда православные умирали в путешествии, в походах, в морском плавании. И печалились они, предвидя свою смерть и понимая, что их не похоронят достойно. Но это все же редкость. В основном люди живут в памяти предков, и могилы их достойно сохраняются. Особенно могилы военачальников, царей. Например, у нас в Рязани восстановили захоронение генерала Скобелева, рядом храм восстановили, народ приезжает, поминает этого человека в храме и на могилке. Но не видно чтобы такие вещи совершались у Кремлевской стены, где хранятся урны с прахом.

У нас в России действительно нет особой проблемы с землей. Бог нам дал достаточно просторов. Другое дело, что нарушен православный подход к земле, и люди любят комфорт в большом городе, где как раз возникает проблема нехватки земли. А ведь Россия жила всегда более широко - на земле, и православные люди всегда предусматривали место для захоронения, чтобы можно было сохранять связь поколений: мы ходим на могилы наших предков и надеемся, что последующие поколения будут приходить на наши могилы и так же о нас молиться. Так что тут важный психологический и педагогический момент в сохранении традиционного погребения.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

10.07.2015 09:00

Кремация противоречит фундаментальным христианским понятиям о теле человека как о доме Божьем. В Библии говорится: «Земля еси и в землю отыдеши».

Священник действительно не вправе отказывать в отпевании, если умершего собираются кремировать. Однако возникает проблема: что делать с прахом? Люди брезгливо и с опаской относятся ко всему, что связано с умершими. А если нет возможности захоронить прах, как быть? Держать его дома?

Просторы нашей страны позволяют нам не то что годы - столетия не задумываться над вопросом захоронения умерших. Если речь идет о больших городах, - например, Москве, Санкт-Петербурге, можно выносить кладбища далеко за пределы города. Да, это не совсем неудобно, очень далеко (быть может, 30, 40, а то и 50 км от города), но так будет правильно. Мы на дни поминовения усопших обязательно ходим на кладбище, а иначе получится, что идти некуда.

В ветхозаветные времена народы, населяющие горные территории, где земля была огромной земледельческой ценностью, покойных хоронили в горах в гробах «горного типа». Эти пещеры-гробы были многоразового использования. Люди так выходили из положения, но ни в коем случае не кремировали своих умерших. К телам умерших относились с трепетом.

А еще следует сказать, что место погребения – память для будущих поколений. Всегда к могилам праведников, да и просто знаменитостей, люди ходили поклониться, благоговели перед ними

Есть и другие примеры. Так, мощи святого Саввы, архиепископа Сербского были не просто христианской святыней - можно сказать, общенациональной идеей. Турки сожгли их, чтобы лишить народ места и символа единения.

Так что могилы - это больше, чем просто захоронение, с ними связано очень много важных моментов для живых. Поэтому кремация не только нежелательное явление для христиан, но и недопустимое.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

10.07.2015 08:57

Владыка прав. Если построят крематорий, кто-то захочет воспользоваться его услугами даже не из-за своих предпочтений или непонимания - родственники будут кремировать своих усопших, потому что это дешевле и проще. Сейчас в больших городах на кладбищах земля дорогая, а это более простой и доступный способ. Священнику сложно бывает объяснять людям, что с христианской точки зрения это неправильно, если у них попросту нет возможности заплатить за место на кладбище и все, что связано с похоронами.

К сожалению, похоронное дело давно превратилось в прибыльный бизнес, на этом зарабатывают большие деньги. Так что проблема действительно существует. Возможно, ее следует решать на государственном уровне - любой человек должен иметь возможность похоронить своего усопшего родственника, как подобает по православному обычаю, без чрезмерных затрат.

Человек, конечно, вправе выбрать кремацию как способ захоронения – Церковь может только объяснить свою позицию по этому вопросу – что священнослужители и делают. Когда люди приходят отпеть усопшего, они же приходят как православные, - и им, конечно, нужно объяснить, что традицию следует соблюдать и в вопросе выбора способа погребения. Бывает, что люди заблуждаются, берут с кого-то пример, а впоследствии жалеют, что кремировали усопшего, а не похоронили его в соответствии с православным обычаем.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

10.07.2015 08:52

Православный епископ должен свидетельствовать позицию Церкви по важным вопросам. А общество должно понимать, что позиция церкви может не совпадать с общепринятыми взглядами на процессы, происходящие в современной России.

Церковь верует в бессмертие души и в телесное воскресение. Отношение христиан к погребению продиктовано этой верой. Следует отметить: две другие традиционные религии России - иудаизм и ислам – также полагают, что погребение в земле – единственный достойный способ захоронения человека.

Кремация - это часть других религиозных традиций – языческих, индуистских, буддистских. В Советском Союзе кремация считалась исключительно светским способом захоронения, но в ней все равно есть некий религиозный смысл. Желание родственников кремировать усопшего противоречит православной вере, потому что символизирует неверие в телесное воскресение, символ которого - захоронение неповрежденного тела. Поэтому Церковь и приняла этот документ.

Кремация уместна лишь когда иной способ захоронения затруднителен. Потому Церковь и не отказывает в христианском отпевании и погребении праха кремированных.

Во многих случаях кремация - не осознанный выбор усопшего при жизни или такое же желание родственников, а совершается либо по недомыслию, либо вынужденно. Зачастую причины этого выбора продиктованы экономическими соображениями. Ритуальные услуги - это большой бизнес, значительная часть которого уже поделена между предпринимателями, ну а то, что осталось, достается крематориям.

Желание властей сократить расходы на содержание кладбищ и обустройство новых понятно. Однако нельзя навязывать людям кремацию – нетрадиционный для нас способ погребения. Нельзя делать христианское погребение экономически затруднительным, тем более использовать богословскую неграмотность многих наших граждан.

Поэтому церковь не может одобрять строительство крематориев и выбор кремации как способа погребения. Полагаю, свидетельствовать о вере Церкви, об отношении к телу усопшего после его смерти - обязанность епископа.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

10.07.2015 08:43

Действительно, для России нехватка земли не проблема – у нас ее столько, что конца и края не видно, вдобавок много пустующих, заброшенных полей.

Понятно, что кремация – доходный бизнес. Да и спрос рождает предложение – наверняка есть желающие воспользоваться услугами крематориев. Но Церковь не может не высказаться по этому вопросу, не предостеречь человека от ошибок. Прислушаются ли к ее голосу – другой вопрос. У нас по сей день убивают детей в утробе матерей – это даже не средневековье, а дикость. Так что люди, скорее всего, будут поступать, как считают нужным.

Господь воскресит человека из праха. Покоится ли он в земле, или кремирован, душа его отправится к Богу – для Него нет ничего невозможного. Но у нас есть своя, русская традиция – хоронить предков в земле, чтобы приходить на это место, возносить молитву. Почему мы перенимает все западное, причем, не очень удачное? Лично я против кремации. Но выбор, конечно, за человеком.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

10.07.2015 08:40

Надо провести четкую границу. Церковь свое слово сказала: этот упомянутый документ поставил точку в церковном христианском взгляде на кремацию как на явление нежелательное, но с которым приходится мириться в силу нынешних обстоятельств. За кремацию никого не проклинают и не лишают христианской заупокойной молитвы, но напоминают, что с точки зрения православия это неправильно.

А дальше остаются церковно-общественные и церковно-государственные отношения. В какой мере Церкви верить, акцентировать позицию или смириться с тем, что государственная власть имеет другие приоритеты - это вопрос практический, применения церковного взгляда к церковно-общественным отношениям.

Вот ситуация с абортами более острая – убийство ребенка в утробе опаснее для народа, чем форма погребения умерших. Этот вопрос существеннее. Однако Церковь и здесь воздерживается от резких общественно-политических шагов, не скрывая своего противостояния абортам, и признает, что это процесс постепенный и нужно находить общий язык государством в искоренении этого зла. Тот же сбалансированный подход относится к такому делу, как форма погребения умерших.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

10.07.2015 08:37

В исламе к захоронению усопших еще более жесткие требования, чем в православии. Например, вскрытие по заключению судмедэкспертизы допускается только если надо установить степень вины человека или доказать через вскрытие степень вины того или иного участника происшествия, в остальных случаях вскрытие не проводят. Хоронить можно только в земле и в саване по нашим обычаям, кремация недопустима.

Поэтому я поддерживаю Русскую Православную Церковь. Да, в мегаполисах, наверное, можно давать на выбор форму захоронения, но в целом все же кремация нежелательна. Всегда можно найти землю для захоронения в нашей огромной стране, и почему бы в соответствии с нормами религии не совершать традиционные обряды.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

10.07.2015 08:24

Я лично знаю очень мало людей, которых кремировали родственники, и то это происходило по уважительной причине.

Ислам против кремации. По канонам ислама, как и православия, тело дóлжно предать земле. Более того, в исламе тело предается земле без гроба, его заворачивают в саван. Думаю, у нас хватит земли, чтобы похоронить усопшего верующего по всем религиозным канонам.

Кремация появилась со времен коммунизма, когда в Кремлевскую стену вставляли урны с прахом политических деятелей и шла борьба с верой. Я помню, как это пытались популяризировать. Но сегодня иное время, - хотя, конечно, если есть желающие кремировать умершего, возражать не будешь. Но тогда непонятно вообще, как, например, делать отпевание. А так мы знаем, что есть могила, где похоронено тело, и люди приходят помянуть. Кроме того, мы всегда ратуем за то, чтобы кладбища были ухоженные, следим за этим.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

10.07.2015 08:21

Мне кажется, это нужно оставить на усмотрение семьи усопшего. Ей решать, кремировать его или хоронить.

С религиозной точки зрения мы, конечно, кремировать усопших не должны – ни иудеев, ни православных, ни мусульман. Но как быть, если на кладбищах действительно нет мест? А эта проблема очень актуальна для больших городов. Так что выход – или кремировать усопших, или делать кладбище далеко за городом, куда будет очень трудно добраться.

Вот и Церковь не отказывается же отпевать усопшего, даже если его собрались кремировать. Значит, священнослужители понимают, что такая проблема существует.

У нас в Туле уже есть крематорий. Кто-то наверняка уже пользуется его услугами. В больших городах, увы, это вынужденная мера.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

10.07.2015 08:19

Отвечая на этот вопрос, хочу обратиться к нашей Конституции, которая предоставляет нам не только свободу слова, свободу политическую, но и свободу выбора своего погребения после смерти, - то есть человек сам или, если он не успел выразить волю, его родственники должны иметь свободу выбора, как его проводить в последний путь. Кроме того, кремация не исключает существования могил. Можно человека кремировать и похоронить на так называемом «фамильном» участке, на обычном православном кладбище, что многие и делают. Туда же, где лежат тела уже захороненных родственников, закапывают урну усопшего. Так что одно другому не противоречит. Я лично считаю, что обострение этого вопроса – попытка его политизировать, попытка представителям духовенства повысить свою значимость.

Если же посмотреть на это с точки зрения властей, что мы увидим? Население Земного шара неуклонно растет, и даже такое большое по площади государство как Россия не всегда может предоставить приемлемые для родственников места на кладбищах. В Москве банально не хватает места: чтобы вся столица не стала одним большим кладбищем, решено открывать новые сначала на расстоянии 50 км от столицы, потом, видимо, будет в100-200-300 км. То есть вокруг Москвы со временем будет одно сплошное кладбище. Это приведет к тому, что молодые люди и так редко ездят на кладбища и поминают близких, а удаление объектов памяти для каждой семьи еще больше удалит живущих от их предков.

Поэтому, на мой взгляд, как и во многих других вопросах, нужен просто разумный подход. Люди, которые имеют возможность похоронить родственника в соответствии с рекомендациями той или иной Церкви, могут это сделать, если у них есть такие возможности, в том числе и финансовые - потому что мы знаем, что стоимость земли на кладбище Москвы значительно выше, чем в среднем по России.

Вместе с тем Церковь же не осуждает и не исключает возможность кремации, просто не рекомендует. А вот, например, буддисты, наоборот, говорят, что единственный способ покинуть этот мир – избавиться от всего бренного, от тела в том числе. Нужен разумный подход к каждому случаю в соответствии с верованиями семьи, их возможностями, личными воззрениями и возможностями государства, общества и города. Только соотнесение всего этого позволит грамотно, умно и без конфликта решить сложные вопросы погребения и сохранения памяти своих предков.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

10.07.2015 08:19

С точки зрения иудаизма кремация не допускается. В Священном Писании сказано: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

Но есть ситуации, когда кремация, наверное, необходима. Вопрос в другом: строит крематории государство, и пусть оно занимается своим делом, а религиозные деятели - своим. Если они выступают против, пусть говорят об этом в Церкви, в синагоге, в мечети. «Кесарю - кесарево, а Богу - Божье».

В Израиле, где религия не отделена от государства, есть даже специальные службы, которые собирают останки погибших солдат - их не имеют права оставить не погребенными. Этим занимаются даже под обстрелами. Там такое отношение обусловлено древними традициями.

Думаю, вопрос, предавать усопшего земле или кремировать, нужно решать в соответствии с последней волей покойного или пожеланием его родственников. Понятно же, что в крупных городах без этого обойтись невозможно – земля там очень дорогая.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...