Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Запретные символы: Мнения священнослужителей

11.08.2015 07:56


Несколько бывших советских республик (в том числе с недавнего времени – Украина) ввели запрет на советскую символику. Во многих странах мира (в том числе и в России) запрещена символика нацистская. В России заодно под запрет попала и сходная с нацистской неоязыческая символика (так называемый «коловрат»).

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, единственный символ, которого граждане России не хотят видеть в публичном пространстве, - свастика. За запрет свастики выступает большинство россиян (62%), против её запрета - каждый пятый (19%).

Все остальные символы (советские, религиозные, символику недружественных государств и т.п.) вызывают раздражение у меньшинства опрошенных, а доля призывающих их запретить и того меньше. Так, за запрет советских символов серпа и молота, а также красной пятиконечной звезды выступает только 7% россиян, против - 72%.

Отметим, что в опросе предлагалось, в частности, выразить свое отношение к символам ислама и иудаизма. По данным опроса, к мусульманскому полумесяцу положительно относится 41%, отрицательно – 23%, за его запрет высказались 12%. К шестиконечной «звезде Давида» положительно относятся 32%, отрицательно – 28%, запретить ее предлагают 16%.

«Стоит ли вообще запрещать символы? Если да, то какие именно? Не кажутся ли вам провокационными вопросы, не следует ли запретить символы традиционных для России религий?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

11.08.2015 13:27

Идеологии, которые были официально осуждены, как, например, нацистская, и все, что с ними связано, подлежат запрету. Пока идеология не осуждена так, чтобы это осуждение имело юридические, конституционные и общественные основания, о запрете ее символики речи быть не может.

Та же коммунистическая идеология не была официально осуждена, и поэтому проблематично запретить связанные с ней символы. Если нет судебных юридических решений, то есть простор для тех или иных толкований.

У Украины своя идеология в настоящий момент, причем достаточно близкая к фашистской. А когда начинает главенствовать идеология, которая близка к экстремистской, - ей, естественно, нужен образ врага, чья символика должна быть под запретом, - что и случилось с советской.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

11.08.2015 13:26

Желание со временем поставить православный крест «вне закона» не исчезнет никогда: враги Бога мечтают о том, чтобы вывести за рамки законодательного поля все, что открывает нам путь к нашему спасению. Этот путь обозначен путеводными ориентирами - символами. Символика позволяет разговаривать с теми, кто одинаково с нами воспринимает мир, понимает ее сигналы.

Вполне естественно, люди могут не захотеть общаться с каким-то сообществом, носителями какого-то мировоззрения. Для этого и существуют государства, народы которых сами определяют свое представление о вере, выбирают свой путь, ведущий их к тому будущему, которое они считают для себя лучшим, а также ограждают себя от влияний, этому препятствующих. Приятно, что в большинстве своем русский народ видит: истине Христовой ничто не угрожает, она не подлежит никакому сомнению.

А остальная символика для нас имеет небольшое значение, но для остальных народов, мы понимаем, она важна. И чем сильнее их отклонение от правого пути, тем больше они «ощетиниваются», хотят сузить пространство своего бытия, оградить себя от влияний, которые считают вредоносными. Это, конечно, никак не вяжется ни с демократией, ни с терпимостью, ни с теми ценностями, которые всегда провозглашал Запад в противовес тем же советским ценностям. Но сейчас наступает время, когда нам нужно стать на сторону традиционных христианских ценностей.

Есть такие мировоззрения, религии, которые ставят своих последователей в исключительное положение по отношению ко всему остальному миру. И, наверное, такой «религиозный фашизм» не приемлем ни в каком виде. Символики этого фашизма, этой религиозной нетерпимости, жестокого пренебрежительного отношения ко всему оставшемуся человечеству должно быть как можно меньше - чтобы мы не чувствовали себя в плену. Но умные люди, конечно, всегда разберутся в происходящем.

Если уж мы начинаем активно противостоять целям и задачам «нового мирового порядка», - наверное, нам тоже нужно задуматься о собственном пути, на протяжении которого нас будут сопровождать некие знаки и символы, другие же будут уничтожаться. Но сейчас хорошо уже и то, что такие исследования проводятся. Наверное, из них можно извлечь пользу. Мы поймем, что пока находимся в состоянии полусна, полуобморока. Наш народ не понимает своей цели, задачи, того, что творится в остальном мире. А этот хаос в сознании создает информационное поле, которое активизирует СМИ. А другого влияния, осознанного, у нас на людей, к сожалению, не оказывают - в отличие от западного.

Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)

11.08.2015 09:22

Думаю, путь запрета символов бессмыслен. Символ - это отображение той или иной идеи, того, что туда вкладывает человек.

Что касается свастики, она была запрещена не только в России, есть на нее запрет и в других странах. Но, например, в Финляндии свастика – символ ВВС страны. Он был утвержден еще в 1918 году, и никакого нацистского подтекста в нем давно нет.

Думаю, нужно не запрещать какие-то символы и идеи, но предлагать правильные, светлые хорошие смыслы, и они сами обретут правильные, хорошие символы.

Что касается отношения к свастике в России – у меня как у человека, выросшего в Советском Союзе, с детства сложилось определенное однозначное отношение к свастике. У меня воевал дед; родной дядя, ушедший добровольцем в 18 лет, пропал без вести. Думаю, отрицательное отношение к свастике в нашей стране понятно. А отношение к советской символике – серпу и молоту, пятиконечной звезде не такое однозначное. Мало кто у нас может связать именно с этим символом такие же трагические, страшные события. Хотя, конечно, были гонения, внутренний террор, основанный на идеологии, выражение которой - эти символы.

Как бы то ни было, я могу понять людей, выступающих за их запрет. Но сам считаю: ничего запрещать не нужно. Повторюсь: наоборот, необходимо стараться предлагать хорошие смыслы, светлые идеи. Тогда правильные символы появятся сами.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

11.08.2015 09:15

Запрет нацисткой символики вполне обоснован – для нашего народа она связана с агрессией нацисткой Германии, злодеяниями, которые нацисты совершали на территории нашей страны. Некоторые полагают, что свастика - древний арийский символ солнца, однако для нас эта символика неактуальна, и даже если наши древние предки ее использовали, многие последующие поколения воспринимали ее в лучшем случае как часть орнамента.

Отрицательному отношению некоторых россиян к мусульманскому полумесяцу или «звезде Давида» тоже можно найти связанные с прошлым объяснения. У многих полумесяц ассоциировался с мусульманскими странами, с которыми некогда Россия воевала, а «звезду Давида» советская пропаганда использовала для характеристики «буржуазного империализма» вместе со свастикой. Парадоксально, дико, но нацизм и государство Израиль ставили в один ряд. Поэтому для старшего поколения это символ с отрицательным значением.

Необходимо просвещать людей, объясняя: религиозная символика не несет никакого отрицательного смысла. Это касается и советской символики: есть люди, считающие, что ее символы должны исчезнуть из нашей жизни. Однако нужно понимать: представители старшего поколения дорожат ими, потому что это - часть их жизни. Кроме того, советская символика связана не только с преступлениями в истории нашей страны, но и с ее героическим прошлым, с подвигом советского народа, с победой в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков.

Так что важно не только то, что представляет тот иной символ. Важно, что он выражает. Советская символика выражает разные вещи. Многие из них неотделимы от героического прошлого нашей страны.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

11.08.2015 09:10

Мне кажется, опросы ВЦИОМ вполне могут отражать сегодняшнюю ситуацию.

Думаю, внутренне сильная (не только внешне и экономически), но и некоей национальной идеей государственное политическое сообщество может быть великодушным. Такое государство не тратит времени на рассмотрение и оценку различных символов. Приведу пример: в семье, где есть муж, жена и дети, имеется некая система ценностей. Если эти ценности серьезны, как им могут угрожать извне какие-либо символы?

В то же время мы знаем, как на основе статистических данных можно получить самый неожиданный или, напротив, ожидаемый ответ. Я не сомневаюсь в объективности ВЦИОМа, но нам известно, что нетрудно получить единодушное одобрение всему, чему угодно – начиная от поддержки голодающих в Африке и заканчивая вводом войск в сопредельную страну.

Тем не менее, есть очевидные вещи, на которые нельзя не обращать внимания. Символам исторического периода, во время которого призывали к вещам античеловеческим, осуществлялись преступления против человечества в целом и какого-то народа в частности, должна быть дана оценка - вплоть до их полного запрещения. Очевидно, что для нашей страны такой опыт - прославление фашисткой и коммунистической идеологии.

Я не буду ставить знак равенства между ними. Опыт фашисткой идеологии нацистского государства не должен быть повторен никогда. А символ этой идеологии - знак свастика - запрещен. Но с советской символикой все сложнее. Распад великой державы, которой был Советский Союз, беззастенчивый грабеж, разорение и уничтожение вплоть до физического, нашего отечества, что началось в 90-е годы и продолжалось до 2000-х годов, - все это не могло не оставить след и не вызвать симпатий наших соотечественников к советскому прошлому в целом и к советской символике в частности, а в особенности - к сильным личностям из нашего советского прошлого. Это вполне объяснимое ощущение: «Нам нужен сильный правитель, который наведет порядок». И неудивительно, что большинство людей - за серп и молот.

Но проблема не в этом. Сейчас на повестке дня - идея о ревизии всего и вся, направленная против России. Поиск «исторической правды» имеет практический интерес: нужно уничтожить то немногое, что еще объединяет народ нашего огромного государства. А объединяет его, в частности, подвиг в величайшей войне. Если оспорить наиболее яркие примеры этого подвига, можно сказать, что и остальное так себе.

По моему глубокому убеждению, хотя и нельзя ставить знак равенства между советской и фашистской идеологиями, но зла своему народу советская власть принесла много. И в этом смысле символы одного и другого исторического опыта - символы несчастья. Тем не менее, с учетом явной ангажированности сегодняшних «правдоисканий» в советском прошлом, нужно с большой осторожностью относиться ко всяким идеям что-либо запретить, кроме совершенно очевидного – фашизма.

Что же касается религиозной символики, мы знаем: в истории традиционных религий были разные страницы, в том числе не самые приглядные. А отдельные представители той или иной религии порой совершали страшные преступления, которые иначе, чем геноцидом, не назовешь. Тем не менее, уравнивать символику традиционных религий с символикой тоталитарных государств не просто глупо – абсурдно. Эта символика должна использоваться вполне свободно - в рамках нашего законодательства.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

11.08.2015 09:08

Здесь есть две стороны – принципиальная и практическая. С принципиальной стороны мы не служим символам, не подчиняемся им. Символы как графические предметы, изображения – то же самое, что материальные предметы. Мы их интерпретируем, сообщаем им тот смысл, который они имеют в нашем обществе, и от человека зависит, что стоит за символом.

Пример тому - масонская символика в православной иконографии. Мы знаем, что на фронтоне Казанского собора в Петербурге изображен масонский символ - глаз в треугольнике. Как и на крыльях фашистских самолетов были кресты, но от этого самолеты не стали лучше, а крест хуже.

А вторая сторона практическая, тут вопрос законодательный. Если наши законодатели считают, что свастике не место в общественном пространстве, то ее не будет, не исходя из принципиальных антологических или богословских соображений, а потому что законы таковы. Если посчитают, что не надо устранять портреты Ленина, значит, никто их устранять не будет. Одни хотят их видеть, другие нет. Но поскольку мы живем в стране по закону, значит, что не запрещено законом, то разрешено.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

11.08.2015 09:02

Мне кажется, не в символах кроется опасность, сколько в идеологии, сопровождающей эти символы. Естественно запрещать пропаганду фашизма, экстремизма, терроризма, как и символов, связанных с ними, - это долг каждого гражданина, всего государства. Мы понимаем, если своевременно эту заразу не устранить, не остановить, она может нанести значительный ущерб обществу, перерасти в такую смуту, которая может принести горе людям.

На Украине сегодня происходит абсурд, сотворенный руками некомпетентных людей, которые согласно присказке «назло мамке уши отморожу» запрещают выступления российских деятелей культуры, политиков, трансляцию фильмов, запретили и советскую символику. Мне кажется, это связано с тем, что они не могут интеллектуально конкурировать, и делают это, чтобы досадить.

Но в России всегда относились с уважением ко всем символам, будь то исторические, религиозные, пусть и имеющие неоднозначную оценку. В этих вопросах надо исходить из того, что эти символы дают, что вообще представляют собой. И логично выступать за запрет тех символов, которые несли разрушение и могут принести беду в наше общество. Эксперты и общественность могут это определить без особых усилий. Так в нашей стране применяются правовые нормы по отношению к таким вещам.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

11.08.2015 08:54

В Коране сказано, что в религии нет принуждения. И еще говорится, что каждый человек свою дорогу выбирает сам, но Аллах знает, кто идет более праведным путем.

Конечно, свастика у всех вызывает отрицательные эмоции. Огромное количество жертв ассоциируется в нашей стране с этим символом, так что ничего удивительного нет в том, что в нашем обществе к свастике относятся не лучшим образом.

У мусульман символ - полумесяц, у христиан - крест. И эта символика сама по себе ничего не несет, пока человек не начинает ей поклоняться. Мы полумесяцу, например, не поклоняемся, мы Богу поклоняемся. Но полумесяц символизирует нашу веру.

Мне, религиозному человеку, например, очень не по душе, когда преследуют наших женщин в религиозной мусульманской одежде, потому что она символизирует нашу веру и вызывает у кого-то отрицательные эмоции. Не с символами надо бороться, а с людьми, которые, прикрываясь символикой, ведут преступную деятельность - как за полумесяцем сегодня скрываются преступники ИГИЛ. А иначе все школы надо закрывать, потому что из каждой школы хоть раз, да выпустили будущего преступника, алкоголика, тунеядца.

Так что не в символике дело, а в человеке. Не символ что-то дает человеку, а те люди, которые за этим символом стоят.

Конечно, запретить или разрешить что-либо может только государственный суд. И, кстати, как говорит Аллах: если кого-то оскорбляют твои символы, то надо задуматься, не оскорбил ли ты чьи-то. Это тоже пища к размышлению.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

11.08.2015 08:50

Конечно же, символы традиционных для России религий запрещать ни в коем случае нельзя. «Звезда Давида», мусульманский полумесяц, православный крест – все это исполнено большого смысла для верующих.

А вот запрещать фашистскую свастику, на мой взгляд, необходимо. Мы знаем, что она олицетворяет: нацизм, фашистскую Германию, гибель миллионов людей.

Что же касается символов советской эпохи, я, честно говоря, не понимаю, какие из них вызывают у кого-то отторжение. Что такого в серпе и молоте? Или хотят запретить красную звезду? Но как можно это делать, ведь она в первую очередь ассоциируется с советской армией-освободительницей?

Да и вообще, на мой взгляд, глупо запрещать историю. А это наша история.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

11.08.2015 08:46

Зачем запрещать символы традиционных религий? С символами христиан, мусульман все понятно. К символам буддизма, я, честно говоря, не знаю что относится. Буддизм - философское учение, и, наверное, в его символах тоже нет ничего предосудительного.

Запрет символа фашизма – свастики – я полностью поддерживаю. Считаю, что в отношении тех, кто его рисует, должно быть суровое наказание, вплоть до уголовного – это одна из форм проявления фашизма. Те, кто пропагандирует символы фашизма, подрывают основы демократического строя страны.

А вот в символах советского времени не вижу ничего предосудительного. Серп и молот, флаг победы, знамя Советского союза – это все наша история, зачем ее уничтожать? В свое время, когда еще не появилась российская символика, у меня некоторое неприятие вызывал герб Российской империи. Сейчас, на мой взгляд, все с ним свыклись, он уже не вызывает противоречий. Серп и молот тоже, на мой взгляд, не должны вызывать у людей отрицательных эмоций. Это часть исторического прошлого России, поэтому она тоже должна быть сохранена.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

11.08.2015 08:45

Запрещать символы вообще нехорошо. Например, в ИГИЛ, как и во многих исламских государствах, запрещено даже символически изображать человека, рисовать его. Мы будем уподобляться ИГИЛ своими запретами?

Свастика и другая нацистская символика запрещены по понятной причине: был Нюрнбергский международный трибунал, признанный ООН. Фашизм был осужден как преступная идеология. Поэтому свастика вполне разумно запрещена в ряде стран.

Другие символы других организаций, теорий, идеологий если официально не осуждены по линии ООН, не носят признаков человеконенавистничества, то запрещать их аморально, - можно дойти до того, что просто черточку или крестик будем как-то трактовать и запрещать к публикации и распространению. Это же касается советской символики. Как бы кому ни хотелось, но эмоции у всех разные, кто-то ее любит, кто-то ей поклоняется, ностальгируя по СССР. А кто пострадал от советского режима, тот говорит, что ее надо запретить. Но это только разговоры, и больше чем пиар-проекты я их расценивать не могу. Если не на чем попиариться, то давайте призывать к запретам – избитая инициатива, уже надоевшая.

Так что я отношусь к попыткам запретить советские символы крайне отрицательно. А тем более к разговорам о запрете символов различных религий. Если религиозное направление не признано тоталитарной сектой, то его символы запрещать в демократическом обществе, в котором мы и живем, не должны.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".