Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Regions.ru

Нечего на школу пенять. Священнослужители о проблемах школьного воспитания

02.09.2015 13:58


Россияне считают, что в школе их недоучили. Согласно проведенному порталом Superjob накануне Дня знаний соцопросу, школа не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений. Лишь 19% россиян посчитали знания, полученные ими в школе, достаточными, а подавляющее большинство(63%), среди которого преобладает молодежь, раскритиковали школьное образование.

Как пишет газета “Известия”, участники опроса выставляли школьной системе оценку по пятибалльной шкале - оценивали её способность развивать практические умения, критическое мышление, внимание, воображение и память. “Сдать” школьному образованию удалось только “память” и то едва - средний полученный балл 3,1. Хуже всего дело обстоит с практическими умениями, здесь школы получили “неуд” - 2,5 балла. Среди основных навыков, упущенных современной системой образования, респонденты часто называли коммуникативные навыки (9%) и этикет (8%). Еще 7% считают, что следует углублять знания по основам безопасности жизнедеятельности и способам выживания в нестандартных условиях. Столько же россиян уверены, что современных школьников нужно готовить к работе на компьютере: изучать программы, учиться машинописи и методу слепой печати.

Читайте также: Образование с отставанием: парламентарии о недовольстве россиян школами

Согласны ли Вы с результатами соцопроса, действительно ли школы не дают практических навыков и умений или дают их не в полном объеме? В каком направлении нужно развивать школьное образование, чтобы устранить эти пробелы? Довольны ли вы своим школьным образованием? - корреспондент Regions.ru выяснил мнение священнослужителей и экспертов.

Протоиерей Андрей Михалев

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи.

02.09.2015 14:20

Многие считают, что сегодняшнее школьное образование не выдерживает никакой критики, но у нас критикуют все. Никогда человек не скажет, что все хорошо, всегда в чем-то найдет изъяны.

Недостатки в системе образования, конечно, есть. Считаю, не об ОБЖ нам нужно думать - необходимо углубленно изучать русский язык. У многих школьников, да и студентов, страдает правописание. Мало времени уделяется литературе. Не менее важны и точные предметы. Правда, при их изучении я бы предложил делать акцент на практических знаниях. Если школьник, оканчивая учебное заведение, не может посчитать кубометры в куче песка, зато все знает о параболе, это как-то странно. Практических знаний детям не хватает. Но нужно не критиковать школу, а больше заниматься самостоятельно. Сейчас много литературы, было бы желание.

Мы всегда очень требовательны к школе и к учителям. Если что-то не получается, говорим, что нам чего-то недодали, недосказали. Я знаю многих людей, которые сейчас занимаются наукой. Так вот, они получали самообразование. Я тоже по большей части занимался своим образованием сам на протяжении всей жизни, так что мне трудно сказать, доволен ли я знаниями, полученными в школе.

Хочется пожелать, чтобы у сегодняшних школьников было желание учиться, и тогда возможные пробелы восполнятся. А если матушка-лень не дает этого делать, обучай человека даже известные профессоры, толку не будет. Школьное образование никогда не станет идеальным – так чего его критиковать.

Игумен Серапион (Митько)

заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

02.09.2015 14:19

Я учился в советское время, и тогда школа была важнейшим частью жизни, обладала достаточным авторитетом и давала фундаментальные знания. Правда, основные свои знания я получил уже по окончании школы - прошло много времени, и появилось много новой информации и способов ее получения.

Что касается современной средней школы, ее возможности ограничены. Во-первых, из-за недостаточного финансирования . Во-вторых, сами ученики зачастую используют все возможности, чтобы уделять обучению минимум внимания, и учителям, вместо того, чтобы давать знания, приходится мотивировать учеников учиться, на что уходит много времени и сил.

Думаю, школа не должна давать все необходимые знания, она, прежде всего, должна научить учиться. А какие-то дополнительные знания можно получать самостоятельно, постоянно совершенствуя уровень тех, что получены в школе.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

02.09.2015 14:18

Я получал образование в советской школе, и застал переломный момент, хотя у нас еще не было нововведений в виде того же ЕГЭ. Мы сдавали сочинения, диктанты. Считаю, что комплексные знания мне дать сумели – советская система образования была лучшей в мире, это признавали в международном образовательном сообществе.

Мне приходилось слышать критические замечания о том, что сегодня уменьшаются часы на гуманитарные предметы и физическое воспитание. Я считаю это ударом по комплексному образованию. Кого сегодня готовят, счетоводов? Да, математика и физика нужные предметы, но нельзя увеличивать их часы за счет гуманитарных, развивающих творческие способности. А если что-то добавлять в современное образование, я бы предложил предмет «Критическое осмысление действительности». Детям нужно давать информацию о каких-то важных вещах, с которыми им придется сталкиваться в будущем.

Рассматривать различные бытовые ситуации - например, когда кто-то обманом пытается затянуть вас в секту или террористическую организацию. Ребенок должен быть готов выйти в большой мир, где его подстерегают такие опасности, и жить, оставаясь человеком.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

02.09.2015 14:17

Школьное образование рассчитано на некий средний уровень учащихся и это, быть может, его слабая сторона. Слабые ученики «тянут назад» сильных. У нас нет возможности поощрять школьников, желающих учиться, развивать это их желание. Родителям таких детей приходится переводить их из обычной муниципальной школы в лицеи, платить, чтобы они смогли потом поступить в престижный вуз.

На мой взгляд, один из способов решения проблемы – уход от «усреднения». Что нам даст средняя температура по палате? Выздоровление? - нет. Наша система среднего образование должна быть более гибкой. Плохо успевающих учеников следует ориентировать на получение практических навыков, изучение предметов, где они проявят успехи. А учащиеся, склонные к творческой, интеллектуальной деятельности, пусть больше занимаются ею.

Я сам когда-то учился в школе с математическим уклоном, и чувствовал себя там неуютно - был троечником. Перешел в другую, стал отличником. А потом дважды пытался поступить в тот вуз, в который хотел – в архитектурный. С первого раза не получилось, так как не добрал пол балла. Потребовалась дополнительная подготовка . Значит, каких-то знаний, полученных в школе, мне не хватило. Зато потом, когда все же поступил, учиться мне было легко. Институт я окончил с красным дипломом.

Мне хотелось бы, чтобы среднее образование выявляло способности человека, и помогало их развивать.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

02.09.2015 14:16

Необходимо, чтобы вся школа, ученики и преподаватели знали, зачем нужно вообще образование. По-моему никто этого не понимает. Обучение ради обучения? Можно хоть сто новых предметов ввести, но результат все равно будет плачевным. Обучение нужно не просто для того, чтобы человек был образованным, а чтобы достичь определенной цели в жизни. Когда есть цель, возникает мотивация для изучения. И вот этот момент отсутствует в нашей школе, некоторые не хотят учиться, а некоторые просто делают из этого деньги. Хотя нагрузки у школьников сегодня большие, но нет смысла в таком образовании.

А смысл этот может дать только духовный аспект восприятия образования, все должны понимать, что ученик и учитель преследуют одну цель, а не разные. И этот момент должен быть религиозным, а у нас его нет, поэтому в образовании беспорядок.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

02.09.2015 14:15

К сожалению, у нас школа сейчас находится под очень большим прессингом со стороны двух сил. Первая – это министерство образования, которое формирует западно-ориентированный вектор и вводит либеральные изменения в систему образования. Вторая – это прагматичная и сугубо утилитарная позиция со стороны родителей. Как раз именно вот эти перечисленные в опросе проблемы не должны решаться школой.

Почему так неразвита коммуникабельность? Из-за нехватки внимания детям со стороны родителей. Они не знают, чем и как надо заниматься с детьми, они удаляются от них, дети предоставлены компьютерам, общению в соцсетях. Им не представлен образ коммуникабельности, который наше поколение видело еще в фильмах, потому что у нас не было деления на полицейских и преступников, как сейчас это происходит, не было компьютерных игр «стрелялок». То есть сейчас у детей идет не налаживание нормальных отношений, а их уничтожение. Поэтому нечего здесь на зеркало пенять, то есть на школу, когда это чисто родительская функция - заниматься с детьми, формировать детские сообщества из круга своих знакомых, братьев-сестер. А сейчас ведь в основном малодетные семьи, как там могут сформироваться эти навыки?

Что касается компьютера, я знаю один случай, когда женщина в 80 лет им очень легко овладела, просто было желание и несколько уроков компьютерной грамотности. Если молодые люди интересуются такой техникой серьезно, они могут пойти в вуз на соответствующую специальность – это в школе изучать не надо.

А в каком направлении развивать образование, на этот вопрос отвечали наши выдающиеся педагоги и психологи – К.Ушинский, С. Рачинский, П. Юркевич и иные, они формировали русскую классическую школу, показавшую свои выдающиеся качества и потом усвоенную советской школой. В первую очередь школа должна воспитать, сформировать у ребенка этноконфессиональное сознание, чтобы ребенок знал, кто он по принадлежности к истории, к своему народу, к традиции. Он должен хорошо владеть своим языком – языком своих предков, чтобы правильно понимать, как они осмысливали этот мир и как ему на этот мир смотреть, это уже этнолингвистическое сознание. И, конечно, нужно иметь элементарные фундаментальные знания по естественно-научным дисциплинам. Все остальное на эти знания легко ложится, и пусть не говорят, что эти знания не используются дальше. Они вполне надежная база для дальнейшего обучения.

Сейчас в школе формируют какие-то непонятные неизмеряемые компетентности, а ЕГЭ проверяет вполне конкретные и мелочные подчас знания каких-то ненужных вещей. И расхождение между тем, какие задачи поставлены, и что проверяется на выходе, колоссальное. Это проблема системы образования, которая не согласована внутри самой себя.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

02.09.2015 14:14

В советское время наша страна считалась самой читающей, и советские дипломы пользовались большим авторитетом в других странах мира. Сегодня все не так. И компьютер компьютером, но его и так дети дома осваивают без школы, так что лучше поменьше за ним сидеть, чтобы сберечь здоровье.

Многое еще зависит от хороших педагогов, потому что профессионал всему обучит в достаточной мере. А у нас некоторые школы вообще не полностью укомплектованы учителями, что говорить о профессионалах своего дела.

Школа должна давать фундаментальные знания по точным наукам, естественно-научным, гуманитарным – это должны быть основные предметы. А учить выживанию в нестандартных условиях - это перебор. Вот физкультуру хорошо бы развивать: если ребята будут физически здоровыми, этого будет достаточно, чтобы сориентироваться и выжить в сложных условиях. Зато это поможет бороться с курением, употреблением алкоголя. Надо ориентировать школьников на здоровый образ жизни!

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

02.09.2015 14:13

Исходя из общения со школьными работниками и учениками, знаю, что программа в школах очень насыщенная. Дети с начальной школы уже так загружены, что нам и не снилось. В наше время хватало свободных часов на кружки и спорт, а нынешним детям приходится гораздо труднее.

На уровне детсада уже надо давать основы этикета и нравственности. Пускай это будут не совсем религиозные уроки, но хорошо, если их будут вести представители духовенства. А то в обществе сегодня столько аморального, дети должны понимать, что хорошо, а что плохо.

Еще, мне кажется, недостаточно финансовой грамотности, детей надо учить со школы, как распоряжаться финансами, изучать банковские возможности, кредитные операции. Это поможет в будущем не попадать в финансовые аферы, в кабальные кредитные условия. Ведь большинство проблем с деньгами сегодня из-за отсутствия финансовых знаний.

Думаю, в школе должен соблюдаться баланс между получением практических знаний и фундаментальных. Но по себе сужу: мне в жизни больше пригодились практические навыки, полученные в школе. А сегодня у школьников родители, как правило, очень много работают. Поэтому школа должна воспитывать, как решать проблемы в жизни. Из теоретических знаний мы берем только азы, потом их совершенствуем и расширяем в вузах на конкретных специальностях, а школа помимо базовой теории должна давать именно то, что пригодится на практике.

Борис Динер

председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области

02.09.2015 14:12

Полученным в школе образованием я, в общем-то, доволен - учили меня неплохо. Что хочется сказать о современной школе - если ученик захочет получить знания, он их получит. Говорю об этом как отец, чьи дети сейчас учатся. Нужно просто приложить усилия, повторять пройденный материал дома, читать дополнительную литературу. Кто хочет учиться, будет стараться. И неважно, учится ли ребенок, скажем, в какой-то престижной гимназии, или в муниципальной школе. Есть у меня знакомые дети, которые в гимназии ничего не делают, а есть такие, кто оканчивает обычную школу с золотой медалью.

Если говорить о совершенствовании школьного образования, мне, быть может, хотелось бы добавить немного практики. Например, опрошенные предлагают готовить школьников к работе на компьютере. Почему нет? Компьютеры сейчас повсюду, навыки работы на нем обязательно пригодятся. Еще обязательным считаю хорошее знание русского языка и иностранного. Сейчас говорят, что в школе будут изучать два иностранных – с одной стороны, это неплохо, повышает шансы на последующее трудоустройство. Лишь бы в погоне за вторым иностранным школьники не забыли свой родной - русский. Немаловажно и то, в каком объеме будут изучать языки. Если по окончании школы дети будут его знать в совершенстве, это одно. Если едва выучат алфавит – совсем другое.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

02.09.2015 14:11

Более всего я недовольна в современной школе практически отсутствием духовно-нравственного воспитания. Директора школ то ли сами боятся вводить дисциплины, которые носят религиозный характер, то ли боятся возражений родителей. Так что воспитательная составляющая в школе и вузе оставляет желать лучшего.

То, что у нас практическая направленность образования максимально отсутствует, это факт. У меня есть некоторые знакомые выпускники американский школ. Вроде бы совершенно бестолковые, выходят из школы, толком не зная таблицу умножений, и это я говорю о выпускнике школы среднего уровня, который потом еще окончит вуз, но школьные знания крайне низкие, и вместе с тем человек абсолютно адаптирован к самостоятельной жизни. В США принято, что в 18 лет родители отправляют ребенка в самостоятельную жизнь, и школа готовит к такой жизни. У нас же процветает инфантилизм, 30-летние себя мнят еще детьми. Как сделать, чтобы больше было практической направленности в нашей школе? Тут нужно консилиумы собирать и думать над этим.

Да, безопасность жизнедеятельности важна в нынешних условиях. И ребенка надо учить компьютерной грамотности, этот вопрос надо серьезно решать, потому что в огромном количестве российских семей компьютер дети видят только по телевизору, я говорю о маленьких городах и селах. В больших городах и в столице, понятное дело, с этим, как правило, нет проблем.

Коммуникативных навыков не хватает, я согласна. Система тестирования, ЕГЭ, отсутствие сочинений в последние годы – все это минимизировало возможности ребенка говорить, разучило мыслить, анализировать и выражать эти мысли, в том числе вслух.

Этикетным формулам, конечно, надо учить, особенно в условиях большой миграции в Россию. Очень много детей, для которых русский не первый язык, или не родной, или родители плохо говорят по-русски, а дети уже рождены здесь. Такая среда не способствует тому, чтобы дети хорошо говорили. И наши дети, общаясь с ними в школе, теряют навыки хорошей культурной речи. Уровень бытовой культуры в России крайне низкий, и в школу дети приходят со своим низким уровнем культуры быта, что уж о коммуникации говорить. Но все-таки я не считаю эти проблемы основополагающими. Главное, это духовно-нравственное воспитание, которого практически нет, а оно крайне необходимо.

Пайцар Даниелян

председатель Орловской региональной общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр»

02.09.2015 14:10

Это сложный вопрос. Сегодня модно критиковать школу. Мы полагаем, что она должна заменить все: родителей, бабушек, дедушек, социум. Мы возлагаем на школу непосильную ответственность, и у нас много требований к этому институту.

На самом же деле у него есть элементарная функция – школа должна дать нам базовые знания в области тех или иных наук. Система советской школы была немного другой, сочетая научную и практическую направленность. На современную школу возложено очень много задач. Ученику необходимо в кратчайшие сроки передать очень большой объем информации. К сожалению, учителю уже не хватает сил и времени на все остальное. Это первая особенность современной школы. Второе – каждый человек предъявляет к школьной системе образования свои требования. Кому-то нужны навыки машинописного текста, кому-то уроки по домоводству. Угодить всем невозможно, поэтому существует государственный стандарт, по которому обучают детей.

Я считаю, он соответствует имеющимся требованиям. К тому же у школьных преподавателей все-таки низкая заработная плата. Платить учителю, который вкалывает в течение всего дня, готовится к урокам дома, несет моральную ответственность за всех своих детей, копейки и требовать от него каких-то достижений, наверное, безнравственно. Учитель не сверхчеловек, а такой же как, и мы с вами.

Какой бы идеальной модели образования нам не хотелось, не все зависит от школы - многое зависит от нас самих. Ни в какой стране мира мы не найдем идеальную систему образования, везде будет что-то, что хотелось бы исправить.

Довольна ли я своим школьным образованием? Пожалуй, я бы ответила на этот вопрос утвердительно. В целом довольна, хотя не все навыки и знания, которые получила в школе, использую сегодня в жизни. Но ценность образования и сегодняшней, и той школы заключается в комплексе знаний, которые мы получаем. Школа формирует из нас личность.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Если говорить об «омикроне», то это самый легкий штамм, который протекает как легкая простуда. И зачем надо было закрывать больницы и поликлиники, непонятно. Если мы сегодня видим, что поликлиники уже захлебнулись, не справляются с наплывом больных, это значит, что у нас идет полный развал здравоохранения. И конечно, будет увеличиваться количество хронических больных, количество смертей. Мы будем выявлять уже последние стадии онкозаболеваний, - вместо того, чтобы выявлять их на ранних ста ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

"Коммерческая составляющая наших телеканалов не должна быть главенствующей, потому что получается, что за коммерцией мы теряем наше гражданское общество, нашу сплоченность. Поэтому нужно менять полностью систему управления и нашим телевидением, и средствами массовой информации. Я не говорю о том, что нужно вводить цензуру. Но мы должны в эту грязную бочку, с этой зловонной жижей, добавлять чистую хрустальную воду, и вымывать всю эту грязь. И тогда все будет хорошо..."

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...