Наше единство неизбежно: Священнослужители о русских и украинцах

20.08.2015 08:56


Президент России Владимир Путин на встрече с представителями национальных общественных объединений Крыма 17 августа заявил: «Я считаю, что русские и украинцы - это вообще один народ. Разницы мы не делаем». Поэтому, по словам президента, рано или поздно Украина непременно будет строить свое будущее вместе с Россией.

«Украинский вопрос» существует уже давно – с середины XIX века. История его вкратце такова:

Опорой Российской империи был русский народ, в который, кроме великороссов (т.е. тех, кого сейчас называют русскими) входили также малороссы, белорусы, казаки и другие группы. Выходцы из Малороссии образовывали значительную часть элиты – государственной, военной, культурной, церковной. Киев считался третьей столицей России; он же наряду с Харьковым и Одессой был одним из важнейших культурных и образовательных центров.

С середины XIX в. начало распространяться так называемое «украинофильство» - идеология, учившая, что малороссы на самом деле не русские, а другой народ, «порабощенный» Российской империей - украинцы. Идеология «украинства» с самого начала формировалась как антироссийская и антирусская: малороссов следовало превратить в народ, так же враждебный России, как, скажем, польский. Это настроение активно подпитывала Австрия, опасавшаяся распространения в Галиции русофильских настроений.

Во время и после революции эту идеологию постарались приспособить для своих целей и большевики, для которых главной опорой старого режима была «национальная гордость великороссов», против которой годилось любое оружие. Именно в советское время «украинство», ранее представлявшее собой одно из увлечений оппозиционной интеллигенции, стало через школу и прессу проникать и в более широкие слои населения. С той же целью – уничтожить былое единство русского народа – украинский национализм активно поддерживали и гитлеровцы. Успехам националистов способствовало и то, что ужасы коллективизации и последовавшего за нею страшного голода не могли не восприниматься как результат действий Москвы. В результате, например, Волынь, которая еще в начале ХХ века была оплотом как раз русского национализма, во время войны оказалась одним из бастионов бандеровщины.

Однако пока сохранялось единое государство, эта идеология не могла восторжествовать окончательно. На большей части Украины преобладал русский язык, великороссы не считались «чужаками», браки с ними не воспринимались как смешанные. Тем более не было ничего подобного за пределами Украины: украинцы всегда воспринимались как «такие русские», пусть и немного особенные. Это хорошо видно, например, по кинематографу: персонаж Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики» - конечно, русский, хотя он при этом украинец, что подчеркивается; таков же и говорящий на суржике персонаж картины «Место встречи изменить нельзя».

После отделения Украины положение стало меняться: 20 с лишним лет усиленной пропаганды через школу, СМИ, литературу и т.п. не прошли даром. Майдан и последовавшие за ним события показали, что очень значительная часть молодежи на Украине воспринимает Россию и русских как чужую и враждебную силу. Сегодня, понятно, это еще усилилось: жителям Украины усиленно внушают, что русские – агрессоры и оккупанты, а заикнуться об общерусском единстве стало попросту опасно – судьба Олеся Бузины об этом недвусмысленно свидетельствует.

Однако в России, сколько можно судить, пока что общерусское чувство преобладает: слово «украинец» не приобрело никаких отрицательных коннотаций, а человек с украинской фамилией и украинским выговором по-прежнему воспринимается как «свой» - по крайней мере пока он сам этого громко не отрицает. Нынешние власти Украины и украинские националисты вызывают в народе решительную неприязнь, но на народ в целом она никак не распространяется. Единый язык, единый генофонд, множество смешанных семей, века общей истории – все это оказалось сильнее речевок вроде «Никогда мы не будем братьями».

«Кто украинцы для вас – другой народ или часть русского? Поменялось ли к ним отношение у вас или в вашем окружении за последнее время? Есть ли будущее у общерусского единства, или расхождение Украины и России необратимо?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

20.08.2015 09:49

Мы, конечно, один народ. А что среди украинцев некоторые хотят жить иначе, - так, простите, и среди русских есть такие. Только это выражается не в виде политического сепаратизма, а в виде неприятия своей культуры. Эти люди, как правило, долго мучаются, а потом уезжают на запад. В лучшем случае возвращаются назад, в худшем - их судьба плачевна, как личности они погибают.

Мы все этнически русские. И среди русских было это стремление уйти из пространства русской цивилизации, оно существует и сегодня. Началось это, наверное, не с XIX века, а с Даниила Галицкого, с князя Курбского и других. Неприятие русской государственности, русской культуры, русской цивилизации и, в конце концов, русской веры было и во времена Пушкина: вспомните «Философические письма» его друга Чаадаева.

Был как-то интересный разговор о том, где быть России - на Востоке или на Западе. Ведь если мы христиане, то должны быть на Западе, хватит нам сидеть между двух стульев. Но есть такое возражение: очень даже удобно сидеть между двумя стульями, потому что именно там находится престол Российской Империи. Вот кто не понимает этого, тот будет находиться в неопределенном состоянии, не находя престол. А если найдет, то обопрется и найдет своей место в духовной и культурной жизни мировой культуры.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

20.08.2015 09:44

Мы - русские, украинцы, белорусы - единый народ, просто с течением времени разделенный границами.

Что же касается перспектив нашего дальнейшего сосуществования – все будет зависеть от руководства Украины. Недавно я читал про историю возникновения славян, и в этой книге написано, что в течении 600 лет территория Украины переходила из одних рук в другие. Она была и у Австро-Венгрии, и у литовских князей, и у поляков. А сегодня (и этого никто не скрывает) Украина под внешним управлением. Идеи, которые там провозглашают, не народные, они поступают «сверху». А вообще национализм на Украине очень силен исторически, особенно в ее западной части.

В дальнейшем, думаю, все будет зависеть от того, кто придет власти. Будет это человек, по-настоящему любящий Украину и ее народ, он никогда не допустит кровопролития. Все, что делает на Украине сегодняшняя власть - развязывание войны, реформы в социальной сфере, демонстрирует: она не любит свой народ. Хочется пожелать, чтобы украинский народ наконец-то вымолил у Бога ту власть, которая его любить будет.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

20.08.2015 09:38

Сегодняшнее «размежевание», как и в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине XIX - начале XX века, вызвано подстрекательством извне. С исторической точки зрения это выглядит иначе, чем, например, национально-освободительное движение в XIX веке на завоеванных Балканах, или на той же самой окраине Речи Посполитой (а Украина по-польски означает «окраина»), когда угнетенное православное восточнославянское, русско-украинское население поднималось на национальную освободительную борьбу.

Любой взрослый человек не может не видеть и не понимать, кто друг кто враг – мы живем в реальном мире.

Так вот, я абсолютно уверен: русские, украинцы, белорусы один народ – исторически, культурно, по своим религиозным убеждениям, государственной традиции, исторической судьбе. Думаю, и будущее у этого народа может быть тоже только одно.

Только наивные безумцы или платные провокаторы способны утверждать, что у этих частей одного народа может быть общее будущее с сообществами западного или иного мира. Но это единство возможно только в том случае, если будет не просто названа и осознана, но и восстановлена та идея, вокруг которой наш единый народ, его культура, единое, историческое, государственное пространство могло сформироваться и удерживаться. Это вера, нравственные ценности – то, что мы называем отношениями с Богом.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

20.08.2015 09:36

Во-первых, хочется напомнить и жителям нашей страны, и Украины – все мы вышли из владимирской крещальной купели, Киев – наша духовная Родина. Православные ориентиры жизни, которые мы получили, объединяют все три братских восточнославянских народа (русских, украинцев, белорусов).

Я бы, конечно, разделил понятия «украинский народ» и «украинский национализм» – это разные вещи. В России ведь тоже поднимает голову свой великорусский национализм. Так вот, никогда не нужно путать разрушительную идеологию и сам народ.

Я не согласен с президентом Путиным в том, что украинцы - такие же русские. Нет. Это самостоятельный молодой народ, который, точно так же, как русский, начал формироваться где-то в XV-XVI столетии, имеет свой язык культуру и быт. Но в этом нет ничего страшного. Нас объединяет единство корней, единый генофонд, единая вера. И ничего, что у нас разные языки. Кстати, этот спор возник не в XIX веке. Еще Белинский смеялся над Гоголем из-за его языка.

Все народы равны, и когда между людьми существуют добрососедские, мирные отношения, ни в коем случае сюда нельзя примешивать идеологию. Как только появляется национализм, шовинизм и крайнее проявление фашизма - расизм, тут-то и начинаются все беды.

Для нас украинцы как были братьями, так и остались. В нашем районе из приезжих еще в результате переселения по столыпинским реформам образовались целые украинские поселки, да и у меня у самого украинские корни. Мои предки живут здесь уже боле ста лет, и это наша родина. Пусть кто-то из приезжих стал русским, кто-то нет – мы все славяне, все православные, и это нас объединяет.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

20.08.2015 09:34

Президент России знает, что говорит, - и важен не акцент на личные пристрастия и чувства, а акцент на историческую реальность. Президенту доступно более глубокое знание текущей реальности, чем большинству. Есть на эту тему монашеская пословица, как один игумен монастыря поссорился с монахом. И монах говорит: «Ты хоть и игумен, но не умен». На что тот ответил: «А ты хоть и умен, но не игумен».

История русского народа и всех восточнославянских народов хорошо известна. Татарское нашествие раскололо наш народ, воздействие Запада продолжило эту скорбную страницу, потом Переяславская рада вновь объединила... То есть украинская история динамична. То украинцы были под властью Литвы, то Турции, то России, то откололись от России. Они более подвержены внешним влияниям, чем великороссы, это факт. И сегодняшнее печальное положение – гражданская война, страшная русофобия и ненависть России под американскую дудку – все это история уже видела. Ну что ж, не будем из этого делать большой трагедии, просто учтем эту особенность.

Еще важно, что украинский народ даже не помнит, что история не всех украинцев относится к идентичности России. Западная часть Украины в состав России и Московского государства не входила никогда вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Эти территории принадлежали Литве, Польше, Австро-Венгрии, по вероисповеданию они католики и по настроению своему они к России не имеют никакого отношения.

И надо помнить, что народы, которые объединяли Югославское государство, разошлись с кровопролитием, народы Чехословацкого государства тоже разошлись, но не кроваво, слава Богу. И если западная часть Украины получит свободное волеизъявление, она с Россией не воссоединится, и это исторически правильно. А на остальную часть Украины мы, конечно, должны смотреть с надеждой и видеть их снова в единстве с нашим российским народом, который объединяет и Беларусь, и всю территорию РФ.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

20.08.2015 09:31

Само слово «Украина» означает окраину России. Да, Киев был матерью городов русских, но потом центр сместился, и Украина стала окраиной России, но жители-то остались русскими. Поэтому украинцы и русские – это, несомненно, один народ.

Сейчас мы проходим серьезное испытание, но пройдет какое-то время, и все снова поймут, что мы - один народ. На Украине и в России одна вера – православие, одни духовные и культурные ценности, века общей истории. У нас больше общего, чем разделяющего.

К сожалению, из-за событий на Донбассе я замечаю, что некоторые стали относиться к украинцам отрицательно. Но, уверен, все пройдет. Все возмущение и вся злость выкипит, и все встанет на свои места.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

20.08.2015 09:28

Безусловно, русские и украинцы – это единый народ. Так всегда считал и я, мои прихожане и знакомые. Россия и Украина неразделимы. А членов хунты, которые пришли к власти на Украине и устроили всю эту вакханалию, даже нельзя считать украинцами.

Думаю, если бы Хрущев и Ельцин повели себя чуть по-другому в свое время, - никогда на Украине бы не стреляли и не обзывали русских «москалями». Но я уверен, что Украина будет с Россией, просто надо пережить время этих сумасшедших бесчинствующих.

Конечно, есть какие-то недалекие люди, которые считают всех украинцев бандитами, бандеровцами. Но их не надо слушать, такие пустые разговоры были и будут всегда.

А что на Украине будет порядок, мы не сомневаемся. Конечно, хочется, чтобы обошлось малой кровью, но идет война, ежедневно гибнут люди, и смерть одного человека – это страшное горе, а там счет пошел уже на тысячи.

Но я уверен, пройдет время, и украинцы будут приезжать в российский Крым отдыхать, и никто не будет требовать полуостров обратно. Потому что все украинцы знают: Крым всегда был частью России. Украинским олигархам, конечно, жалко расставаться с незаконными захватами земли на побережье, вот они и возмущаются. Но уже и Европа точку поставила в этом деле, признав, что Крым – это Россия. Осталось дождаться, когда все уляжется, и мы снова будем жить в мире.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

20.08.2015 09:17

У русского, украинского и белорусского народов одни славянские корни. Но среди славян были разные племена. Конечно, они перемешивались между собой, проходила ассимиляция. В итоге эти народы начали проживать на определенных территориях. Так что они, безусловно, славяне, но имеют специфические черты. Но точно сказать, что русские, украинцы и белорусы - один и тот же народ или все же нет, должны специалисты-этнографы. К славянам относятся также чехи, но нельзя же говорить, что чехи и русские – один и тот же народ?

Национальность украинцев формировалась на обособленной территории с учетом языка, традиций, культуры. Есть заметные отличия, которые я сам наблюдал, проживая на Украине. Украинцы, живущие в центре страны и на юго-востоке, близки русским. На западной Украине, где сказалось большое влияние Венгрии, Германии, ситуация несколько иная. «Западенцев» условно можно назвать украинцами - только по территории. Но в XVII - XVIII веках украинцы все-таки были единым народом, проживавшим на южных окраинах Российской империи.

В Орле улица Черкасская, где я живу, носила название «Черкаскаская слобода». Там проживали «черкасы» – украинцы. Их так именовали по названию города, никто не подразумевал под этим ничего другого.

Сейчас процесс разделения на две независимые друг от друга национальности, думаю, скорее, носит политический, нежели этнографический характер. То, что украинцы называют себя абсолютно другим народом, не имеет никакого отношения к этнографии. Сколько еще будет продолжаться это противостояние и к чему приведет, сказать сложно. Конечно, со временем все «устаканится», но как скоро, прогнозировать сложно. Тем более, что все эти процессы на Украине подогреваются извне. Ну, как говорится, «поживем – увидим».

Поменялось ли мое отношение к украинцам? Здесь, в Орле живет много моих друзей и знакомых, у которых украинские корни. Я сам какое-то время жил на Украине. Так что мое отношение к украинцам не изменилось. Но к тем, кто разжигает на юго-востоке Украины конфликт, ведет братоубийственную войну, оно, естественно, отрицательное. Как и к тем, кто служил в рядах бандеровцев. И понятно, что их национальность здесь ни при чем. Ну а весь народ в преступлениях этих людей обвинять, конечно же, нельзя.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

20.08.2015 09:14

Для меня, безусловно, украинцы - «свои». Да многие украинцы и сами называют себя русскими. Все мы - дети одного большого восточнославянского народа, который объединяла Русь, а потом Россия.

Да, так получилось, что мы теперь разделены границами, но самый главный показатель для единой нации - это язык, менталитет и направление культурного развития. Все это у нас различить практически невозможно. То есть если умышленно не нагнетать эту псевдоразделенность народов, то разницы никто и не заметит.

В моем окружении очень много украинцев по национальности, по этнической принадлежности, но русских по менталитету. И мы всегда считали зазорным обращать внимание на принадлежность к русской или украинской нации, к какой-либо религии, ведь среди них много татар. Каждый человек живет так, как считает нужным, верит в то, во что считает нужным.

Политическая конъюнктура была и будет всегда, будут волны сближения россиян и украинцев, будут волны разделения. История наших народов очень длинная, но перспектива одна: мы не разделимы и будем жить вместе в веках, как бы не хотелось нашим врагам разделить братьев и сестер между собой.

Сейчас есть одна шутка: чтобы нам жить вместе, России нужно войти в состав Украины, и тогда русское население, не отравленное пропагандой фашизма, изберет правильное правительство. В этой шутке верно то, что люди сами хотят объединения, чтобы мы были едины не только ментально, но и жили в едином государстве. Люди тянутся друг к другу, - ведь у нас столько родственных связей.

Территория нынешней Украины то входила в состав России, то выходила из него, так что наше единство неизбежно. История не раз это подтверждала.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

20.08.2015 09:06

Русские, украинцы и белорусы – несомненно, исторически и культурно три ветви единого народа, которые начали в той или иной степени обособляться действительно где-то в середине XIX века, а если говорить точнее - в XX веке. Большую роль в этом вопросе сыграла пропаганда конкурентов Российской империи, а затем Советского Союза. Польша поддерживала белорусский национализм, Австро-Венгерская империя - украинский.

Есть вина в произошедшем и советского руководства, проводившего откровенно антирусскую политику подавления русского национального чувства, и в то же время - развития отдельных национальных категорий, в том числе украинцев и белорусов.

Тем не менее, даже вся эта сложная история долгое время, как мне представляется, не была критичной - по той простой причине, что и в Киеве, и в Минске, и в Москве в годы существования Советского Союза люди чувствовали себя свободно, русские на Украине говорили на русском и украинском, украинцы у себя в России тоже. Выходили книги и газеты на всех языках.

Конечно, все обострилось в последние 20 лет, когда началось искусственное конструирование так называемой украинской нации под эгидой украинского национализма. Все трагедии, происходящие сейчас на территории нынешней Украины, с одной стороны связаны с ростом украинского национализма, а с другой - с неверной политикой российского руководства, которое, к сожалению, тоже способствовало расколу единого народа. В итоге мы имеем то, что имеем.

Исторически, культурно, религиозно большая часть населения России и Украины если и не едины, то очень близки. Никаких преград здесь не существует в принципе. А вот с политической точки зрения, в силу, как я уже говорил, искусственного конструирования украинской нации вопреки всему русскому, что существует на Украине, все, к сожалению, намного сложнее.

Для меня украинцы, белорусы, русские до сих пор остаются представителями единой восточнославянской братской цивилизации. Но, увы, значительная часть населения Украины просто-напросто отказывается теперь от этого братства.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".